ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




В структуре профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ одной из ведущих компетенций является владение современными инновационными технологиями, в частности, проектной технологией.

Особенно это стало актуальным в условиях введения ФГОС ДО, так как от педагогов потребовалось умение использовать в работе такие инновационные технологии, которые бы открывали новые возможности для воспитания и обучения ребёнка, развитию у него инициативы, творческой активности и самостоятельности. Одним из эффективных и актуальных методов как раз и является метод проектов, применяемый как в школе, так и в ДОУ. Современные технологии по ФГОС ДО, которыми должны владеть педагоги ДОУ:

- технология проектной деятельности

- технология проблемного обучения (организация учебно-исследовательской деятельности)

- технология уровневой дифференциации

- технология обучения на основе учебных ситуаций

- технология сотрудничества

- технология развития критического мышления

- технология проблемно-диалогового обучения

Если говорить о проекте в общем смысле, то это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с определенными требованиями к качеству результатов, установленными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (В.Н. Бурков, Д.А. Новиков).

Термин «педагогический проект» можно определить как:

1. Комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации.

2. Разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.

Другими словами – проект, буквально, "брошенный вперед".

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Он ориентирован на инновацию, а его автор предлагает новые пути в образовательном процессе.

Успешность проектной деятельности говорит о способности педагога действовать в русле современных изменений в системе образования, умении преобразовывать педагогическую действительность.

Проектная технология предполагает:

- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельную деятельность воспитанника;

- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

- использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Преимущества проектного метода:

- является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

- повышает качество образовательного процесса;

- служит развитию критического и творческого мышления;

- способствует повышению компетентности педагогов.

Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволяет повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.

В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам:

а) по составу участников (индивидуальные, парные, групповые, фронтальные);

б) по целевой установке (конструктивные, коммуникативные, экскурсионные, повествовательные);

в) по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские);

г) по срокам реализации (мини проекты; краткосрочные на 1-5 уроков; среднесрочные – на 1-2 месяца; долгосрочные – до 1 года).

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

· исследовательско-творческие: полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;

· ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта);

· ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);

· практико-ориентированные (прикладные) (результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников);

· творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна).

Используются и другие виды проектов, в том числе:

- комплексные: “Мир спорта»;

- межгрупповые: “Зимняя спартакиада»;

- творческие: “Спорт и искусство»;

- групповые: “Весёлая физкультура”;

- индивидуальные: “Папа, мама, я – спортивная семья”;

- исследовательские: “История олимпийского движения»”.

Работа над проектом происходит в несколько этапов:

I этап – организационно-подготовительный:

- подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;

- изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;

- пополнение предметно-развивающей среды;

- подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.

II этап - рефлексивно-диагностический:

- анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;

- выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;

- формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

II этап - практический:

- коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;

- определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога;

- реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;

- обобщение и распространение опыта работы.

IV этап - заключительный:

- анализ достижения целей и полученных результатов;

- определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

 

Список литературы:

1. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.

2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М., 2008.

3. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей. - М., 2008.

4. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. – М., 2013.

5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М., 2006.

6. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников.- Волгоград, 2011.

7. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: методическое пособие. – М., 2012.

8. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.//Управление ДОУ. – 2010.

9. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.//Л.С. Кисилева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода и др. - М., 2003.

10. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. - СПб., 2011.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: