О предложениях по определению эффективных механизмов развития цифровой экономики на региональном уровне




РЕЗОЛЮЦИЯ

по итогам круглого стола, организованного Молодежным парламентом при Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации совместно с Российской ассоциацией студентов по развитию науки и образованию (РАСНО)

Тема: «Подготовка кадров для цифровой экономики»

 

20 марта 2018 года г. Москва, Государственная Дума, зал 10-47

 

 

О предложениях по совершенствованию системы подготовки кадров для цифровой экономики и о предложениях по включению сообществ в сфере науки, инноваций и образования в реализацию программы «Цифровая экономика в Российской Федерации»

О предложениях по определению эффективных механизмов развития цифровой экономики на региональном уровне

Заслушали мнения экспертов и участников круглого стола, сформировали следующие предложения:

 

1. Разработать и внедрить систему коммерческих заказов предприятий, размещаемых на площадке университетов. При этом к исполнению заказов должны привлекаться непосредственно студенты под кураторством преподавателей и предпринимателей. Данная работа должна вестись в лабораториях при университетах.

Известно, что в настоящее время средняя стипендия в ВУЗах составляет около 1 300 рублей. В некоторых ВУЗах для студентов-отличников предусмотрена повышенная стипендия в размере до 7000 рублей. Актуальным вопросом является привлечение студентов к выполнение научно-исследовательских работ на платной основе. Такое привлечение является своего рода профессиональной практикой и возможностью заработать денежные средства вне отрыва от учебы. Для внедрения такого участия необходимо внести изменения в пп. «п» п. 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в части разработки типового Положения о научно-исследовательской работе студента высшего учебного заведения. Данное типовое Положение должно стать обязательным для разработки в высших учебных заведениях: оно должно содержать норму, в соответствии с которой выплата вознаграждения студентам является обязательной и пропорциональной выполненной им работе. Указанная норма соответствует названному Указу в части повышения стимулирующих выплат студентам.

 

2. Внести изменения в Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) на предмет имплементации направлений цифровой экономики.

Проведен анализ тех направлений подготовки ФГОСов, которые, по мнению экспертов, потеряют свою актуальность к 2030 г. – экономика, юриспруденция, журналистика, статистика, филология, философия и пр.

Анализ показал, что перечень компетенций, формируемых при обучении, не содержит в себе тех направлений, которые необходимы работодателям в условиях цифровой экономики. Исключение составляет журналистика. Во ФГОСе по направлению «Юриспруденция»: «цифровой» компетенцией является «формирование навыков работы с компьютером, работы с информацией в глобальных компьютерных сетях». В работе современного юриста этого явно недостаточно, так как цифровизация общества набирает обороты и юристы должны активно пользоваться цифровыми технологиями, а не только компьютером.

Необходимо сформировать перечень новых «цифровых» компетенций без отрыва от мнения бизнеса и ведущих педагогов в данной области. По этому же принципу надо пересмотреть ФГОСы по общему образованию.

При изменении ФГОСов направление «цифровая экономика» станет для вуза обязательной, потому что эти компетенции необходимо формировать в студентах.

Преподаватели будут вынуждены повышать свою квалификацию в сфере цифровой экономики, чтобы сохранить свою работу.

 

3. Внести изменения в Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 №966 «О лицензировании образовательной деятельности», устанавливающие, более лояльные требования к материально-технической базе организаций, оказывающие образовательные услуги дистанционно. К таковым можно отнести наличие помещения, в котором будет располагаться техническая база с сетью «Интернет». Стоит также освободить такие организации от необходимости санитарно-эпидемиологического заключения для осуществления образовательной деятельности, т.к. обучающиеся не будут очно получать образование в данном помещении.

В настоящее время организации, оказывающие дистанционные образовательные услуги, должны иметь материально-техническую базу (в частности, помещения), подобную организациям, оказывающим образовательные услуги очно.

Указанное обстоятельство тормозит развитие рынка дистанционных образовательных услуг лицензированными организациями, качество услуг которых проверяется Министерством образования и науки Российской Федерации, т.к. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ позволяет индивидуальным предпринимателям оказывать образовательные услуги без получения лицензии.

Соответственно, их деятельность контролируется только Роспотребнадзором, а качество программ не проверяется Министерством образования и науки Российской Федерации. Стоит также отметить, что при этом индивидуальные предприниматели не имеют права нанимать других преподавателей. Указанное обстоятельство не позволяет им открывать большие центры, где подготовка кадров в условиях цифровой экономики была бы потоковой.

 

4. В соответствии с Программой «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. №1632-р, в России должна быть создана система раннего выявления, поддержки и сопровождения высокомотивированных и талантливых обучающихся на основе профиля компетенций и персональных траекторий развития, в рамках которой предусмотрена грантовая поддержка педагогов и организаций, работающих с высокомотивированными талантливыми детьми и молодежью, адаптированная для цифровой экономики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: