Констатирующий эксперимент




Программа «Развитие» /автор Л.А. Венгер/ направлена на развитие умственных и творческих способностей ребенка-дошкольника.

Исходя из положения, что детская игра носит творческий и самодеятельный характер, авторы программы делают акцент при определении уровня развития игровой деятельности на изучение сюжетной игры и игры с правилами, так как они являются основными видами игровой деятельности дошкольников.

Для определения уровня игровой деятельности невозможно задать жесткие критерии, но есть ряд признаков, в совокупности позволяющих примерно отнести игру ребенка к одному из трех уровней – высокому, среднему, низкому, – в соответствии с возможностями данной возрастной категории; эти признаки – показатели уровня игры – представлены в таблице.

 

Низкий уровень q Сюжеты игры однообразны по содержанию и стереотипны, создают впечатление бесконечного движения по кругу в рамках привычных ролевых действий и взаимодействий. q Не только не продуцируют новые сюжетные идеи, но и не подхватывают идеи других; очень затруднено соединение разных смысловых полей (комбинирование в сюжете событий из разных смысловых сфер). q В игре-придумывании со взрослыми и сверстниками малоактивен, в основном, повторяет фрагменты повествования, предложенные партнерами.
Средний уровень q Развертывает, в основном, привычные сюжеты (небольшой круг тематики), часто весьма изощренно, с детализацией ролевых действий и отношений, активно использует ролевую речь – с партнерами и куклами. Откликается на инновации других, может встроиться в игру сверстников, найти место в общем смысловом поле, двигаться вслед за более активным партнером, но сам инициативно не стремится прорвать привычный «круговой» сюжет q В игре-придумывании со взрослым, вслед за ним может вносить инновации и развертывать новую последовательность событий, но часто приходит в тупик при необходимости согласовывать свои предложения с предложениями участников-сверстников q Склонен к отторжению замысла другого, нежели к его ассимиляции из-за трудностей комбинирования разных событий в единую новую сюжетную линию
Высокий уровень q Развертывает разнообразные сюжеты (индивидуально и со сверстниками), свободно комбинируя события и персонажей из разных смысловых сфер; q С одинаковой легкостью развертывает сюжет через роли (ролевые взаимодействия) q Может быть инициатором игры-фантазирования со сверстниками. Легко находит смысловое место в игре сверстников, подхватывает и развивает их замыслы, подключается к их форме игры. q Часто бывает инициатором игры с 3–4 сверстниками, умеет внятно изложить им замысел, предложить всем подходящие роли. q С легкостью участвует в игре-придумывании со взрослыми и сверстниками, внимателен к идеям партнеров, умеет их учесть и предложить свои, чувствителен в рассогласованиям в общем сюжете, преодолевает их посредством предвосхищающего планирования событий.

 

Примерные показатели для оценки уровня игры подобраны авторами программы «Развитие» в соответствии с пониманием закономерностей развития игровой деятельности и стратегии ее формирования, заложенными в программе «Развитие» и методических рекомендациях к ней.

Оценка уровня игры выносилась на основе обобщения результатов постоянных наблюдений за свободной самостоятельной игрой детей. Существенным подкреплением оценки уровня сюжетной игры ребенка служило его поведение в совместной со взрослым игре-придумывании.

Оценку уровня игры осуществляла 3 раза в год:

q в ОКТЯБРЕ, где оценивался уровень игры, руководствуясь выделенными показателями, и, в зависимости от оценки, для каждой группы детей (с низким, средним, высоким уровнем) подбирала соответствующие приемы, способствующие дальнейшему продвижению и активизации самостоятельной игры детей (т.е. осуществление дифференцированного подхода к детям);

q в ФЕВРАЛЕ, когда очередная оценка позволила определить успешность продвижения детей, скорректировать свою тактику, определить, кто из детей в большей мере нуждается во внимании;

q в МАЕ осуществлялась итоговая оценка, которая является как характеристикой общего продвижения детей, так и свидетельством эффективности работы.

Прежде, чем проводить диагностику уровня игровой деятельности, было необходимо на основе наблюдений за самостоятельной деятельностью детей установить степень развития детских знаний и игровых умений, влияющих на создание определенного климата коллективных взаимоотношений в игре, чтобы четко знать ЧТО и КАК формировать у конкретного ребенка, т.е. наметить задачи по формированию личности ребенка и задачи по развитию его игровых навыков, в частности.

Так, по степени развития детских знаний и игровых умений, необходимых для поддержания дружеских взаимоотношений в игре, я условно выделила четыре подгруппы детей.

 

 

  Количество детей %
Первая подгруппа   33%
Вторая подгруппа   28%
Третья подгруппа   17%
Четвертая подгруппа   22%

 

Из графика видно, что возрастная группа, состоит на 33% (6 чел.) из детей активных, общительных, дисциплинированных, с достаточным запасом знаний и умений, из этих детей есть ребята, которые не всегда изъявляли желание выполнять второстепенные роли и по этому поводу спорили, но к замечаниями взрослого прислушивались; 28% (5 чел.) – дети молчаливые, немного замкнутые, почти не играющие с другими детьми и имеющими недостаточные изобразительные умения; 17% (3 чел.) – дети неуравновешенные, легко возбудимые, они постоянно конфликтовали с товарищами, не считались с их мнением; 22% (4 чел.) – это несколько пассивные ребята, имеющие недостаточно развитые навыки самоорганизации, частично умеют использовать в игре имеющийся у них запас знаний: эти дети не нарушали дисциплину.

Итак, далее результаты констатирующей диагностики по определению уровня игровой деятельности.

Дата диагностики:

ОКТЯБРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАЙ – старшая группа – 18 человек (2002–03 уч. год)

 

 


 

Анализ полученных результатов диагностики в ОКТЯБРЕ 2002–03 уч. года позволяет говорить, что все дети, в основном, испытывали сложности различной степени при построении взаимоотношений, возникающие конфликты часто происходили из-за непонимания и нежелания слушать партнера по игре, при распределении ролей с трудом могли договориться друг с другом, пытались перекричать своего собеседника, доказывая своё мнение; эмоциональное состояние партнеров не брали во внимание, нередки случаи некорректного и неадекватного отношения друг к другу (отсутствие чувства сопереживания другому и умения радоваться за успех играющих).

Так, сравнительные (количественные и качественные показатели) диаграммы представляют возможным сказать, что наметилась положительная динамика с ОКТЯБРЯ по МАЙ 2002–03 уч. года (увеличивается количество детей с высоким уровнем, идет снижение с низким уровнем, хотя показатели среднего уровня остаются неизменными 67% (12 человек), происходят изменения в высоком и низком уровнях за счет того, что «плавает» количество из низкого средний высокий) в плане развития сюжетно-ролевой игры, игровых взаимоотношений и показателей усвоения социально-приемлемых форм поведения.

Если сравнить количественные и качественные результаты за МАЙ 2002–03 и ОКТЯБРЬ 2003–04 уч. годов, то можно увидеть, что динамики не отмечается.


 

  МАЙ, 2002–03 уч. год Старшая группа ОКТЯБРЬ, 2003–04 уч. год Подготовительная группа
Высокий уровень 22% 22%
Средний уровень 67% 67%
Низкий уровень 11% 11%

 

Данный факт можно обосновать тем, что срез проводился в МАЕ месяце почти перед самым отпуском детей и еще фактор, повлиявший на это – в летние месяцы акцент определяется на оздоровление дошкольников. Целенаправленная и планомерная работа продолжилась с СЕНТЯБРЯ, а уже в начале ОКТЯБРЯ проводилась диагностика, именно по этому, думаю, динамики за выделенный период не наметилось.

Формирующий эксперимент

Исходя из результатов констатирующей части исследования, когда были выделены и условно определены четыре подгруппы детей, основание для объединения в которые послужили степень развития детских знаний и игровых умений, влияющих на создание определенного климата коллективных взаимоотношений в игре, были обозначены и подобраны наиболее эффективные педагогические приемы (при руководстве ролевыми играми этих групп детей), способствующие воспитанию у всех ребят устойчивых моральных чувств, формированию представлений о коллективе, умений и навыков коллективной жизни, которые постепенно превратятся в последствии в привычные и осознанные отношения доброжелательности, взаимопомощи.

Подробно изучив результаты констатирующего исследования об уровневых показателях сформированности игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил, мною были продуманы этапы работы по социально-нравственному развитию старших дошкольников посредством игровой деятельности (в частности, посредством сюжетно-ролевых игр). (см. Приложение. Схема 2).

Работа предполагала 4 этапа:

1 этап. Детальное изучения индивидуально-типологических (темперамент), психологических и социальных особенностей каждого ребенка своей группы.

Совместно с педагогом-психологом разработали систему мероприятий, определились с методами исследования особенностей взаимоотношений детей:

q наблюдения за детьми в процессе игровой деятельности

q особенности познавательного развития детей, т. к. успех или неуспех ребенка в познавательном плане оказывает немаловажное значение на характер и содержание взаимоотношений и общение ребенка

q социометрические исследования, необходимые для определения социального статуса каждого ребенка в группе

q беседы с родителями (особенности воспитания в конкретной семьей)

q изучение социально-бытовых условий каждого ребенка (состав семьи, образование родителей, материальная обеспеченность – благоустроенная квартира или нет, наличие отдельной комнаты, места для игр, игрушек и т.д.).

q также учитывали медицинские диагнозы каждого ребенка

Хотелось бы отметить важность полученных результатов о семьях детей. Сложившаяся политическая, экономическая, культурная и социальная ситуации в нашей стране, городе во многом определяют содержание и характер семейного воспитания, т. к. год от года меняется и характер иерархии ценностей, нередки случаи, когда для семейного окружения ребенка на первый план выходят не интеллектуальные и духовные ценности, а материальное благополучие (хотя они играют, несомненно, важную и значительную роль в воспитании детей). Ребенка окружают не только дети детского сада, но и конечно, семья. Атмосфера семейной жизни накладывает значительный отпечаток на мировоззрение, поведение ребенка, на содержание и характер его взаимодействия с окружающими людьми и способы построения им коммуникативных отношений. В связи с этим следовал

1 этап – разработка плана мероприятий с родителями, который позволил найти точки соприкосновения в воспитании и обучении детей, т.е. определить преемственность в семейном и специально организованном обучении (в детском саду).

2 этап – формирование у детей умений и навыков игрового взаимодействия посредством целенаправленного и планомерного руководства развитием сюжетных линий в ролевых играх.

3 этап – отслеживание промежуточного результата с целью корректировки тактики проводимой работы.

Более детально хотелось остановиться на 3 этапе проводимой работы, так как именно этому посвящено это исследование.

В своей работе я постоянно помню, что игра для ребенка – желанное, интересное, увлекательное занятие. Моя задача, как воспитателя, сделать эту игру полезной, обучающей способам взаимодействия и сотрудничества, дающей возможность формировать определенные навыки общения детей друг с другом.

Игра – средство «проработки» знаний и должна носить коллективный характер, т.е. необходимо каждого ребенка включить в общую игру. Но здесь надо помнить, что коллективная игра – это не когда каждый из детей должен подчиняться коллективу, а коллектив – плану воспитателя, – это творческий процесс, в котором каждый играющий воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.

«Хорошая» игра развивает у ребенка способности взаимодействовать с другими людьми:

q во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия

q во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

Считаю, что целью педагогических воздействий по отношению к игре должно быть формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях (3–5 человек).

В своей работе стараюсь четко следовать принципам организации сюжетной игры:

1. первый принцип – воспитатель должен играть вместе с детьми, должен занять позицию «играющего партнера, который умеет интересно играть».

2. второй принцип – воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

3. третий принцип – при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Одним из важных условий активизации самостоятельной игры детей, на мой взгляд, является обеспечение соответствующих условий: игровой полифункциональный материал, игрушки, организация подготовительного периода игры в непринужденной форме совместного с детьми придумывания разнообразных событий, связанных с привлекательной темой, что позволяет детям в последующей самостоятельной игре творчески развертывать новые содержания и т.д.

Уверена в том, что для возникновения сюжетно-ролевой игры, предполагающей устойчивую увлеченность детей ее темой, игра, в процессе которой усложняются действия и взаимоотношения между участниками, необходимо воспитывать интерес к ней, помочь детям получить радость и удовольствие от игры, пробудить стремление играть большим коллективом, сочетая свои интересы с интересами товарищей

Важнейшим направлением в развитии игровых взаимоотношений и овладении социальных норм и правил считаю, прежде всего, воспитание у детей глубоких познавательных интересов путем всемерного расширения круга детских впечатлений и знаний об окружающей жизни и создания у ребенка таких ярких образов, которые он стремился бы воплотить в игровом действии. Лишь раскрывая в процессе детской деятельности сущность социальных взаимоотношений людей и создавая положительное эмоциональное отношение к знаниям о современности, решала задачу формирования у старших дошкольников более устойчивых и осознанных чувств, более четких представлений о доброте, долге, ответственности, взаимопомощи, взаимоподдержке, взаимопонимании.

Очень интересными, с точки зрения детей, и воспитательно-значимыми, с моей точки зрения, стали для детей старшего дошкольного возраста игры-фантазирования, которые являются разновидностью сюжетных игр и являются эволюционным этапом в развитии линии сюжетных игр. Такие игры заключаются в построении новых цепей событий, воображаемого и реального мира.

Совместная игра-фантазирование полезна для развития воображения, творчества, способствует формированию способностей детей понимать друг друга, согласовывать творческие индивидуальные игровые замыслы с партнерами, несомненно, обогащает их эмоциональную и нравственно-приемлемую жизнь. В основе этих игр лежит совместное сюжетосложение. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнера – сверстников – пояснять какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить совсем другие события); умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.

Этот вид игры преимущественно протекает в речевом плане, с крайне свернутыми предметными и ролевыми действиями. (см. Приложение. Схема 4)

Любую игру-фантазирование начинаем с пересказа, беседы по содержанию сказки, отмечаем характерные особенности героев, дети высказывают свои мнения о героях и их поступках (таким образом, дети учатся оценивать поведение героев со стороны, тем самым, оценивая и себя с позиции норм морали. Подобные обсуждения полезны и эффективны, т. к. выслушивая мнения друг друга, дети, учатся слушать и слышать собеседника, осваивают умение отстаивать свое мнение и при необходимости признавать свою неправоту), а затем, детям предлагается придумать новую сказку немного не похожую на известную. Так мы совместно с детьми приходим к мнению, какую же сказку мы будет придумывать. (учатся согласовывать свои мысли и поступки с другими партнерами по игре, так отрабатывается умение договариваться, умение уступать и решать конфликтные ситуации адекватными социально приемлемыми способами)

Придумывание начинаем не совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения уже известных сказок.

Обычно для этого использую волшебные сказки, так как, на мой взгляд, сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла. И важно, что все сказки имеют общую сюжетную схему: 1) обнаруживается желание иметь какой-то объект (или его пропажа), вследствие чего герой сказки отсылается (или уходит сам) за ним; 2) герой встречается с «дарителем-обладателем» волшебного средства и для получения его герой проходит испытания (на доброту, смелость, смекалку т.д.); 3) герой с помощью подаренного волшебного средства достигает искомый объект; 4) герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание (сражается с противником или решает задачи) 5) герой побеждает; 6) герой возвращается домой получает свою награду.

При сложении новых сказок сохраняем общую смысловую канву, и заменяем конкретных персонажей и их действия, в зависимости от смысла – и получается новая сказка Пример. Мне бы хотелось остановиться на развертывании детьми известной и любимой сказки Шарля Перро «Красная шапочка».

1) Красной Шапочки сначала не было, была просто девочка, которой исполнилось 6 лет и пришли гости на ее День рождения, 2) волк – тоже приглашенный добрый, веселый гость, 3) бабушка не заболела, просто пригласила Красную шапочку в гости на следующий день и т.д. На протяжении всей придуманной сказки действия героев соответствовали придуманному детьми сюжету (так формируется умение подчинять свои мысли коллективному мнению, умение договариваться о содержании и не вступать при этом в конфликт, умение эмпанировать героям, сочувствовать и сопереживать им. Оценивать своих героев и их поступки с позиции морали).

При преобразованиях сказки используем весь арсенал известных детям персонажей и коллизий – сначала из других сказок, а затем и из реальных историй, кинофильмов и т.д.

В такой игре, кроме активизации воображения ребенка, на мой взгляд, еще есть очень важный момент: он начинает понимать, что замыслы партнеров могут сильно отличаться от его собственного, ребенок оказывается перед необходимостью объяснить свой замысел, изменить его в соответствии с предложениями других участников, т.е. учится понимать других детей.

Игра-придумывание занимает не более 10–15 минут и проходит в спокойной, доверительной атмосфере.

Когда дети овладели умением совместно комбинировать разнообразные события, предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам-разноконтекстные роли (Пример: Нептун и летчик, которые совместно, каждый в своей стихии – летчик с высоты птичьего полета, а Нептун в глубинах океана – отыскивают затонувшую лодку и т.д. Так, дети объединяют разноконтекстных героев: из воображаемого мифического мира и реальной жизни, и здесь же – героев разных стихий – земли и воды.

Очень эффективны в нравственном плане придуманные «настоящие истории». Выбираем вместе с детьми содержание для таких историй (о ком, о чем она будет), опираясь на детские интересы (на основе интересных для них телепередач, ситуаций из их жизни, яркое эмоциональное происшествие), что стимулирует всех участников игры к использованию тех знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов.

Пример: рядом с детским садом в дом приехала бригада Службы спасения. Детей этот факт заинтересовал, а потом по приходу с прогулки дети долго обсуждали и прикидывали возможные варианты приезда Службы спасения (пожар?, потоп?, несчастный случай?… масса других предположений). Таким образом, возникла ситуация-история, которую можно домыслить, дофантазировать в целую историю, которую можно разыграть, формируя при этом положительные взаимоотношения, эмпатические чувства, чувства поддержки и взаимопомощи, способы коммуникативного взаимодействия. Совместное обсуждение начального эпизода этой истории (герой, ситуация и т.д.), далее я, как воспитатель, занимала позицию скорее наблюдателя, нежели активного участника игры.

«Проигранная» сказка или рассказ из реальной жизни сначала в речевом плане, нередко переходил в ролевое проигрывание с предметами-заместителями и всеми вытекающими атрибутами. В самостоятельной игровой деятельности дети обыграли увиденную и развернутую ими в речевом плане историю: самостоятельно выбрали и распределили роли, определились с атрибутами и начали жить в образах.

Таким образом, игра-фантазирование развивает творчество детей и способствует формированию навыков взаимодействия и общения в процессе детской сюжетно-ролевой игры.

Вследствие того, что предложенное (детально и поэтапно описанное авторами программы «Развитие») средство еще недостаточно широко используется в практике работы воспитателей в социально-нравственном аспекте воспитания дошкольников, в силу этого, осуществлять руководство грамотно, целенаправленно и планомерно подобными играми-фантазиями достаточно сложная работа, именно поэтому, у воспитателей возникает масса ошибок и неточностей при осуществлении этой разновидности работы. Поэтому, в данном исследовании руководство игрой-фантазированием, более или менее, подробно рассмотрено, ведь, оно является лишь малым, но весьма воспитательно-значимым и практико-эффективным, с моей точки зрения, средством социально-нравственного воспитания дошкольников.

В работе по формированию навыков построения и поддержания дружеских взаимоотношений, умение детей согласовывать свои интересы с интересами других детей, умение помочь товарищу в осуществлении замысла, умение прислушиваться к мнению партнера, умение эмпанировать и т.д. при руководстве сюжетно-ролевыми играми детей использую разнообразные педагогические методы и приемы (познавательные и этические беседы, создание проблемных ситуаций, установление игровых традиций, проведение разнообразных экскурсий, организация встреч с людьми разных профессий – по возможности, чтение художественной литературы и т.д.), которые наиболее эффективны в данной работе. (см. Приложение. Таблица 1)

Важно помнить, что все применяемые методы и приемы формирования взаимоотношений в процессе ролевых игр должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. Только при наличии этих двух условий (взаимосвязь и взаимообусловленность в их использовании) они оказывают эффективное воздействие и становятся средствами развития сюжетной игры как формы организации содержательной жизни детей в детском саду при условии умелого их использования воспитателем, его искреннего интереса к играм детей, его желания внимательно и любовно руководить умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием каждого ребенка.

В работе над проблемой нравственного воспитания средствами творческих сюжетно-ролевых игр также целенаправленно и планомерно использую разработанную мною систему перспективного планирования сюжетно-ролевых игр (как одного из средств социально-нравственного воспитания). Для развития дружеских взаимоотношений, формирования собственно игрового поведения в коллективе, формирования навыков общения и взаимодействия с окружающей действительностью, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста разработала также систему работы с детьми вне занятий по теме «Общение детей со сверстниками».

Для успешного построения взаимоотношений при общении с окружающей действительностью необходимо уметь контролировать свое поведения, уметь понимать то, что чувствует твой партнер по деятельности, уметь доверять, уметь сотрудничать, уметь сочувствовать и сопереживать собеседнику, иметь личностную активность и стремление к достижению успеха – всему этому можно научить, или, по крайней мере, способствовать формированию вышеперечисленных качеств полноценной личности, именно посредством хорошо «продуманной», со стороны воспитателя, сюжетно-ролевой игрой, используя при этом, всё разнообразие средств социально-нравственного воспитания.

 


Контрольный эксперимент

 

Работа по формированию взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования сюжетно-ролевых игр, включала в себя формирование навыков игрового взаимодействия и усвоение (овладение) ими в процессе игр социальных норм и правил жизни в обществе. Ввиду того, что выделенное направление воспитания – социально-нравственное – представлено в педагогике и психологии не только использованием одних сюжетно-ролевых игр, но и всего разнообразия средств социально-нравственного развития, то полученные результаты – это синтез всех средств нравственного воспитания, но моя задача – определить степень эффективности использования сюжетно-ролевых игр как одного из средств социально-нравственного развития детей.

В течение почти двух лет осуществлялась данная работа (со старшей группы в 2002–03 уч. году и до сегодняшнего момента – подготовительной группы – ФЕВРАЛЯ, 2003–04 уч. года), конечно, почти 2 года – это срок не малый, но и незначительный, по сравнению с предстоящей будущей взрослой жизни, если исходить из положения, что дошкольный возраст – фундамент всей взрослой жизни, то для того, чтобы убедиться в правильности и эффективности своей работы и подтверждения выдвинутой в начале гипотезы исследования, была проведена повторная диагностика показателей сформированности навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил или, другими словами, диагностика уровня развития игровой деятельности детей.

Критерии, показатели и уровневая дифференциация остались прежними. Хочу сразу оговориться, сравнение количественное и качественное будет представлено в 2-х аспектах:

1. Сравнение показателей ОКТЯБРЬ – ФЕВРАЛЬ, 2003–04 уч. год. с целью определения динамики за выделенный временной промежуток и определения и корректировки задач воспитания до конца учебного года, т.е. до выпуска в школу. Думаю, что положительная динамика в плане развития будет отмечена, но в отличие от яркой положительной динамики с ОКТЯБРЕМ, 2002–03 уч. годом не будет, т. к. фактор времени играет определенную и очень весомую роль.

2. Сравнение показателей ОКТЯБРЬ, 2002–03 уч.год и ФЕВРАЛЬ 2003–04 уч. год, т.е. старшей и подготовительной групп с целью определения эффективности проводимой работы в целом.

 

1.

Дата диагностики:

ОКТЯБРЬ, ФЕВРАЛЬ – подготовительная группа -18 человек (2003–04 уч. год)

 

 


Данные сравнительные диаграммы свидетельствуют, что положительная динамика отмечается. Произошло снижение показателей (качественных и количественных): к ФЕВРАЛЮ исчез низкий уровень с 11% (2 чел.) до 0, а вырос высокий уровень с 22%(4 чел.) до 61% (11 чел.); средний уровень, также отмечен некоторой динамикой с 67%(12 чел.) до 39% (7 чел.).

Хотелось отметить, что динамика незначительная, но имеет место, это в основном, связано с фактором времени, т. к. он играет определенную и очень весомую роль.

Дата диагностики:

ОКТЯБРЬ, 2002–03 уч. год, ФЕВРАЛЬ, 2003–04 уч. год

 

 


Полученные сравнительные диаграммы отмечают яркую положительную динамику в плане развития игровой деятельности.

Так, к ФЕВРАЛЮ, 2003–04 уч. года исчез совсем низкий уровень (с 22%(4 чел.) до 0; значительно изменился высокий уровень с 11%(2 чел.) до 39% (7 чел.).); средний уровень, также отмечен некоторой динамикой с 67%(12 чел.) до 61% (1 чел.).

Видно, что проводимая работа с детьми, во многом помогла нам формировать умения общаться и взаимодействовать детей друг с другом в процессе игровой деятельности – это умение находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого), умение согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия, умение аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения, умение справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами морали.

Таким образом, подтвердилась выдвинутая гипотеза, что в ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы произойдут качественные и количественные изменения показателей уровня игровой деятельности (сформированность навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил) у выделенной группы дошкольников посредством использования системы работы, качественной реализации принципов и четкого следования методическим рекомендациям авторов программы «Развитие», собственного активного и заинтересованного подхода к работе по развитию сюжетно-ролевых игр у старших дошкольников как одного из средств социально-нравственного воспитания детей.


Заключение

Анализ теоретических разработок, трудов известных академических психологов и педагогов-практиков, собственного экспериментального исследования и каждодневной практической работы с детьми позволили сделать выводы:

1. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средством познания ребенком действительности – это серьезное занятие.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.

Задача сюжетно-ролевой игры всегда направлена на три аспекта: развивающий, познавательный и воспитательный.

2. «Ядром» социально-нравственного развития, его основным содержанием является умение хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения; в овладении навыками всевозможных способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого); умение согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия; умение аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения; умение справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности; умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами поведения.

Специфика сюжетно-ролевой игры такова, что позволяет использовать её как одно из эффективных средств социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.

3. Проведенная мной работа в практической части исследования доказала и подтвердила необходимость, важность и эффективность применения на практике работы системы сюжетно-ролевых игр для социально-нравственного развития детей как одного из средств нравственного воспитания дошкольника. Однако, намеченная работа будет продолжаться, т. к., считаю, что максимальный результат в социально-нравственном развитии детей моей группы еще не достигнут.


Библиография

1. Аникеева Н.П.. Воспитание игрой., М., 1987

2. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. М., 1995

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте., М., 1998

4. Волков Б.С, Волкова НВ. Детская психология. М., 1994

5. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников, М., 1997

6. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста./ Дьяченко ОМ, Лаврентьева Т.В., М., 2000

7. Дошкольная педагогика./ Ядэшко В.И., Сохина Ф.А., М., 1996

8. Знакомимся с программой «Развитие». Пособие для воспитателей и родителей. Под ред. Дьяченко ОМ, Денисенко Н.С., М, 2002

9. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. М., 1997

10.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. Психологический институт РАО МоиПН, 1997

11.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М., 1990

12.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Педагогические принципы организации сюжетной игры./ Дошкольное воспитание. 1989, №4 стр. 23

13.Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве // Психологический журнал. – 1980 – №5

14.Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют. М., 1990

15.Педагогическая диагностика по программе «Развитие», М., 2000

16.Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группе детского сада. Научный руководитель Венгер Л.А., М., 2000

17.Психология. Словарь. Политиздат, 1990

18.Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ под ред. Михайленко Н.Я., Подьяккова Н.Н., М., 1987

19.Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа / Под ред. О.М. Дьяченко. Центр им. Венгера, М., 2002

20.Руководство играми детей в дошкольных учреждениях./ Под ред. М.А. Васильевой, М., 1990

21.Спиваковская АС. Игра – это серьезно. М., 1981

22.Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. Дошкольное воспитание, 1999, №7

23.Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999

24.Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1990



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: