Ианнуарий (Ивлиев), архм. Евангелие от Луки. Богословско-экзегетический комментарий. М, 2019. С. 258-263, 279-280.




Наставления ученикам Иисуса Христа о следовании за Ним продолжаются. Мы рассмотрели притчу о милосердном самарянине, в которой говорится о деле любви к ближнему. Продолжение - в рассказе о Марии и Марфе, в котором говорится о слушании Слова Иисуса. Этот рассказ тоже относится к собственному преданию Луки, и его нет у других евангелистов.

В то время как любовь к ближнему представлена как некое общечеловеческое свойство, возможное и у не иудея, вообще у человека любой религии, как это показал случай с милосердным самарянином, слушание Слова Иисуса типично для Его учеников и представлено в рассказе как отличительная характеристика последователей Иисуса Христа, то есть христиан. Но почему? И отчего это так важно? С этим надо разобраться.

Евангелист вводит рассказ указанием на то, что Иисус продолжает свой путь в Иерусалим. В некоем селении Его гостеприимно приняла в свой дом женщина именем Марфа. Вообще говоря, тот факт, что женщина приняла Его, мужчину, известного Учителя, и Он дозволил ей Его принять, такой факт в Иудее того времени был очень необычным и даже воспринимался как нечто соблазнительное, недостойное. Далее сказано, что сестра Марфы Мария «села у ног Иисуса». Нам сейчас трудно вообразить, насколько неприличным тогда это казалось: некая женщина села у ног Учителя! Это уже превосходило все, что мог себе представить приличный иудей. Ситуация «сидения у ног» типична для традиционного отношения «учитель - ученик». Но никакому иудейскому учителю совсем не понравилось бы, да и не пришло бы в голову иметь среди своих учеников какую-то женщину. Невозможно! Однако здесь это так.

Обе женщины упомянуты евангелистом Иоанном как сестры Лазаря (Ин 11:1). Там называется и селение - Вифания. В то время как активная Марфа озабочена своими хозяйственными обязанностями гостеприимства («заботилась о большом угощении», или, точнее в церковно-славянском переводе «о мнози службе», по-гречески «о большой диаконии», то есть «заботилась, как бы побольше и получше служить»), созерцательная Мария посвящает себя гостю своим внимательным слушанием, с верою принимая Его Слово. И это должно нам напомнить притчу о семени. На какую почву оно упало? - Марфу раздражает то, что она должна выполнять всю работу одна, и она просит Иисуса, чтобы Он призвал Марию помочь ей в ее работе. Но Иисус критикует ее: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно». Такова внешняя канва рассказа.

Вообще говоря, напряженное отношение между вниманием к Слову Божьему и человеческими заботами - тема, постоянно возникающая в писаниях евангелиста Луки. Например, когда говорится о толпах народа, которые стекаются к Иисусу «врачеватьсяу Него от болезней своих», но «Он уходил в пустынные места и молился» (Лк 5:15-16). Или в известной истории из Книги Деяний, когда апостолы вынуждены были назначить специальных работников для заботы о благотворительных обедах, чтобы самим «пребывать в молитве и служении Слова» (Деян 6:1-4). - А если вдуматься в нашу евангельскую историю и посмотреть на нее с психологической стороны, то нечто подобное мы находим и в ней. Вот Иисус направляется в Иерусалим, где Его ждет страдание и смерть. Он сосредоточен на мысли о том, что ему предстоит исполнить волю Бога Отца. Его приход в Вифанию был для сестер радостным днем, и Марфа старалась угодить: она и заботилась, и суетилась, и варила. Но как раз этой суеты Иисус в те дни и не желал. Видя ожидающий Его впереди крест, внутренне напряженный, Он зашел в Вифанию, чтобы найти спокойное место, удалившись от вечно требующей и просящей толпы. Покой дала Ему Мария. Марфа же, в своей доброте, всеми силами пыталась нарушить Его покой. Мария поняла Его лучше Марфы.

Но все это лишь физическая или психологическая поверхность рассказа. Суть же его лежит глубже:

«Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно». В этом ответе Иисуса Христа важно противопоставление «многое - одно». Предполагается, что это «одно» состоит из внимательного вслушивания в Слово Иисуса и сосредоточенного размышления над ним. Но ведь и то «многое», о котором заботится Марфа, то есть служение ближнему, только что в истории о милосердном самарянине получило свое оправдание и было представлено как очень важное. Сказано ведь: «иди, и ты поступай так же» (Лк 10:37). И еще:

Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю?

Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их...

подобен человеку, строящему дом, который... положил основание на камне (Лк 6:46-48).

Вот это «многое», о котором печется Марфа, ее добрые дела должны стоять в должном отношении к «одному», которому посвятила свое время Мария, то есть к слушанию Слова Иисуса. Ведь сказано же «слушающий слова Мои и исполняющий их»! Сначала слушать, а потом исполнять, делать. Именно в слушании Слова Иисуса укоренено все существование учеников Иисуса Христа.

Об этом было сказано уже в самом начале Евангелия, когда «Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк 2:19). Это о словах Божьих, возвещенных ангелами. И еще: «Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк 2:51). Это уже о словах двенадцатилетнего отрока Иисуса. Притча о семени, то есть о Слове Божьем в устах Иисуса, завершается словами: «наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь» (Лк 8:18). А позже в Евангелии Иисус произнесет: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк 11:28). Слово Божье, Слово Иисуса должно определять дело, поступки Его ученика, то есть христианина. В ином случае его деятельность может стать суетной активностью или диктоваться заботами, которых не должно в принципе быть у последователей Христа. Иначе они будут подобны тем, о которых сказано, что они «слушают слово, но, отходя, заботами... подавляются и не приносят плода» (Лк 8:14). Иисус учил:

Говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться... не ищите... и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам (Лк 12:22-31).

И еще: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались... заботами житейскими» (Лк 21:34).

Это ведь давний и бесконечный спор о том, что важнее: материальные или духовные ценности? Этот спор время от времени возникает и сегодня. Например, стоит ли тратить средства на строительство или реставрацию какого-нибудь храма, или, скажем, на какой-нибудь музей, или лучше те же средства пустить на злободневные нужды? Упрощая ситуацию: на том участке, где предполагается строительство дорогого храма, вскопать землю, посеять морковь, высадить картофель, снять урожай и накормить морковью и картофелем детей в ближайшем детском доме.

Тот же вопрос поднимался и в евангельские времена. И мы помним, как на него ответил Иисус Христос в подобной ситуации: «нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить» (Мк 14:7). Но есть вещи и задачи временные и скоро преходящие, а есть вещи вечные, пребывающие. Да, у Церкви Христовой, у верующих всегда есть, что делать. Но верующие при этом никогда не должны отрываться от того источника воды живой, из которого они, собственно, и живут. Этот источник - Слово Божье, Логос, придающий непреходящий смысл всякой деятельности.

Поэтому Слову, внимательному проникновению в него, изучению его, евангельской проповеди принадлежит исключительный приоритет перед всякой иной религиозной активностью, хотя, конечно, при этом не ставится под сомнение служение Марфы или дело милосердия доброго самарянина. Марфа занята горшками и кастрюлями, Мария мыслит и молится. Но обе по-своему служат Богу. Богу нужны и Марии, и Марфы. Все это так. Но чтобы иметь смысл, дела милосердия и социальное служение, так сказать, «горшки и кастрюли», как в нашем случае, должны постоянно получать внутренний импульс и питаться от этого самого смысла, который выражен в Слове Евангелия Христова. И в этом отношении слушающая Иисуса «Мария избрала благую часть, которая не отнимется у нее». То есть она избрала лучшее, не временное, не суетное, но пребывающее, продолжающееся в вечность, Слово Божье. - Важно и материальное, и духовное. Более того, эти два начала неразлучно связаны. В реальной же повседневной жизни вопрос о том, что в каждый момент важнее, решается человеческим здравым смыслом. Но еще лучше, если бы этот здравый смысл руководствовался Духом Святым, который всегда подсказывает верное решение проблемы.

Итак, некая женщина из толпы слушавших Иисуса Христа выкрикнула радостное приветствие Иисусу в принятой у иудеев форме благословения Его матери: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» Однако Иисус исправляет этот возглас благословением тех, кто слушают слово Божье и соблюдают его. Надо при этом вспомнить, что нечто подобное Иисус уже говорил: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк 8:21). Какова логическая связь с предыдущим рассуждением о бесах, овладевающих человеком, в душе которого не поселилось добро? Эта связь напрашивается сама собой. Чтобы снова не стать пристанищем нечистых духов, следует слушать Слово Божье в проповеди Иисуса Христа, и не только слушать, но и следовать ему. Вот чем прежде всего следует занимать свою душу - словом Евангелия. Божье слово, как писал апостол Павел, «действует в вас, верующих» (1 Фес 2:13). Оно есть спасительная сила, способная вырвать человека из заколдованного демонического круга.

 

Мы знаем, что в нашей литургической традиции это место из Евангелия читается во время праздничных дней памяти Пресвятой Богородицы. И это правильно. Ведь Дева Мария в этом Евангелии уже была названа блаженной: «Отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк 1:48). Но сам евангелист Лука в данном месте вряд ли имел в виду особенно подчеркнуть величие матери Иисуса Христа. Это не тема ни предыдущего, ни последующего текста. Цель евангелиста была иной: засвидетельствовать крепкую веру в спасительную силу Слова Божьего в человеке. Поэтому к возгласу женщины из толпы и добавлена как бы приподнимающая коррекция, выраженная словами Иисуса: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». Да, Дева Мария была послушна Слову Божьему, и она блаженна, но отныне блаженны последователи Иисуса. А следование Ему начинается в слушании Его спасительного слова и продолжается в исполнении Его слова, то есть в реализации Его слова в своей жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: