Раскройте направления профилактической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у детей с ОНР. Фрагмент урока или индивидуального занятия.




К мерам ранней профилактики дисграфии и дислексии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения. Работа с детьми, имеющими речевые нарушения должна быть комплексной и включать следующие направления.

I. Развитие моторики, графомоторных навыков.

II. Развитие зрительного восприятия.

III. Развитие осязания, обоняния и вкусовых ощущений.

IV. Развитие слухового восприятия.

V. Развитие восприятия времени и пространства.

VI. Развитие речевого дыхания.

VII. Развитие силы голоса.

VIII. Развитие артикуляционной моторики.

IX. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

8. Докажите необходимость создания специальных условий для овладения грамматическими закономерностями языка детьми с ОНР. Фрагмент урока. Тема: «Подлежащее».

 

Преодоление ОНР у детей осуществляется в специальном учреждении для детей с речевыми нарушениями, путем использования поэтапной системы формирования речи. Коррекционная система обучения и воспитания детей с ОНР имеет следующие принципы:

- ранне воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;

- развитие речи и опора на онтогенез;

- взаимосвязное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматического компонентов языка. В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения;

- дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;

 

 

Тема урока: Подлежащее и способы его выражения.

Цель урока: Обобщение сведений о подлежащем, знакомых учащимся 5-7 классов;

Задачи:

1) систематизация знаний о главных и второстепенных членах предложения.

2) Повторить подлежащее и способы его выражения.

3) создание условий для совершенствования умений синтаксического разбора предложения.

4) умение находить главные члены предложения и способы их выражения.

5) создание условий для познавательной активности учащихся на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Постановка цели урока

I. Словарная работа

Большинство, меньшинство, театр, репетиция, режиссер.

а) определить лексическое значение данных слов; б) составить с ними словосочетания или предложения (устно)

9. Приведите конкретный пример работы с деформированным предложением.

Пример 1.

Детям, предлагаются предложения с пропущенными словами. Их задача вставить пропущенное слово


На …. стоит ваза.
На столе стоит ваза с ….
На столе стоит ваза с …. цветами.

(стол, цветы, большие)

Пример2.

Исправь неточности в предложении.

Мальчик стеклом разбил мяч.
Весной луга затопили реку.
Улитка медленно мчалась по листу.

Пример 3.

Вставить нужный предлог. Смотри на окончания существительного “ школа ”.

Дети идут … школу. Линейка проходит … школой. Сирень растёт … школы. Малыши бегают … школе. За лето отвыкли … школы. Саша живёт … школы. Автобус подошёл … школе. Летом буду скучать … школе. Учитель ушёл … школы.

Пример 4

(Текст записан на доске в нарушенной последовательности).

Лиса.

Вдруг она почуяла запах мяса. Шла лиса по лесу. А капкан цап лису за лапу! Побежала лиса на запах.

Cловарная работа на словами: капкан цап лису.

Последовательность работы над текстом:

1. Знакомлю учащихся с тем, зачем и как охотятся на лис, ввожу понятие «капкан», показав его на картинке.

2. Выразительно читаю текст и провожу его анализ:–Куда попала лиса? Как об этом сказано в рассказе? Почему лиса приблизилась к капкану? Где это было?

3. Восстанавливаю последовательность предложений с учашимися.

10. Приведите фрагменты урока обучения грамоте в добукварный период (букварныйпериод).

Тема: Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Репка», условно-графическое изображение слов.

Задачи:

· учить выделять произнесенные слова и обозначать их условно-графически;

· выявлять представления детей об основных цветах и закреплять имеющиеся у них знания;

· определять состояние графических умений и продолжать работу над совершенствованием.

· развивать подвижность органов артикуляционного аппарата учащихся;

· корригировать и развивать фонематическое восприятие;

Ход урока:

  1. Орг.момент: настрой учащихся на работу; проверка посадки детей; проверка готовности к уроку
  2. Подготовка учащихся к усвоению учебного материала.

Артикуляционная гимнастика с использованием индивидуальных зеркал, картинок-символов Изучение нового материала.

1) Детям предъявляется картинка с изображением огорода (забор, дом, грядка, репа, солнце)

- Ребята, давайте расскажем отдельными словами, что нарисовано на картинке. Я начинаю первой – огород.

Учащиеся называют предметы, изображенные на картинке.

- Что мы произносим? (Слова.)

- Как мы умеем обозначать слова? (Полосками.)

Дети поочередно прикрепляют под картинкой «Огород» названные слова-полоски.

Педагог следит за тем, чтобы учащиеся не повторяли одни и те же слова.

- Ребята, давайте «прочитаем» все слова. Отдельные учащиеся «прочитывают» все выставленные слова.

2) Учитель выставляет героев сказки «Репка» -

- Из какой сказки пришли к нам эти герои? (Репка.)

- Давайте вспомним вместе эту сказку, и вы мне в этом будете помогать. «Посадил дед …. Выросла репка ….

3) Игра на различение близких по звуковому составу слов.

Педагог предъявляет детям картинку с изображением мышки). Инструкция: «Это кто? ( Мышка .) Услышав неправильно названное слово «мышка», вы должны хлопнуть в ладоши».

Слова для предъявления: мышка, миска, мишка, мышка, мушка, сушка, мышка, шишка, нышка, пышка, мышка.

4) Физ.минутка с проговариванием и движениями.

4. Закрепление изученного материала.

Детям предъявляется картинка с изображением дома

- На какую геометрическую фигуру похож дом? (На квадрат.)

- На какую геометрическую фигуру похоже окно? (На квадрат.)

- Какой из этих квадратов больше – дом или окно? (Дом.)

- Большой – квадрат, а маленький - …? (Квадратик.)

5. Подведение итогов урока (эмоциональная оценка педагогом деятельности детей в течение урока).

Какие рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей при ее недоразвитии являются, по-вашему, наиболее существенными? Приведите пример (фрагмент из урока русского языка и развития речи).

процесс обучения следует организовывать так, чтобы с самого начала овладение грамматическим строем языка носило творческий характер, опиралось на ориентировочную (поисковую) активность ребенка в окружающем мире и в слове, на языковые обобщения, экспериментирование со словом.

 

Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи детей с общим недоразвитием речи. Основной механизм морфологических аграмматизмов заключается в трудностях выделения морфемы, соотнесения значения морфемы с её звуковым образом.

1) неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата,красные шары, много ложков);

2) неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);

3) неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями (дети рисует, она упал);

4) неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);

5) неправильное употребление предложных конструкций (под стола, в дому, из стакан).

Например, при изучении темы «Существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксами» детям предлагаются слова: домик, кубик, носик и т.д., при этом голосом выделяется суффикс –ик, движением показывается каждый звук, который включен в звуковой состав суффикса (на звук /и/- указательные пальчики обеих рук поднимаются наверх, на звук /к/- согнутые в локтях руки резко отводятся назад). Дети с помощью данного способа в дальнейшем самостоятельно произносят уменьшительно-ласкательные слова по картинкам в коротких фразах

 

При изучении приставок учитель говорит детям слово идти. И говорит что слова можно изменять при помощи приставок перейти, выделяет приставку пере. И проводиться словарная работа над новым словом. Учитель говорить придумайте новые слова с приставками.

12. Фрагмент урока русского языка. Тема: «Приставка».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: