Моя памятка на «важный день»




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 36 г. Челябинска»

454013, г. Челябинск, ул. Сахалинская, д.20, тел. (351)721-22-59, е-mail: mdoudsHYPERLINK "mailto:mdouds_36@mail.ru"_36@HYPERLINK "mailto:mdouds_36@mail.ru"mailHYPERLINK "mailto:mdouds_36@mail.ru".HYPERLINK "mailto:mdouds_36@mail.ru"ru

 

 

Тренинг для педагогов ДОУ

«Толерантность – искусство жить вместе»

Или Вы все сможете»

 

 

Составитель: Педагог-психолог Бурова Ирина Вячеславовна

«Никто не может любить другого,

если до этого не полюбил себя…»

 

Цель: Развитие толерантной культуры, формирование профессионального самосознания педагогов.

Задачи:

· формирование представлений педагогов о толерантном взаимодействии,

· ознакомление педагогов с использованием толерантных техник “Я – сообщение”, “Ты – высказывание”

· развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;

· развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;

· развитие доверия друг к другу, формирование сплоченности коллектива педагогов.

Добрый день, коллеги. Я рада, что мы смогли с вами встретиться, и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и узнать что-то новое о себе.

Предлагаю для начала поприветствовать друг друга.

1. Приветствие. Участники делятся на три команды. По сигналу ведущего каждая команда произносит хором свое слово:

1 – ящик

2 – спички

3 – алыча

При одновременном произнесении получается: «Апчхи!». Ведущий говорит: «Будьте здоровы, а если коротко – здравствуйте».

 

Предлагаю начать наше занятие с упражнения, которое содержит в себе заряд положительной энергии - «Представление себя».

2. Упражнение «Представление себя»

Правило: Каждый из вас выберет себе имя прилагательное, характеризующее вас положительно, и назовёт свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, Ирина Интересная).

Очень важно видеть в себе положительные стороны, а так же уметь говорить о них. Я очень рада, что вы нашли в себе эти стороны.

Беседа о понятии «Толерантность».

В переводе с латинского языка ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerantia) означает

ТЕРПЕНИЕ.

Это морально–нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого человека во всём его

многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения

и взгляды.

Толерантность выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения методами разъяснения и убеждения.

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире

разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не

нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это

не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция

на основе признания иного.

Особенно важна толерантная культура в профессиональной деятельности педагога.

Порой для педагогов вызывает сложность быть толерантным.

 

П рофессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по другому — работа сердца и нервов, требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Исследованиями выяснено, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения — синдрому эмоционального выгорания.

Умение владеть собой, держать себя в руках — один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье.

Исследования психологов подтверждают, что самочувствие и состояние педагога имеют предел психического здоровья, и чтобы поддерживать его в норме, они должны уметь мудро тратить свою психическую энергию и знать, как ее можно восстановить.

Человек, знающий себя, свои потребности и способы их удовлетворения, может более осознанно и эффективно распределить свои силы в течение каждого дня, недели, месяца, целого года, а значит, продлить срок своей успешной жизни.

Различия между толерантным и интолерантным педагогом следующие:

Толерантный педагог: знает себя, свои достоинства и недостатки; критичен к себе, не стремится во всем обвинять окружающих; существенный разрыв между «Я-идеальным» и «Я-реальным»; эмпатия выражена в достаточной степени; за происходящее берет ответственность на себя; признает многообразие мира, людей, их позиций и мнений; порядок не представляет для него большой ценности и отходит на второй план; ориентирован на себя, стремится к личной независимости; способен посмеяться над собой, обладает чувством юмора; предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

Интолерантный педагог: замечает у себя больше достоинств, чем недостатков; менее критичен к себе, чаще обвиняет в своих неудачах других; «Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают; эмпатия практически не выражена; стремится снять с себя ответственность за происходящее; мир делит на черное и белое, людей — на хороших и плохих; порядок для него важен во всем, особенно значим — социальный; стремится принадлежать к общественным институтам; чувство юмора выражено слабо; предпочитает авторитарное общество с сильной властью.

Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома «выгорания »?

Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят:

ü предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка;

ü отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства;

ü недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное;

ü невозможность влиять на принятие важных решений;

ü необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным (необходимость быть вежливым улыбчивым);

ü работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психопадоподобным поведением);

ü отсутствие каких – либо интересов вне работы;

ü переживание несправедливости;

ü неудовлетворенность работой.

Первый признак выгорания – эмоциональное истощение, соматизация. Появляется чувство перенапряжения ,эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска.

Вторым признаком является – личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные.

Третьим признаком - является ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворения работой. Низкая самооценка, вина, депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность.

Сегодня я предлагаю выполнить упражнения и поиграть в игры, которые помогут нам снять напряжение, расслабится.

3. Техника "Ластик"

Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы "стирать" из памяти конфликтные ситуации.

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно "стирать" с листа бумаги представленную ситуацию. "Стирайте" до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и "стирайте" до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

4. Техника психологической помощи " Неотправленные письма"

Это достаточно известная техника, которая применяется и в консультировании и групповой работе. Это универсальное домашнее задание, когда можно уже на следующей сессии обсудить как шёл процесс письма, какие возникли затруднения. Самая главная особенность в том, что адресат, которому направлено письмо, никогда его не прочитает.

Цель письма — выразить все накопленные внутри чувства, мысли, ожидания. Как минимум — поможет сбросить «пар» и не наделать глупостей. Как максимум, трансформирует вас и ваши отношения. Отправлять письмо необязательно, можно убрать в стол или выбросить/ сжечь, порвать. Даже если вы не отправите это письмо, написанное в нем все равно окажет примерно такой же эффект, как если бы вы сказали это лично.

Максимальный эффект от техники вы получите, если выполните несколько условий:

· лучше всего писать вручную, на бумаге, а не набирать на компьютере,

· писать по каждому пункту все, что идет — до ощущения пустоты внутри и остановки,

· сначала написать письмо от себя к человеку /явлению/ системе, а потом — ответ себе от его лица.

 

Смысл таких писем в возможности выразить свои чувства и обозначить их словом. Когда у поглощающих эмоций появляется имя, то уже можно отделить их от себя и посмотреть со стороны, а что же всё таки происходит? Появляется возможность прояснить не просто переживания, но и причины. Кроме того письмо — это хороший вариант продумать предстоящий серьёзный разговор, сделать акценты, уточнить, а чего же всё таки я хочу. Прокричать молча. Иногда письмо — это просто эмоциональная разрядка как покричать в лесу или на берегу реки, где тебя никто не услышит. Появляется возможность выговориться, ведь не зря «бумага всё стерпит».

Схема:

1. Начало письма: «Дорогой (имя)!»

2. Я обижаюсь на тебя за то, что…

3. Я злюсь на тебя за то, что…

4. Мне грустно от того, что…

5. Я боюсь того, что…

6. Я сожалею о том, что…

7. Я благодарна тебе за …

8. Я надеюсь, что…

9. Я хочу…

 

5. Поменяйтесь местами те кто….

Педагоги сидят по кругу на стульях, ведущий стоит в середине круга и задаёт вопрос. Поменяйтесь местами те, у кого …. (голубые глаза и т. д.) тот меняется местами.

ü любит болтать по телефону;

ü кто любит красный цвет;

ü кто любит мороженое;

ü у кого есть дома собака (кошка);

ü кто любит ходить в кино.

ü кто любит петь;

ü кто любит танцевать;

ü кому сколько лет;

ü кто первый раз участвует в тренинге;

ü любит читать;

ü Любит смотреть телесериалы…

 

Упражнение «Я горжусь»

Обсуждения фразы: «Действительно уверенный в себе человек относится к себе с уважением».

Сидя в кругу на стульях участники тренинга по очереди учатся гордиться своими положительными качествами: «Я горжусь тем, что …(Я мать, Я женщина, я хороший организатор, я люблю дарить подарки и т.д.).

Упражнение «Памятка»

Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда, кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы.

«Мои лучшие черты»: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону.

«Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться.
«Мои достижения»: в этой графе записываются достижения участника в любой области.

Моя памятка на «важный день»

«Мои лучшие черты» «Мои способности и таланты» «Мои достижения»
     

 

8. Упражнение «За что я уважаю тебя…»

Обсуждение фразы: «Действительно уверенный в себе человек относится с уважением к окружающим».

Ведущий говорит, что можно не любить человека, но уважать его за те или иные качества. Для этого предлагается всем педагогам встать в 2 круга. Внешний круг передвигается, внутренний стоит неподвижно. Участники по очереди заканчивают предложение: «Я уважаю за то, что … (называют качество)». Сказали, и внешний круг передвинулся вправо. И упражнение повторяется с другим участником. И так до трех пор пока пары не вернутся на свои места.

 

Я предлагаю Вам послушать и повторить за мной установки психологической зарядки:

Предлагаю повесить эти установки на видном месте, периодически смотреть на них – это тоже повышает энергетический потенциал человека.

Раздать установки:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: