Международные правовые основы деятельности ТНК и её регулирование




 

В 1972 г. был создан Центр ООН по ТНК. Его главной целью было изучение деятельности ТНК, их влияния на национальные и мировую экономику, публикация информации о ведущих ТНК и выявление наиболее значимых тенденций их развития. Результатом таких наблюдений стал вывод, свидетельствующий о признании могущества ТНК и весьма ограниченных возможностях мировой общественности воздействия на них.

С началом деколонизации ООН и другие международные организации начали поиск путей установления нового международного экономического порядка (НМЭП), который благоприятствовал бы освободившимся от колониального гнета государствам (развивающимся странам). В регулировании деятельности ТНК развитых стран рыночной экономики значительное место должна была занять “Хартия экономических прав и обязанностей государств” (1972 г.), но роль указанной хартии снижалась постепенно по инициативе США. В 1987 г. Генеральная Ассамблея ООН обсудила “Концепцию международной экономической безопасности”. По своим целям она была близка к “Хартии экономических прав и обязанностей государств”, но не содержала базисного аппарата, необходимого для ее реализации в виде системы экономических прав и обязанностей государств, а поэтому была невыполнимой.

Однако мировая общественность не оставляла попыток международного регулирования деятельности ТНК, которые оказались неудачными. В 1992 г. ООН адаптирует хартию к реальностям. В результате она практически перестала быть одним из базисных международных документов взаимодействия и сосуществования стран мирового сообщества, а ТНК обрели полную свободу для своей экономической деятельности. В 1993 г. прекратил свое существование и Центр ООН по ТНК. Он был преобразован в Департамент прямых иностранных инвестиций и ТНК в рамках ЮНКТАД. К началу 1990-х гг. компромисс между ТНК и принимающими странами сформировался в следующем виде: страны, принимающие ТНК и иностранные капиталовложения, согласились ослабить контроль за деятельностью ТНК, создать благоприятные условия допуска ПИИ: больше гарантий и стимулов, либерализация процедур доступа ПИИ и их регулирования в секторах экономики для иностранного собственника. Страны базирования ТНК ради внедрения в экономику принимающих стран отошли от соблюдения родового признака корпорации — однонациональность капитала — и пошли на создание в них филиалов с участием капиталов принимающей страны либо под ее эгидой, а также на создание в этих странах национальных ТНК (преимущественно мелких и средних). Впоследствии этот компромисс реализовался также путем создания в принимающей стране и стране базирования совместных предприятий с взаимным участием капиталов.

Более удачными оказались попытки регулирования социальных аспектов деятельности ТНК. В настоящее время в принимающих странах они регулируются “Трехсторонней декларацией принципов касательно многонациональных предприятий и социальной политики”, принятой в 1977 г. под покровительством МОТ. В ней обозначены стандарты в вопросах найма, обучения, условий труда и жизни, отношений на производстве. В 1980 г. ГА ООН одобрила систему многосторонне согласованных справедливых правил и принципов для контроля запретительной деловой практики; в 1994 г. ЭКОСОС издал обзор по вопросам учета и отчетности транснациональных корпораций, делающих информацию об их деятельности более транспарантной.

Важной правовой основой деятельности ТНК стали соглашения двух и более корпораций о производственной кооперации. В 1982-1985 гг. были заключены соглашения о международной кооперации 151 крупнейшими корпорациями. Эта форма правового обеспечения деятельности ТНК, повышения ее эффективности наиболее результативна для договаривающихся между собой ТНК. Кооперационные соглашения между ТНК обеспечивают не только выигрыш в самом процессе производства, но и улучшают возможности совместного (принимающей страны и ТНК) выступления на рынке. Отдельные аспекты деятельности ТНК могут регулироваться ТРИМС (Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер) и ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности), принятым Уругвайским раундом ГАТТ/ВТО (1994 г.).

В 2003 г. (июль) Комиссия по правам человека одобрила проект конвенции “Нормы ответственности транснациональных корпораций”, в которой на ТНК возлагались те же обязательства, что и на государства. В соответствии с конвенцией ТНК обязаны будут воздерживаться от загрязнения окружающей среды и нарушения прав человека, придерживаться правил честной игры в бизнесе, маркетинге и рекламной деятельности, обеспечивать безопасность потребителей и высокое качество предлагаемых ими товаров и услуг, а также безопасных и здоровых условий работы. Пока данный проект не приобрел силу конвенции.

В последние годы определенные надежды возлагаются на попытку ввести в качестве нового компромисса понятие “социальная ответственность бизнеса”. Ее сторонники исходят из того, что такая позиция соответствует интересам крупного бизнеса, поскольку при игнорировании социальной ответственности ТНК могут нести финансовые потери.

Основную роль в регулировании деятельности ТНК в настоящее время выполняют национальные законодательства, регламентирующие допуск и условия деятельности ПИИ в их экономиках. И это понятно, так как именно ПИИ обеспечивают более половины всего притока финансовых ресурсов в развивающиеся страны, намного превышая по своим объемам официальную помощь на цели развития (ОПР).

Страны продолжают либерализацию режимов допуска ПИИ в свои экономики. Это один из опосредованных способов регулирования деятельности ТНК. По данным ЮНКТАД только в 2004 г. в законодательствах стран, регулирующих ПИИ, было внесено 271 изменение. Большая часть из них (235) открывала новые области для ПИИ и вводила новые меры стимулирования.

Процесс нарастания либерализации инвестиционного режима для ПИИ налицо. С каждым годом все большее количество стран вводит благоприятные изменения. Так, если в 1991 г. только 36 стран изменили свой режим принятия ПИИ, то в 2004 г. — уже 102 государства, или почти в 3 раза больше. За этот же период число благоприятных изменений выросло тоже почти в 3 раза. Нельзя не видеть, что количество неблагоприятных изменений также растет. Их абсолютная величина выросла в 8 раз, а доля — в 5,5 раза в общем количестве поправок. В 1991 г. она составляла 2,4%, а в 2004 — 13,2%. Это имело место в основном в странах Латинской Америки и Африки, где произошли политические изменения и был ужесточен режим регулирования ПИИ, особенно в сфере природных ресурсов.

Благоприятные изменения нашли выражение в снижении ставки налогообложения доходов компании (20 стран), а также в увеличении количества двухсторонних инвестиционных договоров (на международном уровне) (ДИД — 2392) и договоров об избежании двойного налогообложения (ДИДН — 3559). На региональном и глобальном уровнях заключаются и новые международные инвестиционные соглашения, которые способствуют повышению открытости страны для ПИИ. В международные соглашения все чаще вносятся новые положения, регулирующие инвестиции в страну, а также порядок разрешения споров по данным вопросам, количество которых также увеличивается.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: