В 1972 г. был создан Центр ООН по ТНК. Его главной целью было изучение деятельности ТНК, их влияния на национальные и мировую экономику, публикация информации о ведущих ТНК и выявление наиболее значимых тенденций их развития. Результатом таких наблюдений стал вывод, свидетельствующий о признании могущества ТНК и весьма ограниченных возможностях мировой общественности воздействия на них.
С началом деколонизации ООН и другие международные организации начали поиск путей установления нового международного экономического порядка (НМЭП), который благоприятствовал бы освободившимся от колониального гнета государствам (развивающимся странам). В регулировании деятельности ТНК развитых стран рыночной экономики значительное место должна была занять “Хартия экономических прав и обязанностей государств” (1972 г.), но роль указанной хартии снижалась постепенно по инициативе США. В 1987 г. Генеральная Ассамблея ООН обсудила “Концепцию международной экономической безопасности”. По своим целям она была близка к “Хартии экономических прав и обязанностей государств”, но не содержала базисного аппарата, необходимого для ее реализации в виде системы экономических прав и обязанностей государств, а поэтому была невыполнимой.
Однако мировая общественность не оставляла попыток международного регулирования деятельности ТНК, которые оказались неудачными. В 1992 г. ООН адаптирует хартию к реальностям. В результате она практически перестала быть одним из базисных международных документов взаимодействия и сосуществования стран мирового сообщества, а ТНК обрели полную свободу для своей экономической деятельности. В 1993 г. прекратил свое существование и Центр ООН по ТНК. Он был преобразован в Департамент прямых иностранных инвестиций и ТНК в рамках ЮНКТАД. К началу 1990-х гг. компромисс между ТНК и принимающими странами сформировался в следующем виде: страны, принимающие ТНК и иностранные капиталовложения, согласились ослабить контроль за деятельностью ТНК, создать благоприятные условия допуска ПИИ: больше гарантий и стимулов, либерализация процедур доступа ПИИ и их регулирования в секторах экономики для иностранного собственника. Страны базирования ТНК ради внедрения в экономику принимающих стран отошли от соблюдения родового признака корпорации — однонациональность капитала — и пошли на создание в них филиалов с участием капиталов принимающей страны либо под ее эгидой, а также на создание в этих странах национальных ТНК (преимущественно мелких и средних). Впоследствии этот компромисс реализовался также путем создания в принимающей стране и стране базирования совместных предприятий с взаимным участием капиталов.
|
Более удачными оказались попытки регулирования социальных аспектов деятельности ТНК. В настоящее время в принимающих странах они регулируются “Трехсторонней декларацией принципов касательно многонациональных предприятий и социальной политики”, принятой в 1977 г. под покровительством МОТ. В ней обозначены стандарты в вопросах найма, обучения, условий труда и жизни, отношений на производстве. В 1980 г. ГА ООН одобрила систему многосторонне согласованных справедливых правил и принципов для контроля запретительной деловой практики; в 1994 г. ЭКОСОС издал обзор по вопросам учета и отчетности транснациональных корпораций, делающих информацию об их деятельности более транспарантной.
|
Важной правовой основой деятельности ТНК стали соглашения двух и более корпораций о производственной кооперации. В 1982-1985 гг. были заключены соглашения о международной кооперации 151 крупнейшими корпорациями. Эта форма правового обеспечения деятельности ТНК, повышения ее эффективности наиболее результативна для договаривающихся между собой ТНК. Кооперационные соглашения между ТНК обеспечивают не только выигрыш в самом процессе производства, но и улучшают возможности совместного (принимающей страны и ТНК) выступления на рынке. Отдельные аспекты деятельности ТНК могут регулироваться ТРИМС (Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер) и ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности), принятым Уругвайским раундом ГАТТ/ВТО (1994 г.).
В 2003 г. (июль) Комиссия по правам человека одобрила проект конвенции “Нормы ответственности транснациональных корпораций”, в которой на ТНК возлагались те же обязательства, что и на государства. В соответствии с конвенцией ТНК обязаны будут воздерживаться от загрязнения окружающей среды и нарушения прав человека, придерживаться правил честной игры в бизнесе, маркетинге и рекламной деятельности, обеспечивать безопасность потребителей и высокое качество предлагаемых ими товаров и услуг, а также безопасных и здоровых условий работы. Пока данный проект не приобрел силу конвенции.
В последние годы определенные надежды возлагаются на попытку ввести в качестве нового компромисса понятие “социальная ответственность бизнеса”. Ее сторонники исходят из того, что такая позиция соответствует интересам крупного бизнеса, поскольку при игнорировании социальной ответственности ТНК могут нести финансовые потери.
|
Основную роль в регулировании деятельности ТНК в настоящее время выполняют национальные законодательства, регламентирующие допуск и условия деятельности ПИИ в их экономиках. И это понятно, так как именно ПИИ обеспечивают более половины всего притока финансовых ресурсов в развивающиеся страны, намного превышая по своим объемам официальную помощь на цели развития (ОПР).
Страны продолжают либерализацию режимов допуска ПИИ в свои экономики. Это один из опосредованных способов регулирования деятельности ТНК. По данным ЮНКТАД только в 2004 г. в законодательствах стран, регулирующих ПИИ, было внесено 271 изменение. Большая часть из них (235) открывала новые области для ПИИ и вводила новые меры стимулирования.
Процесс нарастания либерализации инвестиционного режима для ПИИ налицо. С каждым годом все большее количество стран вводит благоприятные изменения. Так, если в 1991 г. только 36 стран изменили свой режим принятия ПИИ, то в 2004 г. — уже 102 государства, или почти в 3 раза больше. За этот же период число благоприятных изменений выросло тоже почти в 3 раза. Нельзя не видеть, что количество неблагоприятных изменений также растет. Их абсолютная величина выросла в 8 раз, а доля — в 5,5 раза в общем количестве поправок. В 1991 г. она составляла 2,4%, а в 2004 — 13,2%. Это имело место в основном в странах Латинской Америки и Африки, где произошли политические изменения и был ужесточен режим регулирования ПИИ, особенно в сфере природных ресурсов.
Благоприятные изменения нашли выражение в снижении ставки налогообложения доходов компании (20 стран), а также в увеличении количества двухсторонних инвестиционных договоров (на международном уровне) (ДИД — 2392) и договоров об избежании двойного налогообложения (ДИДН — 3559). На региональном и глобальном уровнях заключаются и новые международные инвестиционные соглашения, которые способствуют повышению открытости страны для ПИИ. В международные соглашения все чаще вносятся новые положения, регулирующие инвестиции в страну, а также порядок разрешения споров по данным вопросам, количество которых также увеличивается.