СД.02 Лесные культуры
Методические указания
для практических занятий
Специальность 250201 Лесное хозяйство
Уфа - 2010
УДК 630*23
ББК 43.4
Л 50
Рекомендованы к изданию методической комиссией факультета «Землеустройства и лесного хозяйства» для студентов очной и заочной форм обучения (протокол № 6 от 5 марта 20010 г.).
Составители: проф. Коновалов В.Ф., доц. Андрианов П.Д., доц. Блонская Л.Н.
Рецензент: доцент кафедры кадастра недвижимости и геодезии Галеев Э.И.
Ответственный за выпуск:
зав. кафедрой лесоводства и ландшафтного дизайна доцент Сахибгареев М.Р.
г. Уфа, БГАУ, кафедра лесоводства и ландшафтного дизайна
РАЗДЕЛ «Лесные питомники»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
ОБРАБОТКА, ОКУЛЬТУРИВАНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ
ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ПИТОМНИКОВ
Вопросы для теоретической подготовки
1) Обработка почвы по системам черного, раннего и сидерального пара по лесорастительным зонам.
2) Углубление пахотного слоя.
3) Оптимизация механического состава пахотного слоя.
4) Известкование почв с кислой реакцией в лесной зоне.
5) Гипсование солонцеватых почв степи и лесостепи.
6) Повышение содержания органического вещ
7) ества в пахотном слое почвы.
8) Применение сидератов.
9) Внесение минеральных удобрений, дозы внесения при основном удобрении и при подкормке сеянцев и саженцев по зонам.
10) Окультуривание почвы путем применения местных удобрений и мелиорантов в лесостепной и степной зонах.
11) Регулирование водного и теплового режима почв в степи и лесостепи.
Литература: /1, 2, 6/.
Задание
1) Начертите схему питомника с выделением трехпольного севооборота для выращивания сеянцев сосны в лесной зоне;
2) Опишите систему обработки и окультуривания почвы по вопросам изложенным в п. 1.1.
1.3 Контрольные вопросы
1) Какие системы обработки почвы применяются в питомниках?
2) Охарактеризуйте понятие «севообороты в питомниках и ротация севооборота».
3) Какова сущность окультуренного горизонта почвы?
Практическое занятие № 2
Расчет площади постоянного лесного питомника
Вопросы для теоретической подготовки
1) Методика расчета площади питомника.
2) Расчет площади хозяйственных отделений с учетом схем посева и сроков выращивания.
3) Севообороты в лесных питомниках по лесорастительным зонам.
4) Полезная и вспомогательная площади питомника. Нормативы выделения вспомогательных площадей.
Литература: 3, 6.
Задание
1) Рассчитать площадь посевного отделения питомника по формуле:
D = N х a х S / n1 х S (1)
где N – задание на выращивание сеянцев в тsc. шт. (сосны 500, ели 1200);
а – срок выращивания, лет (сосны – 2, ели – 3 года);
S – количество полей в севообороте (для сосны – 3, ели – 4);
n1 – норма выхода стандартных сеянцев с 1 га в тыс. шт. /9/;
S – количество полей в севообороте, занятых сеянцами;
2) Начертить схему посевного отделения, указать вспомогательные площади по установленному нормативу;
3) Рассчитать общую площадь данного питомника
2.3 Контрольные вопросы
1) Что означают продуцирующая, полезная, вспомогательная и общая площадь питомника?
2) Изложите методику расчета площади школьного отделения.
3) Назовите нормативы выделения вспомогательных площадей.
4) Как определить общую площадь питомника?
Практическое занятие № 3
ПОСЕВ СЕМЯН И ВЫРАЩИВАНИЕ СЕЯНЦЕВ
В ПОСЕВНОМ ОТДЕЛЕНИИ ПИТОМНИКА
Вопросы для теоретической подготовки
1) Эколого-лесоводственные основы выращивания сеянцев.
2) Виды, сроки и схемы посева в питомниках.
3) Техника и технология посева и выращивания сеянцев ГОСТы и ОСТы на сеянцы.
4) Сроки выращивания и технология выкопки, хранения и транспортировки сеянцев.
Практическая подготовка
Знакомство с посадочным материалом – сеянцами.
Литература для подготовки: 2, 5, 6.
Задание
1) Приведите схемы 2, 3, 4, 5, 6, 8 строчных ленточных посевов.
2) Перечислите в хронологическом порядке все операции по выращиванию посадочного материала с указанием машин и механизмов, норм высева, глубины заделки семян, мелиорируемого слоя и рыхления почвы по фазам роста сеянцев.
3) Знакомство с посадочным материалом. Выход стандартных сеянцев с 1 га.
4) Изучение ОСТа 56-98-93, разработка и сортировка пучка сеянцев, обмеры и расчеты средних биометрических показателей и сравнение с показателями ОСТа.
Практическое занятие № 4
Выращивание саженцев древесных и плодовых пород
Вопросы для теоретической подготовки
1) Теоретические основы выращивания саженцев в школьных отделениях питомника (простых, уплотненных, комбинированных, плодовых).
2) Теоретические основы выращивания посадочного материала вегетативного происхождения.
3) Закладка и эксплуатация маточных плантаций.
4) Закладка и эксплуатация отделения зеленого черенкования.
5) Выращивание укорененных саженцев в питомнике.
Литература для подготовки: 2, 4, 5, 6, 7.
Практическая подготовка
Знакомство с саженцами древесных пород.
Задание
1) Начертите схему школьного отделения, маточной плантации и отделения зеленого черенкования.
2) Опешите систему обработки почвы с указанием машин и механизмов.
3) Составьте ротационную таблицу севооборотов в отделениях.
4) Ознакомьтесь с саженцами и сравните их с показателями ОСТ – 56-98-93.
4.4 Контрольные вопросы
1) Есть ли разница в глубине обработки почвы в отделениях питомника?
2) Как устанавливают количество полей в севообороте в школьном отделении?
3) Как закладывать плантации зимними стеблевыми черенками?
4) Каковы сроки службы плантации?
5) Что означает выражение «омолаживание» плантации?
Практическое занятие № 5