Основные направления коррекционной работы по развитию речи учащихся.




У учащихся с ТНР наблюдается бедный словарь, бедность лек­сики, связанной с обозначением признаков и свойств предме­тов и действий, неуверенное или ошибочное использование грамматических форм, прежде всего падежных и глагольных. Для устной и письм речи характерно неточное употребление слов и словоформ, отсутствие или незначительное количество определений, т. е. таких синтаксических образований, котор облегчают понимание основной мысли текста и его общего содержания. Значительное место занимают ошибки в согласовании и управлении, нарушения структуры предложения. Методистами подчеркивается необходимость проведения работы по развитию речи на уроках РЯ, состоящей в первую в уточнении, упорядочении и расширении запаса морфологи­ческих моделей в их синтаксических связях. Разработка для указанной категории учащихся системы упражнений, имеющих коррекц направленность, дол­жна опираться на ряд положений: 1. Необходимо исходить из того, что задача курса грамма­тики состоит не только в овладении грамматическими ЗУН грамматического разбора, но и в обеспечении практического владения словесной речью. 2. Программные темы рассматриваются как звенья одной цепи. Такой подход предполагает: овладение семантическими категориями, прежде всего частями речи. В этих целях важными являют­ся выделение семантических разрядов внутри каждой катего­рии, дифференциация и группировка слов по их общему зна­чению; овладение функциями, которые реализует каждая часть речи в предложении, в тексте. 3. Практическая направленность в обучении языку предпо­лагает такую организацию речевого материала и его препод­несение, при которой главной и первичной была бы работа над семантикой независимо от того, это каса­ется лексики или грамматических структур. Уточнение и обо­бщение словаря - первоочередная задача, она выполняет­ся в процессе построения словосочетаний и предложений, диалогов и текстов. Аналитические упражнения подбираются так, чтобы сблизить анализ языкового материала со способами его применения в высказываниях. Задания должны разбиваться на блоки в зависимости от тех практических умений, которые формируются, и выпол­няются в определенной последовательности: от простых, под­готовительных к более сложным. 4. Формирование, уточнение, упорядочение речевых навыков и умений происходит в определенной последовательности: от первоначального выделения, различения и понимания речевого материала к его использованию, употреблению в различных контекстах с разными коммуникативными задачами. 5. Основная цель работы с дидактическим материалом - реализация и по­ощрение самостоятельности в процессе выполнения заданий. В большинстве упражнений мб даны опорные слова и созданы оптимальные условия для поиска правильного реше­ния. 6. Для ре­шения задач по уточнению или формированию речевых навы­ков и умений важны задания, связанные с передачей опреде­ленных смысловых отношений, оформлением их в словосоче­тания и предложения, с последующим использованием в бо­лее широком контексте. Должна соблюдаться определенная последо­вательность заданий по каждой теме: вначале работы задания носят аналитический характер, выполнение связывается с выделением, распознаванием категорий речи в тексте, с группи­ровкой этих слов по общим семантическим признакам, с возможным словообразовательным анализом, с обобщением отдельных групп по общему значению, с составлением словосочетаний по образцам, схемам, таблицам, облегчающим использование требуемых словоформ. В большом количестве используются речевые упраж­нения, связанные с выделением содержательных и стилисти­ческих особенностей, а также коммуникативные упражнения, представленные в заданиях с диалогами (работа парами). В связи с изучением на уроках РЯ грамматических тем «Лексика», «Состав слова и словообразование» и тем, связанных с изучением частей речи, выделяют 4 направления работы: *уточнение и практическое использование словоформ в связи с выражением смысловых отношений (понимание и практич употребление падежной системы сущ и прилаг, а также видовременных форм глаг, прич и дееприч); *уточнение и расширение лексического запаса (включает работу над составом слова и словообразованием, над по­ниманием тех значений, которые привносятся приставками и суффикс); * обогащении ак­тивного словаря новыми словами и в развитие умений, облегчающих самостоятельное раскрытие значения встречаю­щихся слов; *сопостав­ление уже известного с неизвестным, обучение переносу зна­чения и осмыслению нового значения в иных контекстах.

Содержание и структура навыка чтения и письма.

Умение разбираться в слоговом и звуковом составе слова является той основой, на которой базируются навыки письма слов и плавного слогового чтения. В течение 1го этапа дети овладевают чтением и письмом слов с открытыми и закрытыми слогами. За это же время они усваивают, что звуки бывают гласные и согласные, гласные образуют слоги, в слове столько слогов, сколько гласных. Дети привыкают, читая любые звукосочетания, осознавать, что они читают, - слог или слово. Они овладевают умением объяснить прочитанные слова, подобрать соответствующую картинку. Для самостоятельной работы по составлению слогов и чтению слов применяются картонные ленты с написанными на них слогами или буквами. Ленты продергиваются в прорези в листе картона. Протягивая поочередно сначала одну, а затем другую ленту, учащиеся составляют слова, пропуская бессмысленные сочетания. Большое количество упражнений выполняется на определение последовательности звуков, поскольку учащиеся с ТНР часто допускают ошибки на перестановку букв в слове. Уже при изучении первых букв дети упражняются в анализе слогов и слов с последующим их складыванием из букв или печатанием букв. Чтению отводится значительное время на каждом уроке. Последовательность читаемых слов постоянно изменяется. Уроки грамоты не делятся на уроки чтения и письма. Часть времени отводится на чтение, а часть - на письмо, т. е. урок является комбинированным. Это устраняет однообразие. В первый месяц обучения продолжительность урока 30 минут. Осуществляется индивидуальный подход.В 1ый период обучения, в момент изучения букв у, а, х, ш, о с, п, к, н, ы, усваивается только слоговой и звуковой составы отдельных слов. К чтению предложения дети присту­пают после того, как они овладеют техникой чтения отдель­ных слов. С самого начала обращается внимание на осознан­ность чтения, что достигается уточнением семантики слов, пониманием их смысла в предложении. Основами построения звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте служат система звуков (фонем) русского языка, взаимосвязь анализа и синтеза, слоговой прин­цип обучения чтению, взаимосвязь процессов чтения и пись­ма, усвоение детьми грамоты как предпосылки для дальней­шего развития их устной и письменной речи. Главное, что детям необходимо усвоить, - это звуко-слого­вое строение слов и обозначение звуков буквами. Звуки и сло­ги разных типов даются в определенной последовательности, обусловленной степенью трудности их усвоения. Вся работа по обучению грамоте состоит из двух процессов: звуковой ана­лиз и синтез звуков в слоги и слова. Чтение и письмо идут параллельно и одновременно, причем при обучении письму используются те же приемы анализа и синтеза, что и при обу­чении чтению. Вся система работы по обучению грамоте опи­рается на развитие речи. Обучение грамоте является, в сущ­ности, практической работой над словом - его значением и его звуко-слоговой структурой.

 

Содержание готовности к обучению грамоте. Подготовка к письму.

Важное значен при обуч детей с ТНР имеет осознанный звуковой анализ и синтез. В процессе формиров артикуляционных навыков и разви­тия слухового восприят в опред системе развивают­ся навыки звукового анализа и синтеза слова. Задача 1ого периода обуч состоит в том, чтобы от умения определять последовательность звуков в звуковом ряду, слогов перейти к полному анализу и синтезу слова, состоящего из 3-4 знако­мых звуков. В этот период неправильно да­вать графическ знак, т.к. это вносит новые трудности, а главн задача - научить детей анализиро­вать слова с пом своего слуха и кинестетических ощу­щ. К концу 1ого периода уточняется и расширяется сло­варь учащихся, формируются навыки грамматически правиль­ной речи. Это обеспечивает готовность к усвоению грамоте. Для овладения грамотой необходимо, чтобы реб не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, но и имел четкие представления о звуковом составе яз и умел анализировать звуковой состав слова. Умение слышать каждый отдельный звук, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, ­- важнейшие предпосылки для успешного обучения грамоте. Обучение чтению и письму на 1ом году обучения неразрывно связано с формированием произносительных навыков. Обучение идет исключительно на материале усвоенных зву­ков, что дает возможность использовать приобретенные навыки письма и чтения. В то же время формирование первичных навыков чтения и письма на материале правильно произноси­мых звуков и слов является необходимым условием для предупреждения дисграфических ошибок. Усвоение грамоты осуществляется в условиях, отличаю­щихся отнормальных: формирование звуковой стороны речи далеко не закончено, что приводит к затруднениям в овладении чтением и письмом. Несформиров является и ГСР. Все это заставляет не только растяги­вать во времени процесс овладения чтением и письмом, но и по-иному располагать материал, пользоваться иными метод приемами. Учитель, начинающий раб по обучению грамоте, должен знать, что: к моменту показа буквы дети должны уметь отличать изучаемые звуки от других звуков; обучение грамоте проводится на звуках, произношение кот отработано или отрабатывается; по возможности раздвигается во времени изучение парных звуков. В 1ый период обуч, в момент изучения букв у, а, х, ш, о с, п, к, н, ы, усваивается только слоговой и звуков составы отдельных слов. К чтению предлож дети присту­пают после того, как они овладеют техникой чтения отдель­ных слов. С самого начала обращается вниман на осознан­ность чтения, что достигается уточнением семантики слов, пониманием их смысла в предложении. Основами построения звукового аналитико-синтетического метода обуч грамоте служат система зв (фонем) РЯ, взаимосвязь анализа и синтеза, слоговой прин­цип обучения чтению, взаимосвязь процессов чтения и пись­ма, усвоение детьми грамоты как предпосылки для дальней­шего развития их устной и письм речи. Главное, что детям необходимо усвоить, - это звуко-слого­вое строение слов и обозначение зв буквами. Зв и сло­ги разных типов даются в опредпоследоват, обусловленной степенью трудн их усвоения.

 


17. Место грамматики в системе начального обучения. Грамматика - часть языкознания, включающая морфо­логию и синтаксис. Детей необходимо научить пользовать­ся понятиями: корень, приставка, суффикс, окончание, подлежащее, сказуемое, простое и сложное предложение и др. Грамматика дает возможность детям приобрести навы­ки письменной и устной речи. Она помогает осознать зву­ковой состав слова, морфологический строй, лексико-грам­матические разряды слов (части речи), способы их образо­вания, родовые, падежные, личные, временные и тому по­добные формы, законы сочетания слов, виды и состав предложений. За­дача школы заключается в том, чтобы облегчить ребенку данный процесс. Чтобы содержание предмета было дос­тупно, чтобы знания по языку были более осмысленными, а умения и навыки были прочными, программа русского языка для начинающих построена ступенчато. Например, понятие о лексико-грамматических разрядах усваивается не сразу, а постепенно: в первом классе дети учатся ста­вить вопросы (так называемый подготовительный этап), в третьем - с основными правилами правописания изучаемых кате­горий. Объем всех знаний и умений, необходимых для ус­воения в начальных классах, определяется школьной про­граммой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: