Институт кибернетики и информационных технологий




Директор Института кибернетики и информационных технологий

__________________________ Сейлова Н.А.

 

«____» января 2020 года

 

 

СИЛЛАБУС

Основы криптографии

(название дисциплины)

 

Для специальности

5B100200 – «Системы информационной безопасности»

3 кредита

Семестр: 2, 2019-2020 уч. год

Алматы, 2019


Институт кибернетики и информационных технологий

Кафедра Кибербезопасность, обработка и хранение информации

1. Информация о преподавателе:

Лектор

Ибраев Р.Б.

Офисные часы, кабинет 308

Emailrenafm@mail.ru

+7747 270 22 27

 

 

2. Цель курса:

Ознакомление с криптографическими методами защиты информации, изучение основных принципов и методов построения криптографических методов защиты информации. Формирование устойчивых знаний, умений и навыков, позволяющих оценивать надежность криптографических систем защиты информации.

3. Описание курса:

Назначение и структура криптографических методов защиты информации, исторические ручные шифры, современные методы криптографического преобразования информации, понятие криптографической стойкости, основные методы анализа криптографической стойкости алгоритмов шифрования.

4. Пререквизиты:

- Высшая математика;

- Основы дискретной математики;

- Основы информационной безопасности;

- Математические основы защиты информации.

5. Постреквизиты:

- Проектирование систем защиты информации;

- Моделирование процессов защиты информации;

- Аппаратные средства обеспечения информационной безопасности;

- Организация систем защиты информации.

6. Список литературы:

Базовая литература Дополнительная литература
  Алферов А.П., Зубов А.Ю., Кузьмин А.С., Черемушкин А.В., Основы криптографии, Издательство: М.: Гелиос АРВ;   Аграновский А.В., Хади Р.А., Практическая криптография. Алгоритмы и их программирование, Издание-М.: Солон-Пресс, 2009. — 258 с.;
  Панасенко С.П., Алгоритмы шифрования. Специальный справочник, СПб.: БХВ-Петербург, 2009. — 576 с.;   Мао В., Современная криптография теория и практика, Издание М.: Вильямс, 2005. — 768 с.;
  Шнайер Б., Прикладная криптография: Протоколы, алгоритмы, исходные тексты на языке Си, издание. — М.: Диалектика, 2003. — 610 с.;   СТ РК 1073-2007 «Средства криптографической защиты информации. Общие технические требования».
  Фергюсон Нильс, Шнайер Брюс, Практическая криптография, Издание –М: Вильямс, 2005. — 424 с.    
  В.М. Фомичев, Д.А. Мельников, Криптографические методы защиты информации. Часть 2. Системные и прикладные аспекты, издание – М: Юрайт, 2019 – 244с.    

7. Календарно - тематический план:

Неделя Тема лекции Тема лабораторной работы Ссылка на литературу Задание Срок сдачи
  Введение в криптографию. Основные задачи и понятия. Лабораторная работа №1. Изучение частного анализа встречаемости символов, пересекающихся и непересекающихся биграмм на примере шифра простой замены. Программная реализация частного анализа.   1-8 Практический злом шифра простой замены. 3-я неделя
  Классификация алгоритмов криптографического преобразования информации. Простейшие методы шифрования. Исторические шифры. 1-8  
  Шифры замены и шифры перестановки. 1-8  
  Симметричные шифры. Блочные шифры. Архитектура современных симметричных блочных шифров Лабораторная работа №2. Изучение работы шифра Виженера. Программная реализация шифр Виженера.   1-8 Криптографический анализ шифра Виженера.   5-ая неделя
  Методы построения симметричных блочных шифров. 1-8  
  Режимы работы блочных шифров. Лабораторная работа №3. Изучение работы алгоритма шифрования ГОСТ 28147-89. Программная реализация алгоритма шифрования ГОСТ 28147-89.   1-8 Сравнительный анализ свойств режимов работы блочных шифров. 7-ая неделя
  Криптографическая стойкость симметричных блочных шифров. Методы анализа. 1-8  
  Первая промежуточная аттестация Мультивариантный тест 8 неделя
  Поточные шифры. Генераторы гаммы. Лабораторная работа №3. Изучение работы алгоритма шифрования А5/1. Программная реализация алгоритма шифрования А5/1. 1-8 Дисковые шифраторы. Принципы работы. 10-ая неделя
  Криптографическая стойкость поточных шифров. Методы анализа. 1-8  
  Асимметричные шифры. Базовые задачи асимметричной криптографии. Лабораторная работа №3. Изучение работы алгоритма формирования и проверки ЭЦП RSA. Программная реализация алгоритма формирования и проверки ЭЦП RSA.. 1-8   12-ая неделя
  Алгоритмы RSA и Эль-Гамаля. 1-8 Протокол Диффи-Хэллмана. Методы защиты от атак «человек посередине».
  Однонаправленные функции. Коллизии хэш-функций. Лабораторная работа №6. Изучение работы алгоритма Сильвера-Полига-Хеллмана, предназначенного для дискретного логарифмирования в конечном поле. Программная реализация.   1-8   14-ая неделя
  Протоколы генерации, распределения и управления ключами. 1-8 Помехоустойчивое кодирование. Роль и место в защите информации.
  Вторая финальная аттестация Мультивариантный тест 15 неделя
  Экзамен Билеты По расписанию

*В календарно-тематическом календаре возможны изменения с учетом праздничных дней


Задания и краткие методические указания по их выполнению:

ü Самостоятельная работа студента (СРС):

СРС выполняется по индивидуальным вариантам, выдаваемым преподавателем, охватывает несколько тем: алгоритмы факторизации и дискретного логарифмирования, алгоритмы проверки числа на простоту и т.д. Выполненная работа должна включать теоретический материал и решение примеров.

ü Совместная работа с преподавателем (СРСП):

СРСП проводится по темам лекций и практических занятий.

Оформляется по стандарту и сдается лектору в течение обучения по курсу одна работа (СРСП), посвященная вопросам криптографического преобразования информации. Выполняется по индивидуальным вариантам, выдаваемым преподавателем. Выполненная работа должна включать теоретический материал и применение теории к решению практической задачи, анализ полученного решения.

ü Практическая работа:

Практическая работа заключается в решении практических задач во время самостоятельной подготовки. Каждому практическому занятию соответствует файл Практическое занятие № (номер недели), в котором имеются задачи и методические указания по их выполнению (представлено на сайте в образовательном портале).

РК 1 – Мультивариантный тест в письменной форме (по всему материалу, пройденному за первые 7 недель обучения)

РК 2 – Мультивариантный тест в письменной форме (по всему материалу, пройденному за курс обучения)

ü Экзамен:

Охватывает и обобщает весь материал курса. Экзамен проводится по билетам в письменной форме, включает лекционный материал, материал СРС и СРСП, практическое решение конкретной задачи. Продолжительность экзамена 2 академических часа. Письменный ответ должен быть аккуратно оформлен, содержать правильное, полное и четкое изложение теоретического материала с иллюстрацией на примерах, правильное и оптимальное решение практических задач строго в соответствии с заданием, сформулированном в экзаменационном билете.

8. Критерии оценивания работ:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент оценки Критерий
А 95 – 100 Ответ раскрыт полностью, правильно и аккуратно с приведением необходимых примеров.
A - 90 – 94 Ответ раскрыт полностью, правильно аккуратно с приведением необходимых примеров, однако присутствуют некоторые неточности.
В + 85 – 89 Ответы правильные, но неполные. Примеры даны верные.
В 80 – 84 Ответы правильные, но неполные, многословны. Примеры неточные.
В - 75 – 79 Ответы правильные, но неполные, многословны. Примеры не приводятся.
С + 70 – 74 Ответы многословны, ход мыслей верный, присутствует некоторая логическая последовательность в изложении.
С 65 – 69 Ответы многословны, мысли излагаются недостаточно четко и без должной логической последовательности.
С - 60 – 64 Ответы слишком коротки, однобоки, мысли излагаются нечетко и без должной логической последовательности, теряется суть излагаемого материала.
D + 55 – 59 Студент имеет некоторое представление об изученном материале; может с затруднениями ответить по заданной теме, без необходимой логической последовательности.
D 50 – 54 Студент имеет отдельные представления об изученном материале; не может правильно ответить по заданной теме.
F 0 – 49 Студент не имеет представление об изученном материале; не может правильно ответить по заданной теме.

*Возможно получение бонусных баллов за выполнение дополнительных заданий

9. Политика поздней сдачи работ:

Соблюдать сроки сдачи практических работ, СРС, СРСП. При несвоевременной сдаче работ предусматривается уменьшение максимального балла на 10%.

 

10. Политика посещения занятий:

Не опаздывать и не пропускать занятия, во время занятий отключать сотовые телефоны, быть подготовленными к занятиям, пунктуальными и обязательными. Если Вы вынуждены пропустить рубежный контроль или финальный экзамен по уважительным причинам, Вы должны предупредить преподавателя заранее до контроля или экзамена.

11. Политика академического поведения и этики:

Будьте толерантны, уважайте чужое мнение. Возражения формулируйте в корректной форме. Плагиат и другие формы нечестной работы недопустимы. Недопустимы подсказывание и списывание во время экзаменов, сдача экзамена за другого студента. Студент, уличенный в фальсификации любой информации курса, получит итоговую оценку «F». В рамках обучения по дисциплине недопустимы любые коррупционные проявления в любой форме. Организатор таких действий (преподаватель, студенты или третьи лица по их поручению) несут полную ответственность за нарушение законов РК.

Рассмотрено на заседании кафедры (название кафедры), протокол № __ от «___ » ___ 20____ г.

Составитель: Лектор Ибраев Р.Б.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: