Ананьева Дарья Евгеньевна
Рыжкова Виктория Андреевна
МОУ «Новокаолиновая СОШ»
Руководитель:
Маканова Зайтуна Шакировна,
учитель географии
МОУ «Новокаолиновая СОШ»
п. Новокаолиновый
Паспорт проекта
Наименование проекта | Герои Отечества – Наши земляки. Судьба человека. | |
Проблема | У нас в районе запущен проект «Замечательные люди Карталинского района», по окончанию которого будет издан сборник, в который войдёт история и судьбы орденоносцев, почётных жителей, заслуженных людей, внёсших значительный вклад в развитие нашего края. В нашем посёлке было более 120 ветеранов ВОВ, из четырёх участников афганской войны, один погиб при исполнении интернационального долга и посмертно награждён орденом Красной Звезды. У многих ветеранов есть ордена и медали. В нашем посёлке есть люди, которые стояли у истоков строительства завода и возрождения посёлка, почётные жители, почётные строители, заслуженные учителя. Мы очень хотим, чтобы наши односельчане вошли в этот сборник. Поэтому, занимаясь в научном обществе учащихся нашей школы, мы ставим перед собой задачи изучения жизни замечательных людей нашего посёлка с целью размещения их судеб в муниципальном сборнике «Замечательные люди Карталинского района». Среди таковых, есть защитники Отечества, которые ценой своей жизни стояли на страже своей Родины и на страже мирного населения других стран. В нашем поселении два земляка погибли при исполнении своего долга: Александр Попов в республике Афганистан и Виктор Майоров в Чеченской республике. О Викторе Майорове нами собрано достаточно информации для того, чтобы его биография и подвиг вошли в муниципальный сборник. | |
Руководитель проекта | Маканова Зайтуна Шакировна, учитель географии высшей категории | |
Участники проекта | ученица 10 класса: Ананьева Дарья Андреевна ученица 9 класса Рыжкова Виктория Андреевна | |
Срок реализации проекта | с октября 2019 года по апрель 2020 года | |
Краткое описание проекта | Проект предусматривает теоретический и практический аспекты. Участники проекта проведут социологический опрос с целью выяснения вопроса о том, что знают учащиеся школы о защитниках Отечества нашего края, участниках горячих точек, о Викторе Майорове. Ребятами будет собран материал об истории жизни Виктора Майорова, его подвиге и гибели. В ходе сбора необходимой информации, будет проведён анализ всех материалов, выступление перед учениками школы о его судьбе, ознакомление с историей жизни защитника. По результатам исследований планируется подготовка проделанной работы к публикации в сборнике муниципального проекта «Замечательные люди Карталинского района» | |
Основная цель проекта | Сбор материалов о Викторе Майорове для включения его истории в муниципальный сборник о замечательных людях нашего края | |
Задачи проекта | 1) найти ответы на вопрос о чеченской войне в ходе изучения литературы и материалов источников сети Интернет; 2) раскрыть сущность и важность изучаемых вопросов; 3) собрать материал о Викторе Майорове; 4) на основе анализа воспоминаний родителей Виктора Майорова, описать биографию героя; 4) проанализировать семейные архивы, фотографии семьи Майоровых, архивные материалы музея; 5) подготовить материалы проекта для публикации в муниципальном сборнике; 6) провести беседы с учениками школы по материалам проекта о Викторе Майорове; 7) на примере жизни героя, способствовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения. | |
Методы реализации проекта | 1. Социологический опрос. 2. Изучение архива музея п. Новокаолиновый, семейных архивов и фотоархивов. 3. Организация встреч, проведение бесед, запись воспоминаний. 4. Включённое наблюдение. 5. Анализ собранных материалов, корректировка. 6. Редактирование и подготовка материалов для муниципального сборника. | |
Календарный план реализации проекта | 1.Разработка проекта – октябрь 2019 года по апрель 2020 года 2. Изучение и анализ информации о Чеченской войны, сбор фактических данных – октябрь, ноябрь 2019 года. 3. Проведение социологического опроса в школе, анализ результатов, принятие решения – ноябрь 2019 года. 4. Работа в музее по изучению архивных документов – декабрь, январь 2020 года. 5. Изучение истории жизни Виктора Майорова – январь, февраль, март 2020 года. 6. Редактирование, доработка, корректировка полученных материалов – февраль, март 2020 года. 7. Оформление материалов проекта, портфолио проекта, разработка презентации, подготовка к защите. 8. Подготовка материалов для размещения в муниципальном сборнике – по мере запроса от Администрации Карталинского муниципального района. | |
Ожидаемые результаты | Учащиеся школы познакомятся с биографией, историей жизни нашего земляка, участника горячей точки в Чеченской республике. Его жизнь станет примером для школьников, особенно младшего возраста, которые о нём вообще ничего не знают. А старшеклассники будут гордиться подвигом нашего земляка. Ходатайство перед Администрацией Карталинского района будет практичным и биография Виктора Майорова войдёт в муниципальный сборник о замечательных людях нашего района. | |
Партнёры проекта | Администрация Карталинского муниципального района, «МОУ Новокаолиновая СОШ», Глава Елениского сельского поселения, историко – краеведческий музей г. Карталы, с. Еленинка, п. Новокаолиновый |
|
|
|
Актуальность и важность поставленной проблемы
Администрация Карталинского муниципального района запустила проект «Замечательные люди Карталинского района», по окончанию которого будет издан сборник, в него войдут история и судьбы орденоносцев, почётных жителей, заслуженных людей района, внёсших значительный вклад в развитие и процветание нашего края. В нашем посёлке было более 120 ветеранов Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы. Из четырёх участников афганской войны, один погиб при исполнении интернационального долга и посмертно награждён орденом Красной Звезды. В нашем посёлке есть люди, которые стояли у истоков строительства завода и возрождения посёлка Новокаолиновый, которые получили звания «Почётный житель», «Почётный строитель», «Заслуженный учитель». В нашем посёлке есть мать – героиня.
Среди земляков, есть участники Чеченской войны. Виктор Майоров погиб при исполнении служебного долга. Мы очень хотим, чтобы биография Виктора Майорова, как и других земляков, вошла в этот сборник, оставила память для подрастающего поколения. Поэтому, целью нашего проекта является: сбор материалов о Викторе Майорове для включения его истории в муниципальный сборник о замечательных людях нашего края. Для достижения цели мы поставили выполнение и решение следующих задач:
1) найти ответы на вопрос о чеченской войне в ходе изучения литературы и материалов источников сети Интернет;
2) раскрыть сущность и важность изучаемых вопросов;
3) собрать материал о Викторе Майорове;
4) на основе анализа воспоминаний родителей Виктора Майорова, описать биографию героя;
4) проанализировать семейные архивы, фотографии семьи Майоровых, архивные материалы музея;
5) подготовить материалы проекта для публикации в муниципальном сборнике;
6) провести беседы с учениками школы по материалам проекта о Викторе Майорове;
7) на примере жизни героя, способствовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Для решения поставленной проблемы мы использовали следующие методы:
1. Социологический опрос.
2. Изучение архива музея п. Новокаолиновый, семейных архивов и фотоархивов.
3. Организация встреч, проведение бесед, запись воспоминаний.
4. Включённое наблюдение.
5. Анализ собранных материалов, корректировка.
6. Редактирование и подготовка материалов для муниципального сборника.
Мы считаем, что поставленная цель будет достигнута и история нашего героя войдёт в муниципальный сборник «Замечательные люди Карталинского района».
Сбор и анализ
разноплановой информации по избранной проблеме
Мы, школьники, мало что знаем об этой чеченской войне. Как жаль, что история жизни и участия наших земляков не записана с их слов, никто не мог предусмотреть тот факт, что они никогда не вернутся на свою Родину.
Без сомнения, война оставила глубокий след в душе участников этой страшной, так называемой гражданской войны, унесла много жизней наших молодых защитников не только срочной службы, но контрактников. Она научила их по-настоящему ценить жизнь, дружбу, сделала их волевыми людьми: серьезными, ответственными.
При беседе с родителями Виктора Майорова, мы переживали и сострадание, скорбь и страх, грусть за них. При записи их воспоминаний о сыне хотелось заплакать, как тяжело они переносят эту боль… В то же время, испытывали чувство гордости за Майоровых, что воспитали Виктора решительным, честным, любящим свою родную землю, Родину.
Прошло немало лет с того момента, как завершилось чеченская война, но тема этой войны продолжает оставаться актуальной и по настоящее время. Она отозвалась глубокой болью в сердце нашего народа, отняла многие тысячи молодых жизней, опустошила души ставшихся в живых, осиротила матерей, жён и детей. Боль тех, чьи родные и близкие, павшие в боях, уже никогда не вернутся домой, не утихнет никогда. И еще долго поколение «чеченцев»- людей, прошедших войну, узнавший цену человеческой жизни, так не похоже будет на своих никогда не воевавших сверстников. Виктор Майоров, наш земляк, уроженец села Еленинка, погиб в чеченской войне при исполнении служебного долга.
При работе над исследованием и изучением данной проблемы, мы рассмотрели материалы о чеченской войне. Воспоминания родителей Виктора Майорова восстановили его детство и школьные годы. Понять его короткую жизнь помогли фотографии, богатый материал поселкового музея. В работе использовали материалы сети Интернет о чеченской войне, посещение дома, где родился и жил Виктор. Изучением истории жизни участников и героев чеченской войны в нашем посёлке никто не занимался, но небольшой материал был собран сотрудниками поселкового музея и сельской библиотеки.
Результаты исследования и изучения жизни героя, были обработаны и рекомендованы для проведения классных часов, мероприятий по изучению замечательных людей посёлка и переданы в музей. Основные положения докладывались на мини конференции научного общества учащихся школы.
Научно – исследовательская работа была представлена учащимся 5-7 классов для более глубокого ознакомления с жизнью и геройской смертью воина – участника горячей точки.
Результаты исследования и изучения жизни односельчан, предполагается после обработки и оформления, рекомендовать для проведения классных часов, мероприятий по изучению замечательных людей посёлка, передать в историко – краеведческий музей нашего посёлка, а Администрацию района для включения биографии Виктора Майора в муниципальный сборник.
Программа действий, которую предполагает выполнить команда
1) Подготовить и обосновать финансово-экономическую сторону разработки проекта.
2) Провести социологический опрос среди учащихся школы и проанализировать данные социологического опроса, сделать выводы полученных данных.
3) Выявить проблематику, обозначить тему проекта, основную цель, сформулировать задачи для достижения цели и реализации этапов проекта.
4) Определить методы достижения цели.
5) Работа в определении и корректировке необходимых материалов для включения в муниципальный сборник.
6) Работа в музее с целью поиска информации о нашем земляке – Викторе Майорове.
7) Изучить фотоматериалы, документы семейного архива Майоровых.
8) Проанализировать ранее проведённые исследования учениками нашей школы о чеченской войне, её участниках – наших земляках.
9) Изучить и проанализировать газетный материал, литературу.
10) Изучить материалы в библиотеке школьной и поселковой с целью поиска информации.
11)Провести встречи с родителями Виктора Майорова, посетить его родной дом, где он родился и жил.
12)Сделать записи воспоминаний родителей, изучить и проанализировать семейные архивы.
13)Систематизировать собранный материал.
14)Подготовить материалы исследований для разработки презентации, выполнить план защиты.
15)Оформить материалы проекта и подготовить для размещения в сборнике.
Осуществление деятельности по реализации проекта
1. Выявление учащихся для помощи в проведении исследования, подготовка их к работе над проектом.
2. Актуализация знаний и формирование представлений о предстоящем проекте.
3. Проверка знаний и умений, необходимых для социально-значимой деятельности.
4. Распределение обязанностей команды для выполнения разных частей проекта.
5. Проведение социологического опроса и обработка результатов.
6. Сбор и анализ различной информации по интересующей проблеме: литература, сеть Интернет, музей, материалы СМИ, встреча и беседа с родителями Виктора Майорова.
7. Разработка вариантов решения проблемы.
8. Составление плана деятельности автора проекта с помощниками – учениками исследователями.
9. Подготовка материалов для муниципального сборника.
10. Доработка, редактирование, корректировка собранных материалов.
11. Реализация плана действий.
12. Подготовка материалов для размещения в муниципальном сборнике.
13. Рефлексия.
Вопросы для социологического опроса
№ | Вопросы |
Знаете ли вы, в каком году была первая чеченская война? | |
В каком году началась вторая чеченская война? | |
Знаете ли вы, сколько было участников чеченской войны из нашего поселения? | |
Знаете ли вы, кто такой Виктор Майоров? | |
Где работал Виктор Майоров? | |
Знаешь ли ты, как погиб Виктор Майоров? | |
В каком году погиб Виктор Майоров? | |
Знаешь ли, что названо именем Виктора Майорова в нашем крае? | |
Хотел бы ты быть похожим на Виктора Майорова? |
Всего опрошено 87 человек с 5 по 11 классы. В ходе обработки результатов, были получены следующие результаты:
№ | Вопросы |
Знают год начала войны – 17 Ничего не знают – 70 | |
Не знают – 71 Знают - 16 | |
Не знают – 71 Знают - 16 | |
Не знают – 79 Знают - 8 | |
Не знают – 78 Знают, что служил в ОМОНе - 19 | |
Знают, что погиб при исполнении служебного долга - 26 Знают, что воевал в Чеченской республике – 26 Знают, что он жил в селе Еленинка – 30 Не знают его - 31 | |
Не знают – 78 Знают - 9 | |
Не знают ничего - 52 Знают, что в селе Еленинка есть улица Майорова - 35 | |
Да - 57 Нет - 13 Не знаю -17 |
Выводы:
- большая часть учащиеся школы, что составляет порядка 80-81% не ориентируются в периодах начала и первой, и второй чеченской войн
- всего лишь 18,4% опрошенных учащихся знают, сколько участников чеченской войны в нашем посёлке
- всего около 10 % учащихся знают, кто такой Виктор Майоров
- около 22% процентов, учащихся знают, что Виктор Майоров служил в ОМОНе г. Магнитогорска
- 10,3% учащихся знают, когда и при каких обстоятельствах погиб Виктор Майоров
- 40% учащихся знают, что в селе Еленинка есть улица, названная в честь Виктора Майорова
- 19,5% не могут однозначно сказать, что хотели бы быть похожим на Виктора Майорова, около 15% ответили, что не хотели бы быть таким, как Виктор Майоров, 65,5% дали положительный ответ.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный этап.
1) Создание группы для выполнения и решения задач проекта.
2) Определение проблематики, названия проекта. Разработка этапов проекта.
3) Обоснование актуальности выбранной темы и важности для своего населённого пункта, муниципального района, своего региона и страны в целом.
4) Обозначение основной цели, разработка шагов достижения цели.
5) Обсуждение и выполнение задач для достижения поставленной цели проекта.
7) Распределение обязанностей между членами группы.
2. Основной этап.
1) Обоснование и определение финансово-экономической стороны разработки проекта. Составление сметы расходов.
2) Проведение социологического опроса среди учащихся школы, анализ результатов.
3) Изучение истории жизни Виктора Майорова в ходе сбора материалов.
4) Сбор и систематизация материалов.
5) Подготовка собранных материалов для включения в муниципальный сборник.
6) Доработка материалов, сбор дополнительной информации.
7) Оформление проекта.
3. Заключительный этап.
1) Обсуждение и корректировка собранных материалов.
2) Оформление и создание портфолио.
3) Оформление собранных материалов в папку.
4) Защита проекта на школьной конференции и муниципальном этапе областной акции «Я гражданин России».
5) Выступление на районной научно – практической конференции.
6) Рефлексия.
7) Анализ работы команды.
8) Планирование дальнейшей работы.
Материалы проекта, полученные в ходе работы над проектом
Введение
Виктор Майоров – наш земляк, уроженец посёлка Еленинка Карталинского района, геройски погиб, принимая участие в боевых действиях на территории Чеченской республики. Занимаясь в научном обществе учащихся, мы ставим перед собой задачи изучения жизни знаменательных людей нашего края. Моя работа посвящена памяти героя чеченской войны.
Объектом научного исследования стало изучение истории чеченской войны, жизни и смерти Виктора Майорова. С целью получения материалов, определяющих место и роль темы в жизни общества, я поставила перед собой цель: сбор материалов о Викторе Майорове для включения его истории в муниципальный сборник о замечательных людях нашего края. В связи с этим, потребовалось решение некоторых задач:
1) найти ответы на вопрос о чеченской войне;
2) собрать материал о Викторе Майорове;
3) раскрыть сущность и важность изучаемых вопросов;
4) на основе анализа воспоминаний родителей, составить историю жизни героя;
5) на примере жизни героя, способствовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
При работе над исследованием и изучением данной проблемы, мы рассмотрели материалы о чеченской войне. Воспоминания родителей Виктора Майорова восстановили его детство и школьные годы. Понять его короткую жизнь помогли фотографии, богатый материал поселкового музея. В работе использовали материалы сети Интернет о чеченской войне, посещение дома, где родился и жил Виктор. Изучением истории жизни участников и героев чеченской войны в нашем посёлке никто не занимался, но небольшой материал был собран сотрудниками поселкового музея и сельской библиотеки.
Результаты исследования и изучения жизни героя, были обработаны и рекомендованы для проведения классных часов, мероприятий по изучению замечательных людей посёлка и переданы в музей. Основные положения докладывались на мини конференции научного общества учащихся школы.
Материалы проекта были представлены учащимся 5-7 классов для более глубокого ознакомления с жизнью и геройской смертью воина – участника горячей точки, могут быть предложены при изучении курса регионального курса изучения «История Южного Урала». Предполагается написать заметку в газету «Карталинская новь» о Викторе Майорове ко дню его гибели – 2 июля.
Глава 1. История чеченской войны.
1.1. Причины чеченской войны.
Война Российской Федерации началась с одним из своих субъектов — Чеченской Республикой, заявившей в конце 1991 года о своей государственной независимости. Собственно, российско-чеченская война началась 11 декабря 1994 года вторжением федеральных войск в Чечню. Этому предшествовал трехлетний процесс отдаления чеченских властей от Москвы, начатый осенью 1991 года под руководством бывшего генерала Советской Армии Джохара Дудаева, избранного первым президентом Чечни [1].
11 декабря 1994 года в 8 часов начался ввод российской Объединённой группировки войск (ОГВ) в Чечню. Войска продвигались тремя колоннами с трех направлений: Моздокского, Владикавказского и Кизлярского. Эти действия сразу вызвали неприятие на Кавказе [2].
Ход вооруженной борьбы в декабре 1994 года - первой половине января 1995 года сопровождался для российских войск серией неудач, а ночной штурм Грозного в новогоднюю ночь стал военной катастрофой. По зарубежным данным, из 250 единиц бронетехники большая часть была уничтожена, сотни российских военнослужащих погибли, многие попали в плен [3].
К 22 февраля 1995 года российская армия установила контроль над Грозным и начала продвижение в южные районы Чечни, в конце марта взяты штурмом Шали, Аргун и Гудермес. К лету 1995 года дудаевские вооруженные формирования находились на грани разгрома. Однако произошло событие, резко изменившее ход боевых событий: 14 июня 1995 года состоялся рейд отряда боевиков под командованием Шамиля Басаева на город Буденновск, сопровождавшийся массовым захватом заложников в городе. Эта акция привела к гибели 150 мирных граждан. После теракта в Буденновске начались переговоры российских властей с дудаевскими представителями. Эти переговоры парализовали действия российских силовиков и способствовали полной утрате победы над сепаратистами. Воспользовавшись передышкой, дудаевские боевики вновь стали проникать в населенные пункты Чечни.
После подписания Хасавюртовских соглашений и вывода российских войск в 1996 году мира и спокойствия в Чечне и прилегающих к ней регионах не наступило. В апреле 1996 года Джохар Дудаев был убит в результате ракетного удара, наведенного на сигнал его спутникового телефона [4]. После заключения соглашения о прекращении огня 23 августа 1996 года войска в предельно сжатые сроки с 21 сентября по 31 декабря 1996 года были выведены с территории Чечни. Так закончилась Первая чеченская кампания [2].
В мае 1997 года президенты Ельцин и Масхадов подписали мирный договор между Россией и Чечней, где стороны обязались никогда не использовать силу или угрозу ее применения в отношениях друг с другом [1]. В ночь с 21 на 22 декабря 1997 года вооружённые боевики совершили дерзкое нападение на военный городок мотострелковой бригады, дислоцированной в Буйнакске [5].
В начале марта 1999 года в аэропорту Грозного террористами был похищен полномочный представитель МВД РФ в Чечне Геннадий Шпигун. 7 августа 1999 года с территории Чечни было совершено массированное вторжение боевиков в Дагестан под общим командованием Шамиля Басаева и арабского наёмника Хаттаба. Российские власти предложили ичкерийскому руководству провести совместную с федеральными силами операцию против исламистов в Дагестане. Было также предложено «решить вопрос о ликвидации баз, мест складирования и отдыха незаконных вооруженных формирований, от которых чеченское руководство всячески открещивается» [6]. Более месяца шли бои федеральных сил с вторгшимися боевиками, закончившиеся тем, что боевики были вынуждены отступить с территории Дагестана обратно в Чечню. В эти же дни — 4-16 сентября — в нескольких городах России (Москве, Волгодонске и Буйнакске) была осуществлена серия террористических актов — взрывы жилых домов [6].
Вот всего лишь некоторая хронология событий:
29 сентября 1999 года - Россия выдвинула ультиматум Чечне с требованием выдать организаторов взрывов.
30 сентября 1999 года - начало наступательной операции российских войск в Чечне и второй чеченской войны.
Ноября 1999 - начало длительной осады Грозного.
Январь 2000 года - русские войска, установившие контроль над центром Грозного.
Март 2000 года - чеченцы переходящих к партизанской войне, которая продолжается.
Май 2000 года - введение Владимиром Путиным прямого президентского правления в Чечне [7].
1.2. Что дала нам чеченская война и нужна ли была она?
Совсем немного осталось до очередной памятной "черной" даты в нашем календаре. 11 декабря 2013 года исполнится 19 лет с начала ввода федеральных войск на территорию самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия. К тому времени на ее территории установился бандитский беспредел. Убийства, этническая чистка, геноцид некоренного населения под лозунгом "Чечня для вайнахов!", деньги по фальшивым авизо, похищения людей и работорговля, грабежи пассажирских и грузовых составов - далеко не полный перечень "подвигов" сторонников преступного режима Джохара Дудаева. Эта война стоила России больших материальных потерь, она оплачена жизнями тысяч погибших солдат и офицеров, ставших инвалидами, вернувшихся домой с надломленной психикой. В конечном итоге доставшаяся очень дорогой ценой победа у нашей армии была украдена подписанными в августе 1996 года А. Масхадовым и А. Лебедем так называемыми Хасавюртовскими соглашениями. Преступный режим в Чечне получил передышку, сумел оправиться... В итоге это привело к начавшейся в 1999 года 2-й Чеченской войне ее новым жертвам [8].
Глава 2. Из жизни Виктора Майорова.
2.1. День рождения героя. Детство и школьные годы.
Один из погибших войны чеченской – это мой земляк, Майоров Виктор Владимирович, старшина милиции. 5 сентября 1976 года в селе Еленинка Карталинского района Челябинской области в семье Майоровых – Валентины Афанасьевны и Владимира Петровича (приложение № 1) родился сын Виктор. Одна из первых фотографий Виктора сделана в 4 года (приложение № 2). В 1982 году Виктор поступил в 1 класс средней общеобразовательной школы села Еленинка и в июне 1993 года окончил ее, получив аттестат о полном общем среднем образовании и дополнительное профессиональное образование по автоделу (приложения № 3, 4). Уезжать далеко из дома он не захотел и в том же году устроился на работу в автомобильный гараж совхоза Еленинский автослесарем.
2.2. Служба в армии и последующая работа.
С декабря 1994 года Майоров В.В. проходил срочную военную службу в Воздушно-Десантных Войсках России в должности водителя БТРД. Уволился в запас в звании старшего сержанта в декабре 1996 года.
После службы в армии Виктор вернулся на родину и продолжил работать в родном совхозе слесарем и водителем. В декабре 1997 года женился на Ежовой Елене Владимировне, уроженке села Еленинка. Однако, интерес к воинской службе, привычка к активной жизни, желание найти разнообразную, интересную и по-настоящему мужскую работу, в которой можно испытать все свои способности, подтолкнули Виктора к переезду в город Магнитогорск. В апреле 1998 года он решил подать заявление с просьбой о трудоустройстве в ОМОН. Виктор был со школьной семьи физически здоровым. Прошедший школу солдата в рядах Российской Армии, Виктор достойно проходит все вступительные испытания, и с мая 1998 года служит в должности милиционера - бойца ОМОН при УВД города Магнитогорска. В июле 1999 года в семье Майоровых рождается дочь Ксения.
В октябре 1999 года в составе ОМОН при УВД города Магнитогорска Майоров Виктор выезжает в свою первую служебную командировку в горячую точку. За смелые и решительные действия, проявленные в ходе контртеррористической операции на территории СКР, в январе 2000 года старшему сержанту Майорову В.В. досрочно, в порядке поощрения присваивается очередное специальное звание «старшина милиции», он награждается нагрудным знаком МВД РФ «Участник боевых действий» (приложение № 5).
В марте 2000 года, с учетом его прежнего опыта водителя и автослесаря, Виктор по личной просьбе переводится на должность милиционера - водителя ОМОН.
Глава 3. Гибель Виктора Майорова.
3.1. История гибели героя.
В апреле 2000 года старшина милиции Майоров В.В., в составе ОМОН
при УВД города Магнитогорска, был направлен в очередную служебную командировку в Чеченскую республику для поддержания конституционного правопорядка в городе Аргун (приложение № 6).
В городе Аргуне 2 июля 2000 года в результате террористического акта 26 сотрудников милиции и прокуратуры погибли, больше 80 сотрудников получили ранения. Начиненный взрывчаткой автомобиль «Урал» с водителем - камикадзе прорвался в расположение временного отдела внутренних дел г. Аргуна и врезался в общежитие, где располагались бойцы челябинского ОМОНа. Взрыв. Часто для подрыва воинских колонн и других движущихся объектов используют противотанковые мины, сигналом для взрыва которых может быть сигнал обычной рации.
На следующий день, тела погибших уже извлекли из–под завалами и увезли, а для всего остального можно было найти только одно определение – хаос. Все находилось в несовместимом, на первый взгляд, сочетании: раздавленные двухъярусные кровати и семейные фотографии в блокнотах, лужи крови с высохшими красными пятнами на земле и пара начищенных укороченных сапог - «берцев». Не разобрать и не разглядеть в этом хаосе сломанные акустические гитары и вскрытую недоеденную банку тушенки с ложкой внутри, искореженный гриф самодельной штанги, зубные щетки, фрагменты зеркал и ручек, груды кирпичей от разрушенных стен, нагромождения железобетонных конструкций. Особенно много было разбитого стекла.
Разрушенным от взрыва оказался памятник на плацу. Его восстановили не скоро, но уже на следующий день на остатках памятника к спискам погибших ребят добавилось еще 26 фамилий, у которых была одна дата гибели – 2 июля 2000 года. Виктор был смертельно ранен и погиб на месте (приложение № 7). Майоров В.В. был захоронен у себя на родине, в селе Еленинка (приложение № 8, № 9).
Правоохранительные органы Чечни установили организаторов и исполнителей террористического акта. Заказчиком одного из самых крупных терактов за все время антитеррористической операции на Северном Кавказе назван известный полевой командир Арби Бараев.
3.2. Виктор – герой чеченской войны.
Майоров Виктор Владимирович погиб на боевом посту, верный присяге, данной народу России. Указом Президента РФ он награжден государственной наградой (приложение № 10) – орденом Мужества (посмертно). Именем Майорова Виктора названа одна из улиц села Еленинка; на здании школы, где он учился, открыта мемориальная доска (приложение № 11).
Глава 4. Вспомним всех поимённо.
С нашего поселения в боевых действиях в Чеченской республике принимало участие 11 человек:
Арапов Максим Сергеевич
Арсентьев Виталий Николаевич
Богдашев Дмитрий Николаевич
Иванов Андрей Васильевич
Коркин Сергей Викторович
Кутищев Иван Николаевич
Сирик Семен Александрович
Суворов Сергей Александрович
Уткин Николай Владимирович
Шевченко Роман Васильевич
Шевченко Денис Васильевич
Людские потери по данным российских военных: в период с 2 августа 1999 года по 4 мая 2000 года на Северном Кавказе погибли 2213 военнослужащих Министерства обороны и МВД РФ, 6487 получили ранения. Из них на территории Чечни погибли 1933 человека, ранены 5508. Общие потери незаконных вооруженных формирований за этот же период оцениваются Генеральный штабом МО РФ в 13 500 человек (из них в Дагестане и в приграничной зоне — более 2500, в ходе боев в равнинной части Чечни — около 5000 боевиков, в горной и предгорной частях республики — примерно 6000).
Людские потери по данным чеченских сепаратистов: как утверждает штаб вооруженных сил ЧРИ, с сентября 1999 года погибли 1300 чеченских моджахедов, около 1500 получили ранения. Наибольшие потери пришлись на период с 5 марта по 15 апреля 2000 года — 150 боевиков. Сообщается также о гибели в ходе войны от 20 000 до 40 000 мирных жителей. За 7,5 месяцев боев уничтожено 16 500 российских военнослужащих, около 500 единиц бронетехники (в том числе 20 танков Т-90), 65 вертолетов и 18 самолетов противника, утверждают чеченские пропагандисты [8].
Заключение
В ходе анализа материалов сети Интернет, мы выяснили, что оценка реальной обстановки в районе конфликта и анализ объектов ударов на территории Чечни позволяет выявить ряд особенностей, которые существенно осложняли ее применение и должны быть учтены при планировании такого рода операций.
Война в Чечне имеет все признаки международного конфликта. И соответственно, требует международного вмешательства в этот конфликт в более энергичных формах, чем это происходит в настоящее время.
Данная работа дала возможность узнать о такой страшной войне, об участниках боевых действий в Чеченской республике. Я горжусь такими молодыми людьми, как Виктор Майоров, которые проявляют храбрость и решительность, ничего не боятся и считают, что это их долг.
Поступок таких людей должен быть примером для подрастающего поколения. Ведь в последнее время юноши не то, что идти на службу в горячие точки, но и уклоняются вообще от службы в армии. Я считаю, что это проявление трусости и слабости, свой долг выполнить должен каждый.
Героические подвиги наших земляков мы должны помнить и чтить. Для этого, нужно проводить дни памяти, классные часы, писать заметки и статьи в газету в юбилейные даты. Память о них должна быть вечной!
Материалы проекта войдут в муниципальный сборник Карталинского района о замечательных людях нашего края.
Список используемых источников:
1.https://www.bibliotekar.ru/encW/100/96.htm
2.https://newsruss.ru/doc/index.php
3.https://www.chechen-republic.com/12026-chechenskaya-voina-v-chechne.html
4. https://www.soldati-russian.ru/index/vojna_v_chechne/0-4
5.https://www.coolreferat.com
6.https://history-of-wars.ru/war_hrono/526-vtoraya-chechenskaya-vojna.html
7. https://mir-prekrasen.net/referat/665-vtoraya-chechenskaya-voyna.html
8. https://www.allbest.ru/
Приложение № 1. Родители Виктора – Валентина Афанасьевна и Владимир Петрович
Приложение №2. Виктор в детском саду (4 года)
Приложение № 3. Виктор – пионер. 1985 год
Приложение № 4. Виктор с одноклассниками. 9 класс. 1991 год
Приложение № 5. Награды Виктора Владимировича Майорова
Приложение № 6. Виктор в г. Аргун. 2000 год
Приложение № 7. Проводы погибших солдат в Чеченской республике к месту захоронения. 2000 год, г. Магнитогорск.
Приложение № 8. Похороны героя Виктора Майорова, с. Еленинка, 2000 год.
Приложение № 9. Валентина Афанасьевна на могиле сына.
Приложение № 10. Государственная награда (посмертно), 2001 год.
Приложение № 11. Открытие мемориальной доски. 1.09.2001 г.
Приложение № 9. Мемориал в Магнитогорске
Приложение № 10. г. Челябинск. Мемориал Масленникова В. Т. 1.06.2007 год