Уровень комфорта
это комплексный критерий, слагаемыми которого являются:
-состояние и структура номерного фонда: площадь номеров, доля одноместных (однокомнатных), многокомнатных номеров, номеров – апартаментов, наличие коммунальных удобств и т.д.;
-состояние мебели, инвентаря и т.п.;
-наличие, состояния и режим работы предприятий питания: ресторанов, кафе, баров и т.д.;
-состояние здания, подъездных путей, обустройство прилегающей к гостинице территории;
-информационное обеспечение и техническое оснащение, в том числе наличие телефонной, спутниковой связи, телевизоров, холодильников, мини-баров, мини-сейфов, и т.д.;
-обеспечение возможности предоставление ряда дополнительных услуг.
•Указанные параметры оцениваются практически во всех имеющихся сегодня системах классификации гостиницы.
•Установление уровня комфорта в настоящее время лежит в основе более тридцати систем классификации, наиболее распространенными среди которых являются следующие:
- европейская, или, как ее часто называют, система «звезд», в основе которой лежит деление гостиниц на категории от одной до пяти звезд. Такая система применяется во Франции, Австрии, Египте, России и ряде других стран;
- система «корон», применяемая в Великобритании;
- система категорий (Италия, Израиль). Категория — отличительный признак предприятия питания, характеризующий уровень качества обслуживания.
•Предприятия, не прошедшие сертификацию по установленным требованиям, сохраняют старую классификацию: высшая, первая и вторая категории.
2. 2 Под вместимостью гостиничного предприятия понимается число койко-мест, или номеров, которые может быть предложены клиентам одновременно.
|
По количеству комнат номера могут быть однокомнатные, двухкомнатные и т.д.
По назначению различают номера бизнес - класса, эконом - класса, номера –апартаменты и т.д.
Номера бизнес – класса предназначены для размещения туристов, пребывающих с деловой целью. Помимо стандартной обстановки здесь должны быть созданы условия для работы: рабочий стол, телефон, факс, компьютер и т.д.
Номера экономического класса предназначены для широкого контингента туристов. Отличаются скромной обстановкой и оборудованием, что отражается в невысокой цене размещения.
Номера – апартаменты (2 -,3 -, 4 – комнатные), предназначены для долгосрочного размещения семей. В номере – апартаменте обязательно должна быть кухня с необходимым набором бытовой техники, что позволяет обеспечить практически домашние условия пребывания.
Люкс – апартаменты или сюиты (англ. Suite), - 3-, 4- комнатные номера высокой комфортности, кухня как правило отсутствует.
2.3 Исходя из функционального назначения гостиничных предприятий, прежде всего, выделяют их две большие группы:
-транзитные;
-целевые.
2.4. По продолжительности работы гостиницы подразделяются:
-работающие круглосуточно;
-работающие два сезона;
-односезонные.
2.5 По обеспечению питанием выделяют следующие гостиницы:
-обеспечивающие полный пансион (размещение и трехразовое питание);
-предлагающие размещение и только завтрак.
Основные службы гостиниц и их назначение.
Для осуществления процесса обслуживания туристов в гостинице должен быть предусмотрен минимальный набор следующих основных служб, обеспечивающих предоставление основных гостиничных услуг:
|
1. бронирование;
2. обслуживание;
3. приема и расчетная часть;
4. эксплуатации номерного фонда.
3.1 Служба бронирования. Она выполняет следующие функции:
-прием заявок на гостиничные места и их обработка;
-подготовка необходимой документации: графиков заезда на каждый день, карта движения номерного фонда.
3.2 Служба обслуживания. С точки зрения гостей служба обслуживания является важнейшей в гостинице, так как персонал именно этой службы работает с клиентами в постоянном контакте и выполняет все функции, связанные с их непосредственном обслуживанием.
3.3 Служба приема и расчетная часть. Служба приема часто называют «сердцем» или «нервным центром» отеля. С этой службой гость контактирует больше всего, туда он обращается за информацией и услугами во время своего пребывания в гостинице.
3.4 Служба эксплуатации номерного фонда. Важнейшей ее функцией является поддержание необходимого уровня комфорта и санитарно – гигиенического состояния гостиничных номеров, а также общественных помещений.
4. Организация питания в туризме.
Для туристкой индустрии характерны такие типы предприятий питания, как рестораны, кафе, бары (гриль-бары, пивные бары, фитобары, коктейль бары и др.), столовые, фабрики-кухни, фабрики заготовочные, буфеты, продовольственные магазины и т. п.
•По форме обслуживания предприятия подразделяются на обслуживание с помощью официантов и самообслуживание.
•При организации питания туристов используется различные методы обслуживания: «а ля карт», «а парт», «табльдот», шведский стол.
|
•При использовании метода «а ля карт» гости из карты – меню блюд и напитков выбирают то, что им больше всего нравится. Заказ передается на кухню и сразу же начинается приготовление.
• «А парт». При данном методе обслуживания гости, предварительно сделав заказ, обслуживаются в установленный промежуток времени. Очень часто встречается в домах отдыха и курортных гостиницах.
• «Табльдот». Гости обслуживаются в одно и то же время и по одному и тому же меню.
• Шведский стол представляет широкий выбор блюд со свободным доступом: можно взять все что угодно в желаемом количестве из того, что предложено и выставлено.
5. Тенденции развития предприятий питания и гостиниц в индустрии туризма.
Основными тенденциями в развитии гостиничного бизнеса являются:
•распространение сферы интересов гостиничного бизнеса на продукты и услуги, ранее предоставляемые предприятиями других отраслей.
•развитие демократизации гостиничной индустрии, способствующей повышению доступности гостиничных услуг для массового потребителя;
•усиление специализации гостиничного бизнеса, позволяющей более четко ориентироваться на определенные сегменты потребителей с учетом различных признаков;
Основными тенденциями в развитии гостиничного бизнеса являются:
•глобализация и концентрация гостиничного бизнеса, которая проявляются в создании крупных корпораций и гостиничных цепей;
•персонификация обслуживания и полная концентрация на запросах и потребностях клиентов;
•широкое внедрение новых средств коммуникации и информационных технологий, позволяющее проводить глубокую и системную экономическую диагностику;
•внедрение новых технологий в деловую стратегию гостиничных предприятий, в частности широкое использование сети Интернет с целью продвижения гостиничных продуктов и услуг.
Основными задачами в сфере гостиничного бизнеса становятся создание конкурентных преимуществ и повышение конкурентоспособности, создание стабильной клиентуры через умение найти своего клиента.
Проблемы повышения конкурентоспособности гостиничного бизнеса укрупненно можно подразделить на следующие:
1. проведение исследований по формированию принципов управления гостиничным бизнесом в рыночных условиях;
2. применение к менеджменту и разработке управленческих решений основных научных подходов;
3. переработка стандартов ISO серии 9000 по системам качества для их увязки с целым — конкурентоспособностью и дополнения научными подходами, охватывающими большинство аспектов управления;
4. ориентация развития гостиничного бизнеса преимущественно на инновационный путь развития, и др.