Тема 7. Роль семьи в формировании ребенка-дошкольника
1.Характеристика семьи как социального воспитательного института. Типы семей..
2. Функции семьи.
3.Воспитательный потенциал семьи, факторы, его определяющие. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания.
4.Типичные трудности и ошибки родителей в воспитании детей. Условия успешного семейного воспитания. Различные стили семейного воспитания.
5.Современные исследования по проблемам семейного воспитания детей.
Литература
1. Зверева, О.Л., Ганичева, А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.
2. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.
3. Педагогика и психология семейного воспитания/ М.П.Осипова; под ред. М.П.Осиповой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 360 с.
4. Целуйко, В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье/ В.М. Целуйко. – Мозырь: содействие, 2006. – 224 с.
5. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания/ В.В.Чечет. – Минск: Пачатковая школа, 2007. – 184 с.
6. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. – Минск: Регистр, 1999. – 88 с.
7. Конституция Республики Беларусь. – Минск: Амалфея, 2005. – 48
8. Конвенция о правах ребенка (Принята Генеральной
9. Ассамблеей ОНН 20 ноября 1989 г.)- Мн., 1993. – 22с.
10. Закон РБ «Аб правах дзiцяцi»- Мн., 1993. -15с.
11. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М. 1985.
12. Горбатенкова Л.М. Отец и семья. – Мн., 1997.
13. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания: Учеб. Пособие\ В.В.Чечет. – Мозырь, 2003. – 292с.
14.Клышко, Л.Работа с семьей: инновационный подход. Пралеска. – 2011. - №1. – С.25.
15. Романова, Е., Русия, Ж. Социальное партнерство – проблема решаемая. Пралеска. – 2013. - №10. – С.9
16.. Романова, Е., Русия, Ж., Дымко С. Все начинается с семьи. Пралеска. – 2013. - №10. – С.11.
Характеристика семьи как социального воспитательного института. Типы семей.
Семья - это малая социально- психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной маральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Внутри семьи различают 2 вида основных отношений:
- супружество;
- родство.
Брак (от русск. “брать”) - исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни (С.И.Голод, А.А. Клецик).
Цель брака заключается в создании семьи и рождении детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.
Брак может быть зарегистированным:
· гражданским (ЗАГС)
· церковным (освещенный религией)
· незарегистрированным, т.е. фактическим.
В историческом развитии брак прошел через определенные стадии:
§ полигамный или групповой брак, состоящий из нескольких мужчин и нескольких женщин:
§ многомужество (полиандрия) характеризующиеся наличием нескольких мужей у 1 жены.;
§ многоженство (полигиния) у 1 мужа несколько жен.
§ моногамный брак - союз из 1 мужчины и 1 женщины, являющийся более поздней формой брка и в настоящее время является наиболее распространенным.
Первичной формой семейных отношений была патриархальная или родственная семья: характерны не только супружеские отношения, но и кровное родство семьи проживающих в одном доме, совместно вели хозяйство, сообща воспитывали детей, наиболее были характерны для сельской местности.
Урбанизация повлекла за собой изменение и семейных отношений. Возникает супружеская или нуклеарная семья ( от лат. ядро) в её состав входят супруги и их дети.
Бездетная семья (вследствие слабой социальной защищенности, сокращение рождаемости); неполная (развод или смерть); материнская (внебрачная семья: женщине 15-16 лет, 40 лет).
По типу проживания семья подразделяется на:
· патрилокальную (проживание семьи у родителей мужа);
· матрилокальную (проживание семьи в доме жены, “примак” – зять);
· неолокальную (молодожены живут самостоятельно, отдельно от родителей и других родственников);
· унилокальную (супруги проживают там, где есть возможность совместного проживания, в т.ч. снимая жильё в наем).
Современные браки постарели: за последние 10 лет средний возраст вступления в брак среди женщин увеличился на 2 года, среди мужчин - на - 5 лет. Наблюдается тенденция создавать семью, решив професиональные, материальные, жилищные и др. проблемы.
В настоящеее время браки, как правило разновозрастные. Семейные психологи считают оптимальной разницу в 5-7 лет, хотя для современных браков характерна разница и в 15-20 лет.
Фиктивные браки (характерны для столицы, крупных городов, их основой являются получение определенных выгод.
Типология семей на основе признака психологического здоровья семьи: состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и деятельности всех её членов.
![]() ![]() |
благополучная | ![]() ![]() |
![]() | кризисная члены семьи занимают непримиримые, враждебные позиции по отношению к друг к другу. Безкопромисный расподаются или на гране распада. |
проблемная: особо трудные ситуации, отсутствие жилья, болезни, тюрьма и др. |
Предпосылки семейного и супружеского благополучия:
· психобиологическая совместимость;
· образование;
· трудовая стабильность;
· возраст;
· продолжительность знакомства.
Функции семьи
Под функциями (лат. Function – действие) семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.
На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право, нормы морали. Функции семьи не остаются неизменными: появляются новые, отмирают старые. Между функциями существует тесная связь, поэтому нарушение в одной из них сказывается и на выполнение остальных.
1. Функция продолжения рода (репродуктивная) – это биологическое воспроизводство и сохранение потомства. Эту f семьи в наст. Время серьезно исследуют демографы, психологи, педагоги, и др.
Резкое падение рождаемости в развитых странах и очень быстрый прирост населения в развивающихся странах. Первое место Индия – ежегодно рождается 27,5 млн. малышей (в России в 1997г. – 1,2 млн. детей). Второе место Китай - 18,4млн. детей ежегодно. Третье место Индонезия – 5,7 млн. новорожденных.
На уровень рождаемости влияют следующие факторы:
o соц. – эк. стабильность в стране;
o благосостояние семьи, её обеспеченность жильём;
o социально-культурные нормы, национальные традиции;
o образование и здоровье семьи; отношение между супругами;
o профессиональная деятельность и характер занятости женщин;
o место жительства.
Ученые выявили несколько закономерностей рождаемости: в городе она ниже (по сравнению с селом); падает с ростом достатка образования, так как при боле благоприятных условиях растет тенденция «пожить для себя» и усилие супругов переключаться на домашнее хозяйство, учебу, досуг, творчество.
2. Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи:
ü покупка продуктов и приготовление пищи;
ü уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи;
ü уборка ремонт жилища;
ü содержание в порядке одежды, обуви и др. предметов домашнего обихода;
ü труд на садовом и приусадебном участках.
Семейная экономика требует планирования, учета, бережливости и контроля. В основе ведения домашнего хозяйства лежит семейный бюджет. Для современной семьи характерны эгалитарные или равноправные отношения, когда власть и ответственность распределяется равномерно между супругами.
Руководство семьей может проявляться в разных формах: авторитарной, демократической, анархической.
3. Функция организации досуга (рекреативная, восстановительная) имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей.
Под досугом понимается внерабочее свободное время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. Слово «досуг» возникло в 15 в. от глаг. «досягать» и означало время, когда можно чего-то достичь. Пари оценке полноценности досуга принимается во внимание количество времени, отводимого для него всеми членами семьи.
4. Воспитательная функция заключается в духовном воспроизводстве населения. Выделяют 3 аспекта воспитательной функции семьи:
· Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей.
· Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива, на каждого своего члена в течение всей его жизни.
· Постоянное влияние детей на родителей (др. членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию.
Очень сложно привить качество ребенку, которыми сам не обладаешь и отучить от тех, которые постоянно демонстрируешь сам.