Работа с суждением историка. Тренинг по теме




Тренинг по теме

«РОССИЯ в период правления Александра I»

Работа с хронологией

Заполните таблицу.

№ п/п Событие Дата
1. «Семеновская история»  
2. «Союз благоденствия»  
3. «Союз спасения»  
4. Бородинская битва (точная дата)  
5. Венский конгресс, создание Священного союза  
6. Вторжение Наполеона в Россию, начало Отечественной войны (месяц)  
7. Дарование конституции Польше  
8. Дворцовый переворот и убийство Павла I  
9. Деятельность Северного и Южного обществ  
10. Заграничные походы русской армии  
11. Изгнание Наполеона из России (месяц)  
12. Начало создания военных поселений  
13. Образование Негласного комитета  
14. Окончательное включение Восточной Грузии в состав России  
15. Отставка и ссылка М.М. Сперанского  
16. Пребывание французов в Москве (месяцы)  
17. Русско-персидская война  
18. Русско-турецкая война  
19. Русско-шведская война  
20. Смерть Александра I  
21. Смоленское сражение (месяц)  
22. Совет в Филях (точная дата)  
23. Создание Государственного совета  
24. Создание министерств  
25. Сражение под Аустерлицем  
26. Сражения под Прейсиш-Эйлау и Фридландом  
27. Тильзитский мир  
28. Указ о вольных хлебопашцах  

 

Определите последовательность важнейших событий внутриполитической истории (выделены жирным шрифтом)

___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___

Определите последовательность важнейших событий внешнеполитической и военной истории (выделены курсивом)

___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___

 

Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)

Исторический деятель Кто такой(ие)?   Что сделал? Что с ним произошло?  
А.А. Аракчеев   1.  
А.П. Тормасов   1.  
Д.В. Давыдов   1.  
Даву, Мюрат, Ней    
Дорохов, Сеславин, Фигнер    
К.Ф. Рылеев      
Курин, Четвертаков, Кожина    
М.Б. Барклай де Толли   1.  
М.И. Кутузов   1.   2.   3.  
М.М. Сперанский   1.   2.  
Н.М. Муравьев   1.  
Н.Н. Раевский   1.  
Новосильцев, Строганов, Чарторыйский    
П.И. Багратион   1.   2.  
П.И. Пестель   1.  
Ф. Лагарп      

Работа со схемой

Заполните схему «Основные органы власти при Александре I». Подчеркните те из них, которые возникли при Александре I.

Работа с картой

Найдите на карте:

1) территориальные приобретения России в начале XIX в.: Финляндия, Бесарабия, Грузия, Северный Азербайджан, центральная Польша;

2) Аустерлиц, Прейсиш-Эйлау, Фридланд, Тильзит;

3) расположение трех русских армий накануне вторжения Наполеона в Россию;

4) маршруты движения русских и французских войск во время войны 1812 г., Бородинскую битву, Тарутинский маневр, Малоярославец, реку Березину.

 

Работа с понятиями

Дайте определение понятий.

1. Министерства

 

2. Вольные хлебопашцы

 

3. Разделение властей

 

4. Законосовещательный орган власти

 

 

Работа с источниками

О каких сражениях и маневрах идет речь в отрывках из документов? Расставьте их в хронологической последовательности.

1. «К нам успела прибыть после счастливого замирения с Турциею Молдавская наша армия. Генерал Тормасов получил другое назначение, а Чичагов, назначенный главнокомандующим, начал действовать уже наступательно... Адмирал с прочими войсками двинулся к Борисову, где должно было встретить бегущего уже из Москвы неприятеля и преградить ему дорогу». (Из воспоминаний штабного офицера 3-й армии)

2. «Холоднокровие, беспечность нашего министра [Барклая де Толли] я ни к чему иному не могу приписать, как совершенной измене (это сказано между нами). Сему первый пример есть тот, что мы покинули без нужды... и идем Бог знает куда и без всякой цели для разорения России. Когда были эти времена, что мы кидали старинные города? Будьте здоровы, но веселым быть не от чего. Я не могу смотреть без слез на жителей, с воплем идущих за нами с малолетними детьми, кинувши свою родину и имущество. Город весь горит». (Из письма А.А. Закревского)

3. «Желаю, чтобы неприятель атаковал нас в сей позиции, тогда я имею большую надежду к победе. Но ежели он, найдя мою позицию крепкою, маневрировать станет по другим дорогам, ведущим к Москве, тогда не ручаюся, что, может быть, должен идти и стать позади Можайска, где все сии дороги сходятся» (Из донесения М.И. Кутузова Александру I).

4. «На второй день после того, как мы покинули Москву, мы увидели громадные столбы дыма, а вслед за тем целое море огня. Москва пылала, объятая пламенем со всех сторон. После нескольких переходов мы стали... близ деревни.... Насыпаны редуты и батареи. Войска заняли укрепленный лагерь, можно было наконец не спеша и передохнуть» (Из воспоминаний майора И.Р. Дрейлинга).

5. «Сей день есть один из знаменитейших в сию кровопролитную войну, ибо потерянное сражение... повлекло бы за собой пагубнейшие последствия и открыло бы путь неприятелю через хлебороднейшие наши провинции. Завтра, я полагаю, должно быть генеральное сражение...» (Из донесения М.И. Кутузова).

6. «Вставай Русс! – смерть подошедшая будит и враг бодрствует! Стряхнулся наш левый фланг, уже Багратион давно на коне, и заклубился дым его батарей, и загрохотали, загремели залпы в неприятеля, но велик числом оный, все увеличивает свои батареи и наступает ближе, смерть неумолима, почти везде двойное количество неприятеля губит целые ряды пехоты и расстраивается артиллерия» (Из воспоминаний Г.П. Мешетича).

7. «Я, заметя большую убыль и расстройство в батальонах после столь кровопролитного сражения и превосходства сил неприятеля, для соединения армии оттянул войска на высоту, близ Можайска лежащую. По вернейшим известиям, к нам дошедшим, и по показаниям пленных, неприятель потерял убитыми и ранеными 42 генерала...» (Из донесения М.И. Кутузова Александру I).

8. «Ужасное зрелище представилось нам, когда мы пришли на то место, которое накануне занимал неприятель и которое он только что оставил: земля была покрыта трупами убитых и замерзших людей; они лежали в разных положениях. Крестьянские избы везде были ими переполнены, река была запружена множеством утонувших пехотинцев, женщин и детей; около мостов валялись целые эскадроны, которые бросились в реку» (Из воспоминаний адмирала П.В. Чичагова).

9. «В четвертом часу пополудни французская армия приблизилась к генеральной позиции нашей. Тут Наполеон пошел, не медля нисколько, на наш выставный редут, у села Шевардино устроенный, и овладел было им; но он, переходя из власти во власть, при третьем разе, уже в сумерки, отнятый князем Багратионом, остался за нами, пока его не покинули около полуночи уже» (Из воспоминаний полковника М.М. Петрова).

___→___→___→___→___→___→___→___→___

 

Работа с суждением историка

Прочитайте отрывок из работы историка В.О. Ключевского. Чем он объясняет неспособность императора провести глубокие преобразования? Подумайте, что еще могло отвратить императора от глубоких преобразований в случае серьезного сопротивления им?

«Александр вступил на престол с запасом возвышенных и доброжелательных стремлений, которые должны были водворять свободу и благоденствие в управляемом народе, но не давал отчета, как это сделать. Эта свобода и благоденствие, так ему казалось, должны были водвориться сразу, сами собой, без труда и препятствий, каким-то волшебным «вдруг». Разумеется, при первом же опыте встретились препятствия; не привыкнув одолевать затруднений, великий князь начинал досадовать на людей и на жизнь, приходил в уныние. Непривычка к труду и борьбе развила в нем наклонность преждевременно опускать руки, слишком скоро утомляться; едва начав дело, великий князь уже тяготился им; уставал раньше, чем принимался за работу».

 

 

Проверочный контроль

Структура работы

На выполнение работы отводится 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 47 заданий.

Часть 1 состоит из 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых верный.

Часть 2 состоит из 10 заданий (В1 - В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов или сочетания цифр).

Часть 3 состоит из 7 заданий (С1 - С7). При их выполнении требуется записать развернутый ответ.

 

Общие рекомендации

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

 

ЧАСТЬ I

При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по Вашему мнению, является правильным.

A1

 

 

Какой ряд дат отражает начало деятельности тайных декабристских обществ?

 

 

  1805 г., 1816 г.
  1811 г., 1821 г.
  1813 г., 1820 г.
  1816 г., 1818 г.

 

A2

 

 

В период правления Александра I был(а) создан(а)

 

  Государственная Дума
  Государственный совет
  Уложенная комиссия
  Святейший Синод

 

A3

 

 

Одна из причин возникновения декабристского движения

 

  массовые крестьянские выступления, угроза новой «пугачевщины»
  ухудшение социально-экономической ситуации в России
  отказ Александра I от политики реформ
  нерешенная проблема престолонаследия

 

A4

 

 

Внешняя политика Александра I после Венского конгресса характеризуется

 

  поддержкой борьбы славян за независимость от Австрии
  стремлением усилить позиции России на Дальнем Востоке
  активным участием в деятельности Священного союза
  многочисленными войнами

 

 

A5

 

 

Тильзитский мир

 

  вынудил Россию присоединиться к «континентальной блокаде»
  отрезал Россию от побережья Балтийского моря
  ликвидировал независимость Пруссии и Австрии
  окончательно уничтожил независимость Польши

 

A6

 

 

Дорохов, Сеславин, Фигнер – это

  члены «Негласного комитета»
  члены Южного общества декабристов
  командиры армейских партизанских отрядов
  командиры крестьянских партизанских отрядов

 

A7

 

 

Внутренняя политика Александра I до войны 1812 г. характеризуется

 

  цензурным гнетом, преследованием противников существующего строя
  проведением преобразований в различных сферах общественной жизни
  решительными действиями по подготовке к отмене крепостного права
  отменой привилегий Русской православной церкви

 

A8

 

 

При Александре I в состав России вошла территория

 

  Западной Украины
  Западной Грузии
  Восточной Пруссии
  Восточной Армении

 

A9

 

 

Вольные хлебопашцы – это крестьяне

 

  переселенные правительством на южные окраины России
  проживавшие на землях, отошедших государству в результате секуляризации
  отпущенные помещиком на волю с землей за выкуп
  получившие свободу за активное участие в войне с Наполеоном

 

A10

 

 

Прочтите отрывок из письма П.И. Багратиона и укажите месяц 1812 г., к которому оно относится.

«Надобно атаковать. Мой хвост всякий день теперь в драке; а на Минск и на Вилейку мне не можно пройти от лесов, болот и мерзких дорог... Вы будете отходить назад, а я все пробиваться... Советую наступать тотчас... Войско ободрится. Уже несколько приказов дано, чтобы драться, а мы бежим».

 

  май   июнь   август   сентябрь

 

A11

 

 

А.А. Аракчеев прославился

 

  инициативой организации партизанского движения
  храбростью в Бородинской битве
  введением экзаменов на государственные должности
  созданием и насаждением военных поселений

 

A12

 

 

Конституционные проекты Н. Муравьева и П. Пестеля объединяет то, что в них предусматривалось

 

  наделение крестьян землей за счет помещиков
  установление республики
  уничтожение крепостного права
  создание федеративного государства

 

A13

 

 

Министерства отличались от коллегий тем, что

 

  подчинялись непосредственно императору, минуя Сенат
  являлись отраслевыми органами управления
  имели представительства на местах
  основывались на принципе единоначалия

 

A14

 

 

Сражение под Аустерлицем

 

  1803 г.
  1805 г.
  1807 г.
  1809 г.

 

A15

 

 

Н.Н. Раевский командовал

 

  Второй русской армией в начале Отечественной войны
  самым большим партизанским отрядом
  центральной позицией в Бородинской битве
  исполнением Тарутинского маневра

 

A16

 

 

В каких из перечисленных сражений русской армией командовал М.И. Кутузов (включая формальное руководство)?

 

А битва у города Малоярославец
Б сражение при Фридланде
В сражение при Прейсиш-Эйлау
Г Смоленское оборонительное сражение
Д Аустерлицкое сражение
Е Тарутинский бой

 

Укажите верный ответ.

 

  АБД   АДЕ   АВД   ВГЕ

 

 

A17

 

Прочтите отрывок из донесения М.И. Кутузова и укажите дату событий, о которых идет речь.

«Войски вашего императорского величества очистили от неприятеля все земли, между Неманом и Эльбою лежащие, вступили… к неописанной радости жителей в… столицу Саксонии… Переправа легких войск произведена была с такою быстротою, что неприятель счел оную за общую переправу армии через Эльбу, что свидетельствуют перехваченные у него бумаги. В столице оставлен неприятелем госпиталь, содержащий в себе до 1 тыс. человек, а ключи города при сем счастие имею повергнуть к освященным стопам вашего императорского величества».

 

  1805 г.   1807 г.   1812 г.   1813 г.

 

A18

 

 

Причина Отечественной войны 1812 г.

 

  стремление Франции лишить Россию статуса великой державы
  заключение Англией и Францией союза против России
  революционная агитация французов в России
  желание Наполеона захватить Россию

 

A19

 

 

М.М. Сперанский

 

  отменил присвоение чинов лицам, имеющим придворные звания
  считал лучшей формой правления для России республику
  замышлял дворцовый переворот в России
  защищал права родовитой аристократии

 

A20

 

 

Не относится к декабристским организациям

 

  Общество соединенных славян
  Союз благоденствия
  Священный союз
  Союз спасения

 

Часть В

Ответом на задание в части В может быть слово, словосочетание, сочетание букв или букв и цифр.

B1. Расположите в хронологическом порядке события Отечественной войны 1812 г. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: АБВГ. __________________

А) бой на реке Березина

Б) Тарутинский маневр

В) совет в Филях

Г) соединение 1 и 2 русских армий

B2. Установите соответствие между историческими деятелями и фактами их биографии. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)

  Деятель Факт биографии
  1. А.П. Тормасов А. Поэт, декабрист
  2. Г. Курин Б. Маршал Наполеона I
  3. К.Ф. Рылеев В. Командующий 3-й русской армией
  4. Ф. Лагарп Г. Командир самого большого партизанского отряда
    Д. Воспитатель Александра I

B3. Прочтите отрывок из письма Александру I и назовите фамилию человека, о котором идет речь.

«Я слишком часто и на всех почти путях встречаюсь и с страстями, и с самолюбием, и с завистью, а еще более с неразумием. Толпа вельмож, со всею их свитою, с женами и детьми, меня, заключенного в моем кабинете, одного, без всяких связей, меня, ни по роду моему, ни по имуществу не принадлежащего к их сословию, целыми родами преследуют как опасного уновителя».

_________________________

B4. Установите соответствие между территорией и мирным договором, по которому эта территория вошла в состав России. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)

  Территория Мирный договор
  1. Финляндия А. Гюлистанский мир
  2. Центральная Польша Б. Фридрихсгамский мир
  3. Бессарабия В. Решение Венского конгресса
  4. Северный Азербайджан Г. Тильзитский мир
    Д. Бухарестский мир

B5. Прочтите отрывок из речи Александра I и напишите название страны или города, где была произнесена эта речь.

«Образование, существовавшее в ваших краях, дозволило мне ввести немедленно то устройство, которое я вам даровал, руководствуясь правилами законосвободных учреждений, бывших непрестанно предметом моих размышлений… Таким образом, вы мне подали средство явить моему отечеству то, что я уже с давних пор ему приуготовляю и чем оно воспользуется, когда начала столь важного дела достигнут надлежащей зрелости…».

______________________

 

ЧАСТЬ 3

Прочтите отрывок из донесения М.И. Кутузова Александру I и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.

«Неприятель в пятый раз потерял город, пятый раз им завладенный. Такое сильное поражение неприятеля немало его не остановило. Свежие колонны являются на переправу, очищаемую нашими батареями. Смерть находят они в рядах своих... Неприятель, пожертвовав в сей день всею итальянскою своею гвардиею... совершил свое отступление».

C1. Определите время и место событий.

C2. Чем была вызвана такая ожесточенность сражения?

C3. Какие последствия имело отступление французов?

 

 

ОТВЕТЫ

Тренинг

Работа с хронологией

Заполните таблицу.

№ п/п Событие Дата
1. «Семеновская история»  
2. «Союз благоденствия» 1818-1821
3. «Союз спасения» 1816-1818
4. Бородинская битва (точная дата) 24-26 августа 1812
5. Венский конгресс, создание Священного союза 1814-1815
6. Вторжение Наполеона в Россию, начало Отечественной войны (месяц) июнь 1812
7. Дарование конституции Польше  
8. Дворцовый переворот и убийство Павла I  
9. Деятельность Северного и Южного обществ 1821-1825
10. Заграничные походы русской армии 1813-1814
11. Изгнание Наполеона из России (месяц) декабрь 1812
12. Начало создания военных поселений  
13. Образование Негласного комитета  
14. Окончательное включение Восточной Грузии в состав России  
15. Отставка и ссылка М.М. Сперанского  
16. Пребывание французов в Москве (месяцы) сентябрь - начало октября 1812
17. Русско-персидская война 1804-1813
18. Русско-турецкая война 1806-1812
19. Русско-шведская война 1808-1809
20. Смерть Александра I  
21. Смоленское сражение (месяц) август 1812
22. Совет в Филях (точная дата) 1 сентября 1812
23. Создание Государственного совета  
24. Создание министерств  
25. Сражение под Аустерлицем  
26. Сражения под Прейсиш-Эйлау и Фридландом  
27. Тильзитский мир  
28. Указ о вольных хлебопашцах  

 

Определите последовательность важнейших событий внутриполитической истории (выделены жирным шрифтом)

8→13→24→28→23→15→7→12→3→2→1→9→20

Определите последовательность важнейших событий внешнеполитической и военной истории (выделены курсивом)

14→25→26→27→6→21→4→22→16→11→10→5

Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)

Исторический деятель Кто такой(ие)?   Что сделал? Что с ним произошло?  
А.А. Аракчеев фаворит Александра I после окончания наполеоновских войн 1. Проводил реакционный курс, создавал военные поселения
А.П. Тормасов военачальник 1. Командовал Третьей русской армией в начале Отечественной войны
Д.В. Давыдов военачальник, поэт 1. Организатор первого армейского партизанского отряда
Даву, Мюрат, Ней маршалы Наполеона, участники похода в Россию  
Дорохов, Сеславин, Фигнер командиры армейских партизанских отрядов  
К.Ф. Рылеев поэт, участник Северного декабристского общества  
Курин, Четвертаков, Кожина командиры крестьянских партизанских отрядов  
М.Б. Барклай де Толли военачальник, военный министр 1. Командовал Первой русской армией в начале Отечественной войны
М.И. Кутузов военачальник 1. Командовал русской армией в войне с Францией в 1805 г. 2. Командовал русскими войсками в русско-турецкой войне 1806-1812 гг., разбил турок под Рущуком 3. По требованию общества назначен командующим русской армией после Смоленского сражения
М.М. Сперанский реформатор 1. Разработал проект реформ, осуществил некоторые из них 2. Отправлен в отставку в начале 1812 г.
Н.М. Муравьев декабрист, член Северного общества 1. Автор проекта Конституции
Н.Н. Раевский военачальник 1. Оборонял центральную позицию в Бородинской битве
Новосильцев, Строганов, Чарторыйский члены Негласного комитета  
П.И. Багратион военачальник 1. Командовал Второй русской армией в начале Отечественной войны 2. Оборонял левый фланг в Бородинской битве, смертельно ранен
П.И. Пестель декабрист, один из лидеров Южного общества 1. Автор «Русской правды»
Ф. Лагарп швейцарец, воспитатель Александра I  

Работа со схемой

1 — Император; 2 – Государственный совет; 3 – министерства; 4 – Сенат; 5 – губернаторы.

Работа с картой

Работа с понятиями

Дайте определение понятий.

1. Министерства – отраслевые органы управления, основанные на принципе единоначалия.

2. Вольные хлебопашцы – крестьяне, отпущенные на волю с землей (за выкуп) по указу 1803 г. и образовавшие новое сословие.

3. Разделение властей – принцип организации власти, при котором ее различные «ветви» имеют четкое разделение функций и взаимно сдерживают друг друга.

4. Законосовещательный орган власти – орган власти, наделенный правом обсуждать законопроекты, но не принимать законы.

 

Работа с источниками

2 (Смоленск) → 3 (подготовка к Бородинской битве) → 9 (бой за Шевардинский редут) → 6 (бой за Багратионовы флеши) → 7 (окончание Бородинской битвы) → 4 (Тарутинский маневр) → 5 (бой за Малоярославец) → 1 (подход русских войск к Березине) → 8 (Березина).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: