Новыемироутверждающиерелигии




Новыемироотвергающиерелигии

Новыедвижения, которыеотвергаютмир, являютсяв основном, нонеисключительновариантамиилипроизводнымиИндуизмаилиБуддизма, в которыхобычнопреобладаеттакаяориентация. Некоторые, хотяи невсе, фундаменталистскиехристианскиеформированиятакжедействуютв рамкахкредо, в которомпреобладаетотвержениемира. Последователиэтихрелигийобычноотклоняютсовременныематериальныезападныеценности. Онимогутвестиобщинныйилидажекоммунальныйобразжизни, и приверженцыновыхрелигий, имеющихвосточноепроисхождение, обычноследуютпредставлениям, чуждымзападномумиру. Внекоторыхслучаяхонимогутдажеизучитьвосточныйязыкдляотправлениярелигиозныхобрядови отказатьсяотзападнойморалии условностейв пользудругихтабуи запретов, влияющихна сексуальнуюжизнь, правилаобщения, диетуи дажеманеруодеваться. МеждународноеобществосознанияКришны (движениеХареКришна) является, возможно, наиболееяркимдвижениемтакоготипа, нонекоторыеиз такихженравовможнонайтив Миссиибожественногосветаи дажев Церквиобъединения (мунисты), хотяонаи заявляето принадлежностик Христианству.

Некоторыемироотвергающиедвижениясклоняются —в духеподобнойориентации —к «тотализму», тоестьк тому, чтобыихпоследователиполностьюотдалисебясвоейвереи целикомсебяейпосвятили, организуявсеобластисвоейжизнив соответствиис тойверой, которуюониисповедуют. Разумеется, этогопрощевсегодостичь, еслиотпоследователейданногодвиженияожидается, чтоонибудутвестиобщинныйобразжизни. Вомногихотношенияхтакоетребованиевесьмасходнос тем, чтотребовалосьотчленовмонашескихорденов, будьонихристианскимиилибуддистскими. Существуютмироотвергающиерелигии, которыенеидутстольдалеко, чтобыпропагандироватьполныйуходиз большогообщества, которыйдостигаетсяобщиннойжизнью. Этидвиженияобычнопредоставляютисчерпывающуюи зачастуюсложнуюметафизическуюсистему, в которойихприверженцампредлагаетсянаходитьмудрёныеответы, касающиесяконечногосмыслаи целижизни. Зачастуюболеепродвинутыеуровниметафизическихученийхранятсяв секретеилиявляютсядоступнымитолькодляадептов. Средирелигийтакогорода —теософия, антропософияи гурджиевизм. Ихмистическийуклон, однако, невсегдаисключаетдействиявоимясоциальногоблага, дажееслив нихочевиденэлементотстраненияотобщества. Красноречивымпримеромявляютсяшколыдлядетей-инвалидов, поддерживаемыеантропософами.

Новыемироутверждающиерелигии

Мироутверждающиерелигиивстречаютсяс нетерпимостью, даженевзираяна то, чтоонив целомсклонныодобрятьпросвещённыесветскиеценности. Несмотряна ихв целомположительноеотношениек миру, онимогутсчитатьсвоеймиссиейпродвижениеизмененийв обществе, особеннов такихобластяхжизни, какздравоохранение, образованиеи религиознаясвобода, составляющихцентрихсобственныхотличительныхценностей. Ключевыммоментомпротиводействия, котороеонивстречают, являетсято, чтотакойтипрелигиизаявляето себекако достаточномсредствереализациитехблаг, которыесвязаныс каждодневнымпреуспеваниемв областиздоровья, компетентности, эффективностив работе, в областипрактическойсмёткии, возможно, дажев областиблагосостояния —в общем, с лучшимобразомжизнив мире.Людитрадиционныхвзглядовсчитаютподобныевещислишкомобыденными, неподходящимидлятого, чтобыо нихзаботиласьрелигия —отсюдаобвинениеэтихдвиженийв том, чтоони«вообщенерелигии». Этирелигии, какправило, отказываютсяоттрадиционныхи эмоциональныхаспектовглавныхнаправленийХристианства. Дляниххарактеренболеесистемныйи рациональныйподходк духовному, и ониусматриваютсвязьмеждудуховнымизнаниямии каждодневнымулучшениемсостоянияделчеловека. Разумеется, будучиразнымирелигиями, онииспользуютразныетехникидлявысвобождениядуховнойэнергиии объясняютсвойуспехразнымитерминами, ссылаясьна свойсобственныйнабордоктрин. Носоциологически —и определённос точкизрениярелигиознойсвободыи правчеловека —этирелигиипредлагаютлюдямчёткуюинтерпретациюжизнии духа. Ониобычнопредоставляютпрактическуюподдержку, предлагаяметодыдостиженияболеевысокихдуховныхсостояний, в результатечегодостигаютсякаждодневныедушевныеи материальныеблага. Некоторыеиз раннихобразцовмироутверждающихрелигийиспользовалихристианскийподход, предлагаясвоюориентацию —например, Христианскаянаукаи разныенаправленияНовогомышления, такиекакЕдинствои Божественнаянаука. Болеепоздниерелигии, которыемыможемсчитатьмироутверждающими, неисходятиз христианскойтрадиции. ВихчисломожновключитьСаентологию, в товремякакв другихслучаяхмироутверждающиерелигиипроизошлииз восточныхрелигий, как, например, в случаес СокаГаккай (Нитирен-Буддизм) и сТрансцендентальнымимедитациямиМахариши.

Идеалыи обычаисовременныхновыхрелигий

Мироотвергающиерелигиивозникли в качествепротестапротивтого, чтоонибылисклоннывосприниматькакростматериализма, потребительстваи гедонизмазападногообщества. Некоторыеиз нихобязанысвоейориентациейаскетическойтрадицииХристианства; длядругихблизкойоказаласьозабоченностьсостояниемокружающейсреды; ещёнекоторыеиспользовалитужеатмосферунастроений, из которойв 1960-хгодахвырослакультура«хиппи». Напротив, религиимироутверждающейориентациисильносвязаныс современнойсветскойкультуройи снекоторымииз изменившихсявзглядови норм, которыехарактерныдляХристианствадвадцатоговека. Посколькурелигияотошлаотозабоченностизагробнойжизнью, котораябылав центревниманияХристианствав предыдущиестолетия, новыерелигиозныедвижениятакжесталиделатьупорна спасениев этоммиреи вэтойжизни. Улучшениежизни, стремлениек счастью, реализациячеловеческогопотенциаласталиуважаемымии широкопризнаннымицелями, и неудивительно, чтоновыерелигииихисповедуют. Вмиренехватки, катастроф, голодаи низкогоуровнятехнологиирелигиозныйаскетизмбылподходящейморалью. Онвосполнялнуждыгруппыпроизводителей, которымнужнобылосоглашатьсяс тяжёлойработойи низкойоплатойи вознаграждениекоторыхнеобходимобылоотсрочить (зачастую —догипотетическойзагробнойжизни), чтобымоглопроисходитьнакоплениекапитала. Нов обществе, ориентированномна потребление, в которомтехнологиясоздалаповышенныеожиданиядоступногобогатстваи привилегий, аскетическаяморальпротиворечилабынеобходимостипобуждатьлюдейтратитьденьги, искатьразвлеченийи материальногоблагополучия, чтобыподдерживатьи стимулироватьэкономику. ИкактолькотрадиционныйаскетизмХристианствавышелиз моды, ориентацииновыхобразцоврелигиознойдуховностисталиотражатьновыесоциальныеидеалы. Современнаяразменнаямонетагедонистическихценностейв светскомобществевсёболееотражаетсядажев основныхнаправленияхрелигии. ЗаХристианскойнаукой, стоящейвнеосновногонаправленияи пропагандирующейоптимизми подчёркиваниенеограниченныхпривилегий, последовалапропаганда —средиосновныхденоминаций —положительногомышленияНорманомВинсентомПилом, протестантом, архиепископомФултономШином, католиком, и раввиномДжошуаЛибманом. ВпоследниедесятилетияразвиласьТеологияпроцветания, котораяпридалазаконныйхарактертемпривилегиям, которыххристианедолжныожидатьотисполненноймолитврелигии. Психологическиетехникиповышенногосамоконтроля, самоосознания, самосовершенствования, улучшенияжизнии большиевозможностидлядуховногообогащениясталичастьюрепертуарамногихрелигиозныхдвиженийпо меретого, какобществоотошлоотодобрениянагруженныхгрехомтеологий, которыекогда-тобылицентральнойтемойученияХристианства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: