Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 36 г. Челябинска»
454013, г. Челябинск, ул. Сахалинская, д.20, тел. (351)721-22-59, е-mail: mdoudsHYPERLINK "mailto:mdouds_36@mail.ru"_36@HYPERLINK "mailto:mdouds_36@mail.ru"mailHYPERLINK "mailto:mdouds_36@mail.ru".HYPERLINK "mailto:mdouds_36@mail.ru"ru
Тренинг для педагогов ДОУ
«Толерантность – искусство жить вместе»
Или Вы все сможете»
Составитель: Педагог-психолог Бурова Ирина Вячеславовна |
«Никто не может любить другого,
если до этого не полюбил себя…»
Цель: Развитие толерантной культуры, формирование профессионального самосознания педагогов.
Задачи:
· формирование представлений педагогов о толерантном взаимодействии,
· ознакомление педагогов с использованием толерантных техник “Я – сообщение”, “Ты – высказывание”
· развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
· развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
· развитие доверия друг к другу, формирование сплоченности коллектива педагогов.
Добрый день, коллеги. Я рада, что мы смогли с вами встретиться, и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и узнать что-то новое о себе.
Предлагаю для начала поприветствовать друг друга.
1. Приветствие. Участники делятся на три команды. По сигналу ведущего каждая команда произносит хором свое слово:
1 – ящик
2 – спички
3 – алыча
При одновременном произнесении получается: «Апчхи!». Ведущий говорит: «Будьте здоровы, а если коротко – здравствуйте».
Предлагаю начать наше занятие с упражнения, которое содержит в себе заряд положительной энергии - «Представление себя».
2. Упражнение «Представление себя»
Правило: Каждый из вас выберет себе имя прилагательное, характеризующее вас положительно, и назовёт свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, Ирина Интересная).
Очень важно видеть в себе положительные стороны, а так же уметь говорить о них. Я очень рада, что вы нашли в себе эти стороны.
Беседа о понятии «Толерантность».
В переводе с латинского языка ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerantia) означает
ТЕРПЕНИЕ.
Это морально–нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого человека во всём его
многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения
и взгляды.
Толерантность выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения методами разъяснения и убеждения.
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире
разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не
нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это
не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция
на основе признания иного.
Особенно важна толерантная культура в профессиональной деятельности педагога.
Порой для педагогов вызывает сложность быть толерантным.
П рофессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по другому — работа сердца и нервов, требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Исследованиями выяснено, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения — синдрому эмоционального выгорания.
Умение владеть собой, держать себя в руках — один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье.
Исследования психологов подтверждают, что самочувствие и состояние педагога имеют предел психического здоровья, и чтобы поддерживать его в норме, они должны уметь мудро тратить свою психическую энергию и знать, как ее можно восстановить.
Человек, знающий себя, свои потребности и способы их удовлетворения, может более осознанно и эффективно распределить свои силы в течение каждого дня, недели, месяца, целого года, а значит, продлить срок своей успешной жизни.
Различия между толерантным и интолерантным педагогом следующие:
Толерантный педагог: знает себя, свои достоинства и недостатки; критичен к себе, не стремится во всем обвинять окружающих; существенный разрыв между «Я-идеальным» и «Я-реальным»; эмпатия выражена в достаточной степени; за происходящее берет ответственность на себя; признает многообразие мира, людей, их позиций и мнений; порядок не представляет для него большой ценности и отходит на второй план; ориентирован на себя, стремится к личной независимости; способен посмеяться над собой, обладает чувством юмора; предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.
Интолерантный педагог: замечает у себя больше достоинств, чем недостатков; менее критичен к себе, чаще обвиняет в своих неудачах других; «Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают; эмпатия практически не выражена; стремится снять с себя ответственность за происходящее; мир делит на черное и белое, людей — на хороших и плохих; порядок для него важен во всем, особенно значим — социальный; стремится принадлежать к общественным институтам; чувство юмора выражено слабо; предпочитает авторитарное общество с сильной властью.
Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома «выгорания »?
Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят:
ü предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка;
ü отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства;
ü недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное;
ü невозможность влиять на принятие важных решений;
ü необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным (необходимость быть вежливым улыбчивым);
ü работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психопадоподобным поведением);
ü отсутствие каких – либо интересов вне работы;
ü переживание несправедливости;
ü неудовлетворенность работой.
Первый признак выгорания – эмоциональное истощение, соматизация. Появляется чувство перенапряжения ,эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска.
Вторым признаком является – личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные.
Третьим признаком - является ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворения работой. Низкая самооценка, вина, депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность.
Сегодня я предлагаю выполнить упражнения и поиграть в игры, которые помогут нам снять напряжение, расслабится.
3. Техника "Ластик"
Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы "стирать" из памяти конфликтные ситуации.
Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно "стирать" с листа бумаги представленную ситуацию. "Стирайте" до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и "стирайте" до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
4. Техника психологической помощи " Неотправленные письма"
Это достаточно известная техника, которая применяется и в консультировании и групповой работе. Это универсальное домашнее задание, когда можно уже на следующей сессии обсудить как шёл процесс письма, какие возникли затруднения. Самая главная особенность в том, что адресат, которому направлено письмо, никогда его не прочитает.
Цель письма — выразить все накопленные внутри чувства, мысли, ожидания. Как минимум — поможет сбросить «пар» и не наделать глупостей. Как максимум, трансформирует вас и ваши отношения. Отправлять письмо необязательно, можно убрать в стол или выбросить/ сжечь, порвать. Даже если вы не отправите это письмо, написанное в нем все равно окажет примерно такой же эффект, как если бы вы сказали это лично.
Максимальный эффект от техники вы получите, если выполните несколько условий:
· лучше всего писать вручную, на бумаге, а не набирать на компьютере,
· писать по каждому пункту все, что идет — до ощущения пустоты внутри и остановки,
· сначала написать письмо от себя к человеку /явлению/ системе, а потом — ответ себе от его лица.
Смысл таких писем в возможности выразить свои чувства и обозначить их словом. Когда у поглощающих эмоций появляется имя, то уже можно отделить их от себя и посмотреть со стороны, а что же всё таки происходит? Появляется возможность прояснить не просто переживания, но и причины. Кроме того письмо — это хороший вариант продумать предстоящий серьёзный разговор, сделать акценты, уточнить, а чего же всё таки я хочу. Прокричать молча. Иногда письмо — это просто эмоциональная разрядка как покричать в лесу или на берегу реки, где тебя никто не услышит. Появляется возможность выговориться, ведь не зря «бумага всё стерпит».
Схема:
1. Начало письма: «Дорогой (имя)!»
2. Я обижаюсь на тебя за то, что…
3. Я злюсь на тебя за то, что…
4. Мне грустно от того, что…
5. Я боюсь того, что…
6. Я сожалею о том, что…
7. Я благодарна тебе за …
8. Я надеюсь, что…
9. Я хочу…
5. Поменяйтесь местами те кто….
Педагоги сидят по кругу на стульях, ведущий стоит в середине круга и задаёт вопрос. Поменяйтесь местами те, у кого …. (голубые глаза и т. д.) тот меняется местами.
ü любит болтать по телефону;
ü кто любит красный цвет;
ü кто любит мороженое;
ü у кого есть дома собака (кошка);
ü кто любит ходить в кино.
ü кто любит петь;
ü кто любит танцевать;
ü кому сколько лет;
ü кто первый раз участвует в тренинге;
ü любит читать;
ü Любит смотреть телесериалы…
Упражнение «Я горжусь»
Обсуждения фразы: «Действительно уверенный в себе человек относится к себе с уважением».
Сидя в кругу на стульях участники тренинга по очереди учатся гордиться своими положительными качествами: «Я горжусь тем, что …(Я мать, Я женщина, я хороший организатор, я люблю дарить подарки и т.д.).
Упражнение «Памятка»
Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда, кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы.
«Мои лучшие черты»: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону.
«Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться.
«Мои достижения»: в этой графе записываются достижения участника в любой области.
Моя памятка на «важный день»
«Мои лучшие черты» | «Мои способности и таланты» | «Мои достижения» |
8. Упражнение «За что я уважаю тебя…»
Обсуждение фразы: «Действительно уверенный в себе человек относится с уважением к окружающим».
Ведущий говорит, что можно не любить человека, но уважать его за те или иные качества. Для этого предлагается всем педагогам встать в 2 круга. Внешний круг передвигается, внутренний стоит неподвижно. Участники по очереди заканчивают предложение: «Я уважаю за то, что … (называют качество)». Сказали, и внешний круг передвинулся вправо. И упражнение повторяется с другим участником. И так до трех пор пока пары не вернутся на свои места.
Я предлагаю Вам послушать и повторить за мной установки психологической зарядки:
Предлагаю повесить эти установки на видном месте, периодически смотреть на них – это тоже повышает энергетический потенциал человека.
Раздать установки: