Формирование грамматических понятий у учащихся с ТНР.




Грамматические понятия, как и любые понятия, нельзя заучить. Их надо осознать и усвоить. Чтобы усвоить грамма­тическое понятие, ребенок знакомится с его существенными признаками, которые выражают природу данного языкового явления и отличают его от других, но каждый из этих при­знаков необходим. Признаки таких понятий, как «имя существительное», имя прилагательное», «глагол», «подлежащее», «сказуемое» и др., учащиеся усваивают постепенно на протяжении ряда лет. Подготавливая учащихся 1-го класса к усвоению поня­тий «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», учитель вырабатывает навык ставить вопросы: кто? что? ка­кой? что делает?Во 2-м классе он знакомит детей с поняти­ем «предмет», «признак», «действие», а в 3-м – формирует первоначальное общее понятие об этих частях речи. Позже дети узнают формальные признаки этих частей речи: изменяемость по падежам и числам, имен прилагательных ­по родам, числам и падежам, глаголов - по временам, лицам, числам и родам в прошедшем времени. Т.о, лишь к концу начального обучения учащиеся знакомятся с важны­ми признаками основных частей речи. Решающую роль в речевой практике ребенка имеет смыс­ловая сторона слова: ребенок должен понять, что папа и мама - это не только родители, но и предметы в грамматическом смысле. Новое отно­шение к языку, к слову в силу своей необычности и затрудня­ет понимание учащимися. Особенно трудными представляют­ся формальные, грамматические признаки, которые рассмат­риваются как своеобразное значение. К числу средств распознавания грамматических категорий и форм относится прием правильной постановки вопросов. Они помогают распознавать части речи и отдельные формы частей речи, правильно их писать. Применяя вопросы у кого? у чего? к кому? к чему?, учитель может практически научить правиль­но писать падежные окончания имен существительных. Знакомясь с грамматическими понятиями «части слова», «части речи», «члены предложения», дети встречают в учеб­никах их определения. Иногда вместо логического опре­деления дается перечень существенных признаков. Очень важным критерием понимания учеником определения является его умение привести при­меры. Могут быть усвоены только те значения, которые впол­не осознаны, поняты.

 

20.Задачи, содержание работы по изучению грамматики в начальных классах.

Задачи по обучению грамматики направлены: *на формирование активного овладения языковыми закономерностями, *на усвоение системы формоизменения частей речи при выражении определенных значений, *на практическое подведение к различению родовой принадлежности существительных и прилагательных, единственного и множественного числа, дифференциации падежных форм. Успешная реализация задач практического овладения грамматическими закономерностями языка возможна лишь на отобранном и организованном материале. Главной, семантической по своему характеру задаче грамматического развития учащихся соответствует функциональный (смысловой) принцип организации материала. Категория грамматического значения, содержательная сторона грамматических явлений, выступает исходным признаком для построения содержания обучения. Поэтому, например, учащиеся сначала изучают не систему склонения существительных, не собственно формоизменение глагола, а последовательно (согласно логике формирующегося общения) овладевают значениями, которые передаются существительным в его связи с другими словами, отношениями, существующими реально между предметом и действием и отраженными в языковых способах их обозначения. В связи с этим и формулировка тем, включенных в раздел, дается с указанием на те значения и отношения, которые учащиеся осваивают в речи. Подготавливая учащихся 1-го класса к усвоению поня­тий «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», учитель вырабатывает навык ставить вопросы: кто? что? ка­кой? что делает?Во 2-м классе он знакомит детей с поняти­ем «предмет», «признак», «действие», а в 3-м – формирует первоначальное общее понятие об этих частях речи. Позже дети узнают формальные признаки этих частей речи: изменяемость по падежам и числам, имен прилагательных ­по родам, числам и падежам, глаголов - по временам, лицам, числам и родам в прошедшем времени. Т.о, лишь к концу начального обучения учащиеся знакомятся с важны­ми признаками основных частей речи. Решающую роль в речевой практике ребенка имеет смыс­ловая сторона слова: ребенок должен понять, что папа и мама - это не только родители, но и предметы в грамматическом смысле. Новое отно­шение к языку, к слову в силу своей необычности и затрудня­ет понимание учащимися.

 

21. Необходимые предпосылки, условия для изучения элементарного курса грамматики в школе для детей с ТНР.

Высокую эффективность уроков по изучению грамматики, дает правильность выбора методических средств. Учитель должен правильно ставить цели и задачи урока, осуществлять вдумчивый подбор упражнений, а не простое списывание. Правильное соотношение устных и письменных видов работы на уроке приведёт к достижению цели урока. Должен быть правильный выбор методических средств. Необходимо уяснить место данного урока среди других, связать новый материал с уже известным: определить методику повторения, которое должно проводиться на разных этапах урока. Уроки планируются в соответствии с учебным планом: 1. обучение грамоте и развитие речи; 2. чтение и развитие речи; 3. грамматика, правописание и развитие речи. Руководством для учителя может быть примерное перспективное планирование уроков по чтению, грамматике, правописанию и развитию речи для общеобразовательной школы, однако при планировании необходимо учитывать уровень речевого развития детей и их особенности. К отбору языкового материала предъявляются следующие требования: *предлагаемый грамматический материал должен соответствовать коммуникативным потребностям учащихся данного возраста; *на знакомство с новыми грамматическими единицами подбирается хорошо известный детям материал; *предъявляемый материал должен укладываться в основные правила грамматики языка; * должна соблюдаться последовательность упражнений: языковые упражнения предшествуют речевым; *на уроках развития речи изучаются грамматические конструкции и формы только в практическом плане без терминологии.

 

22. Методика изучения склонения имен существительных.

 

Большую трудность представляет изучение падежей. На конкретных примерах рассматривается изменяемость формы слов, обозначающих предметы, по
вопросам, в зависимости от связи с другими словами. Прослеживается изменение формы слова в зависимости от вопросов. В слове изменяется
окончание. На следующем уроке учитель записывает уже вопросы, а учащиеся изменяют форму слов. После этих упражнений учитель сообщает, что в грамматике изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением по падежам. Вводится термин «Падежи». 3аписываются падежи: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Учащиеся вырабатывают умение различать падежи и образовывать падежные формы: вначале без предлогов, отвечая на вопросы и используя правильные падежные формы Дети увидели (кого?) – (радуга), а затем с предлогами: Книга лежит на (стол). Большое место в работе по изучению русского языка как предмета с учащимися с ТНР занимает правописание падежных окончаний существительных. Упражнения выполняются в такой последовательности: *различение окончаний родительного и дательного падежей; *различение окончаний родительного и предложного падежей; *различение окончаний родительного, дательного и предложного падежей. При правописании окончаний существительных мужского рода обращается внимание на окончание творительного и предложного падежей. Особое внимание уделяется упражнениям в образовании этих форм. При изучении имен существительных среднего рода обращается внимание на сходство формы
винительного и предложного падежей с окончанием -е. Различать помогает постановка вопросов куда? и где? (Мы пошли (куда?) в поле (винительный падеж). При повторении типов склонения существительных учащиеся вспомнят, что морфемой, указывающей на определенное склонение, является окончание именительного падежа единственного чис ла; что род существительного учитывается только тогда, когда в слове нулевое окончание (конь — мужской род, значит, 2-е склоне ние, ночь — женский род, 3-е предмета с учащимися с ТНР занимает правописание падежных окончаний существительных. Упражнения выполняются в такой последовательности: *различение окончаний родительного и дательного падежей; *различение окончаний родительного и предложного падежей; *различение окончаний родительного, дательного и предложного падежей. При правописании окончаний существительных мужского рода обращается внимание на окончание творительного и предложного падежей. Особое внимание уделяется упражнениям в образовании этих форм. При изучении имен существительных среднего рода обращается внимание на сходство формы В.п. и П.п. с окончанием -е. Различать помогает постановка вопросов куда? и где? (Мы пошли (куда?) в поле (винительный падеж). При повторении типов склонения существительных учащиеся вспомнят, что морфемой, указывающей на определенное склонение, является окончание именительного падежа единственного чис ла; что род существительного учитывается только тогда, когда в слове нулевое окончание (конь — мужской род, значит, 2-е склоне ние, ночь — женский род, 3-е.

23. Состав слова. Особенности работы по данной теме.

Тема «Состав слова» вводит учащихся в понимание грамматической структуры слова, так как основной принцип русского правописания - морфологический. Это значит, что пишущий должен знать морфологический состав слова и писать каждую часть по определенным правилам. Для детей с ТНР такая задача достаточно сложна, потому как носит отвлеченный характер (однокоренные слова, образованные с помощью приставок, воспринимаются учащимися как совершенно новые слова из-за речевого недоразвития). В процессе практических упражнений учащиеся получили элементарное представление о родственных словах. Повторение начинается с разбора специально составленного текста, где много родственных слов: дом, домик, домашний и др. Учащиеся выделяют общую часть, устанавливают смысловое родство; записывают и сравнивают слова по буквенному составу. Затем дети упражняются в подборе родственных слов к словам, данным учителем. Далее учитель сообщает, что общая часть родственных слов называется корнем слова. Для закрепления понятия о корне полезно провести следующие упражнения: *морфологический разбор слов (выделение корня); *подбор однокоренных слов к слову, данному учителем либо придуманному детьми; * образование родственных слов от данных корней. Следует шире использовать слова, корни которых могут быть самостоятельными словами: воз, дед, дуб, свет, цвет, час; затем корни типа: вод(а), гор(а), зим(а), чит(ает). Учитель обращает внимание учащихся на сходство не только буквенного написания, но и значения. Для выделения окончания вначале берутся слова, в которых окончание следует за корнем. Упражнения могут быть разнообразными: *выписывание из текстов родственных слов с выделением корня и окончания; *образование форм слова путем присоединения к данному корню различных окончаний по схеме: ручк/а – ручк/ой – ручк/у - ручк/ами – ручк/и. *Списывание со вставкой пропущенных окончаний в родственных словах. Ознакомление с приставкой можно начать с рассматривания картинок и чтения подписей под ними: Папа ходит по комнате. Папа уходит. Папа приходит. Дети читают подписи под картинками и устанавливают, что три раза повторяется одно и то же слово папа и имеется три родственных слова: ходит, уходит, приходит. родственные слова учащиеся записывают в столбик, выделяют корень и обращают внимание на то, что в словах перед корнем появляются новые части: у -, при -. Учитель сообщает, что эти части слова - приставки. С помощью учителя дети устанавливают, как приставка изменяет значение слова. Разбирается много примеров. Для проведения упражнений можно, например, использовать следующий материал: * слова, обозначающие различные действия с одной и той же приставкой: пере лез через, пере бросил через, вы лез из, вы шел из; *слова, обозначающие одно и то же действие, но с разными приставками, придающие словам противоположное значение: в нес - вы нес, в лез – с лез. В процессе упражнений в списывании со вставкой пропущенных приставок учащиеся фиксируют внимание на том, что приставки являются безударными, поэтому бывает трудно проверить их написание. Полезно предложить таблицы, чтобы дети постепенно усвоили правильное написание приставок. Изучается правописание приставок с твердым знаком (ъ). Можно начать работу с предложения: Он сел и весь суп съел. Разбирается морфологический состав слов сел и съел, слова сравниваются по произношению. Устанавливается, что слово сел состоит из одного корня, а в слове съел корень ел и перед ним приставка с-, которая произносится с корнем раздельно, после нее пишется ъ. Делается вывод: если приставки заканчиваются на согласную, то пишется не мягкий (ь), а твердый знак (ъ). Далее выполняются упражнения и составляется справочная таблица. Обращается внимание, что разделительный твердый знак после приставок пишется только перед буквами е, ё, ю, я (отъезд, подъем, объявление, предъюбилейный). Ознакомление с суффиксом можно провести на таких примерах: голова, головка, головушка.Далее идут упражнения в словообразовании посредством приставок и суффиксов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: