Тренинг по теме
«РОССИЯ в период правления Александра I»
Работа с хронологией
Заполните таблицу.
| № п/п | Событие | Дата |
| 1. | «Семеновская история» | |
| 2. | «Союз благоденствия» | |
| 3. | «Союз спасения» | |
| 4. | Бородинская битва (точная дата) | |
| 5. | Венский конгресс, создание Священного союза | |
| 6. | Вторжение Наполеона в Россию, начало Отечественной войны (месяц) | |
| 7. | Дарование конституции Польше | |
| 8. | Дворцовый переворот и убийство Павла I | |
| 9. | Деятельность Северного и Южного обществ | |
| 10. | Заграничные походы русской армии | |
| 11. | Изгнание Наполеона из России (месяц) | |
| 12. | Начало создания военных поселений | |
| 13. | Образование Негласного комитета | |
| 14. | Окончательное включение Восточной Грузии в состав России | |
| 15. | Отставка и ссылка М.М. Сперанского | |
| 16. | Пребывание французов в Москве (месяцы) | |
| 17. | Русско-персидская война | |
| 18. | Русско-турецкая война | |
| 19. | Русско-шведская война | |
| 20. | Смерть Александра I | |
| 21. | Смоленское сражение (месяц) | |
| 22. | Совет в Филях (точная дата) | |
| 23. | Создание Государственного совета | |
| 24. | Создание министерств | |
| 25. | Сражение под Аустерлицем | |
| 26. | Сражения под Прейсиш-Эйлау и Фридландом | |
| 27. | Тильзитский мир | |
| 28. | Указ о вольных хлебопашцах |
Определите последовательность важнейших событий внутриполитической истории (выделены жирным шрифтом)
___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___
Определите последовательность важнейших событий внешнеполитической и военной истории (выделены курсивом)
___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___
Работа с персоналиями
Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)
| Исторический деятель | Кто такой(ие)? | Что сделал? Что с ним произошло? |
| А.А. Аракчеев | 1. | |
| А.П. Тормасов | 1. | |
| Д.В. Давыдов | 1. | |
| Даву, Мюрат, Ней | ||
| Дорохов, Сеславин, Фигнер | ||
| К.Ф. Рылеев | ||
| Курин, Четвертаков, Кожина | ||
| М.Б. Барклай де Толли | 1. | |
| М.И. Кутузов | 1. 2. 3. | |
| М.М. Сперанский | 1. 2. | |
| Н.М. Муравьев | 1. | |
| Н.Н. Раевский | 1. | |
| Новосильцев, Строганов, Чарторыйский | ||
| П.И. Багратион | 1. 2. | |
| П.И. Пестель | 1. | |
| Ф. Лагарп |
Работа со схемой
Заполните схему «Основные органы власти при Александре I». Подчеркните те из них, которые возникли при Александре I.

Работа с картой
Найдите на карте:
1) территориальные приобретения России в начале XIX в.: Финляндия, Бесарабия, Грузия, Северный Азербайджан, центральная Польша;
2) Аустерлиц, Прейсиш-Эйлау, Фридланд, Тильзит;
3) расположение трех русских армий накануне вторжения Наполеона в Россию;
4) маршруты движения русских и французских войск во время войны 1812 г., Бородинскую битву, Тарутинский маневр, Малоярославец, реку Березину.
Работа с понятиями
Дайте определение понятий.
1. Министерства
2. Вольные хлебопашцы
3. Разделение властей
4. Законосовещательный орган власти
Работа с источниками
О каких сражениях и маневрах идет речь в отрывках из документов? Расставьте их в хронологической последовательности.
1. «К нам успела прибыть после счастливого замирения с Турциею Молдавская наша армия. Генерал Тормасов получил другое назначение, а Чичагов, назначенный главнокомандующим, начал действовать уже наступательно... Адмирал с прочими войсками двинулся к Борисову, где должно было встретить бегущего уже из Москвы неприятеля и преградить ему дорогу». (Из воспоминаний штабного офицера 3-й армии)
2. «Холоднокровие, беспечность нашего министра [Барклая де Толли] я ни к чему иному не могу приписать, как совершенной измене (это сказано между нами). Сему первый пример есть тот, что мы покинули без нужды... и идем Бог знает куда и без всякой цели для разорения России. Когда были эти времена, что мы кидали старинные города? Будьте здоровы, но веселым быть не от чего. Я не могу смотреть без слез на жителей, с воплем идущих за нами с малолетними детьми, кинувши свою родину и имущество. Город весь горит». (Из письма А.А. Закревского)
3. «Желаю, чтобы неприятель атаковал нас в сей позиции, тогда я имею большую надежду к победе. Но ежели он, найдя мою позицию крепкою, маневрировать станет по другим дорогам, ведущим к Москве, тогда не ручаюся, что, может быть, должен идти и стать позади Можайска, где все сии дороги сходятся» (Из донесения М.И. Кутузова Александру I).
4. «На второй день после того, как мы покинули Москву, мы увидели громадные столбы дыма, а вслед за тем целое море огня. Москва пылала, объятая пламенем со всех сторон. После нескольких переходов мы стали... близ деревни.... Насыпаны редуты и батареи. Войска заняли укрепленный лагерь, можно было наконец не спеша и передохнуть» (Из воспоминаний майора И.Р. Дрейлинга).
5. «Сей день есть один из знаменитейших в сию кровопролитную войну, ибо потерянное сражение... повлекло бы за собой пагубнейшие последствия и открыло бы путь неприятелю через хлебороднейшие наши провинции. Завтра, я полагаю, должно быть генеральное сражение...» (Из донесения М.И. Кутузова).
6. «Вставай Русс! – смерть подошедшая будит и враг бодрствует! Стряхнулся наш левый фланг, уже Багратион давно на коне, и заклубился дым его батарей, и загрохотали, загремели залпы в неприятеля, но велик числом оный, все увеличивает свои батареи и наступает ближе, смерть неумолима, почти везде двойное количество неприятеля губит целые ряды пехоты и расстраивается артиллерия» (Из воспоминаний Г.П. Мешетича).
7. «Я, заметя большую убыль и расстройство в батальонах после столь кровопролитного сражения и превосходства сил неприятеля, для соединения армии оттянул войска на высоту, близ Можайска лежащую. По вернейшим известиям, к нам дошедшим, и по показаниям пленных, неприятель потерял убитыми и ранеными 42 генерала...» (Из донесения М.И. Кутузова Александру I).
8. «Ужасное зрелище представилось нам, когда мы пришли на то место, которое накануне занимал неприятель и которое он только что оставил: земля была покрыта трупами убитых и замерзших людей; они лежали в разных положениях. Крестьянские избы везде были ими переполнены, река была запружена множеством утонувших пехотинцев, женщин и детей; около мостов валялись целые эскадроны, которые бросились в реку» (Из воспоминаний адмирала П.В. Чичагова).
9. «В четвертом часу пополудни французская армия приблизилась к генеральной позиции нашей. Тут Наполеон пошел, не медля нисколько, на наш выставный редут, у села Шевардино устроенный, и овладел было им; но он, переходя из власти во власть, при третьем разе, уже в сумерки, отнятый князем Багратионом, остался за нами, пока его не покинули около полуночи уже» (Из воспоминаний полковника М.М. Петрова).
___→___→___→___→___→___→___→___→___
Работа с суждением историка
Прочитайте отрывок из работы историка В.О. Ключевского. Чем он объясняет неспособность императора провести глубокие преобразования? Подумайте, что еще могло отвратить императора от глубоких преобразований в случае серьезного сопротивления им?
«Александр вступил на престол с запасом возвышенных и доброжелательных стремлений, которые должны были водворять свободу и благоденствие в управляемом народе, но не давал отчета, как это сделать. Эта свобода и благоденствие, так ему казалось, должны были водвориться сразу, сами собой, без труда и препятствий, каким-то волшебным «вдруг». Разумеется, при первом же опыте встретились препятствия; не привыкнув одолевать затруднений, великий князь начинал досадовать на людей и на жизнь, приходил в уныние. Непривычка к труду и борьбе развила в нем наклонность преждевременно опускать руки, слишком скоро утомляться; едва начав дело, великий князь уже тяготился им; уставал раньше, чем принимался за работу».
Проверочный контроль
Структура работы
На выполнение работы отводится 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 47 заданий.
Часть 1 состоит из 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых верный.
Часть 2 состоит из 10 заданий (В1 - В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов или сочетания цифр).
Часть 3 состоит из 7 заданий (С1 - С7). При их выполнении требуется записать развернутый ответ.
Общие рекомендации
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
ЧАСТЬ I
При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по Вашему мнению, является правильным.
| A1 |
Какой ряд дат отражает начало деятельности тайных декабристских обществ?
| 1805 г., 1816 г. | |
| 1811 г., 1821 г. | |
| 1813 г., 1820 г. | |
| 1816 г., 1818 г. |
| A2 |
В период правления Александра I был(а) создан(а)
| Государственная Дума | |
| Государственный совет | |
| Уложенная комиссия | |
| Святейший Синод |
| A3 |
Одна из причин возникновения декабристского движения
| массовые крестьянские выступления, угроза новой «пугачевщины» | |
| ухудшение социально-экономической ситуации в России | |
| отказ Александра I от политики реформ | |
| нерешенная проблема престолонаследия |
| A4 |
Внешняя политика Александра I после Венского конгресса характеризуется
| поддержкой борьбы славян за независимость от Австрии | |
| стремлением усилить позиции России на Дальнем Востоке | |
| активным участием в деятельности Священного союза | |
| многочисленными войнами |
| A5 |
Тильзитский мир
| вынудил Россию присоединиться к «континентальной блокаде» | |
| отрезал Россию от побережья Балтийского моря | |
| ликвидировал независимость Пруссии и Австрии | |
| окончательно уничтожил независимость Польши |
| A6 |
Дорохов, Сеславин, Фигнер – это
| члены «Негласного комитета» | |
| члены Южного общества декабристов | |
| командиры армейских партизанских отрядов | |
| командиры крестьянских партизанских отрядов |
| A7 |
Внутренняя политика Александра I до войны 1812 г. характеризуется
| цензурным гнетом, преследованием противников существующего строя | |
| проведением преобразований в различных сферах общественной жизни | |
| решительными действиями по подготовке к отмене крепостного права | |
| отменой привилегий Русской православной церкви |
| A8 |
При Александре I в состав России вошла территория
| Западной Украины | |
| Западной Грузии | |
| Восточной Пруссии | |
| Восточной Армении |
| A9 |
Вольные хлебопашцы – это крестьяне
| переселенные правительством на южные окраины России | |
| проживавшие на землях, отошедших государству в результате секуляризации | |
| отпущенные помещиком на волю с землей за выкуп | |
| получившие свободу за активное участие в войне с Наполеоном |
| A10 |
Прочтите отрывок из письма П.И. Багратиона и укажите месяц 1812 г., к которому оно относится.
«Надобно атаковать. Мой хвост всякий день теперь в драке; а на Минск и на Вилейку мне не можно пройти от лесов, болот и мерзких дорог... Вы будете отходить назад, а я все пробиваться... Советую наступать тотчас... Войско ободрится. Уже несколько приказов дано, чтобы драться, а мы бежим».
| май | июнь | август | сентябрь |
| A11 |
А.А. Аракчеев прославился
| инициативой организации партизанского движения | |
| храбростью в Бородинской битве | |
| введением экзаменов на государственные должности | |
| созданием и насаждением военных поселений |
| A12 |
Конституционные проекты Н. Муравьева и П. Пестеля объединяет то, что в них предусматривалось
| наделение крестьян землей за счет помещиков | |
| установление республики | |
| уничтожение крепостного права | |
| создание федеративного государства |
| A13 |
Министерства отличались от коллегий тем, что
| подчинялись непосредственно императору, минуя Сенат | |
| являлись отраслевыми органами управления | |
| имели представительства на местах | |
| основывались на принципе единоначалия |
| A14 |
Сражение под Аустерлицем
| 1803 г. | |
| 1805 г. | |
| 1807 г. | |
| 1809 г. |
| A15 |
Н.Н. Раевский командовал
| Второй русской армией в начале Отечественной войны | |
| самым большим партизанским отрядом | |
| центральной позицией в Бородинской битве | |
| исполнением Тарутинского маневра |
| A16 |
В каких из перечисленных сражений русской армией командовал М.И. Кутузов (включая формальное руководство)?
| А | битва у города Малоярославец |
| Б | сражение при Фридланде |
| В | сражение при Прейсиш-Эйлау |
| Г | Смоленское оборонительное сражение |
| Д | Аустерлицкое сражение |
| Е | Тарутинский бой |
Укажите верный ответ.
| АБД | АДЕ | АВД | ВГЕ |
| A17 |
Прочтите отрывок из донесения М.И. Кутузова и укажите дату событий, о которых идет речь.
«Войски вашего императорского величества очистили от неприятеля все земли, между Неманом и Эльбою лежащие, вступили… к неописанной радости жителей в… столицу Саксонии… Переправа легких войск произведена была с такою быстротою, что неприятель счел оную за общую переправу армии через Эльбу, что свидетельствуют перехваченные у него бумаги. В столице оставлен неприятелем госпиталь, содержащий в себе до 1 тыс. человек, а ключи города при сем счастие имею повергнуть к освященным стопам вашего императорского величества».
| 1805 г. | 1807 г. | 1812 г. | 1813 г. |
| A18 |
Причина Отечественной войны 1812 г.
| стремление Франции лишить Россию статуса великой державы | |
| заключение Англией и Францией союза против России | |
| революционная агитация французов в России | |
| желание Наполеона захватить Россию |
| A19 |
М.М. Сперанский
| отменил присвоение чинов лицам, имеющим придворные звания | |
| считал лучшей формой правления для России республику | |
| замышлял дворцовый переворот в России | |
| защищал права родовитой аристократии |
| A20 |
Не относится к декабристским организациям
| Общество соединенных славян | |
| Союз благоденствия | |
| Священный союз | |
| Союз спасения |
Часть В
Ответом на задание в части В может быть слово, словосочетание, сочетание букв или букв и цифр.
B1. Расположите в хронологическом порядке события Отечественной войны 1812 г. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: АБВГ. __________________
А) бой на реке Березина
Б) Тарутинский маневр
В) совет в Филях
Г) соединение 1 и 2 русских армий
B2. Установите соответствие между историческими деятелями и фактами их биографии. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
| Деятель | Факт биографии | |
| 1. А.П. Тормасов | А. Поэт, декабрист | |
| 2. Г. Курин | Б. Маршал Наполеона I | |
| 3. К.Ф. Рылеев | В. Командующий 3-й русской армией | |
| 4. Ф. Лагарп | Г. Командир самого большого партизанского отряда | |
| Д. Воспитатель Александра I |
B3. Прочтите отрывок из письма Александру I и назовите фамилию человека, о котором идет речь.
«Я слишком часто и на всех почти путях встречаюсь и с страстями, и с самолюбием, и с завистью, а еще более с неразумием. Толпа вельмож, со всею их свитою, с женами и детьми, меня, заключенного в моем кабинете, одного, без всяких связей, меня, ни по роду моему, ни по имуществу не принадлежащего к их сословию, целыми родами преследуют как опасного уновителя».
_________________________
B4. Установите соответствие между территорией и мирным договором, по которому эта территория вошла в состав России. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
| Территория | Мирный договор | |
| 1. Финляндия | А. Гюлистанский мир | |
| 2. Центральная Польша | Б. Фридрихсгамский мир | |
| 3. Бессарабия | В. Решение Венского конгресса | |
| 4. Северный Азербайджан | Г. Тильзитский мир | |
| Д. Бухарестский мир |
B5. Прочтите отрывок из речи Александра I и напишите название страны или города, где была произнесена эта речь.
«Образование, существовавшее в ваших краях, дозволило мне ввести немедленно то устройство, которое я вам даровал, руководствуясь правилами законосвободных учреждений, бывших непрестанно предметом моих размышлений… Таким образом, вы мне подали средство явить моему отечеству то, что я уже с давних пор ему приуготовляю и чем оно воспользуется, когда начала столь важного дела достигнут надлежащей зрелости…».
______________________
ЧАСТЬ 3
Прочтите отрывок из донесения М.И. Кутузова Александру I и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.
«Неприятель в пятый раз потерял город, пятый раз им завладенный. Такое сильное поражение неприятеля немало его не остановило. Свежие колонны являются на переправу, очищаемую нашими батареями. Смерть находят они в рядах своих... Неприятель, пожертвовав в сей день всею итальянскою своею гвардиею... совершил свое отступление».
C1. Определите время и место событий.
C2. Чем была вызвана такая ожесточенность сражения?
C3. Какие последствия имело отступление французов?
ОТВЕТЫ
Тренинг
Работа с хронологией
Заполните таблицу.
| № п/п | Событие | Дата |
| 1. | «Семеновская история» | |
| 2. | «Союз благоденствия» | 1818-1821 |
| 3. | «Союз спасения» | 1816-1818 |
| 4. | Бородинская битва (точная дата) | 24-26 августа 1812 |
| 5. | Венский конгресс, создание Священного союза | 1814-1815 |
| 6. | Вторжение Наполеона в Россию, начало Отечественной войны (месяц) | июнь 1812 |
| 7. | Дарование конституции Польше | |
| 8. | Дворцовый переворот и убийство Павла I | |
| 9. | Деятельность Северного и Южного обществ | 1821-1825 |
| 10. | Заграничные походы русской армии | 1813-1814 |
| 11. | Изгнание Наполеона из России (месяц) | декабрь 1812 |
| 12. | Начало создания военных поселений | |
| 13. | Образование Негласного комитета | |
| 14. | Окончательное включение Восточной Грузии в состав России | |
| 15. | Отставка и ссылка М.М. Сперанского | |
| 16. | Пребывание французов в Москве (месяцы) | сентябрь - начало октября 1812 |
| 17. | Русско-персидская война | 1804-1813 |
| 18. | Русско-турецкая война | 1806-1812 |
| 19. | Русско-шведская война | 1808-1809 |
| 20. | Смерть Александра I | |
| 21. | Смоленское сражение (месяц) | август 1812 |
| 22. | Совет в Филях (точная дата) | 1 сентября 1812 |
| 23. | Создание Государственного совета | |
| 24. | Создание министерств | |
| 25. | Сражение под Аустерлицем | |
| 26. | Сражения под Прейсиш-Эйлау и Фридландом | |
| 27. | Тильзитский мир | |
| 28. | Указ о вольных хлебопашцах |
Определите последовательность важнейших событий внутриполитической истории (выделены жирным шрифтом)
8→13→24→28→23→15→7→12→3→2→1→9→20
Определите последовательность важнейших событий внешнеполитической и военной истории (выделены курсивом)
14→25→26→27→6→21→4→22→16→11→10→5
Работа с персоналиями
Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)
| Исторический деятель | Кто такой(ие)? | Что сделал? Что с ним произошло? |
| А.А. Аракчеев | фаворит Александра I после окончания наполеоновских войн | 1. Проводил реакционный курс, создавал военные поселения |
| А.П. Тормасов | военачальник | 1. Командовал Третьей русской армией в начале Отечественной войны |
| Д.В. Давыдов | военачальник, поэт | 1. Организатор первого армейского партизанского отряда |
| Даву, Мюрат, Ней | маршалы Наполеона, участники похода в Россию | |
| Дорохов, Сеславин, Фигнер | командиры армейских партизанских отрядов | |
| К.Ф. Рылеев | поэт, участник Северного декабристского общества | |
| Курин, Четвертаков, Кожина | командиры крестьянских партизанских отрядов | |
| М.Б. Барклай де Толли | военачальник, военный министр | 1. Командовал Первой русской армией в начале Отечественной войны |
| М.И. Кутузов | военачальник | 1. Командовал русской армией в войне с Францией в 1805 г. 2. Командовал русскими войсками в русско-турецкой войне 1806-1812 гг., разбил турок под Рущуком 3. По требованию общества назначен командующим русской армией после Смоленского сражения |
| М.М. Сперанский | реформатор | 1. Разработал проект реформ, осуществил некоторые из них 2. Отправлен в отставку в начале 1812 г. |
| Н.М. Муравьев | декабрист, член Северного общества | 1. Автор проекта Конституции |
| Н.Н. Раевский | военачальник | 1. Оборонял центральную позицию в Бородинской битве |
| Новосильцев, Строганов, Чарторыйский | члены Негласного комитета | |
| П.И. Багратион | военачальник | 1. Командовал Второй русской армией в начале Отечественной войны 2. Оборонял левый фланг в Бородинской битве, смертельно ранен |
| П.И. Пестель | декабрист, один из лидеров Южного общества | 1. Автор «Русской правды» |
| Ф. Лагарп | швейцарец, воспитатель Александра I |
Работа со схемой
1 — Император; 2 – Государственный совет; 3 – министерства; 4 – Сенат; 5 – губернаторы.
Работа с картой
Работа с понятиями
Дайте определение понятий.
1. Министерства – отраслевые органы управления, основанные на принципе единоначалия.
2. Вольные хлебопашцы – крестьяне, отпущенные на волю с землей (за выкуп) по указу 1803 г. и образовавшие новое сословие.
3. Разделение властей – принцип организации власти, при котором ее различные «ветви» имеют четкое разделение функций и взаимно сдерживают друг друга.
4. Законосовещательный орган власти – орган власти, наделенный правом обсуждать законопроекты, но не принимать законы.
Работа с источниками
2 (Смоленск) → 3 (подготовка к Бородинской битве) → 9 (бой за Шевардинский редут) → 6 (бой за Багратионовы флеши) → 7 (окончание Бородинской битвы) → 4 (Тарутинский маневр) → 5 (бой за Малоярославец) → 1 (подход русских войск к Березине) → 8 (Березина).