Иргалеева А.Х.
Дисциплина: Методика обучения литературному чтению
Курс 3-РНО (зфо)
ПЗ 1.
Тема: Актуальные проблемы методики начального
Литературного образования
Теоретическая часть:
Задания:
1. Ознакомьтесь с историей развития методик преподавания русского языка и литературы и методическим наследием выдающихся ученых XIX – первой половины XX в., существенно повлиявших на методику начального обучения: К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, В.Я. Стоюнина, В.П. Шереметевского, Н.Ф.Бунакова, В.И,Водовозова, Д.И. Тихомирова, В.П. Вахтерова, Ц.П. Балталона, А.Я. Острогорского, М.А. Рыбниковой.
2. Актуальные проблемы литературного развития младшего школьника на начальном этапе литературного образования (по статьям за последние 5-6 лет).
Практическая часть:
II. Проанализируйте действующие Программы по литературному чтению:
1. Цели и задачи Программы по литературному чтению УМК Школа России
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
1) развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
2) овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
3) воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
4) Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
5) развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
6) учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
7) формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
8) развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
9) формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
10) обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
11) формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
12) обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
13) расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
14) обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
15) работать с различными типами текстов;
16) создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Общая характеристика содержания Программы по литературному
Чтению УМК Школа России
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской «Литературное чтение».
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно- нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
ПЗ 2.
Тема: Литература как искусство и как школьная дисциплина.
Читательская деятельность
I. Ответьте на следующие вопросы:
1. Какой принцип является основным для построения школьного курса литературы и почему?