Какие функции выполняет процесс обучения?




Что изучает дидактика? Каким образом проявляется ее связь с педагогикой?

Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Дидактика изучает процесс обучения, который организуется сознательно, систематически и планомерно, как в самом учебном заведении, так и вне его.

Связь дидактики с педагогикой проявляется следующим образом и прослеживается в её задачах:

1. Отвечает на вопросы «зачем», «чему» и «как» необходимо

обучать.

2. Описывает и объясняет процесс и условия обучения.

3. Исследует сущность, закономерности и принципы обучения в связи с воспитанием и образованием учащихся, их творческой самореализацией и развитием способностей.

4. Определяет педагогические основы содержания образования.

5. Разрабатывает новые обучающие системы, образовательные технологии, формы, методы и приемы обучения.

6. Конструирует системы диагностики, контроля и оценки образовательных результатов.

7. Прогнозирует результаты обучения на основе разных концепций образования.

 

2. Перечислите и охарактеризуйте основные понятия дидактики.

Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.

В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить также понятиям дидактической системы и технологии обучения.

Преподавание – деятельность по организации и управлению усвоением содержания образования.

Учение – организация и проведение учеником своей деятельности, обеспечивающей усвоение содержания образования.

Обучение – совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их сотрудничество, направленное на достижение поставленной цели.

Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способа мышления.

Знания – отражение познаваемого мира в мысли человека, совокупность идей, в которых выражается теоретическое овладение определенным предметом.

Умения – овладение способами применения усвоенных знаний на практике.

Навыки – умения – доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Содержание (обучения, образования) – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Метод – путь достижения цели и задач обучения. Средство – предметная поддержка учебного процесса.

Для поддержки учебного процесса используются разнообразные технические средства.

Результаты (продукты обучения) – это то, чего достигает обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

В чем состоит сущность процесса обучения? На какой методологической основе он строится?

Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, развитию способностей, выработке взглядов, убеждений и идеалов.

Методологической основой процесса обучения в современной дидактике является научная теория познания.

Что является движущими силами процесса обучения?

Движущими силами процесса обучения являются противоречия – источники развития и совершенствования, которые могут быть внешними и внутренними. Первые это те, что возникают вне личности, хотя и касаются ее развития, вторые, возникающие внутри процесса обучения, связанные с его участниками. В качестве примера можно выделить противоречия:

- между постоянно возрастающими требованиями общества к образованию, которые диктуются социально-экономическим прогрессом;

- возможностями процесса обучения в данных условиях;

- между познавательными задачами, которые выдвигаются процессом обучения, и уровнем знаний, умений, умственного развития обучаемых (между знанием и незнанием).

Какие функции выполняет процесс обучения?

Процесс обучения выполняет три основные функции:

-образовательную

- воспитательную

- развивающую.

Образовательная функция – основная и определяющая. Главное назначение обучения – создание условий, обеспечивающих учащихся знаниями, формирование специальных и общеучебных умений и навыков с целью их использования на практике.

Воспитательная функция предполагает формирование мировоззрения обучаемых, их духовных, нравственных, трудовых, эстетических представлений, а также убеждений, взглядов и идеалов.

Развивающая функция обеспечивает процесс совершенствования личности, совершенствует ее восприятие, мышление, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы.

Эти функции взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе комплексного планирования и решения задач образования, воспитания и развития личности обучаемого с использованием разнообразных форм, средств и методов обучения.

5. Изобразите схематично структуру процесса обучения, определив содержание ее основных компонентов.

Процесс обучения имеет определенную структуру, она состоит из следующих элементов: цель, содержание, обучаемый (ученик), обучающий (учитель) и принципы, методы, средства, формы обучения.

Цель обучения – это социальный заказ, т.е. объем и соответствующее качество знаний, которыми должен овладеть учащийся. В процессе обучения есть цель учителя и цель ученика.

Содержание образования (обучения, учебного процесса) – конкретный ответ на вопрос чему учить подрастающие поколения. Под содержанием понимается четко очерченная система знаний, умений, навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Эта система содержит: знания об окружающем мире, современном производстве, культуре, искусстве; обобщенные интеллектуальные и практические умения приобретения знаний и способов их использования; навыки познавательной деятельности, творческого решения теоретических и практических проблем, овладение которыми обеспечивает определенный уровень интеллектуального, социального и духовного развития учащихся. Категория содержания

образования отображает социальный опыт, в котором выражаются известные людям знания о природе, человеке, обществе, приобретенные знания о человеческих умениях выполнения известных способов деятельности, опыт решения новых проблем, которые возникают перед обществом и т.д.

Общими основами формирования содержания современного образования являются: гуманитаризация, гуманизация, экологизация, дифференциация, интеграция, целенаправленное использование достояний мировой и национальной культуры, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения. Процессы реформирования основываются на интеграции содержания образования. Новая модель содержания образования проектирует тип человека, реализующего личностный поиск интеллектуального, морального и духовного усовершенствования.

Обучающий в функции преподавателя выступает как субъект процесса обучения. Он определяет цель учебного процесса, содержание учебного материала, структуру занятия, методы учебной деятельности. Он сам организует учебную работу обучаемых, создавая для этого благоприятные условия. Учитель руководит процессом обучения.

Учащийся – лицо, заинтересованное в учении. Он проявляет свою активность. В этом смысле и он, и учитель стремятся к сотрудничеству и сотворчеству.

Процесс обучения рассматривается в дидактике как деятельность, и потому в нем четко просматриваются:

- анализ исходной ситуации, определение и постановка цели обучения и принятие ее учащимися;

- планирование работы, отбор содержания и средств достижения цели - предъявление нового фрагмента учебного материала разными способами и его осознанное восприятие;

- исполнение обучающих и учебных операций, организация учебной работы учителя и учеников (организация и самоорганизация учащихся при применении нового учебного материала до оптимального его уровня в данных условиях);

- организация обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала и самоконтроль;

- анализ и самоанализ, оценка результатов обучения;

- подготовка и работа учащихся вне школы.

Образование – продукт систематизированного обучения. Его компоненты:

1) знания, умения, навыки;

2) способы мышления;

3) способы деятельности и поведения;

4) мировоззрение;

5) кругозор и эрудиция;

6) интеллектуальное развитие личности;

7) умение учиться, потребность приобретать и пополнять знания;

8) навыки самообразования;

9) воспитанность и др

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: