Рационально эмотивная терапия (РЭТ).




Методика диагностики иррациональных установок.

Негативные эмоции появляются у людей не вследствие окружающих их событий, а вследствие их негативной интерпретации людьми из-за иррациональных убеждений, усвоенных с детства и в течение жизни - (ABC - теория эмоций, см. далее).

Методика диагностики наличия и выраженности иррациональных установок Альберта Эллиса призвана как раз выявить в себе эти самые иррациональные установки, осознать их отрицательное влияние на эмоции и тем самым приблизить личность к состоянию эмоционального благополучия.

Основатель Рационально эмотивной терапии * (РЭТ, 1955г. ) Альберт Эллис (27 сентября 1913 - 24 июля 2007) — американский когнитивный терапевт, утверждал, что все люди склонны к построению нелогичных, иррациональных мыслительных комбинаций. Фактически все проблемы человека - это результат мышления, подчинения многочисленным "следует", "нужно" и "должен". РЭТ позволяет человеку контролировать и влиять на свои эмоциональные реакции, чувства и поведение. Поскольку он сам невольно заставляет себя страдать, он также может заставить себя прекратить испытывать страдания. РЭТ используется для коррекции тревожно-фобических, межполовых, личностных расстройств, зависимостей, в семейной терапии, в работе с подростками, инвалидами и т.д

В тесте А. Эллиса 50 вопросов, 6 шкал, из них 4 шкалы - основные и соответствуют 4 группам иррациональных установок мышления, выделенным автором:

· "катастрофизация",

· "долженствование в отношении себя",

· "долженствование в отношении других",

· "оценочная установка".


Тест Альберта Эллиса. Методика Диагностика наличия и выраженности иррациональных установок.

Рационально эмотивная терапия (РЭТ)

Инструкция.

Оцените каждое из утверждений, поставив выбранную букву напротив вопроса, соответствующих вашему отношению к утверждению:

А – полностью согласен;

В - не уверен

С – полностью не согласен.

Вопросы теста:

1. Иметь дело с некоторыми людьми может быть неприятно, но это никогда не бывает ужасно.

2. Когда я в чем-то ошибаюсь, то часто говорю себе: "Мне не следовало этого делать".

3. Люди, несомненно, должны жить по законам.

4. Не существует ничего такого, чего я "не выношу".

5. Если меня игнорируют или я чувствую себя неуклюжим на вечеринке, то у меня понижается чувство собственной ценности.

6. Некоторые ситуации в жизни действительно совершенно ужасны.

7. В некоторых вопросах я определенно должен быть более компетентным.

8. Моим родителям следовало бы быть более сдержанными в требованиях, предъявляемых ко мне.

9. Существуют вещи, которые я не могу вынести.

10. Мое чувство "собственной ценности" не повышается, даже если у меня есть действительно большие успехи в учебе или работе.

11. Некоторые дети ведут себя действительно ужасно.

12. Я не должен был совершать несколько очевидных ошибок в моей жизни.

13. Если мои друзья пообещали сделать для меня что-то очень важное, они не обязаны выполнять своих обещаний.

14. Я не могу иметь дело с моими друзьями или моими детьми, если они ведут себя глупо, дико или неправильно в той или иной ситуации.

15. Если оценивать людей по тому, что они делают, то их можно разделить на "хороших" и "плохих".

16. Бывают такие периоды в жизни, когда случаются действительно совершенно ужасные вещи.

17. В жизни нет ничего такого, что я действительно обязан делать.

18. Дети должны, в конце концов, научиться выполнять свои обязанности.

19. Иногда я просто не в состоянии вынести мои низкие достижения в учебе и на работе.

20. Даже когда я делаю серьезные ошибки и причиняю боль окружающим, мое самоуважение не меняется.

21. Это было бы ужасно, если бы я не смог добиться расположения людей, которых я люблю.

22. Мне бы хотелось лучше учиться или работать, однако нет никаких оснований считать, что я должен добиваться этого, во что бы то ни стало.

23. Я убежден, что люди определенно не должны плохо себя вести в общественных местах.

24. Я просто не выношу сильного давления на меня или стресса.

25. Одобрение или неодобрение моих друзей или членов моей семьи не влияет на то, как я оцениваю самого себя.

26. Было бы жалко, но не ужасно, если бы кто-то из членов моей семьи имел бы серьезные проблемы со здоровьем.

27. Если я принял решение сделать что-то, я обязательно должен сделать это очень хорошо.

28. В общем, я нормально отношусь к тому, что подростки ведут себя иначе, чем взрослые, например, поздно просыпаются по утрам или разбрасывают книжки или одежду на полу в своей комнате.

29. Я не выношу некоторых вещей, которые делают мои друзья или члены моей семьи.

30. Тот, кто постоянно грешит или приносит зло окружающим, - плохой человек.

31. Было бы ужасно, если бы кто-то из тех, кого я люблю, заболел психическим заболеванием и оказался бы в психиатрической больнице.

32. Я должен быть абсолютно уверен, что все идет хорошо в наиболее важных сферах моей жизни.

33. Если для меня это важно, мои друзья должны стремиться сделать все, о чем я их попрошу.

34. Я легко переношу неприятные ситуации, в которые попадаю, так же как неприятное общение со знакомыми.

35. От того, как меня оценивают окружающие (друзья, начальники, учителя, преподаватели), зависит, как я оцениваю самого себя.

36. Это ужасно, когда мои друзья ведут себя плохо и неправильно в общественных местах.

37. Я точно не должен делать некоторые ошибки, которые я продолжаю делать.

38. Я не считаю, что члены моей семьи должны действовать именно так, как мне хочется.

39. Это совершенно невыносимо, когда все идет не так, как мне хочется.

40. Я часто оцениваю себя по своим успехам на работе и в учебе или же по своим социальным достижениям.

41. Это будет ужасно, если я потерплю полный крах в работе или учебе.

42. Я как человек не должен быть лучше, чем я есть на самом деле.

43. Определенно существуют некоторые вещи, которые окружающие люди не должны делать.

44. Иногда (на работе или в учебе) люди совершают поступки, которых я совершенно не выношу.

45. Если у меня возникают серьезные эмоциональные проблемы или я нарушаю законы, мое чувство собственной ценности понижается.

46. Даже очень плохие, отвратительные ситуации, в которых человек терпит неудачу, лишается денег или работы, не являются ужасными.

47. Есть несколько существенных причин, почему я не должен делать ошибок в школе или на работе.

48. Несомненно, что члены моей семьи должны лучше обо мне заботиться, чем они это иногда делают.

49. Даже если мои друзья ведут себя иначе, чем я от них ожидаю, я продолжаю относиться к ним с пониманием и принятием.

50. Важно учить детей тому, чтобы они были "хорошими мальчиками" и "хорошими девочками": прилежно учились в школе и зарабатывали одобрение своих родителей.


Ключ к тесту А.Эллиса.

Проставляем за каждый ответ баллы

А - 1 балл, кроме вопросов 1,4,13,17,20,22,25, 26,28,34,38,42, 46,49 - для них 3 балла

В - 2 балла

С - 3 балла кроме вопросов 1,4,13,17,20,22,25, 26,28,34,38,42, 46,49 - для них 1 балл

Обработка результатов методики Эллиса.

Далее, суммируем ответы по каждой шкале:

 

Катастрофизация 1,6,11,16,21,26,31,36,41,46

Должествование в отношении себя 2,7,12,717,22,27,32,37,42,47

Должествование в отношении других 3,8,13,18,23,28,33,38,43,48

Самооценка и рациональность мышления 5,10,15,20,25,30,35,40,45,50

Фрустрационная толерантность 4,9,14,49,24,49,34,39,44,49

Интерпретация, расшифровка к тесту Эллиса.

Шкала " катастрофизации " отражает восприятие людьми различных неблагоприятных событий. Низкий балл по этой шкале свидетельствует о том, что человеку свойственно оценивать каждое неблагоприятное событие как ужасное и невыносимое, в то время как высокий балл говорит об обратном.

Показатели шкал " долженствования в отношении себя " и " долженствования в отношении других " указывают на наличие либо отсутствие чрезмерно высоких требований к себе и другим.

" Оценочная установка" показывает то, как человек оценивает себя и других. Наличие такой установки может свидетельствовать о том, что человеку свойственно оценивать не отдельные черты или поступки людей, а личность в целом.

Другие две шкалы - оценка фрустрационной толерантности личности, которая отражает степень переносимости различных фрустраций (т.е. показывает уровень стрессоустойчивости) и общая оценка степени рациональности мышления.

Расшифровка полученных результатов:

Менее 15 баллов - Ярко выраженное и отчетливое наличие иррациональных установок, ведущих к стрессам.

От 15 до 22 - Наличие иррациональной установки. Средняя вероятность возникновения и развития стресса.

Более - 22 Иррациональные установки отсутствуют.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: