Дифференциальная диагностика острой диареи




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По практическому занятию для студентов

Учебная дисциплина «ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ И ПАРАЗИТАРНЫЕ

Занятие№3: САЛЬМОНЕЛЛЕЗ. ДИЗЕНТЕРИЯ. АМЕБИАЗ.»

Курс 5 Факультет медицинский

Специальность «Лечебное дело» 7.12010001

«Педиатрия» 7.12010002

«Медико-профилактическое дело» 7.12010003

 

 

Утверждено

на методическом совещании кафедры

«28» августа 2015г.

Протокол № 1

В. о. зав. кафедры Чабан Т.В._________

 

Одесса - 2015 г.

 

1. Тема №3«Сальмонельоз. Дизентерия. Амебиаз.» - 4 часа

2. Актуальность темы:

Среди острых инфекционных поражений пищеварительной системы большую долю занимают такие заболевания, как сальмонеллез и пищевые токсикоинфекции. На сегодняшний день сальмонеллез - это один из наиболее распространенных антропозоонозов в развитых странах. Заболеваемость имеет тенденцию к росту, особенно это касается крупных городов с централизованной системой продовольственного снабжения. Это обусловлено стойкостью возбудителей в окружающей среде, способностью накапливаться вне живого организма. Большую роль играют социальные факторы, которые актуальны и для Украины, - расширение сети общественного питания, нарушение технологии приготовления и хранения пищевых продуктов, несоблюдение личной гигиены, низкий уровень санитарной культуры отдельных слоев населения. Эти заболевания, особенно, при эпидемическом распространении, предоставляют большой экономический ущерб, могут провоцировать возникновение или обострение хронических заболеваний, а в тяжелых случаях - привести к смерти больного. Кроме того, возбудители, кроме поражения пищеварительного тракта, могут вызвать развитие сепсиса, особенно в случаях наличия врожденного или приобретенного иммунодефицита (септико пиемичный вариант течения сальмонеллеза считается ВИЧ-маркерным заболеванием). Значительная распространенность сальмонеллеза и ПТИ, быстрое развитие обезвоживания, возможность инфицирования в условиях стационара обуславливает необходимость изучения этой патологии врачами всех специальностей.

Шигеллез относится к числу наиболее распространенных во всем мире кишечных инфекций. В странах Африки, Латинской Америки, Азии он является одной из основных причин смерти детей в возрасте до 5 лет. В последнее время отмечается тенденция к росту заболеваемости не только в этих странах, но и в странах Восточной Европы, государствах СНГ, в том числе и в Украине.

Борьба с шигеллами сложная из-за полиморфизма клинических проявлений, многообразие факторов передачи возбудителей, высокую восприимчивость при непродолжительности видоспецифичного иммунитета после перенесенной болезни, из-за высокой адаптационной способности шигелл, их резистентность к антимикробным средствам.

Шигеллез встречается повсеместно как в виде конкретных спорадических случаев, так и эпидвспышках, что требует знания этой инфекции.

Проблема амебиаза также приобретает особое значение в связи с расширением контактов с разными странами, увеличением числа туристических и деловых поездок в регионы с жарким климатом. При этом создаются реальные условия для заражения в связи с высоким уровнем заболеваемости коренного населения. По заключению ВОЗ (1988), амебиаз является одной из важнейших медицинских и социальных проблем в западных и юго-восточных регионах Африки, Юго-Восточной Азии, Китае, Латинской Америке, где число лиц, инвазированных дизентерийной амебой, составляет 20-70%.

В зонах умеренного климата амебиаз регистрируют в виде спорадических случаев, однако отсутствие настороженности врачей и знания этой патологии делает статистические данные о заболеваемости амебиаз в этих регионах не вполне достоверными, тем более что носительство дизентерийной амебы в случае тщательного обследования выявляются в 5-15% обследуемых и здесь. В нашей стране спорадические случаи амебной дизентерии встречаются преимущественно на юге. В странах СНГ наиболее неблагополучными являются государства Средней Азии и Закавказья, где выявлено носительство в 15-35% жителей.

 

.3. Цели занятия.

3.1. Общие цели занятия:

• иметь представление: о месте сальмонеллезе, шигеллеза, амебиаза в структуре инфекционных болезней, историю изучения, вклад отечественных и зарубежных ученых в историю научных исследований в этой области.

• ознакомиться: с статистическими данными по распространенности сальмонеллеза, шигеллеза и амебиаза, частоты осложнений, носительства в Украине и в мире на сегодня.

 

3.2. Воспитательные цели:

• Развить деонтологические представление в процессе изучения темы. Соблюдать правила поведения возле кровати больного, врачебной деонтологии. Уметь устанавливать психологический контакт с больным и его семьей.

• Развить представления о влиянии социально-гигиенических факторов на распространенность сальмонеллеза, шигеллеза, амебиаза.

• На материале темы развить чувство ответственности за своевременность и правильность профессиональных действий.

 

3.3. Конкретные цели

знать:

• этиологию сальмонеллеза, шигеллеза, амебиаза;

• эпидемиологию сальмонеллеза, шигеллеза, амебиаза, особенности современного эпидемиологического процесса;

• патогенез;

• классификацию клинических форм сальмонеллеза, шигеллеза, амебиаза;

• особенности течения шигеллеза в зависимости от клинической формы и вида возбудителя;

• клинические проявления амебной дизентерии и внекишечного амебиаза;

• возможные осложнения сальмонеллеза, шигеллеза и срок их появления;

• осложнения амебной дизентерии и внекишечного амебиаза;

• методы диагностики сальмонеллеза, шигеллеза, амебиаза;

• принципы лечения больных сальмонеллеза, шигеллезом, амебиазом;

• тактику ведения больных в случае возникновения неотложных состояний;

• принципы профилактики;

• правила выписки реконвалесцентов из стационара;

• правила диспансеризации реконвалесцентов.

 

3.4. На основе теоретических знаний по теме:

• соблюдать санитарно-противоэпидемические правила работы у постели больного сальмонеллезом, шигеллезом, амебиазом;

• собрать анамнез болезни, оценить эпидемиологические данные (употребление пищевых продуктов, которые не испытывают перед употреблением термической обработки, общение с больным шигеллезом или носителем, пребывание в регионах, эндемичных по амебиазу);

• обследовать больного и выявить основные симптомы и синдромы сальмонеллеза, шигеллеза, амебиаза, обосновать предварительный диагноз;

• определить наличие у больного специфических осложнений;

• провести дифференциальную диагностику сальмонеллеза, шигеллеза, амебиаза с заболеваниями, которые протекают с подобной симптоматикой;

• оформить медицинскую документацию по факту установления предварительного диагноза «сальмонеллез»,“шигеллез”, “амебиаз” (экстренное извещение в районное эпидемиологическое отделение - Ф.058);

• составить план лабораторного и дополнительного обследования больного;

• интерпретировать результаты лабораторного обследования, в том числе и специфических методов диагностики;

• составить индивидуальный план лечения с учетом эпидемиологических данных, клинической формы болезни, тяжести течения, наличия осложнений, аллергологического анамнеза, сопутствующей патологии, выписать рецепты;

• оказать неотложную помощь при инфекционно-токсическом, гиповолемическом шоке;

• составить план противоэпидемических и профилактических мероприятий в очаге инфекции;

• дать рекомендации относительно режима, диеты, обследования, надзора в периоде реконвалесценции.

 

4. Материалы доаудиторной самостоятельной подготовки (междисциплинарная интеграция):

 

Дисциплина Знать Уметь
       
1. Предыдущие дисиплины
  1.Нормальная анатомия Анатомическое строение ЖКТ человека  
  2.Микробиология Таксономические свойства сальмонеоо, шигелл, антигенную структуру, рост, размножение, выращивание, идентификацию возбудителя. Свойства дизентерийной амебы, формы ее существования в организме человека, методы специфической диагностики амебиаза. Проводить необходимый объем специфических лабораторных исследований (посев материала на питательные среды при сальмонеллезе, шигеллезе, паразитоскопия при амебиазе)     Интерпретировать результаты специфических методов диагностики.
  3.Физиология Параметры физиологической нормы органов и систем человека; показатели лабораторного обследования в норме (общ. ан. крови, мочи, испражнений, биохимия крови, параметры КОС, электролитов и т.п.).   Оценить данные лабораторного обследования.  
  4.Патофизиология Механизм нарушения функций органов и систем при патологических состояниях различного генеза. Интерпретировать патологические изменения по результатам лабораторного обследования при нарушениях функции органов и систем различного генеза.  
  5.Хирургия Клинико-лабораторные признаки кишечного кровотечения, перитонита, тактику неотложной помощи.. Своевременно поставить диагноз этих осложнений, назначить соответствующее обследование, оказать неотложную помощь.
  6.Пропедевтика внутренних болезней Методы и основные этапы клинического обследования больного. . Собрать анамнез, провести клиническое обследование больного, выявить патологические симптомы и синдромы. Анализировать полученные данные.  
  7.Клиническая фармакология Фамакокинетику и фармакодинамику, побочные эффекты препаратов, применяемых для лечения шигеллеза, амебиаза, средств патогенетической терапии Назначить лечение в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей больного, выбрать оптимальный режим приема и дозу препарата, выписать рецепты.
2. Следующие дисциплины
  Семейная медицина Этиологию, эпидемиологию, патогенез, клинические проявления, возможные осложнения шигеллеза, амебиаза. Принципы профилактики и лечения. Тактику ведения больных в амбулаторных условиях, показания к госпитализации. Проводить дифференциальную диагностику шигеллеза, амебиаза с болезнями, которые протекают со сходной клинической симптоматикой. Распознать заболевание, интерпретировать данные лабораторного обследования, организовать противоэпидемические мероприятия в очаге, определить необходимость госпитализации, дать рекомендации относительно последующего наблюдения и лечения, заполнить экстренное извещение в СЭС на инфекционного больного (Ф.058). Оказать неотложную помощь в случае необходимости.
3. Внутрипредметная интеграция
  Инфекционные болезни Особенности инфекционных болезней. Принципы диагностики, лечения, профилактики инфекционных болезней. Патогенез, эпидемиологию, динамику клинических проявлений, лабораторную диагностику, возможные осложнения сальмонеллеза, шигеллеза, амебиаза. Особенности течения в зависимости от клинической формы, принципы лечения и профилактики. Проводить дифференциальную диагностику амебиаза с другими инфекционными болезнями. Распознать заболевание, его осложнения; интерпретировать данные лабораторного обследования. Дифференцированно назначить этиотропную, патогенетическую и симптоматическую терапию. Разработать рекомендации больному относительно питания, режима, профессиональной деятельности, отдыха и других элементов личной гигиены.

 

5. Содержание темы занятия (структурно-логические схема):

Шигеллёз


Амебиаз


           
   
   
 
 


Дифференциальная диагностика острой диареи


6. Материалы методического обеспечения занятия.

6.1. задания для самопроверки исходного уровня знаний-умений - тесты из базы данных лицензионного экзамена Крок-1 (https://kroktest.org.ua/)

6.2. Информацию, необходимую для формирования знаний-умений можно найти в учебниках:

ОСНОВНАЯ

1. Инфекционные болезни. Курс лекций: учебное пособие / Е.В. Никитин, К.Л. Сервецкий, Т.В. Чабан [и др.]. - Одесса: ОНМедУ, 2012. - 252 с. - (Серия «библиотека студента-медика»).

2. Инфекционные болезни: учебник / под ред. А.А. Голубовской. - К.: ВСВ «Медицина», 2012. - 728 с. + 12 с. цв.вкл.

3. Практическая инфектология: учебное пособие / Б.М.Дикий, З.М.Митник, О.Я. Пришляк [и др.]. - Ивано-Франковск, 2010. - 250 с.

4. Инфекционные болезни: учебник / А.В. Чорновил, Р.Ю. Грицко. - К.: Медицина, 2010. - 423 с.

II. ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ

1. Атлас инфекционных болезней / [М.А. Андрейчин, В.С. Копча, С.А. Крамарев и др.]; под ред. М.А. Андрейчина. - Тернополь: ТГМУ, 2010. - 248 с.

2. Лабораторный справочник «СИНЭВО» [А.В. Небыльцова, Ж.А. Климова, Г.А. Носенко и др. ] / под ред. А.В. Небыльцовой. - К.: ООО «Доктор-Медиа», 2011. - 420 с.

3. Инфекционные болезни: Нормативное производственно-практическое издание. Ч II. - К.: МНІАЦ медицинской статистики; МВЦ «Мединформ», 2011. - 420 с.

4. Компендиум 2010-2011 - лекарственные препараты / под ред. В.Н. Коваленко, А.П. Викторова. - К.: МОРИОН, 2011.- 1456 с.

5. Инфекционные болезни: национальное руководство / под ред.Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. - М.ГЄОТАР-Медиа, 2009. - 1056 с.

 

6.3. Ориентировочная карта относительно самостоятельной работы с литературой по теме:

№ п/п Основные задания Указания Ответы
1. Изучить материал по теме “Шигеллез. Амебиаз” Изучение основной и дополнительной литературы   Ответить на учебные вопросы
2. Уметь поставить и обосновать заключительный диагноз обследованного больного Уметь обследовать больного и составить план лабораторного обследования Письменное обоснования предварительного и окончательного диагнозов, плана обследования и лечения больного
3. Составить план лечения больного   Тестовый письменный контроль
4. Знать осложнения заболеваний и их лечение   Решение ситуационных задач

 

7. Материалы для самоконтроля качества подготовки

А. Вопросы для самоконтроля

1. К какой группе инфекционных болезней с источником инфекции относятся сальмонеллез?

2. Источник инфекции при сальмонеллезе.

4. Пути и факторы передачи сальмонеллеза.

6. Факторы патогенности сальмонелл.

7. Стадии патогенеза сальмонеллеза.

8. Патогенезе основных клинических симптомов сальмонеллеза.

9. В каком отделе желудочно-кишечного тракта патологический процесс локализуется у больного локализованной формой сальмонеллеза?

10. Продолжительность инкубационного периода сальмонеллеза.

12. Опорные симптомы локализованной формы сальмонеллеза.

13. Основные симптомы генерализованных форм сальмонеллеза.

15. Характеристика стула при сальмонеллезе.

16.Патогенез судорог при сальмонеллёзе.

17. Патогенез гипотензии при сальмонеллезе.

19. Типичные клинические проявления нарушений со стороны дигестивнй системы сальмонеллезе.

20. Клиническая классификация сальмонеллеза.

21. Последствия сальмонеллеза и холеры.

22. Основные причины летальности при сальмонеллезе.

23. Специфические осложнения сальмонеллеза.

24. Клинические проявления дегидратационного шока.

25. Клинические проявления инфекционно-токсического шока.

26. Причины развития генерализованных форм сальмонеллеза.

27. Гемограмма больного сальмонеллезом в разгаре болезни.

28. План обследования больного при подозрении на сальмонеллез.

29. Методы специфической диагностики сальмонеллеза.

30. Показания для бактериологического исследования крови при сальмонеллезе.

31. Диагностика носительства.

32. Показания для этиотропной терапии сальмонеллеза. Препараты, дозы, пути введения, продолжительность назначения.

 

33. Современное состояние заболеваемости сальмонеллезом, шигеллезом в Украине, мире.

34. Основные серогруппы шигелл, их морфологические свойства.

35. Устойчивость возбудителя к воздействию факторов внешней среды.

36. Факторы патогенности шигелл.

37. Источник инфекции, механизм и основные пути инфицирования.

38. Стадии патологического процесса при шигеллезе.

39. В каком отделе кишечника преимущественно локализируется патологический процесс при шигеллезе?

40. Морфологические изменения в стенке толстой кишки при шигеллезе.

41. Патогенез возникновения тенезмов при шигеллезе.

42. Клиническая классификация шигеллеза.

43. Особенности течения шигеллеза в зависимости от клинической формы и вида возбудителя.

44. Клиника колитического синдрома в период разгара болезни.

45. Типичные клинические проявления нарушений со стороны дигестивной системы при шигеллезе.

46. Опорные симптомы шигеллеза в разгаре болезни.

47. Клиника диарейного синдрома при шигеллезе, характеристика стула при шигеллезе.

48. Специфические кишечные и вне кишечные осложнения шигеллеза.

49. План обследования больного шигеллезом.

50. Гемограмма больного шигеллезом в период разгара болезни.

51. Копрограмма больного шигеллезом в период разгара болезни.

52. Методы специфической диагностики шигеллеза. Интерпретация результатов исследований.

53. Основные диагностические признаки шигеллеза.

54. Принципы терапии больных шигеллезом.

55. Этиотропная терапия шигеллеза: дозы, пути введения, продолжительность назначения.

56. Сроки и правила выписки реконвалесцентов из стационара.

57. Профилактика шигеллеза.

58. Сроки диспансерного наблюдения.

59. Современное состояние заболеваемости амебиазом в Украине, мире.

60. Формы существования дизентерийной амебы в организме человека, их особенности.

61. Устойчивость возбудителя к воздействию факторов внешней среды.

62. Источник инфекции, механизм и основные пути инфицирования.

63. Клиническая классификация амебиаза.

64. Основные стадии патологического процесса при амебиазе.

65. Особенности клинического течения амебной дизентерии.

66. Клиника диарейного синдрома при амебиазе.

67. Клинические признаки внекишечного амебиаза.

68. Возможные осложнения амебиаза.

69. План обследования больного амебиазом.

70. Копрограмма больного амебиазом в период разгара болезни.

71. Методы специфической диагностики амебиаза.

72. Основные диагностические критерии амебиаза.

73. Принципы терапии больных амебиазом.

74. Характеристика амебоцидних препаратов.

75. Правила выписки реконвалесцентов из стационара.

76. Профилактика амебиаза (специфическая, неспецифическая).

77. Сроки диспансерного наблюдения.

 

Б. Тесты для самоконтроля с эталонами ответов:

Выбрать правильные ответы:

1. Укажите клинические варианты локализованного сальмонеллеза

А. Тифоподбный

Б. Гастритический

В. Колитический

Г. Гастроентеритический

Д. Гастроентероколитический

2. Принципы лечения гастроинтестинальных вариантов сальмонеллеза

А. Назначение левомицетина

Б. промывание желудка и кишечника

В. Назначение индометацину

Г. Раствор глюкозы в/в в дозе, соответствующей степени обезвоживания

Д. Солевые растворы

3. Специфические методы диагностики локализованной формы сальмонеллеза

А. Бактериологический посев крови

Б. Бактериологический посев кала и рвотных масс

В. Реакция Видаля

Г. РНГА

Д. Биологический метод

4. Основные факторы патогенности возбудителя брюшного тифа.

А. энтеротоксин

Б. Vi - антиген

В. эндотоксин

Г. способность к внутриклеточному паразитизму

Д. Гемагглютинин

5. Какие виды шока могут возникать при сальмонеллезе?

А. Геморрагический

Б. Инфекционно-токсический

В. Анафилактический

Г. Дегидратационный

Д. Болевой

6. Симптомы 1 степени обезвоживания

А. Значительное уменьшение количества мочи

Б. Жажда

В. Многократная рвота

Г. Судороги икроножных мышц

Д. Обильный жидкий стул

7. Основные источники инфекции при сальмонеллезах

А. Утки

Б. Рыбы

В. Собаки

Г. Коровы

Д. Свиньи

8. Признаки субклинической формы сальмонеллеза

А. Одноразовый понос

Б. Рост титров протисальмонельозних антител в парных сыворотках

В. Наличие язв слизистой оболочки кишечника при ректороманоскопии

Г. Выделения сальмонелл из испражнений

Д. Выделения сальмонелл из крови

9. Какие возбудители могут вызвать пищевые токсикоинфекции?

А. Лептоспиры

Б. Salmonella typhi

В. Staphiloccus aureus

Г. Clostridium tеtаni

Д. Clostridium perfringens

10. Какой из перечисленных препаратов может быть применен при лечении локализованных форм сальмонеллеза?

А. Тетрациклин

Б. Пенициллин

В. Индометацин

Г. Далацин

Д. Эритромицин

 

ЭТАЛОНЫВЕРНЫХ ОТВЕТОВ

1. Б, Г, Д 6. БЫ, Д.

2. Б, В, Д. 7. А, Г, Д.

3. Б, Г. 8. Б, Г.

4. А, В, Г. 9. В, Д.

5. Б, Г. 10. В.

В. Задачи для самоконтроля с ответами

Задача 1

Больной 32 лет, поступил в инфекционное отделение с жалобами на повышение температуры тела, боль в животе, расжижение стула, тошноту, рвоту. Заболевание началось утром с озноба, разлитая боли в животе, тошноты и рвоты, после которого наступило кратковременное облегчение. Через час присоединился понос. Понос и рвота повторялись не менее чем 8 раз, появилась выраженная слабость, судороги икроножных мышц. На ужин ел мясной салат, яичницу, колбасу домашнего изготовления. Об-но: состояние средней тяжести, Т тела - 38,9оС. Кожа бледная, сухая, ее тургор снижен, акроцианоз, единичные судороги икроножных мышц. АД - 100/50 мм.рт.ст., пульс 102 уд/мин, слабый. Тоны сердца приглушены Язык сухой, обложен белым налетом. Живот мягкий, умеренно болезненный вокруг пупка, в эпигастральной и подвздошной участках. Симптомов раздражения брюшины нет. Стул - обильные, жидкие, вонючие, зеленоватого цвета, без примесей слизи и крови.

1. Предварительный диагноз.

2. План обследования.

3. План лечения.

Ответ: Сальмонеллез.

 

Задача 2

Больная 17 лет при поступлении в стационар жалуется на резкую слабость, головокружение, тошноту, многократная рвота. Заболела остро через час после обеда в кафе, где ела борщ, куриную отбивную и пирожное с кремом. Об-но: температура - 36,8оС, сознание ясное, менингеальные признаки отсутствуют. Кожа бледная, покрытая холодным потом. АД - 90/60 мм.рт.ст., пульс - 100 уд/мин, тоны сердца приглушены, ритм правильный. Язык сухой, покрытый белым налетом. Живот мягкий, болезненный в подвздошной области, вокруг пупка. Сигмовидная кишка эластичная, безболезненна. Стул - утром, обычных свойств.

1. Предварительный диагноз.

2. План обследования.

3. План лечения.

Ответ: Пищевая токсикоинфекция.

Задача 3

Больной 20 лет, заболел остро. Жаловался на озноб, ощущение жара, повышение температуры тела до 39оС, тошнота, рвота, частый густой зловонный стул без патологических примесей, боль в эпи - и мезогастрии. Одновременно заболела сестра. За 6 часов до начала заболевания употреблял в пищу вареную утку, которая в течение 10-12 часов хранилась при комнатной температуре. Об-ка: состояние средней тяжести, Т тела - 39,2оС, тургор кожи снижен, язык сухой, обложен бурым налетом. АО - 100/60 мм.рт.ст., пульс - 100 уд/мин., слабого наполнения. Живот болезненный в эпигастрии, вокруг пупка. Единичные судороги икроножных мышц

1. Предварительный диагноз.

2. План обследования.

3. План лечения.

Ответ: Сальмонеллез.

Б. Тесты для самоконтроля с эталонами ответов:

Выбрать правильные ответы

«Шигеллез»

1. Какой из путей передачи является ведущим при шигеллезе Зонне:

А. Контактно-бытовой

Б. Пылевой

В. Водный

Г. Половой

Д. Пищевой

 

2. Гастроентероколитическая форма шигеллеза чаще вызывается шигеллами:

A. Зонне

Б. Григорьева-Шиги

В. Флекснера

Г. Ларджа-Сакса

Д. Штуцера-Шмитца

 

3. Для подтверждения диагноза острого шигеллеза достаточно:

А. Наличие тенезмов

Б. Наличие частых жидких испражнений со слизью и кровью

В. Выделения из кала шигелл

Г. При ректороманоскопии - картина проктосигмоидита

Д. Спазмированной сигмовидной кишки

 

4. Стул при шигеллезе напоминает:

А. «гороховый суп;

Б. «малиновое желе;

В. «рисовый» отвар;

Г. «ректальный» плевок;

Д. «мясные» помои;

 

5. Заживление язв при шигеллезе сопровождается:

А. Образованием грубых рубцов с нарушением функции кишечника

Б. Деформацией слизистой

В. Образованием поверхностных рубцов без нарушения функции кишечника

Г. Развитием непроходимости

Д. Развитием кишечного кровотечения

 

6. Правила выписки из стационара больных шигеллезом, которые не относятся к декретованої группы:

А. через 3 дня после нормализации стула и температуры тела

Б. Клиническое выздоровление

В. 2 негативных результата бак. исследований испражнений

Г. 3 негативных результата бак. исследований испражнений через 2 дня после окончания антибактериальной терапии

Д. 1 отрицательный результат бак. исследование испражнений через 2 дня после окончания антибактериальной терапии

 

7. Лекарственные препараты, применяемые при лечении больного шигеллезом средней тяжести:

А. Цефалоспорины III поколения в/в, в/м

Б. Энтеросорбенты

В. Нитрофураны, производные 8-оксихинолина

Г. «Регидрон», «Гастролит», «Оралит» per os

Д. Поливитамины.

 

8. Для эндотоксина шигелл верные утверждения:

А. Высвобождается в кишечнике;

Б. Всасывается местно в желудке;

В. Обусловливает синдром токсикоза;

Г. Снижает проницаемость сосудов;

Д. Сенсибилизирует слизистую толстой кишки;

 

9. Выберите верные утверждения, относительно свойств шигелл:

А. Анаэробы, образуют споры

Б. Грамотрицательные неподвижные палочки 2-3 мкм

В. Имеют В-, К-, Vip - антигены

Г. Имеют В-, К-антигены

Д. Спор, капсул не образуют

 

10. Иммунитет при шигеллезе:

А. Видо - и типоспецифический;

Б. Приобретенный;

В. Нестерильный;

Г. Пожизненный;

Д. Непродолжительный;

 

ЭТАЛОНЫВЕРНЫХ ОТВЕТОВ

1. Д 6. А, Д

2. А 7. Б, В, Г

3. В 8. Б, В, Д

4. Г 9. Б, Г, Д

5. В 10. А, Б, Д

 

 

«Амебиаз»

1. Характерные изменения гемограммы при хроническом кишечном амебиазе:

A. Анемия, эозинофилия, моноцитоз, лимфоцитоз, увеличение СОЭ

Б. Анемия, значительный лейкоцитоз, нейтрофилез

В. Умеренный лейкоцитоз, нейтрофилез, увеличение СОЭ

Г. Лейкопения, эозинофилия, анемия

Д. Изменений нет

 

2. Копроцитограмма при острых проявлениях кишечного амебиаза:

A. Большое количество слизи, эритроциты, эозинофилы, кристаллы Шарко-Лейдена

Б. Эритроциты расположены группами в виде столбиков, единичные лейкоциты

В. Эритроциты покрывают все поле зрения, незначительное количество слизи

Г. Эритроциты, лейкоциты покрывают все поле зрения, цисты амеб

Д. Количество лейкоцитов умеренное, слизи, цисты амеб

 

3. К тканевых амебоцидам относятся следующие препараты:

А. Делагил

Б. Метронидазол

В. Ятрен

Г. Эметин

Д. Дегидроэметин

 

4. Источником инфекции при амебиазе являются:

А. Больные кишечным амебиазом

Б. Здоровые носители возбудителя

В. Крупный рогатый скот

Г. Больные внекишечным амебиазом

Д. Больные с любой формой амебиаза

 

5. Какие методы исследования наиболее информативные для диагностики внекишечного амебиаза:

А. УЗИ

Б. Общий анализ крови

В. КТ

Г. Ректороманоскопия

Д. Рентгенография

 

6. Формы существования дизентерийной амебы в организме человека:

А. Большая вегетативная форма

Б. Цисты

В. Малая вегетативная форма

Г. Средняя вегетативная форма

Д. Все перечисленные формы

 

7. Начало заболевания при типичном течении амебиаза:

A. Постепенное

Б. Острое

В. Подострое

Г. Острое с бурным развитием клиники

Д. Латентное

 

8. Укажите осложнения кишечного амебиаза:

А. Периколит

Б. Перфорация кишки

В. Дегидратационный шок

Г. Инфекционно-токсический шок

Д. Кишечное кровотечение

 

9. Материалом для паразитоскопического исследования при кишечном амебиазе являются:

А. Кровь

Б. Моча

В. Стул

Г. Гной с поверхности язв, забранный при ректороманоскопии

Д. Все выше названное

 

10. Характерные изменения слизистой оболочки толстой кишки при остром амебиазе:

А. Слизистая оболочка неизмененная, язвы с отекшими, подрытыми краями, ограниченные зоной гиперемии, дно покрыто гноем и некротическими массами

Б. Язвы различного диаметра, кисты, полипы, амебоми

В. Слизистая оболочка отечна, гиперемирована, кровоизлияния, на поверхности язв фибринозные наслоения, спазм кишечника

Г. Обеднение сосудистого рисунка, единичные язвы, «бархатистая» слизистая оболочка, контактная и спонтанная кровоточивость

Д. Изменений не имеет

 

ЭТАЛОНЫВЕРНЫХ ОТВЕТОВ

1. В 6. А, Б, В

2. А 7. А

3.А, Г, Д 8. А, Б, Д

4. А, Б 9. В, Г

5.А, В, Д, 10. А

 

В. Задачи для самоконтроля

Задача 1

Больной А., 22 лет, студент, поступил в инфекционную больницу на 3-й день болезни с жалобами на общую слабость, схваткообразную боль в животе, частый жидкий стул со слизью и кровью. Заболевание началось с повышения температуры, головной боли, тенезмов, частых испражнений. Живет в изолированной квартире с коммунальными удобствами. Все члены семьи здоровы. Неделю назад вернулся из деревни, где были случаи подобного заболевания.

Об-но: Температура тела 38,1С. Кожа бледная,сыпи нет, язык влажный, обложен белым налетом. Тоны сердца приглушены, АД 110/80 мм рт. ст., пульс 96 уд/мин. Живот умеренно вздут, болезненный по ходу толстой кишки. Сигмовидная кишка спазмированая, резко болезненная. Стул до 10 раз в сутки, испражнения жидкие, со слизью и кровью.

1. Предварительный диагноз.

2. План обследования

3. Лечение.

Ответ: Дизентерия.

 

Задача 2

Больной К., 27 лет, повар, поступил в инфекционную больницу на второй день болезни с жалобами на головную боль, частые (до 15 раз в день) жидкие испражнения, тошноту, рвоту, боли внизу живота. Заболевание началось остро с зябкости, повышения температуры тела до 39С, многократной рвоты. Через 5-7 часов появилась сильная схваткообразная боль в животе, усиливалась перед дефекацией, жидкий стул с примесью слизи и прожилками крови.

Об-но: 38,2С, дряблый. Кожа бледная, тургор сохранен. Тоны сердца ослаблены. АД 100/60 мм рт. ст. Пульс 104 уд./мин. Язык сухой, обложен серым налетом. Живот мягкий, болит во время пальпации ощущается «урчание» по ходу толстого кишечника и спазм сигмы. Печень у края реберной дуги. Стул каловый, полужидкий, с примесью слизи, до 10 раз в сутки. Мочеиспускание не нарушено.

1. Предварительный диагноз.

2. План обследования.

3. Лечение.

Ответ: Дизентерия.

 

Задача 3

Больной Г., 27 лет, жалуется на недомогание, снижение аппетита, утомляемость, боль внизу живота, преимущественно в правой подвздошной области, стул около 10 раз в сутки, фекалии имеют вид “малинового жилое”. Жалобы появились 2 дня назад.

Об-но: температура 36,7ºС, кожа обычного цвета, тургор сохранен. Язык обложен белым налетом, при пальпации живота, болезненность по ходу толстой кишки, спазм слепой и восходящего отдела ободочной кишки. Печень и селезенка не увеличены. Из анамнеза известно, что две недели назад вернулся из Африки.

1. Предварительный диагноз.

2. План обследования.

3. Лечение.

Ответ: Амебиаз.

 

Задача 4

Больной В., 41 год, обратился с жалобами на непостоянную боль внизу живота, больше в подвздошной области, снижение аппетита, чувство горечи во рту, головную боль, нарушения сна, похудение. Стул с примесью крови и слизи, наблюдается чередование поносов и запоров. Болеет больше года, но за помощью не обращался.

Об-но: бледный, кожа сухая, сыпи нет. Температура тела 37,1ºС, тоны сердца приглушены, язык обложен, при пальпации живот чувствителен по ходу толстой кишки, преимущественно в правой подвздошной области, сигма не спазмированая. В общем анализе крови: анемия, незначительная эозинофилия, относительный лимфоцитоз.

1. Предварительный диагноз.

2. План обследования.

3. Лечение.

Ответ: Амебиаз.

 

Задача 5

В инфекционный стационар обратился больной 38 лет с жалобами на слабость, боли в животе, понос до 10 раз в сутки с большим количеством крови и слизи в виде “малинового желе”. Объективно: общее состояние относительно удовлетворительное, язык обложен белым налетом, живот вздут, болезненный при пальпации в правой подвздошной области. Какое заболевание наиболее вероятно обусловливает такую картину?

1. Предварительный диагноз.

2. План обследования.

3. Лечение

Ответ: Амебиаз.

 

8. Материалы для аудиторной самостоятельной подготовки:

 

8.1. Перечень учебных практических заданий, которые необходимо выполнить на практическом занятии:

1. Провести курацию больного;

2. Овладеть методикой обследования

3. Провести дифференциальную диагностику;

4. Составить план лабораторного обследования;

5. Интерпретировать результаты специфического обследования больного;

6. Распознать осложнения;

7. Составить план лечения больного;.

8. Определить врачебную тактику в случае возникновения неотложных состояний.

9. Оформить медицинскую документацию;

9.1 Профессиональный алгоритм по формированию навыков

и умений диагностики шигеллеза.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: