Культура каждой эпохи имеет свою специфику, представленную в названии-обозначении. Например, культура Возрождения, Просвещения. XX век войдет в историю как культура постмодерна. Термин «постмодерн» одним из первых употребил Р. Паннвиц в начале века в работе «Кризис европейской культуры» для обозначения кризисных явлений в европейской культуре. В конце 1940-х годов А. Тойнби в книге «Изучение истории» обозначил этим термином культуру Европы после Нового времени, придав постмодернизму культурологический смысл. Это символизировало конец западного господства в религии и культуре.
Итак, постмодерн – это особый тип мировоззрения, ориентированный на формирование такого жизненного пространства, в котором главными ценностями становится свобода во всем, спонтанность деятельности человека, игровое начало. Постмодернистское сознание направлено на отрицание всякого рода норм и традиций – этических, эстетических, методологических и т.д., на отказ от авторитетов любого рода, начиная от государства, великой национальной идеи, этических парадигм и кончая правилами поведения человека в общении с другими.
Постмодернизм представляет собой культурное течение, в чью орбиту попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки. Объявив все открытые научным разумом истины относительно человека, общества, прогресса и т.д. несостоятельными как в интеллектуальном, так и нравственном отношении, постмодерн подверг все традиционные теоретико-познавательные, этические, политические и т.д. представления критической деконструкции. В этом смысле постмодерн представляет собой, прежде всего, культурную ориентацию на «деконструкцию, децентрацию, устранение, разбрасывание, демистификацию, прерывание, расхождение, рассеивание».
|
а) Постмодернизм в культуре. Русскими постмодернистами в той или иной мере являются Даниил Хармс, Борис Акунин, Иосиф Бродский, Венедикт Ерофеев, Дмитрий Пригов, Григорий Остер, Виктор Пелевин, Владимир Сорокин, Татьяна Толстая. Но не все они считают себя постмодернистами.
Можно назвать общей тенденцией постмодернизма отождествление его с именем эпохи «усталой», культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектичностью художественных языков. Авангардистской установке на новизну здесь противостоит стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращения его в среду обитания человека культуры, тоска по истории, выражающаяся в том числе и в эстетическом отношении к ней. Это смещает центр интересов с темы «эстетика и политика» на проблему «эстетика и история».
Определяющими его чертами является переход от классического антропоцентрического гуманизма к современному универсальному гуманизму в сочетании с отказом от европоцентризма и этноцентризма. Он утверждает многообразие, самобытность и равноценность всех граней творческого потенциала человечества. Открытость, описательность, безоценочность постмодернистских принципов ведут к дестабилизации классической системы эстетических ценностей. Аксиологический сдвиг в сторону большей толерантности во многом связан с новым отношением к массовой культуре, а также к тем эстетическим феноменам, которые ранее считались периферийными. Антитезы: высокое – массовое искусство, научное – обыденное сознание не воспринимаются эстетикой постмодерна как актуальные. Постмодернистские эксперименты стимулировали стирание граней между традиционными видами и жанрами искусства, подвергли сомнению оригинальность творчества, «чистоту» искусства как индивидуального акта созидания. Это привело к пересмотру классических представлений о созидании и разрушении, порядке и хаосе, серьезном и игровом в искусстве. Постмодернизм свидетельствует о сознательной переориентации с классического понимания художественного творчества на конструирование артефактов методом аппликации.
|
Искусство в постмодернизме характеризуется открытостью, направленностью на непознаваемое, неопределенностью, дистанцируясь от бинарных оппозиций: реальное – воображаемое, оригинальное – вторичное, старое – новое, естественное – искусственное, внешнее – внутреннее, поверхностное – глубинное, мужское – женское, индивидуальное – коллективное, часть – целое, Восток – Запад, присутствие – отсутствие, субъект – объект. Субъект как центр системы представлений и источник творчества рассеивается, его место занимают бессознательные языковые структуры, анонимные потоки либидо, утверждается безличное понимание искусства как единого бесконечного текста, созданного совокупным творцом. Сознательный эклектизм питает гипертрофированную избыточность художественных средств и приемов постмодернистского искусства.
|
Происходит модификация основных эстетических категорий. Прекрасное понимается как сплав чувственного, концептуального и нравственного, что обусловлено ориентацией на красоту ассонансов и асимметрии, возвышенное замещается удивительным, трагическое – парадоксальным; центральное место занимает комическое.
Постмодернизм – это плюралистическая парадигма, которая привела к расшатыванию и внутренней трансформации категориальной системы и понятийного аппарата классической эстетики. Выходящая за рамки классического логоса постмодернистская эстетика принципиально антисистематична, адогматична, чужда жесткости и замкнутости концептуальных построений, ее символы – лабиринт. Теория деконструкции отвергает традиционную познавательную парадигму репрезентации полноты смысла, перенося внимание на проблему отсутствия первосмысла, предполагающая разборку и сборку одновременно.
б) Постмодернизм в обществе. Сегодняшняя общественная жизнь для своего объяснения уже не может удовлетвориться традиционными представлениями, классическим стилем мышления. Абсурд, хаос, безумие – вот характеристики общества. И если подойти к этим понятиям с мерками традиционных представлений, то следствием будет отчаяние, бессилие, отказ от будущего. Бесполезные попытки вернуться к привычной упорядоченности, ввиду невозможности достичь этого, стимулируют стремление к авторитарному насилию. Вернуть присутствие духа и желание к дальнейшему развитию общества для обеспечения «жизни будущего века» можно путем изменения стиля мышления, придания статуса «оправданного, закономерного» и наконец, «нормального» всему тому, что воспринимается как хаос, абсурд, безумие. В этом видится оправданность усилий по формированию постмодернистского обществознания.
Частично проявление этого стиля видно в стихийном заимствовании такого важного понятия неклассической физики как «виртуальная реальность». Из физической и компьютерной терминологии это понятие прочно вошло в массовое словоупотребление. Виртуальности присуща неполнота существования, которая сочетается с неполнотой отсутствия. В физике виртуальным является вещество глубокого вакуума. Вакуум – это не вполне пустота, т.к. вакуум заполняют виртуальные частицы, имеющие своеобразные свойства неполноты существования. Если абсурд получает имя, то он как бы осваивается здравым смыслом.
Многие явления, которые мы называем негативными, нельзя оценивать в понятиях «хорошие–плохие», а нужно применять другие термины: «функционально» или «нефункционально». Так, протез – это не хорошо и не плохо, но позволяет жить, это необходимость для инвалида. Таким инвалидом и является наше современное общество.
Общая черта постмодернизма по отношению к предшествующим парадигмам заключается в сочетании классических и модерных принципов. Для классических теорий свойственен поиск инвариантов, универсальных законов. Модернизм предполагает внимание к уникальности, к единичным явлениям. Постмодернизму свойственен плюрализм оснований, множественность ключевых причинных связей. Обществоведческие теории не просто разнообразны. Каждая из них утверждает свой тип универсальности. Постмодернизм не стремится опровергать одну теорию в пользу другой, а готов рассматривать разные основания как равнозначные. Художественный принцип постмодернизма в социальных науках проявляет себя в множественности оснований социального мышления. Отсюда социализм и капитализм в равной степени рассматриваются как основания общественного строя, что выливается в модели китайского рыночного социализма, в том, что не имеет названия. Тогда как для классической социологии капитализм и социализм были альтернативами, а в постклассическом обществознании рассматривались уникальные модели советского социализма, а также арабского, африканского, которые мало были похожи одна на другую.
Для классического принципа фундаментализма есть модернистская параллель – целостность. Если для классических представлений часть и целое соотносится в рамках здравого смысла, то физика микромира вынудила по иному рассматривать эти соотношения: целое и часть стали рассматриваться как равноправные. По отношению к объекту идея клонирования, голографического отображения, когда в каждой части целого содержится это целое, также приобретает постмодернистское звучание. В рамках современного постмодернистского мышления идея виртуальной реальности находит отражение в снятии самой проблемы целого и части: часть претендует на статус целого, а целое есть часть. Притом остатки целостности сохраняются, сосуществуют с частным в некоем виртуальном качестве. Соотношение социального целого и части принимает неопределенный характер: целое как будто есть, и как будто его нет.
Постмодернистские феномены не имеют названия. Виртуальная природа этих феноменов неуловима для называния, так как это требует определенности, фиксации. Если же названия появляются, они имеют малообъяснимые номинации типа «габитуса».
Постмодернизм не просто более изощренная новейшая методология социального познания, но и объективная характеристика социальной реальности. Постмодернистское понимание порядка конституируется из хаоса. Это не просто упорядоченный хаос, а определенное отношение к хаосу, как к своеобразной разновидности порядка. Это позволяет сохранить стабильность в условиях казалось бы дефицита упорядоченности.
Развитие общества осуществляется в виде трансформации как сочетание несочетаемого: консерватизма и либерализма, социализма и капитализма, модернизации и традиционализма, прогресса и регресса. Многозначность является чертой постмодернистского общества (и постмодернистского метода).
Важной чертой постмодернистской ментальности является игровое отношение к миру. В постмодернизме сложилось свое, особое понимание игры – как открытое для направленности движение, свободная от целеполагания трансформация. Это игра процессом изменения, игра вариантами развития. Не жесткая направленность, обусловленная целеполаганием, а свободная игра, комбинация возможностей. Однако игра – не хаос, не анархия. В игре есть правила, которые разделяют играющие. Исход игры непредсказуем, но сам ход игры упорядочен. Условность игры переносит рациональность на иной уровень, придает ей иной характер. Экономические, социальные отношения тоже могут объясняться игровой методологией. Не писаный закон, рожденный рациональностью прежней эпохи, а некие новые взаимно принятые условия и правила игры более действенны во многих взаимоотношениях экономических субъектов. И то, что мы называем «коррупцией», на самом деле есть новая реальность экономических отношений, в определенном смысле упорядоченная и понятная тем, кто в нее погружен. Мир же как анархия и хаос видится лишь глазами непосвященных. Это новая для нас игра.
Постмодернистская реальность лучше понятна в рамках эстетического мышления. Это заставляет предположить, что мир подчиняется не экономическим законам, а эстетическим. Вернее, эстетические законы лучше объясняют мир. Еще точнее, современный мир лучше объясняют законы эстетики. Только эстетика дает объяснение абсурду, присущему современному миру. Никакая экономическая закономерность, политическая рациональность не может объяснить происходящее. Если мы останемся в рамках только экономического или политического мышления, мир предстанет перед нами как абсурд и хаос. Но мир не может быть ни абсурдом, ни хаосом. Таковым он предстает перед исследователем, применяющим не ту методологию.
Выбор методологии – не произвольная акция ученого. Не метод задает путь исследователю, а наоборот, объект исследования определяет методологию. Все действительное – разумно. Только тот метод адекватен предмету, который способен его объяснять. Постмодернизм – это широкая парадигма, которая включает в себя частные концептуальные подходы, такие, например, как транзитивность, объясняющий процессы трансформации современного общества.
Постмодернизм – это стиль и направление в искусстве, но искусство обитает не в безвоздушном пространстве. Оно отражает свойства мира свойствами своих творений. Объясняя произведение искусства, мы объясняем мир. Это классический подход, который был очевидным для литературных критиков XIX века, когда с социологическими концепциями публика знакомилась в статье о новом романе известного писателя. Так и сейчас постмодернистское искусство, а точнее его интерпретация – ключ к пониманию явлений и процессов постмодернизации современного общества.
Постмодернистский объект, будь это литературное произведение или социальное явление, обусловливает или придает свойства методу. Постмодернистская природа современного общества требует адекватного метода своего исследования. Подобно тому, как авангардное искусство требует соответствующего этому направлению эстетической критики, так современное общество создает эффект «порождения метода», имя которому – постмодернизм.