Особенности словаря учащихся 1 класса. Работа по словоизменению и словообразованию.
10. Методика словарной работы.
11. Особенности и этапы обучения грамоте учащихся с ТНР.
Особенности обучения чтению и письму учащихся с ТНР.
13. Асаблівасці навучання грамаце дзяцей з цяжкімі паруш маўлення.
14. Основные направл коррекционной работы по развитию речи.
15. Содержание и структура навыка чтения и письма.
Содержание готовности к обучению грамоте.
Место грамматики в системе начального обучения.
18. Отличительные черты процесса изучения элементарной грамматики как основы науки о языке и процесса практического овладения грамматическими категориями.
19. Формирование грамматических понятий у учащихся с ТНР.
20. Задачи, содержание работы по изучению грамматики в нач классах
21. Необходимые предпосылки, условия для изучения элементарного курса грамматики в школе для детей с ТНР.
Методика изучения склонения имен существительных.
23. Состав слова. Особенности работы по данной теме.
Виды упр и заданий, используемых при обучении орфографии.
Принципы отбора грамматического материала.
Методика проведения контрольного диктанта. Основные направл в работе по преодолению трудностей в усвоении орфографии.
Проблема оценки знаний по русскому языку учащихся с ТНР.
Роль и значение письма с комментированием для детей с ТНР. Организация и его проведение.
Методика проведения зрительно-предупредительного диктанкта.
Способы проверки знаний учащихся по грамматике и правописанию.
Особенности организации и проведения подготовительной и контрольной работы на уроке русского языка.
|
32. Задачи, содержание, этапы работы по формированию грамматического строя речи у учащихся школы для детей с ТНР.
Методика обучения построению предложения учащихся с ТНР.
Принципы и методы формирования грамматич строя письмен речи.
Приемы работы по совершенствованию грамматического оформления связных высказываний.
Методика работы над изложением по картине (серии картинок).
Организация повторения по грамматике и правописанию.
38. Психологическое содержание и структура орфографического навыка.
Работа над предложением - центральное звено в системы работы по формированию грамматически правильной речи.
Работа над словосочетанием как условие единства лексики, морфологии, синтаксиса при формировании грамматических навыков.
Основные направления в работе по преодолению трудностей в усвоении орфографии.
Приемы семантизации лексики и первичное введение ее в речь.
Грамматические, синтаксические, словарные упражнения.
Причины трудностей овладения орфографич знаниями и навыками.
Методика работы с деформированным текстом.
Описание предмета. Сравнение предметов.
47.. Методика работы над изложением по тексту.
Задачи и составные части работы по чтению.
Методика проведения уроков внеклассного чтения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Виды уроков внеклассного чтения.
50. Виды и формы внеклассной работы по русскому языку в школе для
51. Приемы работы над пониманием содержания текста.
Приемы активизации познаватдеятел на уроках чтения.
|
Методика обучения краткому пересказу.
Методика урока работы над ошибками.
1. Характеристика системы обучения русскому языку в школе для детей с ТНР (задачи, разделы, содержание).
Все компоненты педагогического процесса, если они находятся в органическом единстве, в дидактике принято называть системой обучения. Только при ее наличии можно рассчитывать на достижение педагогической задачи.
Программой для специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи выдвигаются следующие направления, т.е. задачи:
1) развитие понимания обращенной к детям устной речи;
2) формирование активной устной речи учащихся;
3) обучение произношению;
4) обучение письменной речи;
5) формирование словарного запаса;
6) формирование грамматического строя речи.
Чтобы работа была эффективной, вся методическая система обучения языку должна строиться по следующим направлениям:
1) построение обучения языку на основе учета уровня речевого развития, типичных и индивидуальных особенностей речи детей;
2) первоочередное обеспечение практического усвоения учащимися языка как средства общения и орудия познавательной деятельности (коммуникативный принцип);
3) взаимосвязь реализации задач формирования у учащихся речевого общения, коррекции речи детей и обучения их русскому языку;
4) построение специального обучения языку в соответствии с наиболее общими закономерностями развития речи в норме;
5) формирование и коррекция речи на основе установления взаимосвязи между фонетическими, лексическими и грамматическими компонентами языка;
|
6) обучение языку на основе формирования языковых обобщений.
Каждое из названных направлений работы находит свое отражение в разделах школьной программы. Содержание каждого раздела разрабатывается с учетом своих положений (принципов) отбора и семантизации материала. Особенности каждого раздела находят свое отражение в методике проведения занятий. Учитель-логопед отбирает методические приемы, учитывающие своеобразие звукового оформления речи при ее недоразвитии (смешение фонем, нарушение звуко-слоговой структуры, замены, перестановки и др.). Программа состоит из разделов: «обучение грамоте и развитие речи», «русский язык и развитие речи», «чтение (внеклассное и классное) и развитие речи». Обучение грамоте направлено на приобретение детьми первоначальных навыков чтения и письма. Раздел делится на добуквенный, букварный и послебукварный период. В разделе «русский язык и развитие речи» ведется работа над звуками, буквами, словом, предложением, текстом, развитию разговорной и связной монологической речи. В разделе «чтение и развитие речи» формируется умение читать плавно, без пауз, соблюдая ударение и правильное произношение звуков, большое внимание уделяется словарной работе. Также ведется работа по овладению учащимися смыслом высказывания, развитию навыков и умений точно выражать мысли.
2. Задачи, содержание и организация работы по развитию устной речи учащихся с общим недоразвитием речи.
Общение обычно осуществляется в двух формах: устной и письменной.
Устная форма характеризуется богатством интонационного оформления, определенным темпом, высокой степенью автоматизированности и др. Для письменной формы характерны большая сознательность в оформлении; полнота и развернутость, поскольку отсутствует обратная связь с собеседником; иной способ интонационного оформления.
При развитии устной речи необходимо учитывать выполняемые ею функции: регулятора различных видов деятельности (в том числе и речевой); сообщения (утвердительного/отрицательного, с ясно выраженной эмоциональной оценкой или без нее); познавательную.
Главные задачи развития разговорной речи:
· Уточнение, пополнение, систематизация представлений, знаний, понятий об окружающем мире.
· Расширение понимания разговорной речи.
· Развитие активной речи: овладение лексикой, навыками сочетания и изменения слов при построении предложений, участие в диалоге и беседе.
Методы (в процессе обучения разговорной речи): упражнения, беседы, наблюдения, экскурсии, показы и объяснения, работа с книгой + тренировочные упражнения с элементами деятельности, которая стимулировала бы к речевому общению.
Чтобы развивать разговорную речь необходимо:
а) организовывать целенаправленную деятельность и подводить ее итоги;
б) создавать ситуации, в которых возникает потребность в речевых средствах общения между ее участниками.
Надо учить детей вслушиваться в речь, понимать ее смысл на основе различения значения слов, их форм и связей. Упражнения проводятся наглядно, с использованием знакомых детям предметов. От побудительных фраз переходят к вопросам. Для наших детей важно чтобы они понимали предлоги, для этого создаются наглядные ситуации, которые помогают детям. Активная речь реализуется в учебно-познавательной, трудовой и игровой деятельности. После вопросов переходят к диалогу. Связная речь строится из отдельных фраз, диалог ведут два человека, они могут меняться репликами и ролями, реплики должны быть краткими. После такой работы диалог переносится в учебную деятельность. Ведущий прием обучения - беседа. Работа строится с учетом прошлого опыта ребенка, его наблюдений и впечатлений. Постепенно углубляются знания, развиваются навыки различения, уточнения и обобщения. Учитель должен обеспечить переход от слова к фразе, от ситуативной к контекстной речи, от разговорной к монологической. Важным является овладение смыслом высказывания.