Длина – ширина – площадь




Практическое занятие

Тема: «Организация деятельности учащихся при обучении решению задач с пропорциональными величинами»

Подготовка младших школьников к введению типовых задач с пропорциональными величинами. Формирование у учащихся первых представлений о пропорциональной зависимости величин. Какие методические приемы может использовать учитель с этой целью? Проанализируйте альтернативные учебники математики для начальных классов и приведите примеры различных упражнений, используемых для ознакомления учащихся с тройками величин и зависимостями между ними. Какой методический подход вам показался наиболее интересным и почему?

На подготовительном этапе к введению типовых задач с пропорциональными величинами учащихся знакомят с тройками величин.

В 3 классе дети знакомятся с такими основными тройками:

1) Цена-количество-стоимость

2) Масса одного предмета – количество предметов – общая масса;

3) Емкость (объем) одного сосуда – количество сосудов – общая емкость (объем);

4) Расход ткани на 1 вещь – количество вещей – общий расход ткани;

5) Выработка в единицу времени (производительность) – время работы – общая выработка.

В качестве первой тройки обычно берут: «цена – количество – стоимость». Для этого организуется игра «в магазин».

Учитель выставляет у доски «товар» и на каждый предмет прикрепляет ценник. Разыгрывают ситуации, в процессе которых вводят понятие «цена» - стоимость одного товара, «количество» - сколько предметов купили, «стоимость» - сколько денег заплатили. (стоит обратить внимание на то, что в игре используют не настоящие деньги, а разрезные карточки.)

Цена Количество Стоимость
4р. 2шт. ?
? 2шт. 8р.
4р. ? 8р.

 

Аналогичным образом вводят и другие тройки, на одну тройку отводят один урок.

Анализ учебников

Цена-количество-стоимость

М3М ч.1, стр.22

М3И ч2.. стр.40- 41

Масса одного предмета- количество предметов- общая масса

М3М 1ч., стр.23

М4А ч1., стр.7

Емкость (объем) одного сосуда – количество сосудов – общая емкость (объем)

М3М ч.2, стр.10

Расход ткани на 1 вещь – количество вещей – общий расход ткани

М3М ч.1, стр.46

 

Выработка в единицу времени (производительность) – время работы – общая выработка

М3М ч.2, стр.17 №4

М3А ч.2., стр.40

Скорость – время – расстояние

М4М ч.2., стр.5

М3А ч.2., стр.50

Длина – ширина – площадь

М3М ч.1., стр.72

На подготовительном этапе учащимся необходимо научиться решать простые задачи с тройками величин разного вида.

Задача 1.На одной книжной полке помещается 7 книг. Сколько книг поместится на 10 таких полках? В 1… Кол-во… Всего…
Задача 2.В пяти одинаковых тачках можно увезти 30 кг картофеля. Сколько тачек понадобится, чтобы увезти 120 кг картофеля? В 1… Кол-во… Всего…
Задача 3.В 12 коробках 96 конфет. Сколько нужно коробок, чтобы разложить 50 конфет? В 1… Кол-во… Всего…
Задача 4. В 7 одинаковых пеналах помещается 63 ручки ручек. Сколько ручек помещается в 3 таких пенала? В 1… Кол-во… Всего…
Задача 5. На 5 люстрах 15 лампочек. Сколько лампочек на 8 таких люстрах? В 1… Кол-во… Всего…
Задача 6. За 6 дней танцевальная группа поставили 3 танца. Сколько танцев они поставят за 2 недели при той же норме работы? В 1… Кол-во… Всего…

2. Сделайте сравнительный анализ альтернативных учебников математики (программы М.И.Моро и Н.Б.Истоминой) и выясните, с какими видами задач на нахождение 4-го пропорционального знакомят учащихся начальных классов по различным программам. Какова последовательность их введения? Когда они появляются в учебнике впервые? Проведите анализ учебников по двум программам. Для выбранных задач составьте таблицы.

По Моро:

1 вид

М3М ч.1, стр. 22

  Цена Количество Стоимость
1 открытка одинаковая 3 шт 15р
2 открытка 1 шт ?

 

2 вид

М3М ч.1., стр.61

  1м ткани Кол-во вещей Общий расход ткани
  одинаково 8 шт 24м
  ? 15м

3 вид М3М ч2, стр. 9

Мама купила в магазине несколько пакетов сахара и столько же картофеля. Известно, что один пакет картофеля весит 3 кг, а масса всех купленных пакетов с картофелем равна 27 кг. Масса одного пакета сахара равна 2 кг. Сколько всего кг сахара купила мама?

5 вид

М4М ч1., стр.87

  1м ткани Кол-во вещей Общий расход ткани
Д. комната 32 шт одинаковый
В. комната ? 16 шт

 

Проанализируйте учебники математики для начальных классов по программам М.И.Моро и Н.Б.Истоминой и приведите примеры различных видов типовых задач на нахождение неизвестного по двум суммам (на пропорциональное деление) и по двум разностям. Какова последовательность введения различных видов этих задач в учебниках М.И. Моро, И.И. и Н.Б. Истоминой. Когда они появляются в учебнике впервые? Для выбранных задач составьте таблицы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: