ТСО делят:
- экранные (диафильмы, диапозитивы)
- экранно-звуковые (кинофильмы, телепередачи)
- звуковые (радиопередачи, грам- и магнитофонные записи).
Диафильмы: Времена года, Кто как к зиме готовиться, Кто как весну встречает… Кто живет в холодном море, Это все кошки, Лекарственные растения, Хлеб – всему голова…
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.
Труд в природе
Значение:
4. Ребенок во время труд деятельности взаимодействует с реальными объектами природы, это формирует реалистические представления об объектах природы и их взаимосвязи.
5. Обогащяется словарь
6. В процессе труда создаются благоприятные условия для сенсорного развития детей.
7. Равитие познавательных интересов и наблюдательности.
8. Совершаются задачи экологического воспитания.
9. Труд объединяет, дисциплинирует, воспитывает чувство ответственности за жизнь живых существ.
10. Способствует физическому здоровью.
Педагогические требования к труду детей в природе:
1. Должен быть направлен на решение задач всестороннего развития детей
2. Должен быть мотивированным (понимать для чего?)
3. Посильным для детей разных возрастных групп.
4. Должен быть не случайным, а систематичным
5. Организованным (колективный, инвентарь, пояснения короткими, темп)
Гигиенические:
1. В нежаркое время (утром, вечером)
2. Инвентарь должен отвечать росту
3. Специальная одежда
4. Смена видов труда, следить за позой.
5. В конце гигиенические процедуры.
Требования к соблюдению техники безопасности:
1. Категорически запрещено переносить детям тяжести больше 2-2,5кг для детей старшего дошк возраста
2. Не привлекать детей к разведению огня (листья)
3. Общее время труда не больше 30мин. Каждые 7-10мин производить спену видов труда, делать перерывы.
Виды труда, их содержание в разных возрастных группах
1. Труд по уходу за растениями
2. По уходу за животными
3. Труд, связанный с охраной природы.
Содержание труда определяется для каждой возрастной группы программой д/с.
Содержание труда, связанного с уходом за растениями:
1. Подготовка почвы к посеву (перекапывание, подпушивание) – ст.гр.
2. Планировка грядок – ст.гр.
3. Посев семян – все возрастные группы. Дети мл.гр висевают крупные семена.
4. Посадка рассады – ср.и ст. гр.
5. Полив- все гр.
6. Подпушивание – ср. и ст. гр.
7. Пропалывание – ст.гр.
8. Вытирание листьев комнатных растений – все гр.
9. Опрыскивание, обрезание сухой листвы – ст. гр.
10. Удобрение, борьба с вредителями – ст.гр вместе с воспитателем.
11. Сбор урожая – все гр.
Содержание труда, связанного с уходом за животными
1. Самостоятельное приготовление корма для птиц – ст.гр.
2. Самостоятельное кормление – ст.гр. Младшие гр. Выполняют поручения под руководством воспитателя.
3. Чистка клеток, мытье поилок – ст.гр.
Содержание труда, связанного с охраной природы
1. Уборка участка от мусора, камней, листвы – все группы.
2. Подкормка птиц – все группы.
3. Подгребание снега под деревья и куты – все гр.
4. Укрытие на зиму хризантем, примул – ст.гр.
Формы организации труда детей в природе
Поручения – доступная форма привлечения к ежедневной трудовой деятельности.
Делят на виды:
- по сложности заданий (простые и сложные);
- по длительности выполнения (кратковременные и длительные);
- по способу организации детей (индивидуальные и групповые).
Мл.гр. – протереть листья, подержать коробочку с кормом для рыбок, потом самостоятельно.
Ср. и ст. гр – более сложные. Посмотреть есть ли необходимость поливать цветы в цветнике.
Поручения требуют руководства со стороны воспитателя. Осн приемы: показ, напоминание.
Дежурства – со ст. гр.
Назначают несколько детей 2-3, лучше по желанию. Проводят утром, до завтрака. Воспитатель должен руководить
Коллективный труд – отличается общей целью.
По способу организации может быть:
- совмесно-индивидуальным (каждый ребенок садит на своей грядке рассаду);
- совмесно-последовательной;
- совмесно-взаимодействующей.
Структура колективного труда (выращивание растений)
1. Беседа (внешний вид, необходимые условия для жизни, значениедля человека, для природы).
2. Постановка цели и мотивация труда.
3. Обследование посадочного материала.
4. Инструктаж
5. Ход работы
6. Подведение итогов
Несложные опыты
Опыт – это способ материального воздействия человека на объект, с целью изучения этого объекта, его особенностей.
Большое значение опыту отводили – Е.М.Водовозова, Е.И.Тихеева.
Опыт ценнен тем, что имеет большую убедительную силу, полученные детьми знания имеют особую доказанность, полноту и содержательность..
С помощью опытов надо учить детей:
- устанавливать связь между состоянием воды и температурой воздуха;
- установление защитных качеств снега;
- зависимость роста растений от изменений тепла, света, удобрений, влаги.
Запрещено! Проводить опыты, в результате, которых могут погибнуть живые существа.
Структура опытов
1 этап
Подготовительный. Воспитатель проводит с детьми беседу, заинтересовать. Как вы думаете, деревья зимой живые? А почему они не замерзают от сильного мороза?
2 этап
Начало опыта: выдвижение гипотезы. Я читала, что деревья не замерзают потому, что в их соке много сахара. Давайте поставим на мороз две баночки: в одной-простая вода, другой-с сахаром. Как вы думаете, где вода быстрее замерзнет?
3 этап
Ход опыта. Дети наблюдают. Делятся мыслями.
4 этап
Заключительный – обсуждение результатов опыта.
Какие можно проводить опыты:
- превращение воды в лед, лед на воду, воду в пар;
- в воду мел, землю, глину – появятся пузырьки, значит есть кислород;
- летом, направлять струю воды против солнца – образование радуги.