Самостоятельное выполнение творческих работ.




Доклад

Формирование коммуникативных

Универсальных учебных действий в начальной школе

Начальное общее образование предусматривает реализацию системно- деятельностного, метапредметного и личностно ориентированного подходов. В широком понимании «универсальные учебные действия» означает «умение учиться», т. е. способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре вида метапредметных УУД: 1) познавательные 2) регулятивные (включающие также действия саморегуляции); 3) коммуникативные; 4) умение работать с информацией; 5) умения участвовать в совместной деятельности.

 

Лингвистическое обоснование повышения роли коммуникативности на всех уроках и в сфере любой трудовой, государственной или общественной деятельности определяется уровнем развития языка. «Было время, - отмечает известный лингвист В.В. Колесов, - когда важным казалось, «как писать правильно» то или иное слово, затем - произношение слов, позже - правила построения речи, стиль и синтаксис, много говорили и спорили о правильности конструкций и сочетаниях слов. Теперь на очереди вопрос о том, как кратко и точно выражать свои мысли, как правильно понимать собеседника, вслушиваться в его речь, перебирая его аргументы, чего настоятельно требует новое время».

И, наконец, социальные факторы (информационный тип общества, глобальные информационные сети, компьютерные информационные технологии) также предопределяют необходимость формирования коммуникативных УУД.

Коммуникативные универсальные учебные действия – это умение:

- овладевать навыками смыслового чтения текстов различных видов, стилей и жанров – определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);

- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения;

- участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать свое мнение);

- осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные обучающемуся младшего школьного возраста;

- готовить небольшие публичные выступления;

- соблюдать правила межличностного общения при использовании персональных электронных устройств.

 

Реализация метапредметного подхода тесно связана с речевой деятельностью и ее видами (чтение, слушание, говорение и письмо). Работа по развитию речи включает усвоение теоретического материала и наиболее распространенные практические виды работ - изложения и сочинения.

Развивать речь - это, значит, формировать определенные речевые умения:

· умение ориентироваться в ситуации общения, т.е. определять, кому, зачем, о чем буду говорить или писать;

· умение планировать высказывание, т.е. осознавать, как буду говорить или писать (кратко или подробно, эмоционально или по-деловому), в какой последовательности буду излагать мысли;

· умение реализовывать свой замысел, т.е. говорить или писать строго на тему, обеспечивая развитие мысли, используя различные средства выразительности;

· умение осуществлять контроль за речью, вносить необходимые коррективы в созданное высказывание.

Чтобы работа по развитию речи была эффективной, она должна пройти следующие этапы:

накопление речевого опыта через осознанный анализ готовых текстов;

создание устных и письменных высказываний по образцу для осмысления и закрепления теоретических сведений;

самостоятельное выполнение творческих работ.

Нередко бывает так, что разработка и особенно внедрение какой-то идеи превращается в моду, потом забывается. При важности и актуальности коммуникативной линии базовой является все же лингвистическая. Соответственно ведущее место должно быть отведено языковому материалу.

Для более эффективной реализации коммуникативной направленности в учебном процессе необходимо последовательно отразить следующее:

· включение элементарных теоретических сведений (о сущности, функциях и видах общения);

· усиление выделения стилистического значения лингвистических единиц;

· наличие четкого перечня коммуникативных умений;

· формирование потребности постоянно свой словарный запас;

· развитие умения использовать в речи изучаемые грамматические конструкции;

· обеспечение усвоения норм (орфографических, лексических, грамматических).

Воспитательные цели обеспечиваются специальным подбором словарного, орфографического, текстового материала.

Важнейшим условием успешного использования языка с целью коммуникации является овладение его словарным составом. Правильность и особенно коммуникативная направленность речи как высшая ступень речевой культуры во многом зависят от того, насколько богат словарный запас человека. Выбор нужного слова и сочетания его с другими определяют языковое оформление мысли, перевод ее из внутренней речи в речь внешнюю. Как отмечает Н.И. Житинкин, «когда человек говорит или слушает речь, у него мимолетно всплывают те или другие уже ранее сложившиеся наглядные образы и схемы. Эти образы сами по себе непередаваемы, поэтому их необходимо замещать словами». В этом, по мнению исследователя, и состоит процесс понимания и продуцирования речи. Выбор нужных слов возможен только в том случае, если человек владеет достаточным словарным запасом. Именно поэтому обогащение словаря учащихся является одной из важных задач обучения.

Широко используются на уроках разнообразные словарно-семантические упражнения: подбор синонимов и антонимов, составление гнезд однокоренных слов, словообразовательный и лексический разборы, тематическая группировка изучаемой лексики, включение ее в словосочетания, предложения и тексты. Популярными становятся разнообразные игры, с помощью которых создаются ситуации, активизирующие речевую деятельность учащихся. Усилилось внимание к формированию у обучающихся умения самостоятельно пользоваться всеми видами словарей.

Процесс формирования у обучающихся применения на практике речевых знаний обусловлен природой самой речи: с одной стороны, любое высказывание является в большей или меньшей степени актом творчества, с другой - этот акт базируется на готовых языковых единицах. Поэтому необходимо ориентироваться на такие задания, при выполнении которых учащиеся в сложных случаях искали бы решение самостоятельно. Для формирования этого умения в ходе развития речи в курсе начальной школы предлагаются познавательные упражнения. Характерными особенностями является то, что они:

· строятся на дидактическом материале, который состоит из текстов, усложненных речевыми ситуациями;

· требуют при выполнении единства поисковых действий;

· не содержат указаний и образцов, которые облегчали бы выполнение.

Такие особенности обеспечивают конструктивный и творческий подход к познавательным заданиям по развитию речи. К конструктивным относятся упражнения на построение связного высказывания путем дополнения предложений необходимыми по содержанию словами. Творческие - не предусматривают ни образца, ни конкретных конструктивных заданий. Аналитико-речевые упражнения являются подготовительным этапом к выполнению самостоятельных речевых работ. Следующие виды упражнений расположены по принципу нарастания развивающего эффекта.

 

1. Виды аналитико-речевых заданий к готовому тексту:

· подбор предложений по содержанию к предложенному тексту;

· обоснование заголовка;

· подбор заголовка из нескольких предложенных вариантов и обоснование;

· самостоятельный подбор заголовка к тексту;

· определение основной мысли текста;

· постановка вопросов к тексту;

· постановка вопросов для определения главной мысли.

2. Виды конструктивных упражнений:

· дополнение предложений связного высказывания одним подходящим словом;

· дополнение несколькими словами по содержанию текста;

· замена слов в предложениях текста;

· восстановление пропущенных в тексте слов, которые имеют важное смысловое значение.

3. Виды творческих заданий:

· конструирование предложений с учетом предложенной речевой ситуации;

· составление текста по предложенному заголовку и окончанию;

· составление текста-рассуждения при ответе на вопрос или по предложенному началу;

· составление текста-описания по аналогии, по предложенному началу;

· составление текста по опорным словам;

· расширение конкретного сюжета в текст.

Развитию связной речи младших школьников способствует изучение грамматического состава языка. Знание грамматических форм, осознанное усвоение норм речи обеспечивается при изучении основ синтаксиса, при выработке навыков практического использования синтаксических единиц разного уровня.

Систематическая работа над предложением и словосочетанием занимает одно из важных мест в процессе развития коммуникативных УУД, т. к. в синтаксических единицах наиболее полно проявляется особенность грамматического состава речи, раскрывается семантика слова, его сочетаемость с другими словами, четко выделяется разнообразие форм и способов связи.

Наиболее полно и всесторонне возможно обеспечить коммуникативную направленность путем использования соответствующих технологий, прежде всего интерактивных методов. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, коммуникативное обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие «учитель-ученик», «ученик-ученик». Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие коммуникативных умений, которые ведут к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Широкими возможностями развития коммуникативных УУД обладают уроки развития речи, задачами которых являются получение и передача информации, в том числе и о собеседнике - голос, интонация, подтекст, соблюдение литературных норм, умение «исполнить» свою речь, продемонстрировать свои положительные качества. Залог достижения коммуникативных целей - навыки слушания и чтения (получение информации), письма и говорения (передача мыслей и чувств).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: