I. ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ




Стремление человека к познанию Вселенной, общества, самого се-
бя, отдельных явлений и процессов в окружающем мире неиссякаемо
и вечно. Данное стремление пробуждается в Ч. генетический, исходя из его борьбы за выживание. Огромен массив накопленной научной информации, велико
число отраслей естественных и гуманитарных наук, а процесс поз-
нания продолжается. Невозможно охватить весь объем накопленных
человечеством знаний. Потому что сегодня увеличение объема информации значительно опережает сам процесс познания. Ученные полагают, что к середине 21 века объем информации увеличится в 2 раза. Процесс же познания развивается значительно медленнее.

Осваивая основные принципы, положения,
понятия и факты соответствующей науки, человек входит в ее мир,
находит для себя в нем ориентиры, чтобы затем воспользоваться
приобретенным в своей практической жизни, в собственных духовных
исканиях. Есть знания, которые необходимы специалисту для успеш-
ной деятельности в своей области. Но есть и такие понятия, идеи,
теории, факты, освоение которых важно для становления каждого че-
ловека как личности, для формирования его духовной культуры. Речь идет об общественных и гуманитарных науках, и, прежде всего, о философии. К
отраслям, содержащим такого рода знания, относится религиоведение.
Определение предмета Религиоведение как комплексно относитель-
ной самостоятельной отрасли знания складыва-
лось начиная с XIX в., хотя соответствующие знания накапливались
в течение веков. Оно конституировалось на стыке общей и социальной
философии, истории философии, социологии, антропологии, психо-
логии, лингвистики, всеобщей истории, этнологии, археологии и
других наук.

Тем самым, предметом изучения Религиоведения выступает Религия как уникальное социальное явление. История развития человеческого общества показывает, что религиозное сознание, на всех этапах его развития, и до полного утверждения научного сознания, выступало как стержневой элемент культурного достижения, и по-своему отображала культурное достояние человеческого общества.
И потому перед учебным курсом стоит задача понять Религию, прежде всего, как культурный феномен, рассмотреть ее как каузальное явление культурно-исторического развития человечества, понять причины генерирования всех мировых религий.

При этом очень важно понять, что эволюцию общественной системы невозможно рассмотреть вне культуры жизни общества, как в историческом, так и географическом пространстве. Культура в этом случае предстает как социальное достояние, общность норм, обычаев, нравов. Культурная эволюция есть переход от одной исторической эпохи к другой, когда можно проследить как смену обычаям и ритуалам приходят правовые нормы и художественное творчество, формируются институты образов и воспитания. И здесь необходимо понять, что модифицируются лишь формообразования культуры, основные же ее функции в своей основе остаются теми же, что были и раньше, иначе общество бы распалось, погибло. Именно функции культуры обеспечивали жизнеспособность Ч. общества. Потому можно выделить и указать две ее основные функции: а) культура как форма трансляции социального опыта; б) культура как способ социализации личности. Естественно, такой подход позволяет рассмотреть и принять во внимание результаты, достигнутые религиозным мировоззрением, как составной части Культуры. Эти эволюционные подвижки религии хорошо видны и из культурной антропологии, акцентирующей внимание на описании динамики развития культуры, на выявлении социальных механизмов трансляции знания и социализации личности.

Следует подчеркнуть, что в целом, другого, помимо культуры, механизма передачи «социальной наследственности» общество не имеет. Сама же культура передает их своей знаковой системой. Такими знаками являются слова и понятия, математические символы, формулы науки, язык музыки и живописи, орудия производства и предметы потребления. Все это относится к информативной функции культуры, выступающей как «память» человечества. Еще необходимо отметить коммуникативную функцию, позволяющую людям вступать в общение друг с другом. Если Р. сугубо понимать как этико-нравственную категорию, то Р. есть вся духовная жизнь, есть сущность, которая как бы выражается стремлением к счастью, являющейся вечной потребностью нашей природы. И потому такая религиозность несколько шире, чем конкретное присоединение человека к тому или иному верованию. Тем самым, вся духовная жизнь людей, есть сущность, которая как бы выражается стремлением к счастью, являющейся вечной потребностью нашей природы.).
В толковании религиозных учений подлинное счастье верующих есть постижение своей безукоризненной верой божественной сути. Если в Библии говориться, что человек создан по образу и подобию Б., то верующий должен своим поведением и поступком повторить благочестивый образ Б., содержащие такие начала, каксвобода, творчество, красота, любовь.Эти качества в основном касаются этико-нравственных проблем человеческой жизни, и ориентируют людей в основном на достижения духовных благ, что направлено на подавление тяги к материальному, исходящих у Л. из стремления к личной выгоде и слепого следования собственному «Эго-я» .
Тем самым, почти все мировые религии отодвигают на второй план матер. потребности людей, отдавая приоритет духовным потребностям человека.

Религиоведение изучает закономерности возникновения,
развития и функционирования религии, ее строение и различные ком-
поненты, ее многообразные феномены, как они представали в истории
общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей
культуры. Главным в нем является философское содержание, что обус-
ловлено по крайней мере двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что
центральное место в нем занимает разработка наиболее универсальных
понятий и теорий объекта.
Поэтому религиоведение выполняет мето-
дологическую
функцию по отношению к конкретным наукам - лите-
ратуроведению, фольклористике, языкознанию, правоведению,
этнографии, искусствоведению и др., когда они обращаются к анализу
религии со своей частной точки зрения. Она весьма схожа с методологической функцией философии, выполняющей аналогичную роль для всех научных дисциплин, и, прежде всего, для общественных и гуманитарных наук.
Во-вторых, исследование религии неизбежно обращается к фило-
софско-мировоззренческим вопросам о человеке, мире, обществе. При
рассмотрении этих вопросов религиоведение опирается на наследие
философской мысли, на историю естественных и общественных наук,
особенно на достижения современной научно-технической революции,
на научное объяснение религии. Успехи человековедения, медицины,
психологии, педагогики, истории, физики, химии, кибернетики,
биологии, космологии, экологии и других наук служат основой
решения соответствующих мировоззренческих проблем.

Из истории развития человечества мы хорошо знаем, как религиозные представления постепенно сменили Мифологические, которые оказались на уровень выше своего предшественника. При этом в истории генезиса Миф. и Р. сознаний традиционно функционировали след. формы:
Магия (от греч. Mageia – колдовство, волшебство) – это обряды, связанные с верой в сверхъестественные способности человека (мага, колдуна) воздействовать на людей и явления природы.
Тотемизм (от слова «ототеман», на языке североамер. индейцев племени оджибве – род его) - это комплекс верований и обрядов родового общества, связанных с представлениями о родстве между группами людей и так называемыми тотемами (животные, растения, предметы и т. д.). На тотемов накладывалось табу. Фетишизм (от фр. Fetichisme – идеал, талисман) – культ неодушевленных предметов «фетишей», наделенных сверхъестественными свойствами. Пережитками фетишизма служит вера в амулеты, обереги, талисманы. Обереги- суеверное представление славян в амулеты, заклинания.
Анимизм (от лат. Anima – душа, дух) – вера в существование духов и душ. У казахов общение с аруақами.
Генезис мифологического и религиозного сознаний кратко изложена в Анимистической теории Джеймса Фрезера (примерно аналогичной была позиция Г. Кунова).
Вначале возникли зачатки культа духов, которых считали схожими с людьми, в том числе и в потреблении пищи. Отсюда и обряд жертвоприношения.
Следующий этап: переход от культа духов к культу тотема и предков.
Далее, возникли представления о сотворении мира, неба, ада.
Потом – обожествление предков и принесение им жертв.
И, наконец, переход от культа предков – к культу природы.
Основные звенья: из почитания духов – возникает почитание предков, а из него культ природы.

Из этих форм следует и само определение Религии. Религия (от лат. Religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхестественный, сверхчувственный. Специфика религии в особом характере ее «второго» мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил, и в их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Религия – сложное духовое образование и общественно-историческое явление, к-рое не укладывается в однозначный, прямолинейный характер. С одной стороны формируется сознание единства Ч. рода, значимость общеЧ. нравственных норм, непреходящих ценностей. С другой, имеются и совершенно другие настроения, идеи: фанатизм, вражда к людям другой веры и т. д. Необходимо обосновать, чем это было вызвано? Таким образом, в позитивном плане религия выступала как мощное средство социальной регламентации и регуляций, упорядочений и сохраненений нравов, традиций, обычаев. Т. с.,Р. предпринимает меры, чтобы интересы Ч. не были полностью поглощены матер. вещами и увлечениями, и чтобы душа Ч. не очерствела и сохранила непосредственность и чистоту. Это важная культурно-историческая роль Р.
В негативном плане религия (Церковь) выступала орудием социального, политического гнета, осуществляла монополию на духовн. жизнь народов, вероучение принудительно навязывалось миллионам верующих.

При анализе предмета Религиоведения необходимо учесть и проблему истинности той или иной веры. Наличие многих религий приводит к вопросу о том, какая же из них истинна. Для исповедующих любую веру естественно считать свою религию единственно верной, а все прочие — неистинными, не ведущими к подлинному спасению. Таким образом, вопрос об истинной вере всегда волновал Л., и ответа на него пока еще нет. Ибо, вопрос об истинной вере находиться вне компетенции науки, так как ее методы разрабатывались для познания зримого мира (Лг. зд.). Попытки создать синкретическую (объединенную) религию также не увенчались успехом. Говоря об истинности религии, следует, прежде всего, основываться на том, что понятие Абсолюта, о котором учит та или иная религия, превосходит конечного человека и церковную организацию. Богословы говорят о степени приближения к Абсолютной Истине, и не более. И потому, данный курс ставит своей целью предложить гуманитарное толкование религиозных процессов. И в том, что в прошлом, религия служила важным источником формирования культуры, почти ни у кого нет сомнений. Сегодня же, несмотря на утрату роли мировоззренческого ориентира для индивида в целом, мы не можем утверждать, что религия стала в меньшей степени влиять на жизнь общества в других сферах. Это позволяет считать, что изучение религии и преподавание религиоведения сохраняет свою актуальность. Особенно эта актуальность проявляется в странах СНГ, где прежняя идеология естественным образом оказалась замещенной религией.

Религиоведческое знание имеет и практическую функцию. Современный человек, получивший высшее образование должен обладать пониманием религии и процессов, которые мы называем религиозными. Те студенты, которые станут государственными служащими, вынуждены будут сталкиваться в своей работе с представителями разных конфессий. Для этого необходимо знать, чего можно ждать от тех или иных религий, каковы их убеждения и modus vivandi.

 

Основные разделы

Религоведение сегодня включает ряд разделов,
основными среди которых являются философия,
социология, психология, феноменология, история религии.
Философия религии - совокупность философских понятий,
принципов, концепций, дающих философское объяснение объекта. Эти
концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется
под углом зрения какого-то субординирующего принципа - ма-
териализма, экзистенциализма, феноменологии, герменевтики, праг-
матизма, позитивизма, лингвистической философии, психоанализа.
Социология религии изучает общественную детерминированность
религии, общественные закономерности ее возникновения, развития и
функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль
в общественной системе, влияние религии на другие элементы этой
системы и специфику обратного воздействия данной общественной
системы на религию.
Психология религии исследует психологические закономерности
возникновения, развития и функционирования религиозных явлений
общественной, групповой и индивидуальной психологии (потребно-
стей, чувств, настроений, традиций и т. д.), содержание, структуру,
направленность этих явлений, их место и роль в религиозном ком-
плексе и влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности обще-
ства, групп, личностей.
Феноменология религии соотносит представления, идеи, цели,
мотивы практически взаимодействующих, находящихся в ком-
муникации индивидов с точки зрения реализующихся значений и
смыслов и с учетом этого дает систематическое описание явлений
религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения.
История религии обрисовывает движущийся во времени мир
религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных
религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет инфор-
мацию о многочисленных существовавших и существующих религиях.
Философия раскрывает глубинные сущностные свойства религии;
социология, психология, феноменология, история позволяют увидеть,
как она предстает в разных ипостасях и на разных уровнях, как она
обнаруживается в различных религиозных феноменах*.
Наряду с перечисленными выделяют раздел, включающий знания
о свободомыслии
в отношении религии, В этом разделе раскрываются
содержание свободомыслия, закономерности его развития, функции в
обществе и в жизни личности, исследуются его различные проявления, «Научный атеизм» или вообще безбожие – это лишь одно из проявлений свободомыслия, наряду со многими другими, такими как деизм («внебожие»), пантеизм («всебожие»), панентеизм («вбожие»), скептицизм, нигилизм, секуляризм.

В учебном пособии не представляется возможным строго развести материал по всем
указанным разделам. Поэтому в ходе теоретического анализа религии (гл. I -V) дается
синтез философского, социологического, психологического, феноменологического и
другого рассмотрения, описываются его история, типы и этапы развития, представленность его в разные эпохи на концептуальном уровне и в народном сознании,
в науке, морали, искусстве, политике, философии, теологии.

Классы понятий

В религиоведении выделяется ряд групп и терминов понятий и терминов:

1. Прежде всего, в нем широко используются общефилософские и социально-философские категории, как: "бытие", "сознание", "познание", "отражение", "символ", "истина", "заблуждение", "фантазия", "общество", "материальное и духовное производство", "культура", "отчуждение".
2. Большое место занимают понятия и термины, пришедшие из логики, этики, эстетики: "знак", "значение", "смысл", "совесть", "ответственность", "милосердие", "сострадание", "красота".
3. Класс общенаучных понятий, таких, как: "система", "структура", "функция", "роль", "закон" и др. Они применяются в области различных наук (в том числе и нашей) и требуют выявления соответствующих типов связей при анализе любого объекта.
4. Поскольку учение о религии взаимодействует с конкретными науками, оно заимствует из них и частнонаучные понятия, такие, как "эпоха", "право", "иллюзия", "вера", "чувство", "настроение", "страдание", "общение", "язык", "жизнь", "смерть". Как общенаучные, так и частнонаучные категории наполняются
соответствующим конкретным содержанием.
5. Более узкую понятийную и терминологическую подсистему составляют специальные религиоведческие понятия - "религия", "теология", "религиозный культ", "церковь", "конфессия", "храм", "молитва", "теизм", "деизм", "пантеизм", "атеизм", "скептицизм". Особое место занимают понятия и термины "Бог", "ангел", "ад", "рай", "бодхисаттва", "провидение", "карма" и т. п., которые в науке имеют иное значение, чем в религии, хотя необходимо постоянно иметь в виду их религиозные значения.
6. Наконец, есть класс понятий, отражающих процессы изменения
религии:
"развитие и эволюция" религии, "сакрализация", "секу-
ляризация", "церквообразование", "расцерковывание", "сектообразование", "детеологизация", "демифологизация", "модернизация".

Методы исследования

Являясь комплексной дисциплиной,
религиоведение использует большое число
разнообразных методов познания. Как и в любой науке, в ней приме-
няются общефилософский, социально-философский, специальные
общенаучные и частнонаучные, теоретические и эмпирические методы
: диалектика, системный метод, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, экстраполяция (лат. polire – делать гладким, метод Н. исслед., заключ-ся в распространении выводов, получ. из одной части явл., на другую его часть.), моделирование, аналогия, гипотеза, индукция,
дедукция, наблюдение, эксперимент и пр. В соответствующих разделах,
кроме названных, используются свои методы. Так, в социологии
религии дают плодотворные результаты методы установления социаль-
ных фактов: изучение документов, опросы разного рода - интервью,
анкетирование и пр., методы первичной обработки полученных данных: группировка, ранжирование, составление статистических таблиц
и др. Психология религии использует анализ биографий, проективные
тесты, личностные опросники, методы исследования установок и
диспозиций личности, социометрию и т. д.
В исследованиях религии разработаны такие подходы, которые
интегрируют многие частные приемы. Они с успехом применяются в
течение многих десятилетий, дают плодотворные результаты и теперь.
Каузальный анализ имеет в виду изучение причинно-следствен-
ных отношений, выявление причин возникновения и эволюции
различных явлений религии. Согласно принципам этого анализа,
главным вопросом которого является "почему?", религия не может
быть понята лишь из самой себя, она не суть causa sui (причина
самой себя). Именно причинное объяснение, прежде всего, помогает
обеспечить выведение различных религиозных и нерелигиозных форм
из каких-то действительных отношений в жизнедеятельности людей. В этом плане весьма значим Каузальный анализ, который имеет в виду изучение причинно-следственных отношений, выявление причин возникновения и эволюцию различных явлений Р. Согласно принципам этого анализа, главным вопрос. к-рого является "почему?", Р. не может быть понята лишь из самой себя, она не суть causa sui (причина самой себя). Именно причин. объяснение прежде всего помогает обеспечить выведение различных Р. и неР. форм из каких-то действительных отношений в жизнедеят. людей.

Историзм, исходя из единства исторического и логического,
использует в качестве инструмента познания логику истории, которая
позволяет понять современное состояние объекта как нечто ставшее
и вместе с тем дает руководство к правильному осмыслению событий
и фактов прошлого. Историзм может выступать в нескольких
разновидностях. Генетический подход имеет в виду
выведение последующих этапов развития из начальной фазы. В ходе
этой процедуры важное значение имеет отыскание промежуточных
звеньев в цепи эволюции. С другой стороны, чем дальше в глубь
веков направляет свой поиск исследователь, тем меньше в его
распоряжении фактического материала. В этом случае историзм
предстает в форме актуализма: поскольку современное состояние
всякого явления есть итог развития, изучение этого состояния
позволяет создать теоретическую модель, которая может помочь
характеризовать явление в его предшествующих фазах, в том числе
и начальных. Сравнительно-историческое исследо-
вание сопоставляет разные этапы развития одной и той же религии
в различные моменты времени, разные религии, существующие
одновременно, но находящиеся на разных этапах развития. Большое
значение имеет сравнение сопоставимых образов разных религий
(например, Будды и Христа). На базе сравнительного анализа
сформировалась специальная область исследования - сравнительное
религиоведение.
Типологический метод представляет собой совокупность процедур
расчленения и группировки изучаемых объектов по каким-либо
признакам. В результате типологизации получаются статистически
устойчивые группы признаков - типы, которые задают модель
типологической общности для определенных объектов, явлении.
Инвариантность признаков какого-то объекта позволяет относить его
к соответствующему типу. Различия признаков объектов внутри типа
носят случайный характер, эти различия незначительны по сравнению с различиями свойств объектов разных типов. С помощью
типологизации получены характеристики исторических типов
религий, типов свободомыслия.
Феноменологический метод включает совокупность приемов
выяснения значений и смыслов в духовном взаимодействии людей,
соотносит мотивы, представления, идеи, цели практически действу-
ющих индивидов и тем самым достигает понимания смысловой связи
их поведения, помогает обнаружить формальные структуры общения,
субъективные факторы общественных отношений. Использование
приемов феноменологического анализа способствовало выделению
одного из разделов религиоведения - феноменологии религии.
Структурно-функциональный анализ имеет дело с объектами,
представляющими собой системы, и направлен на раскрытие их
строения и функционирования. Результатом является выделение
элементов, которые соотносятся с другими элементами и с системой
в целом, выяснение воздейственности этих элементов. Такая же
операция может быть проделана и над каждым выделенным
элементом, который, в свою очередь, представляет собой систему
("подсистему"). С этой точки зрения религия предстает в качестве
подсистемы, включающей некоторые элементы и выполняющей
соответствующие функции.

Все методы по существу являются мыслит. операциями, и представляют: анализ (мысл. расчл-ние предмета на составные части), синтез (мысл. соед-инение частей разных предметов), абстрагирование (отвлечение от одних свойств предмета ради детального изучения других), а также сравнение, обобщение. Р. опирается на них в таких методах как: типологический анализ;сравнительный анализ; генетический анализ; каузальный анализ; структурно-функц. анализ; системный анализ.


Среди учений о религии есть религиозные (конфессиональные) и
нерелигиозные (не конфессиональные). К религиозным относятся те
направления, которые представлены теологами, а также другими
исследователями, которые хотя и не являются богословами, но стоят на
позициях религиозного мировоззрения. В этом случае изучение объекта
непосредственно связано с религиозными интересами.
По мнению конфессиональных исследователей, в основе понимания
религии должна лежать религиозная вера, познание сущности религии
доступно лишь для верующей души. Чтобы познание было успешным,
необходимы "орган религии", "способность чувствования".
Несомненно, личный религиозный опыт исследователя в процессе
самонаблюдения становится объектом внутреннего созерцания, в ходе
которого может быть получен уникальный материал, имеющий
большое значение для развития религиоведческого познания. Но
результаты самонаблюдения требуют теоретической интерпретации.
Нерелигиозные течения базируются на иных исходных мировоззренческих принципах. Нерелигиозный исследователь, используя методы современной науки
(о них уже шла речь), имеет возможность успешно познавать и
различные феномены религии, и ее сущность. Отсутствие религиозной
веры восполняется фундаментальной и ответственной религиоведче-
ской образованностью и компетентностью. Верно, что при познании
субъективного религиозного опыта может оказаться недейственной
"сухая" формально-логическая рациональность. Но есть и иные виды
рациональности, познавательное значение имеют и чувства ("вчув-
ствование"). Высокопрофессиональный религиовед владеет и такими
приемами постижения объекта. При этом, религиовед значительное внимание уделяет психическим аспектам верующих. Они хорошо понимают, что такое явление в истории Р. как секуляризация нанесла больше урона Р., нежели атеизм. Л., эмоц. убежд. др-х., что Б. нет, скорее способств. распростр. Р., чем ее сдерживанию. В то время как безразл. гражд., игнорирующие трансц-ию, формализуют Р. и превращают ее в незаметный социальный институт.

 

II. Содержание Религиоведения.

Для познания сущности (содержания) той или иной Р. нужно начать с ее морфологии. (Морфология — это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов). К морфологии Р. можно отнести, прежде всего, ее сущностные черты, характеризирующие существенные признаки религии:
• наличие вероучения;
• наличие сакральной практики;
• наличие священного текста. В отличие от них, несущественные, это: наличие сакральных атрибутов, храмов, последователей, священнослужителей.
Тем самым Р. — это затронутость человека священными санкциями, энергией, значением, ценностями. Вероучение — это система мировоззренческих установок, эксплицирующая (лат.-истолкование, объяснение) положение индивида и его трансцендентного идеала, процесс трансцендирования индивида и результат трансцендирования. На основе вероучения вырабатывается такое понятие как «Вера» - способа существования Р. сознания, особое настроение, переживание, характеризующее внутреннее состояние верующего. Внешней, социально значимой формой веры служит культ – система утвердившихся ритуалов, догматов.
Сакральная практика это деятельность индивида по уподоблению себя объекту своей веры, в целях успешного трансенсуса в Абсолют. Трансформативная практика и вероучение могут быть кодифицированы в форме сакрального текста, имеющего зачастую самодовлеющее значение. Сакральными текстами называются писания, получившие статус священных в какой-либо конфессии или религиозно-мистическом учении. Сакральные тексты являются важнейшей составляющей практически любой религии или мистического учения. Так некоторые из них, как: Веды, Авеста (собр. свящ. книг в зороастризме); Пятикнижие (первые 5 книг в библии – бытие, исход, левит, числа, второзаконие); Трипитаки (о буддизме); Библия, Коран и т.п. – в значительной степени влияли на формирование картины мироздания и мироощущения целых народов на протяжении длительных исторических эпох. В целом в религии можно выделить два аспекта: онтологически и феноменологически. В
Онтологически – религия есть жизнь нас в Боге и Бога в нас, в феноменологическом — религия есть система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение. (Феном. – это атрибут. свойства (данные) созн., дух. Сущности, якобы независимые от реальн. существования и чувств. опыта. Гуссерль).

Таким образом, можно сказать, что Р. есть Культ. система …вкл-щая в себя 1) систему символов, к-рая действует на 2) обоснование влиятельных, широко распростр. и долговрем. настроений и мотиваций л., посредством 3) формулировки представл. об общем порядке существ-я и 4) придания этим представл-м своеобразной ауры фактичности действит-сти так, 5) чтобы настроения и мотивации представлялись особенно реалистичными.
В классификации религий существуют Конфессиональные и неконфессиональные подходы. Морфология Религии представляет собой сложное духовое образование и общественно-историческое явление, к-рое не укладывается в однозначный, прямолинейный характер. Она несет собой и внедряет в сознание верующих значимые общеЧ. нравственные нормы и непреходящие ценности социального поведения. Это с одной стороны. С другой стороны, проповедует и совершенно другие настроения, идеи, как фанатизм, вражда к людям др. веры и т. д. Но для более последов-го морфологического анализа необходимо, в первую очередь, рассмотреть содержание аврам. религии. Большинство исследователей рассматривая Ислам и Хр. относят их к аврам. религиям. Отсюда принято Иудаизм, Христианство и Ислам рассматривать в религиоведении интегрировано. Это связано с тем, что Хр. и Ислам генетически близки иудаизму, и имеют общие идейные корни. Евреи, исповедующие Иуадизм исходят от своего предка Авраама. (Авраам (Абрам) мифич. родоначальник евреев, в библейской мифиологии отец Исаака. По велению Б. Яхве А. должен был принести сына в жертву богу, но в момент жертвоприношения был остановлен ангелом). Тем самым, Хр. и Ислам, используя в своих священных писаниях многие положения Ветхого завета и Библии в целом, также приписывают Авраама прародителем своих народов. Так, всю догматику своего учения, включая пророков от Авраама до Иисуса, Мухамед откровенно заимствовал из Библии. Авраам был даже совмещен при этом с «владыкой Каабы» в качестве праотца арабов.

Авраамические религии в значительной степени ритуализированны. От последователей иудаизма ожидается совершение церемонии инициации (обрезания) для мальчиков, ежедневная молитва в синагоге, сопровождаемая многочисленными детальными правилами молитвы и поведения, соблюдение субботы и еврейских праздников, особая диета. Мусульманство во многом сохраняет авраамические традиции, формулируя свои обязательные рукнам (нормы, полож. Рук во время намаза?). Некоторые ритуалы мусульманства имеют доисламское происхождение (почитание Каабы), большинство же связано с авраамическими корнями ислама (обрезание, пятикратная молитва).
В христианстве на первых соборах утверждаются обряды, как таинства крещения, миропомазания, покаяния, причащения, священства, венчания, соборования. Крещение (омовение - омыть водой) имеет древнюю историю и существовало в иудаизме. Причастие, осенение себя священным знаком присутствовало в митраизме и, вероятно, было заимствовано в первых веках н.э. М иропомазание - Ц. обряд, заключ-ся в крестообразн. помазании миром младенцев после крещения, а также царей после коронации. Помазание – смазывание освященным маслом (миром) лба монарха, вступающего на престол. Соборование – помазание елеем (оливков. масло) тела больного или умирающего. Митраизм – Др. Р., основанная на культе митры (один из главных индоиранских Б., Б. дневного света) и бытовавшая в Греции и Риме, противостоял Хр. Для преодоления воззрений Ант. Греции и Рима, Хр. активно использовало Хр. Ф.

-К примеру, Хр. Ф. зарождается в римской империи в I-V вв. н. э. на основе раннего христианства, ересей и Ант. Ф.
-Высшего расцвета достигла в V-ХIII вв. н. э. в период между распадом Римской империи и Эпохой Возрождения.
-Содержание Ср. Ф. значительно отличается от Ант. Ф.
-В отличие от Ант. Ф., Хр. Ф. средневековья рассматривает мир и внешнюю природу лишь как арену, где разыгрывается драма Ч.-ой истории. Ч. провозг-ся составной частью порядка, исходя-го от Б.

Ниже более подробно рассмотрим возникновение и распространение Хр., и его основные концепт. понятия, конфесии и учения.

Согласно Иосифу Флавию, в римской Иудее было несколько религиозно-социальных группировок. Наверху общественной пирамиды помещались саддукеи —группа знатных семей, возводивших свой род к древнему первосвященнику Цадоку. Это была высшая знать, богатая, образованная и весьма индифферентная в вопросах веры. Гораздо более многочисленной являлась группировка фарисеев (от еврейского «нерушим»—«отделившиеся»), комплектовавшаяся из средних имущих слоев, включая интеллигенцию, отличавшаяся благочестием и верностью религиозным традициям. Идеология фарисеев характеризовалась культом разумной человеческой воли, сопряженным с верой в промыс-л» божий, с представлениями о бессмертии души и загробном воздаянии. Фарисеи были достаточно влиятельны в народе и оказывали воздействие на руководство Иерусалимского храма. Однако их благочестие и верность национальным и религиозным традициям временами оставляли желать лучшего, нх оппозиция чужеземному господству не была последовательной. Не случайно слово «фарисей» уже в раннехристианской традиции стало синонимом лицемера.

Для нас особенно интересны другие группировки, которые и были, собственно, носителями оппозиционных, а временами даже революционных настроений. Это, во-первых, ессеи, или ессены (слово происходит то ли от греческого hosioi, то ли от еврейского «хасидим», что в обоих случаях означает «благочестивые»), составлявшие не просто группировку, но строго организованную религиозную секту, насчитывавшую в первой половине 1 века до 4 тысяч человек. Сюда входили главным образом представители средних и низших общественных слоев, люди, изверившиеся и удалившиеся от мира буквальным образом в пустыню, где они жили, группируясь небольшими земледельческими общинами вокруг оазисов. Древние авторы —не только Иосиф Флавий, но и Филон и некоторые другие — сообщают интересные подробности жизни этих общин. Иосиф Флавий, сам в молодости проведший некоторое время в одной из ессейских общин, дает им восторженную характеристику: «Это наилучшие люди, которые всецело отдаются земледельческому труду. Достойно удивления то чувство справедливости у них, которое они помимо всех прочих народов ставят не ниже добродетели и которого не знают ни греки, ни другие народы. Примечательна общинная основа общежития ессеев: более всего, испытав страданий от имущественного и социального неравенства, эти люди в особенности старались осуществить принципы социальной справедливости и равенства. Они не имеют ни жен, ни рабов, полагая, что женщины ведут лишь к несправедливости, а вторые подают повод к недоразумениям. Живя сами по



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: