ЗАПОВЕДИ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА




ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

САРАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_______________О.Н. Ганин

"____ " ____________ 2014 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

направление подготовки 080200.62 Менеджмент

 

Профиль Управление малым бизнесом

 

Саранск, 2014

Тема 1. Понятие и сущность менеджмента. Цели и задачи дисциплины

 

Задание 1.1: Собственное дело.

Почти 15 лет Анастасия Х. работала на крупном предприятии, одном из лучших предприятий оборонной отрасли. В течение ряда лет дела на предприятии шли все хуже и только в последний год ситуация стала исправляться. Заказы потребителей возрастали, производительность и качество повысились по сравнению с уровнем, на котором они находились несколько лет назад, - всё это благодаря комплексной программе по улучшению работы предприятия. Поэтому для Анастасии и еще 400 ее сослуживцев было неожиданностью, когда они узнали о своём внезапном увольнении в соответствии с решением нового исполнительного директора сократить производство.

Анастасии пришлось искать себе другую работу, но это оказалось очень сложно, и усилия нескольких месяцев ни к чему не привели. Ее сбережения подходили к концу, и она начала понемногу падать духом, когда случайно натолкнулась на объявление в газете о возможности работать - подстригать газоны в частных хозяйствах. Вскоре Анастасия уже подстригла газоны в нескольких хозяйствах, и дела у нее шли хорошо.

Однажды она решила основать свое собственное дело - ухаживать за газонами и лужайками. Она испытывала облегчение от мысли, что больше не придется нервничать в поисках работы, и радовалась, что станет сама себе хозяйкой и начальником. Она немного пугалась полной самостоятельности. Тем не менее, Анастасия хотела добиться успеха.

Поначалу дело шло несколько медленно, но постепенно все больше людей узнавали об Анастасии и просили их хозяйствами. Одни были рады переложить на нее всю работу, другие «переметнулись» к ней из профессиональных фирм по уходу за садом. К концу первого года самостоятельной работы Анастасия уже знала - этим способом она сможет заработать себе на жизнь. Она стала заниматься и другой работой: подкармливала и пропалывала газоны и садики, подстригала кустарник. Дело шло настолько хорошо, что Анастасия наняла себе в помощь двух помощников и даже при этом полагала, что при желании дело можно расширить.

Вопросы для анализа ситуации:

1.Кто, по-вашему, Анастасия - менеджер, бизнесмен или предприниматель?

2.Является ли Анастасия производственным менеджером собственного бизнеса?

3.Вероятно, в ее обязанности входят: прогнозирование, управление инвентарными запасами, составление рабочего графика, эксплуатация и гарантия качества. В связи с этим ответьте на такие вопросы:

Что вероятнее всего потребует прогнозирования?

4.Насколько важна для работы Анастасии гарантия качества? Объясните подробнее.

5.Каким образом клиенты Анастасии, скорее всего, будут оценивать качество ее работы по уходу за хозяйством?

6.Какое решение по инвентарю и запасам она должна принимать систематически?

7.Как она составляет рабочий график? Что может вызвать изменения в графике и заставить Анастасию перепланировать работу заново?

8.Каковы преимущества каждого из вариантов, которые Анастасия принимала во внимание, обдумывая следующие проблемы:

Работать на организацию или на саму себя?

Расширять свое дело или нет?

Задание 1.2: Распределите основные задачи менеджеров по уровням управления, обоснуйте свои взгляды:

- формулирование целей компании и подразделений;

- координация работы нижестоящих руководителей;

- взаимодействие организации с внешней средой;

- разработка долгосрочных планов;

- контроль использования сырья и оборудования;

- адаптация организации к различным переменам.

 

 

Тема 2. Закономерности управления социально-экономическими системами

 

Задание 2.1: Составление глоссария.

Роль студента:

• прочитать материал по теме, выбрать главные термины, непонятные слова;

• подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку

понятий;

• критически осмыслить подобранные определения и попытаться их модифицировать (упростить в плане устранения избыточности и повторений)

• оформить работу в письменном виде и представить ее преподавателю для оценки. Словарик должен включать название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.

Выполненная работа засчитывается, если в нем представлено не менее 20 слов.

Тема 3. Принципы менеджмента

 

Задание 3.1. Основатель классической административной школы управления А.Файоль в 1916 г. в книге «Общее и промышленное управление» сформулировал 14 принципов менеджмента. В их числе принципы стабильности персонала, централизации, скалярной цепи.

В чем сущность данных принципов? Каково значение их для современной практики управления?

 

Задание 3.2. На ряде российских предприятий и организаций руководители функциональных подразделений и низовых звеньев (начальники отделов, заведующие секциями, лабораториями и т.д.) непосредственно руководят деятельностью подчиненных - сотрудников соответствующих подразделений по реализации целей, стоящих перед данными подразделениями, что отражено в положениях о них. Вместе с тем данные положения не предоставляют каких-либо существенных прав руководителям соответствующих подразделений по поощрению и наказанию подчиненных работников.

Укажите, какой принцип управления нарушается в результате этого? Какие возможны нежелательные последствия этого?

 

Задание 3.3. Объясните, какие принципы управления и в чем нарушены в следующих ситуациях:

1. к разработке программы технического перевооружения предприятия не были привлечены низовые, рабочие коллективы;

2. специалисты предприятия часто выполняют те виды работ, которые требуют меньшей квалификации;

3. в процессе деятельности предприятия нередко принимаются такие решения, в которых основное внимание уделяется задачам, обязанностям, ответственности, причем в сочетании с угрозой применения жестких санкций. Как правило, правам и необходимым для осуществления деятельности средствам в них уделяется мало внимания;

4. деятельность подразделений предприятия не увязана единым распорядком рабочего дня.

 

Задание 3.4. Основываясь на рассмотренных управленческих ситуациях и заданиях, сделать выводы:

• о значение научных подходов и принципов управления для практики управленческой деятельности;

• о последствиях игнорирования научных подходов и принципов управления.

 

Тема 4. Инфраструктура менеджмента

 

Задание 4.1. Написание эссе по вопросам темы:

1. понятие инфраструктуры менеджмента

2. потенциал знаний в области менеджмента;

3. особенности российского менталитета;

4. общественная среда менеджмента.

Конкретная тема для каждого студента определяется преподавателем.

Эссе - написание сочинения небольшого объема и свободной композиции на указанные выше темы.

Студент должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на нее. При написании эссе должна быть отражена цель работы, актуальность заявленной темы, проведен анализ актуального положения дел в выбранной области.

 

Тема 5. Социальная ответственность и этика менеджмента

 

Задание 5.1.

Основанная в 1911г. в результате слияния нескольких фирм, производивших счетную технику, корпорация ИБМ - сегодня крупнейший в мире производитель электронного оборудования в сфере информатики. За долгие годы деятельности в корпорации сложилась определенная корпоративная культура, которая является следствием действующей в ней системы управления.

Сложившаяся в ИМБ корпоративная культура предполагает вовлечение ее работников в активный производственный процесс, установление продуктивных отношений между руководителями и подчиненными, широкое использование принципа уважения к человеку.

Взаимоотношения руководителя и подчиненного являются одним из действенных элементов системы управления корпорацией.

Вопросы для анализа ситуации:

1. Проанализируйте сложившиеся в корпорации ИБМ отношения между руководителями и подчиненными в процессе управления деятельностью корпорации.

2. Какие, по вашему мнению, элементы корпоративной культуры в наибольшей степени способствуют решению возникающих перед корпорацией ИБМ проблем?

 

Задание 5.2. Проанализируйте приведенные ниже заповеди делового человека и определите:

- какие из них вы считали бы целесообразным применить к организации, в которой вы работаете;

- каким образом они влияют на успешность деятельности делового человека или фирмы;

-что бы вы могли добавить к упомянутым требованиям;

-в какой мере вы сами выполняете в своей работе и жизни указанные этические нормы.

 

 

ЗАПОВЕДИ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА

Заповедь первая. Уважай власть, ибо во всем должен быть порядок.

Заповедь вторая. Будь целеустремленным, ибо для достижения поставленной цели надо сосредоточить на этом все свои усилия.

Заповедь третья. Будь верен своему слову. Не разделяй слово и дело.

Заповедь четвертая. Уделяй время отдыху и размышлениям о своей жизни, ибо отдых - необходимое условие для творческой и эффективной работы.

Заповедь пятая. Оказывай уважение старшим, ибо будущее и настоящее базируется на прошлом.

Заповедь шестая. Уважай человеческую жизнь, человеческое достоинство и права человека.

Заповедь седьмая. Будь постоянен в сексуальных отношениях и в браке, ибо семья является фундаментом любого общества и любой культуры.

Заповедь восьмая. Правильно рассчитывай свои средства.

Заповедь девятая. Будь честен и правдив, ибо хорошая репутация - это не только недопустимость нечестности и лжи, но и помощь другим людям в том, чтобы избежать обмана.

Заповедь десятая. Уважай право частной собственности.

Задание 5.3. Компания «Starwood Hotels & Resorts Inc.»

Взаимосвязь общих функций управления можно проследить на следующем примере. Компания «Starwood Hotels & Resorts Inc.», которой принадлежат более 700 отелей в 76 странах мира, первой в гостиничном бизнесе начала внедрение программы «Шесть Сигма». Эта международная программа, впервые осуществленная компанией «Моторола», уже помогла многим фирмам поднять уровень обслуживания клиентов и увеличить прибыль. Суть ее в оптимизации рабочего процесса в использовании каждой минуты на благо компании. В компании «Starwood Hotels & Resorts Inc.» рассчитывают, что итогом выполнения программы станет супервысокий уровень обслуживания клиента, начиная с бронирования и размещения в номере. Например, регистрация вновь прибывшего занимает 5 минут. Специалисты программы «Шесть Сигма», проанализировав каждый шаг персонала, посоветуют, как сократить это время до идеальных 3,5 минут.

Перестройку и ускорение доверят 450 асам, которых будут искать как внутри компании, так и на стороне. «Специалисты «Шесть Сигма» - именно так называют тех, кто участвует в программе - в зависимости от квалификации получат звания «черный пояс» и «мастер черный пояс» (для самых «продвинутых»). Каратистские термины, как объясняют в компании, в этом случае свидетельствуют о высоком профессионализме бойца гостиничного фронта и стремлении к постоянному совершенствованию. Боевое искусство гостиничных менеджеров будет направлено против отдельных недостатков в работе отелей, и от деятельности каждого из них компания рассчитывает на рост прибыли, превышающий 200 тыс. долл. в год.

Вопросы для анализа ситуации:

1. Какую цель поставила перед собой компания «Starwood Hotels & Resorts Inc.»?

2. Какие задачи для этого нужно решить?

3. В каких формах проявились общие функции управления в данном примере?

Тема 6. Функции управления

 

Задание 6.1. Распределите приведенные решения, которые принимаются в процессе управления, по общим функциям управления:

1. Определение генеральной цели развития организации.

2. Решение о структуре производства и управления.

3. Разработка системы стимулирования роста производства.

4. Установление ключевых целей развития на стратегический период.

5. Решение о переходе на децентрализованную структуру управления.

6. Разработка стратегии развития организации и ее подразделений.

7. Определение способов контроля за деятельностью.

8. Контроль хода выполнения планов.

9. Введение новой системы премирования работников.

10. Координация усилий работников путем введения групповых форм работы.

11. Изучение факторов внешней среды, оказывающих воздействие на стратегию развития организации.

12. Делегирование полномочий по принятию решений на низовые уровни управления.

 

 

Тема 7. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.

 

Задание 7.1. Выберите хорошо известную вам организацию и перечислите в нижеследующей таблице наиболее значимые для нее факторы внешней среды. Затем присвойте каждому фактору определенное количество очков с точки зрения опасностей или возможностей, которые он представляет. Если вы считаете, что аспект среды является серьезной угрозой, напишите в соответствующей строке 5 (очков) в столбце угроз; если угроза среднего ранга - напишите цифру 3, если угрозы нет - 1.

В отношении возможностей поступите наоборот: у каждой многообещающей

возможности присвойте 1 балл, а при отсутствии перспектив поставьте в ячейку таблицы цифру 5. Полностью заполните все ячейки таблицы, а затем проведите анализ, основанный на сумме набранных баллов.

Оценка стабильности окружающей среды, в которой функционирует фирма

Наименование и тип организации
  Аспект окружающей среды Угрозы (малые - 1 балл; средние - 3; значительные -5) Возможности (малые - 5 баллов; средние - 3; значительные - 1)
     
     
     
     
     
     
Итого:    
Всего баллов:    

 

Задание 7.2. Заполните таблицу, определив миссию (предназначение) организации в различных сферах деятельности. Приведите свой пример:

 

 

Сфера деятельности Характеристика деятельности Миссия организации
Отель    
Торговый центр    
Коммерческий банк    

 

Задание 7.3. На основе известных теоретических требований к стратегической миссии организации проанализируйте достоинства и недостатки формулировок миссий и стратегического видения нижеследующих известных фирм. Как в них отражаются удовлетворенные потребности, целевой рынок и способы удовлетворения потребностей? Чем отличается формулировка миссии диверсифицированной компании от узкоспециализированной?

Макдоналдс - «Быстрое обслуживание клиентов ограниченным набором горячей вкусной пищи в чистых и уютных ресторанчиках по приемлемой цене по всему миру».

Полароид - «Совершенствование и развитие рынка мгновенных фотографий для удовлетворения растущей потребности американских и европейских семей запечатлеть на фотографии лица родных и друзей, дорогие сердцу места и смешные мгновения жизни».

Форд - (начало ХХ века) - «Предоставление людям дешевого транспорта».

Кодак - «Стать мировым лидером в химическом и электронном изображении».

 

Тема 8. Организационные отношения в системе менеджмента. Формы организации системы менеджмента.

 

Задание 8.1.

Согласно Библии, после того как Моисей вывел народ Израиля из плена египетского, началась обычная будничная жизнь со всеми ее проблемами. В том числе возникло много управленческих проблем, которые надо было решать - споров, судебных разбирательств и т.п.

Моисей все управленческие функции замкнул на себя. Со всеми житейскими проблемами за советом и судом люди шли непосредственно к Моисею.

Говоря современным языком, Моисей вёл прием населения с утра и до захода солнца. При этом, естественно, успевал далеко не все, много вопросов при такой постановке дела оставались нерешенными, в их числе и очень важные.

Вопросы для анализа ситуации:

1. Проанализируйте сложившуюся управленческую ситуацию. Правильно ли было организовано управление народом Израиля?

2. Что следовало бы изменить, чтобы сделать систему управления более эффективной?

 

Задание 8.2.

Господин Ломцов приобрел и возглавил в качестве директора промтоварный магазин. Магазин успешно функционировал и служил неплохим источником дохода для его владельцев.

В 1998г. Ломцов пригласил на должность заместителя директора господина Попова, доверив ему решение ряда важных управленческих проблем, делегировав значительный объем полномочий по управлению магазином. Для мотивации его деятельности Попову была выделена небольшая доля в бизнесе.

Однако впоследствии Попов стал считать, что вносит значительный вклад в обеспечение успешной работы магазина и имеет право на существенно большую долю прибыли. (Фамилия заместителя директора промтоварного магазина изменена.)

Вопросы для анализа ситуации:

1. Оцените положение, сложившееся в промтоварном магазине.

2. Правильно ли было проведено назначение заместителя директора магазина?

3. Что бы вы посоветовали директору магазина при выборе лица, которому делегируются важные полномочия по управлению работой магазина?

Задание 8.3 Разработайте организационную структуру фирмы, выполняющую следующие функции:

- исследование маркетинга;

- закупки;

- сбыт;

- оснащение;

- производство;

- финансовое планирование;

- планирование маркетинга;

- реклама и стимулирование сбыта;

- составление бюджета;

- управление торговыми операциями;

- руководство инженерным обеспечением;

- предварительное проектирование;

- общий бухгалтерский учет;

- учет издержек производства;

- техническое обеспечение;

- упаковка;

- контроль качества;

- обработка данных, ведение статистики;

- производство и планирование;

- организационное обеспечение.

 

Задание 8.4. Спроектировать организационную структуру фирмы, политика которой направлена на территориальную структуризацию.

Фирму возглавляет президент, имеются службы: маркетинг, кадры, закупки, финансы. В фирме имеется 5 региональных управлений со своими службами: кадры, инженерное обеспечение, производство, бухгалтерский учет, сбыт.

 

 

Тема 9. Мотивация деятельности в менеджменте

 

Задание 9.1.

В туристических фирмах России существуют две основные системы оплаты труда сотрудников. По первой - сотрудники получают фиксированный высокий оклад. По итогам работы за год или квартал они могут быть премированы (но это совсем не обязательно). По второй - все сотрудники получают фиксированный невысокий оклад, однако имеют доплаты в форме процента от сделки с клиентом.

Определите, какие из перечисленных достоинств характерны для каждой системы оплаты труда:

1. Развивает стремление к лучшей работе с клиентами.

2. Стабильность дохода.

3. Повышает инициативу сотрудников.

4. Повышает доверие со стороны клиентов.

5. Уверенность в завтрашнем дне

6. Способствует созданию постоянной клиентуры

 

 

Задание 9.2. К наиболее распространенным методам мотивации персонала относят:

1. Монетарное (денежное);

2. Целевое (управление по целям);

3. Обогащение труда;

4. Партисипативное управление (привлечение работников к управлению).

 

От каких факторов, по вашему мнению, зависит какой метод преимущественно использовать в конкретной ситуации. Обоснуйте ваш ответ.

 

Тема 10. Регулирование и контроль в системе менеджмента

 

Задание 10.1.

При организации контроля исполнения плановых заданий на деревообрабатывающей фабрике была использована система коммуникаций, при которой вся информация о ходе выполнения плана, возникающих проблемах и трудностях поступала к мастерам основных производственных участков, от них - к начальникам цехов, от начальников цехов - в администрацию фабрики.

Технологическая последовательность процесса управления, в которой реализуются основные функции управления, образует основной управленческий цикл.

По существовавшей на фабрике традиции мастер анализировал текущие результаты выполнения плана и передавал вышестоящей инстанции сделанные им выводы. По такому же принципу с поступившей к нему информацией работал начальник цеха.

Роль руководства фабрики при осуществлении контроля сводилась к ознакомлению с информацией, поступившей от начальников цехов.

Вопросы для анализа ситуации:

1. Проанализируйте ситуацию с организацией контроля выполнения плановых заданий, сложившуюся на деревообрабатывающей фабрике.

2. Оцените качество коммуникаций.

3. Что бы вы порекомендовали директору фабрики?

 

Тема 11. Коммуникации в менеджменте

 

Задание 11.1. Простое исполнение работы.

Ирина Сергеевна Колесникова работает под руководством одного и того же начальника уже 11 лет. Однажды ее давняя подруга за чаем спросила, насколько ей хорошо работать со своим начальником? Прозвучал приблизительно такой ответ: «Вообще-то ничего. Он мне не досаждает. Я делаю свою работу». Тогда подруга поинтересовалась: «Но ты же работаешь на одном месте 11 лет. Как ты работаешь? Тебя когда-нибудь повысят? Пожалуйста, не обижайся, но мне совершенно не понятно, какое отношение имеет то, что ты делаешь, к работе фирмы».

Ирина Сергеевна задумалась: «Я действительно не знаю, хорошо ли я работаю... Мой начальник никогда со мной об этом не говорит. Правда, я всегда считала, что отсутствие новостей - уже хорошая новость. Что касается содержания и важности моей работы, то при приеме на фирму мне что-то не очень внятно пояснили и больше об этом речи не было. Мы с руководителем не особенно общаемся».

Вопросы для анализа ситуации:

1. Какие цели и условия эффективности коммуникаций между руководителем и подчиненным отсутствуют?

2. Как можно определить уровень вертикальных коммуникаций?

3. Существуют ли возможности для восходящих коммуникаций в данной ситуации?

4. Каким образом можно более эффективно построить обратную связь?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: