Административные реформы
Реформа Сената
Дата: 26 декабря 1763 года
Причины и цели:
- Екатерина хотела сосредоточить в своих руках законодательную власть
- Выделение конкретных отделов сената под определенные задачи
Личным указом Екатерины II Сенат был разделен шесть департаментов и потерял законодательную функцию, которая перешла лично к императрице и её доверенным лицам – статс-советникам. Пять из шести отделов возглавляли обер-прокуроры, первый – генерал-прокурор, лично докладывающий о важных делах царственной особе.
Разделение функций департаментов:
- первый – контроль политических и государственных дел в столице
- второй – суд в столице
- третий – курировал всё что касалось образования, искусства, медицины, науки и транспорта
- четвертый – нёс ответственность за военно-морские и военно-сухопутные решения
- пятый – контроль политических и государственных дел в Москве
- шестой – суд в Москве
Таким образом, императрица монополизировала законодательную власть и подготовила почву для последующих преобразований. Высшие административная и судебная функции по-прежнему осуществлялись Сенатом.
Губернская реформа
Дата: 18 ноября 1775 года
Причины и цели:
- Необходимость укрепления вертикали власти
- Увеличение эффективности налогообложения
- Предотвращение восстаний
- Введение выборности части административных и судейских органов, разделение их функций
В результате подписания Екатериной II документа «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» был изменен принцип административно-территориального деления губерний. По новому закону губернии делились исходя из численности проживающего и способного к уплате налогов населения — податных душ. Кроме того, была выстроена иерархичная система учреждений, между которыми разделялись функции управления и суда.
Административная часть
Генерал-губернаторство — состояло из нескольких губерний
Губерния — содержала в себе 10-12 уездов, насчитывала 350-400 тыс. податных душ.
Уезд — объединение волостей (сельские местности), 10-20 тыс. податных душ.
Город — административный центр уезда.
Генерал-губернатор — руководил всеми расквартированными в отведенных ему губерниях войсками и губернаторами.
Губернатор — управлял губернией с помощью губернского правления и всеми нижестоящими учреждениями.
Городничий — главный чиновник и начальник полиции в городе, который стал отдельной административной единицей.
Капитан-исправник — председательствовал в нижнем земском суде и контролировал полицию в уезде.
Казённая палата — отвечала за сбор налогов и распределение средств между учреждениями.
Приказ общественного призрения — руководил всеми социальными объектами. Больницы, школы, приюты, институты искусства — подчинялись этой структуре.
Судебная часть
Сенат — высший судебный орган, разделенный на гражданскую и уголовную палаты.
Верхний земский суд — главное судебное учреждение губернии, преимущественно занимался делами дворян, рассматривал сложные дела нижестоящих инстанций.
Нижний земский суд — контролировал исполнение законов внутри уезда, занимался делами дворян.
Верхняя расправа — судила крестьян в губернии, апелляции из нижних расправ.
Нижняя расправа — разбирала дела крестьян в уезде
Губернский магистрат — рассматривал апелляции из городских магистратов, судил горожан.
Городской магистрат — рассматривал тяжбы горожан
Совестный суд — был всесословным, служил для примирения судившихся по незначительным и не имеющим социальной опасности делам.
Изменения предполагали, что в зависимости от того, над кем осуществлялся суд, те представители и входили в состав заседателей — Земские суды избирались благородным сословием, расправы — крестьянами, магистраты — мещанами (горожанами). Однако, на деле вышестоящее дворянство всегда вмешивалось в ход дел, имеющих для него интерес.В результате преобразований общее число бюрократического аппарата существенно возросло, как и затраты на него. В сравнении с расходами на армию, на зарплаты чиновников выделялось в два раза больше. Рост численности бюрократов всех видов и рангов в совокупности с фаворитизмом, многочисленными военными расходами и отсталостью экономики привел к систематической нехватке денег в бюджете, которую не удалось ликвидировать до самой смерти Екатерины II
Полицейская реформа
Дата: 8 апреля 1782 года
После того, как был подписан «Устав благочиния, или полицейский», внутри городов оформилась новая структура — Управа Благочиния, со своими функциями и должностями.
Причины и цели:
- Необходимость укрепления вертикали власти
- Определение функций и иерархии полицейских органов в городах
- Оформление основ полицейского права
Функции Управы Благочиния:
- Соблюдение порядка и законности внутри городов
- Надзор за негосударственными организациями
- Следствие и розыскные мероприятия
- Исполнение решений суда и других учреждений
Город разделился на части (200-700 дворов) и кварталы (50-100 дворов), за которыми должны были следить частные приставы и квартальные надзиратели. Избираемой должностью был только квартальный поручик, который выбирался на три года из числа жителей квартала.
Главой Управы являлся городничий, полицмейстер (в городах-центрах губерний) или обер-полицмейстер (в столицах).
Кроме сыскных работ и выполнения непосредственно полицейских функций, управы руководили общественно-обслуживающим персоналом — доставкой продовольствия, обеспечением сохранности дорог и т.д.
Городская реформа
Дата: 21 апреля 1785
Подписание документа «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» оформило правовое положение таких сословных классов, как мещане и купечество, определило их обязанности и привилегии. Кроме того, были созданы органы местного самоуправления на уровне города.
Причины и цели:
- Необходимость создания административных учреждений местного самоуправления на уровне города
- Укрепление вертикали власти, повышение лояльности купечества
- Определение прав и обязанностей мещан (горожан)
В результате городской реформы 1785 года все жители городов были разделены на шесть разрядов:
- Элитный разряд «настоящие городские обыватели» — владельцы земельных участков и строений в черте города.
- Купечество в лице трех гильдий, разделяющихся по уровню капитала
- Ремесленные мастера, относящиеся к различным цехам
- Иностранцы, которые постоянно проживают в городе
- «Именитые граждане» — известные музыканты, ученые, художники, а так же богатейшие люди города — предприниматели, банкиры.
- «Посадские люди» — всё остальное население, не подходящее по критериям к вышеперечисленным разрядам.
Возможность участвовать в собрании «градского общества» предоставлялась лицам от 25 лет, способным уплатить ежегодный взнос в 50 рублей. В качестве распорядительного учреждения выступала городская дума, состоящая из представителей всех разрядов, выборы в которую осуществлялись раз в три года. Её исполнительным органом утверждалась шестигласная дума, состоящая из «гласных» (избранных) по одному от каждого разряда и возглавляемая городским головой.
Главные функции городской думы и градского общества:
- Соблюдение мира и понимания между представителями разных разрядов, предотвращение разногласий между городом и сельскими местностями
- Общие хозяйственные функции — обеспечение поставок продовольствия, материалов, сохранение чистоты и порядка.
- Экономическое и инфраструктурное развитие.
Несмотря на громкие официальные названия, данные административные учреждения, по факту, занимались достаточно мелкими делами. Зачастую испытывали недостаток финансирования, а также обязаны были постоянно отчитываться о собственных затратах и решениях перед различными вышестоящими чиновниками. Главные управленческие и надзорные функции оставались за губернским правлением, губернатором, городовыми, частными и квартальными надзирателями.
Экономические реформы
Денежная реформа
Дата: 29 декабря 1768 года
Подписание манифеста «об учреждении московского и петербургского банков» создало прецедент использования бумажных денежных знаков на территории Российской империи.
Причины и цели:
- Неудобство транспортировки больших сумм медных денег внутри страны
- Необходимость стимулирования экономики
- Стремление к соответствию западным стандартам
Пример ассигнации
Созданные в Москве и Петербурге банки получили по 500 тыс. рублей капитала и обязаны были выдавать предъявителю ассигнаций соответствующую им сумму в медном эквиваленте.
В 1786 году произошло объединение этих банков в единую структуру — Государственный
ассигнационный банк, с определением его дополнительных функций:
- Экспорт меди из Российской Империи
- Импорт золотых и серебряных слитков и монет.
- Создание монетного двора в Петербурге и организация чеканки монет.
- Учёт вексельных бумаг (расписок об обязанности уплаты определенной суммы)
50 рублей 1785 года
Манифест о свободе предпринимательства
Дата: 17 марта 1775 года
Под «манифестом о свободе предпринимательства», принято понимать издание документа, разрешающего открывать любое мелкое кустарное производство всем гражданам Российской империи — «Манифест о высочайше дарованных разным сословиям милостям по случаю заключения мира с Портою Оттоманскою». Напугавшая всех дворян Крестьянская война 1773-1775 ясно дала понять, что без каких-либо уступок перед наиболее многочисленным сословием вполне возможно возникновение новых волнений.
Причины:
- Необходимость стимулирования экономики и развития мелкого предпринимательства
- Недовольство крестьян эксплуатационной политикой
Ключевые моменты документа:
- Отменено более 30 различных сборов на промыслы (добыча пушнины, птицы, рыбы) и перерабатывающие производства (маслобойни, жиробойни и т.д.).
- Разрешено любому гражданину открывать «всякие станы и рукоделия» без каких либо дополнительных разрешающих документов.
- Освобождение от подушной подати для купцов с капиталом более 500 рублей. Вместо неё вводился ежегодный сбор в 1% с капитала.
Социальные реформы
Сословные реформы Дата: 1785 г.
Причины:
- Императрица опиралась на дворян и желала увеличить их лояльность
- Усиление вертикали власти
- Необходимо было определить права двух классов, набирающих численность из-за развития экономики и городов, купечества и мещанства (горожан)
Главными документами, регламентирующими правовое положение сословий, стали «жалованная грамота дворянам» и «жалованная грамота городам». Носящая и ранее исключительно продворянский характер, сословная политика Екатерины II окончательно закрепила за благородным сословием «элитарный» статус.
Ключевые моменты:
- Дворяне освобождались от уплаты налогов и государственной службы
- Благородное сословие получило неотъемлемое право на владение крепостными, имуществом, землей и её недрами
- Были учреждены Дворянские собрания и родовые книги для подтверждения происхождения
- Купечество получило доступ к административным должностям (общая городская и шестигласная думы) и было освобождено от подушной подати.
- Купцы 1-й и 2-й гильдий освобождались от телесных наказаний.
- Выделилось и получило права новое сословие — горожане
- Крепостные крестьяне окончательно превратились в рабов