Методы и приемы восстановительного лечения при афазии.




Афазия ПАВЛО А.Р.

ЗСДО (Л) 16

Практическое занятие № 1

Основные вопросы занятия:

1. Понятие об афазии (формы и механизм каждой из форм).

2. Принципы восстановительного обучения и их характеристика.

3. Задачи восстановительного обучения.

4. Методы и приемы восстановительного лечения при афазии.

5. Каких требований должен придерживаться логопед при восстановительном обучении.

6. Какая предварительная работа проводится логопедом перед началом работы по восстановлению речи на раннем этапе болезни?

7. В чем состоит задача первого занятия с больным, страдающим афазией?

Понятие об афазии (формы и механизм каждой из форм).

.

Афазия - полная или утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрогия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга.

А.Р.Лурия изучает 6 форм афазии:

1Акустико-гностическая и акустико – мнестическая афазия,возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга (зоны Вернике), основной дефект при этой форме афазии,это нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза,утрата понимания обращенной речи.

2.Семантическая афазия и афферентная моторная афазия, возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга.

3.Эфферентная моторная афазия и динамическая афазия, возникающие при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей),это приводит к нарушению коммуникативной функции речи,к неспособности высказывания речи.

2. Принципы восстановительного обучения и их характеристика.

Современные принципы восстановительного обучения основаны в области психологии, нейропсихологии, физиологии, неврологии. Правильно разработанные принципы – это залог эффективности восстановления речи у больных.

Принципы условно разделены на психофизиологические, психологические и психолого-педагогические.

Психофизиологические.

- принцип квалификации дефекта:(первичного дефекта);использование сохранных анализаторных систем в качестве опоры,также опора на разные психические функции,принцип самоконтроля.

Психологические принципы.

- принцип учета личности больного,также на опоры сохранных форм вербальной и невербальной деятельности больного,опора на предметную дятельность,принцип программированного обучения.

Психолого-педагогические принципы.

Используются общие дидактические принципы обучения (наглядность, доступность, сознательность

- принцип "от простого к сложному”,»от неизвестного к известному»,

- принцип сознательности: сознательное овладение навыками правильной речи и поведения, понимание задач и полезности каждого занятия всей коррекционной логопедической работы.

- принцип наглядности используются реальными предметами муляжей, также четкими, красочными иллюстрированными картинами,при всем этом наглядность повышает интерес и знания, делает процесс обучения более легким, также можно использовать в практике логопеда схемы,видеокассеты.

Задачи восстановительного обучения.

Основной задачей восстановительного обучения при акустико-гностической сенсорной афазии, является преодоление дефектов дифференцированного восприятия звуков, восстановление фонематического слуха.

При акустико-мнестической (амнестической) форме афазии,является преодоление дефектов слухо-речевой памяти и восстановление устойчивых зрительных образов-представлений предметов.

При семантической афазии обучение идет от восстановления пространственных взаимоотношений предметов с постепенным переводом действия на речевой уровень.

При обучении моторной афферентной афазии – восстановление артикуляторной деятельности, а цель – восстановление устной экспрессивной речи.

При моторной эфферентной афазии основной задачей является преодоление патологической инертности и восстановление динамической схемы произносимого слова. Цель обучения – восстановление устной речи, письма, чтения.

Восстановительное обучения при динамической афазии - способность программирования и планирования высказывания; предикативность речи (восстановление актуализации глаголов); активность речи (восстановление активной фразы).

Методы и приемы восстановительного лечения при афазии.

Методика работы идет от простого к сложному.Например,первые фразы –открой глаза, моргните левым глазом или сожмите руку в кулак. Более сложные фразы-укройтесь одеялом,возьмите чашку или ложку.

- Пациенту показывают простые сюжетные картинки из одного действия. Его задача - назвать несколько простых действий или описать ситуацию на изображении.Например,художник рисует картину,мама обнимает ребенка.

Активизация внимания пациента.Задав вопрос,больной на него отвечает,ассоциируя ответ с предметом.Например,спрашивают у больного,болит ли у Вас голова,пациент кивает и прикасается к своей голове.

1. Стимуляция понимания ситуативной и бытовой речи. Используются упражнения по показу предметов и ответам на вопросы,ведется диалог речи.

Растормаживание произносительной стороны речи. Оно достигается путем сопряженного, отраженного и самостоятельного произнесения автоматизированных речевых рядов порядкового и обратного счета, перечисления дней недели, месяцев по порядку, пения песен со словами, оканчивания пословиц и фраз с «жестким контекстом»; моделирования ситуаций, стимулирующих продуцирование непроизвольных возгласов: «Ой1 Ох! Ах1 Боже мой! » Стимулируются также простые коммуникативные виды речи, например, ответы на вопросы одним-двумя словами в простом ситуативном диалоге.

Стимулирование глобального чтения и письма. Данный вид работы тоже относится к числу прямых методов обучения. Он состоит из таких заданий, как: раскладывание подписей под картинками (предметными и простыми сюжетными); письмо наиболее привычных слов — идеограмм,пиктограмм, списывание простых слов и фраз; сопряженное чтение простых диалогов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: