Перспективы развития Западно-Сибирского экономического района.




КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему «Западно-Сибирская железная дорога»

 

Выполнила:Студенка группы ЭЭД-211 Лихтенвальд А

Проверила:Доцент Королькова Н.В.

 

 

 

 

Введение

Транспорт является важнейшей составляющей инфраструкту­ры. Недооценка роли транспорта всегда отрицательно отража­ется на социально-экономическом развитии страны. Являясь частью инфраструктуры, транспорт «физически» обеспечивает обмен товарами. Как субъект рынка транспорт продает свои ус­луги по перемещению грузов и пассажиров. Ведь процесс про­изводства продукции можно считать законченным, если эта про­дукция доставлена потребителю. Доля транспортных издержек в конечной цене продукции достигает 15-20%, но может быть и выше. Авторы многих отечественных изданий, в том числе и учебной литературы, характеризуя результаты работы транс­порта, нередко используют термин «транспортная продукция», которая якобы создается и потребляется в процессе перевозок грузов и пассажиров. Использование этого термина не право­мерно. В законодательстве Российской Федерации нет ни одного документа, рассматривающего транспортную деятельность ина­че, чем услуга. Прежде всего транспорт не производит новой ве­щественной продукции, а лишь оказывает услуги по ее продви­жению в сфере обращения. Услуги транспорта в отличие от вещественной продукции невозможно накапливать и отделять от конкретных объектов перевозки — грузов или пассажиров. Однако и здесь имеются существенные особенности. Так, если после транспортировки груза его стоимость возрастает на вели­чину, равную тарифной плате за перевозку, то после доставки пассажира такого же вывода сделать нельзя, поскольку человек не имеет стоимости. Перевод российской экономики на рельсы рыночного хозяйствования означает усиление ориентации на потребителя и требует от транспорта наряду со снижением его перевозочных затрат ценовой доступности, регулярности, рит­мичности и безопасности экономических связей, складывающих­ся между изготовителями и потребителями продукции. Практика показывает, что экономические потери, вызываемые низким уровнем транспортного обслуживания или дефицитом провоз­ных возможностей транспорта, как правило, выше затрат, необ­ходимых для повышения этого уровня или ликвидации указан­ного дефицита.

Экономико-географические особенности нашей страны выдвигают железнодорожный транспорт на первый план в транспортной системе. Вытянутой главной хозяйственной полосы на несколько тысяч километров требует круглогодичного обеспечения массовых перевозок грузов в направлениях, которые водный транспорт не может обеспечить, прежде всего, из-за меридионального направления речных путей. Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года и большой скоростью (по сравнению с водным транспортом), способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, низкой себестоимостью перевозок. Он принимает на себя основную часть потоков массовых грузов (угля, руды, леса, зерна, металла и т.д.). На долю ж/д транспорта приходится около 85% всего грузооборота страны. По этому показателю Россия значительно опережает все ведущие мировые державы. Такая популярность железнодорожного транспорта связана с его дешевизной по сравнению с автомобильным. А водный транспорт, хотя и имеет более низкую стоимость, в условиях сурового российского климата может эксплуатироваться только 6-7 месяцев в году. Средняя стоимость перевозки грузов по железной дороге в России составляет 18 USD за 1000 тонно-километров, в США этот показатель составляет 22 USD. Большой грузооборот в железнодорожном транспорте достигается за счет больших расстояний, на которые доставляются грузы. В среднем грузы доставляются на 1 573 км. А наибольшее расстояние транспортировки имеет кокс для металлургической промышленности, в среднем его доставляют на расстояние 2 453 км. Перевозки пассажиров железнодорожным транспортом подразделяются на пригородное сообщение и сообщение дальнего следования. Стоимость перевозок по пригородным маршрутам и маршрутам дальнего следования рассчитываются по различным тарифам. Из общего количества пассажирооборота, маршруты дальнего следования занимают около 70% всех пассажиро-километров, а пригородные и внутригородские – 30%.

 

В моей курсовой работе, будет говориться о Западно-Сибирской железной дороге.

Цель курсовой работы - на основе литературных, статистических и картографических источников составить экономико-географическую характеристику района тяготения железной дороги и определить структуру и направления основных грузопотоков.

Западно-Сибирская железная дорога - одна из ведущих железных дорог в транспортной системе страны. Является частью Великого Транссибирского пути, до сих пор считающегося самым грандиозным в мировой железнодорожной практике. Дорога связывает районы Сибири и Дальнего Востока со всеми районами страны.

Западная Сибирь выделяется запасами топливно-энергетических ресурсов. Здесь расположены Кузнецкий, Горловский, Обь-Иртышский угольные бассейны и западная часть Канско-Ачинского бассейна. В связи с этим, Западно-Сибирская железная дорога обслуживает крупнейшие промышленные районы по добыче угля и руд, нефтепереработке, а также заготовке и обработке леса, предприятия энергетической, химической и металлургической промышленности, станкостроения и другие районы.

 

Р А З Д Е Л I. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
ХАРАК'I'ЕРИСТИКА РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Западно-Сибирская железная дорога проходит по территории Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей, Алтайского края и частично Республики Казахстан. Развернутая длина главных путей магистрали составляет 8986 км, эксплуатационная - 5602 километра.

Западно-Сибирская железная дорога

 

Западно-Сибирская железная дорога строилась как один из участков Великого Сибирского пути. Дорога строилась одновременно с двух сторон. В 1895 г. была сооружена Западно-Сибирская железная дорога от Челябинска до Новосибирска протяженностью 1425 км, в 1897 г. Протяженность дороги на 2015 год составляет — 5602км. Развёрнутая длина главных путей магистрали составляет 8 986 км, эксплуатационная длина — 5602 км. В состав дороги входит часть Транссиба, часть Среднесибирской железной дороги.
Географическое положение и административно-территориальный состав района тяготения.

Западно-Сибирский район занимает обширную территорию в 2 427,2 тыс. км2 (14,2% территории России), на которой расположены Республика Алтай, Алтайский край и пять областей – Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская и Тюменская. В состав Тюменской области входят Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.
На севере Западная Сибирь граничит с Карским морем, на западе – с Урало-Поволжьем, в частности со Свердловской, Пермской областями, Республикой Коми и Ненецким АО, на юге – с Казахстаном и Монголией, на востоке – с Восточной Сибирью, в частности с Красноярским краем, Республикой Хакасия и Тыва.
Западно-Сибирский экономический район занимает большую часть Западно-Сибирской равнины и лишь около 10% его территории занято горными системами Урала, Алтая и Саян.
Местные и транзитные районы тяготения дороги.
Грузонапряженность дороги самая высокая на сети — более 35 млн. т км/км (вдвое выше среднесетевой). Отдельные участки имеют грузонапряженность 100 и более млн. т км/км.
Наиболее крупные пункты отправления и прибытия грузов: Новокузнецк, Новосибирск, Комбинатская, Кемерово, Белово, Островская, Прокопьевск, Томск, Междуреченск, Ленинск-Кузнецкий и др. Дорога осуществляет интенсивные пассажирские перевозки, как в местном, так и транзитном сообщении между районами Сибири и Дальнего Востока с остальными районами страны. Общий пассажирооборот— 12,5 млрд. пассажиро-километров, или 4,5% от пассажирооборота всей сети железных дорог.
Главные топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы района тяготения, транспортно-экономическая оценка их размещения; Величина и местонахождение запасов, качество сырья и топлива, условия их залегания и добычи.
Топливно-энергетический комплекс района занимает ведущие позиции в промышленной структуре — на его долю пришлось 56,2% товарной промышленной продукции.
По выработке электроэнергии район занимает 4-е место в России, уступая Центральному, Уральскому и Восточно-Сибирскому экономическим районам; 57% электропотребления приходится на промышленность, 14% — коммунально-бытовое хозяйство, 7% — строительство. Годовое электропотребление района составляет свыше 125 млрд кВт ч. Затраты на производство 1 кВт электроэнергии здесь обходятся в 3 раза меньше, чем в европейской зоне.
Лесные и водные ресурсы района, их хозяйственное использование.
Для промышленного развития Западной Сибири важное значение имеют ее лесные ресурсы. Покрытая лесом площадь превышает 72 млн. га, а общий запас древесины составляет около 10 млрд. м3 (11% запасов России). Из общего запаса древесины на долю спелых и перестойных наслаждений в лесах приходится 5,8 млрд. м3 (около 12% этих запасов России).
По мере истощения лесных массивов в других районах страны целесообразность более широкого использования западно-сибирских лесов будет возрастать. При этом в первую очередь будут использоваться лесные массивы, лежащие в зоне тяготения к новым железным дорогам, строящихся в Западной Сибири, к нефтяным и газовым месторождениям.
По обеспеченности вводными ресурсами Западная Сибирь уступает лишь Восточной Сибири и Дальнему Востоку. На территории района насчитывается более 2,1 тыс. рек, общая длина которых превышает 250 тыс. км, а общая площадь водной поверхности – 5 млн. га. На долю района приходится около 15% годового стока рек России. Кроме того, в Западной Сибири имеется более 1 млн. озер обшей площадью 10 млн. га.
Речная сеть Западной Сибири развита весьма неравномерно. Почти 1/5 часть ее территории – Кулундинская и Барабинская бессточные котловины – вообще лишена крупных рек. Реки и озера Западной Сибири представляют собой большую ценность для рыбного хозяйства, поскольку сосредотачивают значительные ресурсы ценных видов рыб – сиговых, осетровых и лососевых. Большие ресурсы частиковых рыб имеются в многочисленных озерах, в том числе слабосолоноватых.
Особенности энергетики района. Крупнейшие тепловые, атомные и гидроэлектростанции, их географическое размещение, используемые энергоресурсы.
В Западной Сибири ведущая роль принадлежит тепловым электростанциям. Сургутская ГРЭС (3,1 млн. кВт) расположена в центре региона. Основная же часть электростанций сосредоточена на юге: в Кузбассе и прилегающих к нему районам. Там расположены электростанции, обслуживающие Томск, Бийск, Кемерово, Новосибирск, а также Омск, Тобольск и Тюмень. Гидроэлектростанция построена на Оби около Новосибирска. А так же были построены мощные тепловые электростанции на попутном и природном газе (Нижневартовская и Уренгойская). Атомных электростанций в районе нет. Население — 16 593 236 человек. Третий по площади район страны и самый густонаселенный в восточной экономической зоне. Имеется 2 города-миллионера —Новосибирск, Омск.

Население района многонационально: 90% русского населения.

Характеристика района тяготения железной дороги по плотности
населения будет представлена в Таблице 1.

 

Таблица 1

Характеристика района тяготения железной дороги по плотности населения

  Административно- территориальная единица Территория тыс.км2 Численность населения, тыс. чел. В том числе население В %% ко все населению Плотность населения, чел/км2
Городское Сельское Городское Сельское
Новосибирская область 178,2тыс. км² 2 746 822 чел. чел чел 78,1 % 21,9% 15,54 чел./км2
Тюменская область 1435200 км² 3 581 293 чел. 2 862 679 чел чел 79,19% 20,81% 2,47 чел./км2
Омская область 141140 км² 197760 чел чел   72,19% 27,81% 14,01 чел./км2
Томская область 316900км² чел   чел   чел 71,78% 28,22% 3,43 чел./км2
Ханты-Мансийский АО 534 800 км² 1 625 501чел 1485 375 чел чел 91,38 % 8,62% 3,04 чел./км2
Ямало-Ненецкий АО 769 000 км2 чел 452 570 чел 87 415 чел 84,7 % 15,3% 0,69 чел./км2
Алтайская край 169 100 км² 2 390 638 чел. 1 335 638 1 049 174 56,2 % 43,8% 14,15 чел./км2
Республика Алтай 92 903 км² 215 263 чел 59 720 151 394 28,65 % 71,35% 2.32 чел./км2
Кемеровская область 95 500 км² 2 724 990 чел. 2 335 522 389 468 85,95 % 14,05% 28,39 чел./км2
Итог:              
                   

 

Главные отрасли промышленности,определяющие специализацию в комплексном развитии хозяйства: угольная, нефтяная, газовая, металлургическая, машиностроительная, химическая, лесная, текстильная, строительных материалов, пищевая.
Западно-Сибирский экономический район по промышленному потенциалу занимает 3-е место в Российской Федерации (14,49%), уступая Центральному (18,7%) и Уральскому (17,9%) районам.
На общероссийском фоне район выделяется производством топлива (нефть, газ, уголь), электроэнергии, проката черных металлов, этилена, автопокрышек, грузовых вагонов, гусеничных тракторов, энергетического оборудования, вывозкой древесины, зерна и т.д.
Ведущие отрасли: топливная промышленность (56,2% промышленной продукции), электроэнергетика (12%), пищевая промышленность (8,4%), машиностроение (8,2%), химическая промышленность (5,3%), черная металлургия (3,4%), промышленность стройматериалов (2,9%), лесная промышленность (1,7%). цветная металлургия (0,9%).
Угольная. Кузнецкий, Горловский, Обь-Иртышский угольные бассейны и западная часть Канско-Ачинского бассейна. Общегеологические запасы оцениваются в 953 млрд. т, или 16,9% общероссийских запасов. По запасам и качеству углей выделяется Кузнецкий бассейн, в котором сосредоточено 725 млрд. т угля. Объем добычи кузнецких углей при необходимости может быть увеличен до 350 млн. т в перспективе.
Нефтяная. По величине эксплуатируемых и подготовленных к эксплуатации запасов нефти на Западную Сибирь приходится 65%. На территории региона можно выделить четыре нефтеносных района: Центральный (Приобский), Северный, Восточный и Западный.
Газовая. В Западной Сибири сосредоточено почти 54 трлн. куб. м газа и газоконденсата: свыше 50 трлн. куб. м приходится на Тюменскую, 3,5 трлн. куб. м — на Томскую область.
Металлургическая. Общие запасы железных руд оцениваются в 4,5 млрд. т. и сконцентрированы в Горной Шории и Горном Алтае. Железные руды Горной Шории (Кемеровская область) являются сырьевой базой Кузнецкого металлургического комбината (КМК). Основные месторождения — Темиртау, Таштагол, Шалымское, Шерегешское, Ташельгинское. На территории Западно-Сибирской равнины открыт крупнейший в мире железорудный бассейн площадью около 260 тыс. кв. км. Бакчарское месторождение (Томская область) занимает площадь в 16 тыс. кв. км. Рудный горизонт месторождения составляет 20—70 м и залегает на глубине 160 — 200 м. Руды содержат до 45% железа, а также примеси фосфора и ванадия.
Машиностроительная. В структуре машиностроительного комплекса слабо развиты специализация и кооперирование; незначителен удельный вес подетальной специализации, которая получила развитие только в тракторном, сельскохозяйственном машиностроении и вагоностроении. Здесь нет ни одного специализированного завода по производству литья, поковок, штамповок, сварных конструкций и пластмассовых изделий для машиностроения. Производство этой продукции осуществляется в цехах машиностроительных предприятий. Из-за недостаточной технической оснащенности этих цехов и низких масштабов производства стоимость 1 т литья в 3—5 раз дороже, чем на специализированных заводах. На территории Западной Сибири эффективно размещать металлоемкие, энергоемкие отрасли машиностроения. В металлоемких отраслях по сравнению с европейской зоной приведенные затраты увеличиваются незначительно (0,6%), а в трудоемких они составляют 3,4%.
Лесная. Лесной и лесоперерабатывающий комплекс Западной Сибири представлен вывозкой древесины и ее механической переработкой. В районе отсутствует целлюлозно-бумажное производство. Леса к югу от Транссибирской железнодорожной магистрали истощены нерациональными рубками прошлых лет (лесистость здесь не превышает 20%). Большая часть лесов расположена в районах с низким уровнем хозяйственного развития. Перерабатывается только половина древесного сырья, ежегодно 6—7 млн. куб. м отходов от лесосеки и лесопиления не используются, хотя они могли бы заменить 20—22 млн. куб. м деловой древесины.
Химическая. Химический комплекс базируется на местном сырье. Крупнейшими узлами химического комплекса Западной Сибири являются Кемерово, Томск, Тобольск, Омск и Барнаул.
Текстильная. В структуре легкой промышленности региона важное место занимают швейная, трикотажная и текстильная подотрасли; недостаточно развито галантерейное производство. Ведущее место в производстве продукции пищевой промышленности занимают Алтайский край, Новосибирская и Омская области — почти 70% товарной продукции; на Томскую и Тюменскую области приходится 18%, на Кемеровскую область —12%.
Пищевая. Важная проблема пищевой отрасли — износ основных фондов. Свыше 60% предприятий пищевого комплекса работает на старом оборудовании, износ основных фондов достигает 60—80%. На долю мясной подотрасли приходится почти 40% товарной продукции пищевой промышленности Западной Сибири, молочной промышленности — 29%.
Сельское хозяйство района тяготения железной дороги. Показать специализацию отдельных районов тяготения дороги. Установить связь сельского хозяйства с обрабатывающей промышленностью.
В южной части региона расположена зона лесостепи и степи, располагающая плодородными почвами, ресурсами тепла и влаги; здесь хорошо развито земледелие и скотоводство, а также производство пшеницы. По размерам посевных площадей Западная Сибирь занимает 2-е место (13,6%), уступая Поволжскому (22,0%) району. Западная Сибирь производит 12% пшеницы в стране, 11% молока и 12% мяса.
Технические культуры — сахарная свекла, подсолнечник, лен-кудряш и лен-долгунец — занимают 1,7% пашни.
Выращивание сахарной свеклы в районе связано с большим риском, так как урожай может быть потерян и во время июньской засухи, частой в Западной Сибири, и в дождливую холодную осень. Уборка свеклы совпадает с сезоном уборки зерновых, при этом почти половина урожая убирается вручную, под дождем, а зачастую и в морозы. Урожайность свеклы в среднем составляет 110 ц/га, или в 2 раза меньше, чем в Центрально-Черноземном, и в 2,3 раза меньше, чем в Северо-Кавказском районах. Качество сахарной свеклы, выращенной в Алтайском крае, в 4—5 раз ниже, чем в указанных регионах..

Перспективы развития Западно-Сибирского экономического района.

Таким образом, можно сделать вывод о важности Западно-Сибирского района для России в географическом и экономическом плане. Мы видим, что здесь расположены важнейшие очаги российской экономики, без которых развитие России просто невозможно. Это, естественно, топливно-энергетический комплекс. Отсюда вытекает одна из главнейших современных проблем России: она живет процентов на 90 за счет нефти.
Западно-Сибирский район относится к наиболее перспективным районам страны, но, тем не менее, для дальнейшего его успешного развития необходимы большие вложения. Это связано главным образом с технических обновлением. Остро стоят и внутренние проблемы региона.
В связи с «ударной» промышленностью страдает экология Западной Сибири. И, хотя, ответственные за это лица стараются улучшить положение, проблема еще остается довольно острой.

 

РАЗДЕЛ П. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ
РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Железнодорожный транспорт.
Структура: 4 отделения - Омское, Новосибирское, Алтайское, Кемеровское. Управление дороги: г. Новосибирск.
Местонахождение: на территории Кемеровской, Томской, Омской, Новосибирской областей, Алтайского края и частично Кокчетавской и Павлодарской областей Казахстана.
Создание: в 1961 в результате объединения Омской и Томской ж. д., в 1997 присоединена Кемеровская ж. д.
Эксплуатационная длина: 6181 км, в т.ч. электрифицированных свыше 3000 км (1990). Граничит с Южно-Уральской, Свердловской, Красноярской ж. д, а также Казахстанскими ж. д.
Основные станции: Омск, Комбинатская, Барабинск, Новосибирск, Барнаул, Томск, Тайга, Юрга, Топки, Кемерово, Ленинск-Кузнецкий, Белово, Артышта, Новокузнецк, важнейшие грузовые - Входная, Московка, Инская, Алтайская, Тайга, Кемерово-Сортировочное, Топки.
Эксплуатационная длина дороги 5865,1 км, в т. ч. однопутных линий - 2650,8 км, двухпутных 3168,8 км, трехпутных и более 45,5 км. В состав дороги входят 4 отделения: Омское, Алтайское (г. Барнаул), Кузбасское (г. Кемерово), Новосибирское.
Железнодорожный транспорт играет важную роль в транспортной системе района. Основу железнодорожной сети Западной Сибири составляют три главные магистрали, в значительной части построенные в советские годы и пересекающие с запада на восток западносибирский юг, а также несколько меридиональных линий, связывающих с этими магистралями ведущие промышленные и сельскохозяйственные районы Западной Сибири – Кузбасс, Горную Шорию, Предалтайскую лесостепь, Кулунду, Нижнее Притомье и Причулымье. Наиболее важной из широтных магистралей остаётся и теперь самая северная – Главная Сибирская железнодорожная магистраль с её разветвлением у Омска: через Тюмень – на Екатеринбург и через Курган – на Челябинск. Различия в развитии транспорта в той или другой части района в значительной степени определяются различиями в их природных условиях. Так, основные железнодорожные магистрали проложены по равнине, в степи, с минимальными уклонами, что даёт возможность пропускать тяжелые и сверхтяжелые составы до 100 и более вагонов на большей скорости. А в горной местности, например в Горной Шории и на Алтае, железнодорожное строительство и эксплуатация рельсовых путей связаны со всеми осложнениями, которые влечет за собой горный рельеф. При пересечении наземными путями многочисленных в Западной Сибири рек и их обширных пойм необходимо перекидывать большие и сложные по конструкции мосты, особенно в условиях сильных половодий в северной и срединной полосе района.
Важнейшими направлениями перспективного развития района являются транспортное строительство, особенно железных дорог в районах освоения ресурсов на Крайнем севере, в том числе на полуострове Ямал, реконструкция действующих железнодорожных магистралей, в том числе на транссибирской магистрали.
Речной транспорт.
В Западной Сибири речному транспорту принадлежит заметное место, особенно во внутрирайонных перевозках. Транспорт действует почти исключительно на двух главных речных артериях Западной Сибири – на Оби и Иртыше. Бассейн реки Обь вместе с притоком Иртыш охватывают почти всю территорию Западной Сибири. Этот факт наравне с несильной изрезанностью береговой линии и достаточно пологими берегами (русло реки проходит почти полностью по равнинной местности) делает речной транспорт в Западной Сибири достаточно распространённым. Направление течения с юго-востока на северо-запад делают речную навигацию очень удобной не только для внутрирайонной доставки грузов, но и для связи железнодорожного транспорта с морским. Основной груз для речных перевозок – лес. Его буксируют в плотах по Чулыму, Кети и другим притокам Оби и Иртыша к рейдам, где грузят на суда. Крупнейшими пунктами прибытия плотов являются Асино и Устье Чулыма. Отсюда и из других пунктов лес в судах перевозят в Томск, Новосибирск и Омск. Также большая часть перевозок приходится на минеральные строительные материалы.

 

Морской транспорт.
Роль же морского транспорта для Западной Сибири очень невелика: мелководный Ясмалинский бар вблизи устья Оби не даёт заходить туда крупным морским кораблям, и только речные суда совершают рейсы по Обской и Тазовской губерниям.
На территории Западно-Сибирского района расположены такие крупные морские порты, как Дудинка, Диксон, Хатанга, Тикси.
Трубопроводный транспорт.
Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти.
Нефтяная промышленность сегодня - это крупный народнохозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим закономерностям.
Западно-Сибирский район имеет ведущее значение в газовой и нефтяной промышленностях. Именно поэтому трубопроводный транспорт имеет большое значение. Кроме этого, нефтепроводы сокращают более чем в 3 раза затраты на транспортировку нефти, что также является одной из наиболее важных причин широкого распространения трубопроводного транспорта. Кроме газопровода, идущего с севера на юг (Уренгой - Кузбасс) внутри района, существуют ещё два газопровода, идущих в западном направлении через Уральский район в Казахстан. Кроме того, несколько крупных нефтепроводов пересекают район по всем направлениям: на запад Ноябрьск – Междуреченск; на юг Ноябрьск – Тобольск – Омск; а также нефтепровод, проходящий по югу району через Омск и Новосибирск. Все нефтепроводы, кроме одного (Сургут – Новокузнецк с ответвлением на Томск), имеют ведущее значение.
Крупнейшая в мире система магистральных трубопроводов "Дружба", связавшая между собой социалистические страны Совета экономической взаимопомощи, проходит и в Сибири. По этому нефтепроводу также осуществляется поставка нефти в страны дальнего зарубежья. К числу наиболее известных нефтепроводов Сибирского региона относятся "Нижневартовск–Куйбышев", "Нижневартовск-Усть-Балык", "Усть-Балык–Омск", "Усть-Балык-Уфа-Альметьевск", "Александровское-Анжеро-Судженск" и "Сургут–Полоцк".
Воздушный транспорт.
По югу Западно-Сибирского района проходят воздушные линии всероссийского значения. На долю авиационного транспорта в Западной Сибири приходится большая часть грузовых и пассажирских перевозок. Регулярным воздушным сообщением между собой связаны все областные центры и многие другие, даже небольшие, города.
Авиакомпания "СИБИРЬ" обеспечивает около 90% общего объема работ авиакомпаний Западной-Сибири. На рейсах авиакомпании "Сибири было перевезено большинство пассажиров — 2 604,4 тыс. человек или 88,9% от общего объема работ. Пассажирооборот авиакомпании составил 94,1% от общего показателя в регионе.
Стоит отметить, что во всех крупнейших городах региона, кроме Омска, действуют филиалы авиакомпании "Сибирь", в которых созданы отдельные авиаэскадрильи и группы бортпроводников.
Таким образом, можно выделить несколько наиболее крупных транспортных узлов. На территории Западной Сибири такими узлами являются:

 

Тюмень (трубопроводный, железнодорожный и речной транспорт)
Тобольск (трубопроводный, железнодорожный и речной транспорт)
Омск (трубопроводный, железнодорожный и речной транспорт)
Томск (трубопроводный, железнодорожный и речной транспорт)
Новосибирск (нефтепровод, железнодорожный и автомобильный транспорт)
Барнаул (железнодорожный и автомобильный транспорт)
Сургут (трубопроводный, железнодорожный и речной транспорт)
Нижневартовск (трубопроводный, железнодорожный и речной транспорт)
Новый Уренгой (газопровод, железнодорожный и речной транспорт)
Бийск (автомобильный, железнодорожный и речной транспорт)

РАЗДЕЛ III. РАСЧЕТ ГУСТОТЫЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЕТИ ПО
ОБЛАСТЯМ, КРАЯМ И РЕСПУБЛИКАМ ВХОДЯЩИМ В РАЙОН
ТЯГОТЕНИЯ И ПО РАЙОНУ ДОРОГИ В ЦЕЛОМ

 

Расчет густоты будет представлен в Таблице 2.

 

Административно -территориальная единица Территория, тыс.км2 Эксплуатационная длинажелезных дорог, км Густота железных дорог, км
Республика Алтай 93,3   8,3
Алтайский край 168,1   9,4
Кемеровская область 96,0   18,0
Новосибирская область 178,2   0,8
Омская область 141,1   5,3
Томская область 314,3   10,9
Тюменская область 144,1   7,1
Ханты-Мансийский автономн. округ - Югра 535,3   2,0
Ямало-Ненецкий автономный округ 770,2   7,6
Итоги по району дороги 2440,6   6,7

 

Таблица 2

Расчет густоты железнодорожной сети на 1000 км2 территории

 

РАЗДЕЛ 1V. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ СПРОСА НА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ,СТРУКТУРЫИ НАПРАВЛЕНИЙ OCHOBНЫX ГРУЗОПОТОКОВ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: