Методы и приемы восстановительного обучения при афферентной моторной афазии.




Практическое занятие №2

Тема: Моторная афферентная афазия. Восстановление речи при моторной афферентной моторной афазии.

Учебные цели задачи: закрепить знания студентов об этиопатогенезе афферентной моторной афазии, организации и содержании коррекционно-педагогической работы при данной форме афазии.

Основные понятия: афферентация, зона Брока, двигательная артикуляционная программа, апраксия, артикуляционный уклад, слуховое восприятие.

Основные вопросы занятия:

1. Какие зоны мозга поражаются при афферентной моторной афазии?

2. Этапы и задачи восстановительного обучения при афферентной моторной афазии.

3. Методы и приемы восстановительного обучения при афферентной моторной афазии.

4. Метод смыслослуховой стимуляции слова и его характеристика.

5. Метод имитации артикуляционного аппарата и его характеристика.

 

Какие зоны мозга поражаются при афферентной моторной афазии?

1. Заболевание возникает при органическом поражении теменной доли в области нижних отделов постцентральной извилины. Первичным дефектом, лежащим в основе данного синдрома, является нарушение афферентации артикуляционного аппарата. Это нарушение приводит к утрате тонких двигательных дифференцировок, необходимых для точной реализации артикуляторной программы.

Этапы и задачи восстановительного обучения при афферентной моторной афазии.

Общими задачами коррекционно-педагогической работы при афферентной моторной афазии является преодоление нарушений кинестетического артикуляторного праксиса.

Приемы работы определяются степенью речевого расстройства.

При грубо выраженной афферентной моторной афазии на начальном этапе коррекционно-педагогической работы задачами восстановительного обучения являются: 1) растормаживание или восстановление произносительной стороны речи; 2) преодоление нарушений понимания; 3) восстановление аналитического чтения и письма; стимулирование элементарной ситуативной речи.

При средней степени тяжести задачами коррекционно-педагогической работы являются: 1) закрепление артикуляционных навыков; 2) преодоление литеральных парафазии; 3) стимулирование экспрессивной речи, преодоление дефектов звуко-буквенного анализа состава слова и литеральных параграфий при записи коротких слов; 4)преодоление экспрессивного и импрессивного аграмматизма

При легкой степени выраженности афферентной моторной афазии задачами коррекционно-педагогической работы являются преодоление литеральных парафазии и параграфий, преодоление элементов экспрессивного и импрессивного аграмматизма.

Методы и приемы восстановительного обучения при афферентной моторной афазии.

1.Расторможение устной речи.

2.Восстановление произнесения слов.

3.Восстановление активного словарного запаса.

4.Восстановление артикуляторного анализа слов.

5.Восстановление кинестетического орального праксиса.

При данных формах афазии используются методы направленные на преодоление первичного речевого дефекта и вторичной (системной) симптоматики. Среди них выделяют специфические и неспецифические приемы работы, актуальным при обеих формах моторной афазии является использование прямых (растормаживающих и стимулирующих).К ним относятся:

Стимуляция понимания ситуативной и бытовой речи(сопряженного, отраженного и самостоятельного произнесения).

На предварительной стадии ведется работа по растормажению устной речи,начинаются с упражнении, помогающих актуализации привычных речевых рядов (порядковый и обратный счет, называние дней недели, месяцев, односложные ответы на простые вопросы, пересчет предметов, пальцев, пропевание знакомых мелодий с опрой на тексты песен).

Полезным является выделение сохранной ритмико-мелодической структуры фразы, напевное чтение стихотворения, сопровождаемое отстукиванием рукой его ритмической структуры, воссоздание интонационного строя речи путем имитации голосом вопросительных, утвердительных,восклицательных и других интонаций, которое облегчает растормаживание непроизвольной речи. Полезны в этом отношении упражнения,в которых больному читается простой,но эмоционально содержательный рассказ, перечисленные методы расторможения должны применяться с учетом степени выраженности речевых дефектов,также индивидуальных особенностей больных.

При афферентной моторной афазии в рамках устной речи основным специфическим приемом работы является артикуляционной схемы звуков речи - артикулем т.е. оптико-тактильный метод, широко известный как постановка звуков,преодоление литеральных парафазий.В рамках письменной речи «арти-кулема-фонема-графема». Это достигается путем списывания и письма букв, соответствующих произнесенным звукам речи прочтение этих букв непосредственно после написания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: