Духовные искания, т.е. поиски подлинного места в жизни Пьера Безухова.




Тема: Поиск плодотворной общественной деятельности П. Безухова и А. Болконского. ((т.2, ч. 1-3)

 

Желанный мир, любимые и любящие люди, русская зима, раз­влечения, музыка, балы встречают возвратившихся с войны Николая Ростова, Денисова, Долохова и др. Это и есть та жизнь, о которой мечтал, например, Николай Ростов. Но оказывается, не все мирно в этом мире. Он начинается не только с радости, но и с неудач: дуэли Пьера и Долохова, проигрыша Николая Ростова, неудачного сватов­ства Денисова к Наташе и Долохова к Соне и большого горя князя Андрея — смерти жены. Не ровной и спокойной рисует Толстой лирную жизнь, в ней свои беды, но силой жизни они преодолимы. Об этом свидетельствует развитие всех сюжетных линий.

Принципы изображения Толстым положительных героев.

Человеческая натура, по Толстому, многогранна, в большинстве людей есть хорошее и дурное, развитие человека зависит от борьбы этих начал, а характер определяется тем, что стоит на первом плане. Рисуя Долохова, Толстой показывает его не только жестоким бре­тером (устар. человек, готовый драться на дуэли по всякому, даже незначительному поводу) и расчетливым человеком, но и нежным сыном и братом, мечтающим о большой женской любви. Пьер добр, но вспыльчив до бешенства. Он умен, но неопытен в житей­ских делах, в нем много внутренней силы, и, тем не менее, он часто вдет по течению, не умея противопоставить свою волю воле других. История его женитьбы на Элен и разрыва с ней после дуэли говорит об этом. Толстой видит одного и того же человека «то злодеем, то ангелом, то мудрецом, то идиотом, то силачом, то бессильнейшим существом» (дневник Толстого, 21 марта 1898 г.)

Герои Толстого совершают ошибки, мучаются этим, знают по­зывы ввысь и поддаются влиянию низких страстей. Таких противо­речий, высот и срывов полна жизнь Пьера с момента его возвраще­ния в Россию. Увлечения и разочарования переживает неоднократно князь Андрей.

И при всех этих противоречиях у положительных героев всегда остается неудовлетворенность собою, отсутствие самоуспокоенно­сти, непрерывные поиски смысла жизни и настоящего места в ней.

В этом состоит своеобразное толстовское понимание единства характера. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, а вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость» - подчеркнуто остро, темпераментно писал JI. Толстой в одном из писем.

Лучшие герои Толстого повторяют его нравственный кодекс, оттого одним из принципов создания Толстым положительных ге­роев является изображение их во всей душевной сложности и «те­кучести», в непрерывных поисках истины.

Это толстовское отношение к жизни и людям, но могут быть на­стоящие люди и без противоречий. Более цельные натуры, раньше и определенней нашедшие свое место в жизни.

Духовные искания, т.е. поиски подлинного места в жизни Пьера Безухова.

ч.II, гл. 1-4,10; ч.III, гл.7).

Вопросы:

- Что такое масонство и как Толстой описывает его?

- Что привело Пьера в общество масонов?

- Какую деятельность ведет в нем Пьер?

- Почему начинает разочаровываться?

Поступление Пьера в масонское общество падает на тяжелый период его жизни, связанный с женитьбой на Элен Курагиной. По­чему Пьер женился на Элен? С одной стороны, этот брак был под­строен князем Василием, т.к. Пьер был очень выгодным женихом; с другой стороны, этот брак был закономерен для Пьера: не только потому, что его должны были обмануть, но и потому, что он дол­жен был обмануться. Это был поступок и самого Пьера. Толстой пишет: «И в эту же минуту Пьер почувствовал, что Элен не только могла, но должна была быть его женою, что это не может быть ина­че...» (т.1, ч.3, гл.1). Он мучается потом, понимая, что он не только обманулся, но и обманул других. Он считал себя виноватым, что женился не любя, что солгал сам, сказав Элен: «Я вас люблю». А позднее то, что он чуть не убил Долохова оттого, что сам был вино­ват, женившись, не любя, повергает Пьера в глубочайший кризис. (т.2, ч1, гл.6). «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что не­навидеть? Для чего нужно жить и что такое я? Что такое жизнь, что такое смерть? Какая сила управляет всем?» - спрашивает он себя. (т.2, ч.2, гл.1). Эти размышления о смысле жизни характерны для положительных героев Толстого. И как Пьер отвечает на поставленные вопросы? Выход из тупика он не хочет видеть в решении социальных проблем. Сама по себе мысль о социальной несправед­ливости мира возникает у Пьера. На почтовой станции в Торжке он видит торговку туфлями и думает: «У меня сотни рублей, которых мне некуда деть, а она в прорванной шубе стоит и робко смотрит на меня» (т.2, ч.2, гл.1). Казалось бы, Пьер должен сейчас подумать об изменении основ жизни, но он решает иначе: «И зачем нужны эти деньги? Точно на один волос могут прибавить ей счастья, спо­койствия души эти деньги?» Материально обеспеченному Пьеру кажется, что не в деньгах дело. Поэтому смысл жизни он находит в нравственном самоусовершенствовании как средстве устранения зла в себе и в мире. Эту цель подсказывает ему масон Баздеев, встретившийся с ним в дороге.

 

 

- Почему Пьер, будучи атеистом и считая религию «неспра­ведливою» (ч.2, гл.3), вступает в масонское общество?

Потому что его привлекла формулировка целей этого общества: очищая и исправляя сердце и разум отдельных членов общества, исправлять тем самым человеческий род и «противоборствовать злу, царствующему в мире». Пьер воспринял в масонстве не религиозную, а нравственную его сторону. Такое решение давало ему на время иллюзию выхода из тупика, вызванного ощущением бесцельности существования. Оно открывало ему дорогу деятельности, по которой он тосковал. У него было так много сомнений и колебаний, что он потянулся к тем, кто имел веру и убежденность в чем-то («Пьер с замиранием сердца,... -... испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни» (ч.2, гл.2). Итак, желание обрести что-то устойчивое, цель жизни для себя приводит Пьера в масонство.

 

 

«Деятельность Пьера в масонском обществе» (ч.2, гл.10), ее результаты.

Начало кризиса в увлечении Пьера масонством (ч.3, гл.7). Убеждается, что многие масоны вступали в общество ради приобре­тения связей с сильными и богатыми людьми, которых там было много. Поездка за границу, выступление после нее. Видя социаль­ную несправедливость мира, снова не принимает мысли о социаль­ном преобразовании общества (ч.3, гл.7).

Так Толстой приводит Пьера к мысли о непротивлении злу на­силием, революционному переустройству противопоставляет абст­рактную проповедь «добра и истины». Однако даже отнюдь не революционные предложения Пьера о преобразовании масонских об­ществ были приняты руководителями и большинством членов об­щества как опасные, а на Пьера вновь находит тоска. Замкнутый в мире нравственных проблем и собственных переживаний, он вновь попадает в тупик, из которого выводит его только 1812 год.

Таков характер поисков Пьером смысла жизни. Такое стремле­ние к полезной деятельности — одно из проявлений нравственной жизни передового русского дворянства в начале XIX века.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: