План
1. Истоки русского театра.
1) Инсценированные «игрища».
2) Народная драма. Ее основные произведения.
3) Скоморохи - первые представители русского профессионального актерства.
4) Кукольный театр.
2.Церковный театр.
3.Вертеп.
4.Школьный театр. Роль и задачи школьного театра.
5. Начало профессионального театра.
1) Светский театр. Первый спектакль (17 октября 1672).
2) Руководители, репертуар, актеры, зритель.
Искусство русского народа, как и искусство всех других народов, зародилось в недрах производственных процессов. Трудовая основа и трудовые связи искусства многообразны. Одни виды и роды искусства входили непосредственно в трудовые процессы. Таковы трудовые песни, организующие и упорядочивающие коллективные и индивидуальные ритмические движения (например, песни молотобойцев, сеятелей и пр.; одним из позднейших вариантов таких песен является русская «Дубинушка»). Таковы же и некоторые виды плясок (примером могут служить пляски при обмолоте колосьев или при мятье глины ногами). Сюда же можно отнести маскирование и ряжение на охоте и во время боевых столкновений. Другие виды и роды искусств лишь сопровождают и тем облегчают трудовые процессы; таковы, например, посиделочные песни.
Драматическое воспроизведение трудовых эпизодов встречается во многих играх и игрищах, которые с полным основанием могут называться земледельческими, скотоводческими, охотничьими.
В процессе своего развития игрища дифференцировались, распадались на родственные и в то же время все более и более отдалявшиеся друг от друга разновидности – на драмы, обряды, игры. Их сближало то, что все они отражали действительность и пользовались сходными приемами выразительности – диалогом, песней, пляской, музыкой, маскированием, ряжением, лицедейством.
|
Но обряды отпочковались раньше в связи с развитием их магического, а затем религиозного осмысления и заклинательных функций. Близость драмы и игры продолжалась гораздо дольше. Это нашло отражение и в терминологии (драма именовалась то «игрищем», то «игрой»). Но в игре на первом месте стоял игровой процесс, между тем как в драме были сюжет, тема, идея. Игра всегда сводилась к чисто внешней передаче образа. В драме преобладало освоение и выявление исполнителем его внутреннего содержания. Обрядовый же образ, обычно аллегорический, символический, отличался от игрового и драматического своим схематизмом.
В конце X века прежние языческие обряды во многом уже потеряли свое магическое значение и все чаще превращались в игру-представление («игрище»). Именно в это время на народных празднествах и гуляниях появляются скоморохи. Само слово «скоморох» впервые упоминается в Лаврентьевской летописи 1068 года. Так называли развлекающих народ «потешники», которые не только пели и плясали, но и показывали дрессированных животных, надевали «личины» и «хари», разыгрывали комические сцены.
Будучи артистами народа, скоморохи выступали за радостное приятие земной жизни и тем самым против церковного аскетизма. Они утверждали свободолюбие, смеялись над богатыми и знатными господами, сочувственно представляли мужика.
В X веке на Руси была известна письменность, переводились греческие и болгарские книги, составлялись жития святых. К этому же времени относится сооружение архитектурных памятников, до сих пор поражающих своими пропорциями, высоким художественным вкусом. В 1037 году в Киеве было закончено строительство Софийского собора, в 1089— Успенского собора Киево-Печерской лавры.
|
На фресках Софийского собора изображено представление. Где происходят действия – в Византии или на Руси, по этому поводу мнения ученых расходятся. Можно только предположить, что в это время русские артисты уже существовали.
К концу XV века, когда сложилось единое Русское государство, центром которого стала Москва, скоморошество получило широкое распространение. В переписных книгах, называющих профессии горожан, среди скорняков, портных, булочников, кузнецов встречались также и скоморохи. Так, перечисляя крестьян, снимающихся ремеслами, писарь заносил в книгу: «Ивашка Иванов — скоморох».
Скоморошить, т.е. петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, мог всякий. Но скоморохам-умельцам становился и назывался только тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью. «Всяк спляшет, да не как скоморох», – говорит русская поговорка. Так постепенно создавалась почва для того, чтобы искусства скоморохов в дальнейшем сделалось их профессией, ремеслом.
Представление скоморохов часто называли «игрой». А слово «игра» выражало радостное приятие жизни: «играет солнышко», «играют свадьбы». Самих же скоморохов именовали «веселыми». В старинной песне имелись такие слова:
Веселые по улицам похаживают,
Гудки и волынки понашивают.
|
Обычно скоморохи создавали образы-маски простаков, глупцов, скрывая под ними ум и лукавство, памятуя пословицу: «С дурака и бог не взыщет, в нем и царь не волен». Так скомороху легче было говорить правду боярам, спорить с церковниками.
Насквозь мирское искусство скоморохов было враждебно церкви и клерикальной идеологии. Особенно сильному преследованию скоморохи подвергались в годы татарского ига, когда церковь, авторитет которой заметно возвысился, стало усиленно проповедовать аскетический образ жизни: «Бог дал попа, а черт — скомороха», «Скоморошья потеха — сатане на утеху». И эта церковная нетерпимость была поддержана государственной властью, тем более что с конца XVI— начала XVII века на Руси усиливается национальная и классовая борьба.
Никакие преследования не искоренили в народе скоморошье искусство. Наоборот, оно успешно развивалось, а сатирическое жало его становилось всё острее.
Первоначально радиус деятельности скоморохов был небольшим. Но позже они оставляют родные места и бродят по русской земле в поисках заработка, переселяются из деревень в города, где обслуживают уже не только сельское, но и посадское население, а порой и княжеские дворы. Вместе с тем городские массы сами выделяют из своей среды скоморохов.
В 1648 году царь Алексей Михайлович издал указ, запрещающий не только скоморошничество, но и народные гулянья: «Где такое бесчиние объявится и кто на кого такое бесчиние скажет, тех людей бить в батоги».
Конечно, царский указ сыграл определенную роль в затухании деятельности скоморохов. Но полностью уничтожить народное творчество, веками складывавшиеся обычаи не удалось никакими указами. И едва в XVIII веке правительственная реакция ослабела, скоморошничество с новой силой возродилось на народных гуляньях.
В то же время, выступая против скоморошничества, царь и бояре содержали у себя иногда целые штаты шутов, «дураков», карликов и других «забавников».
В 1613 году при царе Михаиле Федоровиче во дворце был организован так называемый Потешный чулан, преобразованный при сыне его Алексее Михайловиче в Потешную палату, в многочисленный штат которой входили все имеющие отношение к придворным увеселениям. По утверждению выдающегося знатока русского быта И. Е. Забелина, в Потешной палате шли представления фигляров, балансеров, фокусников, «которые непрерывно разыгрывали какие-либо действия, арлекинады, небольшие шуточные пьески».
В быту русского народа большое место занимали хороводы, театрализованные игры, в которых присутствовали диалоги участвующих, разговоры солиста с хором, и это сближало участников и зрителей с театральными представлениями.
Кукольный театр. Вначале кукольный театр складывался внутри скоморошечьего театра. Один кукловод. К 17 веку он профессионализируется и выделяется в самостоятельный тип. Меняется его содержание. Складывается основной литературный материал – комедия о Петрушке. Есть много вариантов. Театр Петрушки сохранился до 20 века – сфера народного театра.
Кукольный театр становится стационарным – появляется его традиционная форма:
- подмостки, ширма (аналог занавеса)
- сопровождается музыкой. Музыкант – рядом с ширмой и иногда подавал реплики
- кукловод – один (меняет интонации, тембр)
- Петрушка – тряпичная, мягкая кукла, которая легко жестикулирует, меняет мимику лица
- предполагается большая доля импровизации
- все персонажи, кроме Петрушки, - устойчивые нормы движения в пространстве: по горизонтали и вертикали (в плоскости)
- Петрушка мог сесть на ширму и выбросить ноги в третье измерение.
Церковный театр. Церковь преследовала скоморохов, обращаясь за содействием к светской власти, но, в то же время, принимала все меры к утверждению своего влияния. Это нашло, в частности, выражение в развитии литургической драмы. Одни литургические драмы пришли к нам вместе с христианством, другие – в 15 веке, вместе с вновь принятым торжественным уставом «великой церкви». На Руси были известны два рода литургических драм – драмы пасхального цикла (например, «Шествие на осляти» и «Умовение ног») и драмы рождественского цикла («Пещное действо»).
В основе этого явления на стыке искусства и религии – идеология религиозная, сакральный сюжет, библейский сюжет, но форма выражения – подчеркнуто театральная с театральными эффектами.
«Хождение на осляти» предшествует Пасхе, в период Пасхи. В основе - библейский сюжет о вхождении Христа в Иерусалим. Есть зритель, но граница между актером и зрителем размыта. Зритель - одновременно участник. У них вербные ветки, у кого-то свечи. Они принимают участие в сюжете – те, кто встречает Христа. Игралось, возможно, только в столице. Горожане – прихожане. Все то, что на площади, принимает участие и зритель (поет молитвы). Для него это чудо, при котором он присутствует, это и перевоплощение в сюжет, и отстраненность.
На лошади – патриарх, который «играет роль» Христа. Ведет коня царь (причастность власти к божественности, симфонизм). За ними – священники, поют, свечи. Перед патриархом и царем – стрелецкие дети и бросают под ноги цветные сукна. Перед детьми стрельцы везут на телеге вербное дерево, украшенное лентами и пр. В Покровский собор народ не впускали.
«Пещное действо» игралось в канун Рождества в помещении – в Церкви. Структурировалось пространство. В церкви не могли поместиться все желающие.
За неделю – 10 дней до Рождества халдейцы (которых играли служители церкви) в костюмах – красные короткие кафтаны, в разукрашенных деревянных шапках бегали по городу, созывая народ. Они в определенной степени напоминали по функции чертей из европейских мистерий. Бороды вымазывались мелом, так как в руках факелы (чтобы не поджечь). Это для рекламы, но еще поджигали стога сена (их маленькие символы, которые были перед домом). Стог сена в христианской символике – грех. Понырко приводит в качестве примера триптих Босха «Стог сена».
«Пещное действо» - на библейский сюжет о Навуходоносоре. О трех отроках, которых царь и халдейцы пытались заставить изменить христианской вере. Они до конца тверды в вере и после долгих допросов брошены в горящую печь, но они продолжали молиться – с неба ангел и спас их от огня. Халдейцы упали перед ними и перед чудом на колени.
Халдейцы – отрицательные, но с другой стороны, с факелами они уничтожают зло земли. Играли служители церкви – носили дьявольские костюмы, а для средневекового человека костюм отождествлялся с личностью, а значит, священники превращались в неверных.
Были свои атрибуты и театральные эффекты. Халдейцы из темноты вели трех отроков в белых рубаках и меховых кроличьих шапках. По разным документам отроки были скреплены друг с другом полотенцем или за щиколотки, или за шею. Начинался диалог между ними, Навуходоносором и отроками. Их бросали в печь – зажигался огонь свеч. В церкви постоянно была печь (достаточно большая, резная, деревянная). Огонь загорался. Использовалась особая трава (плаун), которая мгновенно воспламенялась и затухала. Надо было успеть до тушения огня показать чудо – как только огонь зажигался, из-под купола спускался ангел, который выбрасывал из печи. В церкви невозможно было сыграть (нельзя) - спускалось изображение ангела, выдолбленное из кожи.
Для человека 16-17 века с религиозным сознанием Библия не была мифом. Это была реальность, но, тем не менее, когда все это на наших глазах, - убедительнее. Священное слово иллюстрируется.
Петр I упразднил литургические драмы, которые принижали царскую власть «Шествие на осляти» и «Пещное действо», но сохранил «Умовение ног», тем самым как бы предписывая смирение главе церкви, а следовательно, и духовенству вообще. Несмотря на использование театрально-зрелищных форм, русская церковь не создала своего театра. Опыт литургических драм прошел для истории театра практически бесследно.
Вертеп. Устройство вертепа ясно указывает на его связь с мистериями. Это ящик (приблизительные размеры 1х0,6х0,2 м), открытый с одной стороны, сверху заканчивающийся крышей, чаще всего с куполом, наподобие церковного. На колокольне за стеклышком зажигалась свеча, которая и горела во время всего представления. Открытая сторона ящика была обращена к публике и представляла собой две сценические коробки, поставленные одна на другую. У каждой из них был свой трюм такого размера, чтобы в нем свободно помещалась рука кукловода с куклой. Религиозно-библейские сцены разыгрывались в верхнем этаже, комические бытовые – в нижнем. Планшет обеих сцен имел прорези, по которым ходили стержни с насаженными на них куклами. Прорези шли параллельно рампе и перпендикулярно к ней; их было обычно по две на каждом из планшетов, и в заднике соответственно имелось по две двери, откуда куклы появлялись, туда же они уходили. Для того чтобы скрыть прорези от зрителей, пол покрывался каким-нибудь мехом. Куклы вертепного театра делались из дерева или из тряпок и были неподвижно прикреплены к стержням, проходящим через все туловище книзу; нижнюю часть стержня держал в руке кукловод, средняя часть была скрыта толщиной пола. Куклы, следовательно, могли двигаться только по прорезям и проворачиваться вокруг своей оси; другие движения были невозможны. Двигающихся кукол могло быть на сцене только две, по числу рук кукловода. Кроме них могли находиться на сцене и неподвижные куклы, подолгу остававшиеся на глазах у зрителей. Сам кукловод был скрыт ящиком вертепа.
С вертепом тесно связана драма-мистерия рождественского цикла «Царь Ирод». Она была не единственной русской пьесой этого жанра. Известны еще «Три царя» и «Иосиф Прекрасный», не сохранившиеся до нашего времени. От драмы об Анике-воине дошли лишь отрывки в составе других пьес.
Кукольное представление драмы о царе Ироде всегда сопровождалось интермедиями, которые составляют вторую часть представления. Сюжетно они ни с драмой, ни друг с другом не связаны и состоят из народных бытовых комических сценок.
Начало профессионального театра. К 70-м годам XVII века русский абсолютизм значительно укрепился. В связи с этим всякого рода приемы и празднества, проводимые в царском дворце, приобрели особую пышность. Старались не уступать европейским дворам, при которых в это время действовали театры.
Вопрос об организации театра волновал наиболее просвещенных людей того времени, полагавших, что театр будет способствовать распространению образования. Среди них следует назвать А. С. Матвеева (1625—1682), одного из передовых людей, сыгравших прогрессивную роль в развитии русской культуры XVII века.
Москве театральные представления, вероятно, ставились в Немецкой слободе, где по преимуществу селились иностранцы. Царю стало известно, что в Немецкой слободе есть человек – пастор немецкой кирхи Иоганн Готфрид Грегори (1631 —1675), знакомый с театральным делом. 4 июня 1672 года ему было дано указание «учинить комедию». Грегори вместе с Рингубером пишет «Артаксерксово действо». Первое ее представление состоялось в летней царской резиденции в селе Преображенском, вблизи Москвы.
16 июня 1673 года набрали русскую труппу и отдали ее в обучение к Грегори. После его смерти руководство театром принял на себя Ю. Гюбнер, а потом С. Чижинский. Спектакли, кроме Преображенского, шли также в Московском Кремле, в «Дворцовой палате над аптекой», которая так и называлась «комедийной хороминой».
Большинство идущих в придворном театре пьес было написано на библейские сюжеты, но иносказательно они обращались к современным событиям, в них осуждалось чванливое и строптивое боярство, поддерживалось смиренное дворянство, прославлялся царь. Особенное значение имела деятельность воспитанника Киевской академии Стефана Чижинского.
Театральные представления давались при дворе, поэтому на затраты не скупились: делали роскошные костюмы и внешнее оформление спектаклей. Грим был весьма примитивен: актеры употребляли сажу, белила, румяна. Бороды и парики делали из мочала, шерсти и конского волоса. Декорации были подвесные, решенные в перспективе. Женские роли исполняли мужчины.
Жилось актерам трудно, и они жаловались, что «помирают голодной смертью».
Зимой 1676 года царь Алексей Михайлович скончался. Был объявлен годичный траур. 15 декабря того же года новый царь Федор Алексеевич издал указ: «Над аптекарским приказом палаты, которые заняты были на комедею, очистить».
Церковники и консервативное боярство добились того, что более чем на двадцатипятилетний срок спектакли были прекращены.
Несмотря на ограниченный период существования и придворный характер, первый государственный профессиональный театр — «комедийная хоромина» — оказал известное воздействие на дальнейшее развитие театрального дела в России.
Подъем театра связан с деятельностью Петра I. Для пропаганды своих преобразований и борьбы со старыми формами быта царь стремился использовать и театральные представления. Они шли в Московской славяно-греко-латинской академии, открытой в 1687 году.
Естественно, что большинство ставящихся в духовных учебных заведениях спектаклей отличалось религиозно-дидактическим характером. Это были инсценировки эпизодов священной истории со слабо развитым сюжетом, религиозной назидательностью, широко представленными аллегорическими персонажами: Добром, Справедливостью, богом войны Марсом и другими. В то же время в спектакли вводились интермедии, имеющие по большей части современный комический бытовой характер.
Если говорить о Московской славяно-греко-латинской академии, которая явилась очагом формирования так называемого школьного театра, то в ней в начале XVIII века большое место занимала панегирическая драматургия, соединяющая религиозные сюжеты с прославлением деяний Петра: «Страшное изображение второго пришествия господня на землю» (1702) осуждало политику польского короля Августа; «Торжество мира православного» посвящалось победе «российского Марса» над «Львом шведским». В пьесе «Освобождение Ливонии и Ингерманландии» (1705) прославлялось присоединение Прибалтики к России.
Большое место в репертуаре школьного театра занимали пьесы одного из сподвижников Петра, крупнейшего деятеля в области культуры и литературы, епископа Феофана Прокоповича (1681 — 1736). Особенно известна его пьеса, ставшая первой исторической драмой на Руси,— «Владимир, славянороссийских стран князь и повелитель...». В ней впервые в школьном театре автор обратился к историческому сюжету, рассказав о крещении Руси в X веке. Пьеса определялась как трагедокомедия, то есть такое драматическое произведение, где «вещи смешные и забавные перемежаются с серьезными и печальными и лица низкие со знаменитыми» (так разъяснял сам автор).
Актеры школьного театра рассматривались в качестве своеобразных ораторов. Требования поэтики были нормативными и поэтому точными, каждому чувству должны были соответствовать голос и движение. Так, гневаясь, следовало насупить брови и обильно и быстро жестикулировать. Тело при этом выпрямлено и напряжено, а голос — «острый, жесткий, часто усекаемый». В печали и умилении жестов следовало производить мало, им полагалось быть замедленными, при этом голова смиренно опускалась, временами на глазах появлялись слезы. В мизансценах главное действующее лицо должно делать посреди сцены до остановки два-три шага; второстепенные же действующие лица должны стоять по сторонам.
Как утверждал теоретик школьного театра М. К. Сарбевский, назначение музыки, декораций, обстановки — создавать у зрителей определенное настроение. Также «в зависимости от настроений, то печальных, то приятных, искусственный свет можно усиливать и уменьшать».
Спектакли ставились в церкви, и тогда декоративным фоном служил иконостас. Иногда их разыгрывали в классе, в этом случае сзади вешали занавес, из-за которого выходили действующие лица. Декорациями служили четырехгранные призмы. Стоило действующему лицу объявить, что он оказался в другом городе, призмы поворачивались, и действие переносилось в другое место. С помощью блока «спускались с небес ангелы».
Школьный театр был доступен широкой публике, благодаря чему он сыграл определенную роль в формировании театральной аудитории, тем более, что, разъезжаясь на каникулы, учащиеся ставили спектакли в родных городах и даже селах, привлекая в качестве актеров и зрителей местную молодежь, интересующуюся зрелищным искусством.
Ярким образцом школьной драмы начала ХVIII века является назидательная пьеса типа моралите – драма Дмитрия Ростовского «Кающийся грешник». Она интересна тем, что входила в репертуар Ярославского театра Ф. Волкова, а в 1752 году была исполнена ярославцами при дворе. Волков играл в ней, очевидно, заглавную роль. Пьеса не сохранилась, но известен подробный пересказ ее А. А. Шаховским, который слышал о пьесе от И.А. Дмитревского, игравшего в ней.
Грешник стоит с мрачным видом в черной одежде, испещренный наименованиями всех его грехов, которые написаны крупными буквами на лоскутах. Совесть, одетая в белое платье и увенчанная цветами, держит перед ним зеркало; взглянув в него, грешник отворачивается, но Совесть при каждом его повороте переносит зеркало. Вынужденный таким образом видеть все свои грехи, юноша приходит, наконец, в отчаяние.
Совесть обличает грешника. В это время в отдалении, озаренный светлыми лучами, появляется его ангел-хранитель. Грешник молит ангела об утешении, но тот неумолим.
Из ада выбегают черти, окружают грешника и поют о том, что он должен вместе с ними царствовать в аду. Черти тащат грешника в ад. Появившееся Правосудие «в виде мужественном», с обоюдоострым мечом в руке, останавливает чертей. Грешник падает на колени и рыдает. По мере его раскаяния ангел приближается к нему. Одежда грешника постепенно теряет черные лоскуты, становится белоснежной. В облаках появляется Надежда, окруженная различными гениями. Облака спускаются на землю; слышен хор. Затем следует «прение» между ангелом и главным дьяволом. Правосудие изгоняет черта в ад, откуда слышны стоны и хор грешников. Совесть, Надежда и Правосудие венчают грешника. Он молится. В облаках является огненный язык, освещающий его голову, и грешник радостно восклицает:
Кто бог велий, яко бог наш.
Ты еси бог, творяй чудеса.
И хор певчих под музыку повторяет эти слова. Облака спускаются и скрывают всю сцену. Когда же они расходятся, перед зрителями стоят группы поющих ангелов, а душа грешника в виде человеческой гипсовой фигуры поднимается к небу, и ангелы ее принимают. Спектакль оканчивается хором.
Школьные спектакли ставились прежде всего на религиозные темы. Всякого рода аллегории затрудняли их восприятие. Вот почему Петр I, понимая и ценя театр как средство политической пропаганды, придавая большое значение его просветительской роли, решил создать светский театр.
Летом 1702 года драматическая труппа в составе восьми человек, возглавляемая И. Кунстом, прибыла в Москву из Германии. Для ее выступлений на Красной площади было выстроено театральное здание. Освещали «театральную хоромину» сальными свечами.
Театр мыслился как общедоступный, предназначенный для городского населения. Учитывая, что спектакли на немецком языке большинству москвичей не будут понятны, Кунсту отдали в обучение 10, а несколько позже 20 русских юношей. Но в 1703 году он умер, его вдове Анне Кунст (кстати сказать, первой в России женщине-актрисе) и актеру Бендлеру предложили продолжить обучение русских актеров, но справиться с этим делом они не сумели, и их отпустили на родину. Во главе театра встал О. Фюрст, по прежней специальности золотых дел мастер. Между ним и русскими актерами начались распри, публика посещала театр плохо, несмотря на то что с 1705 года спектакли шли только на русском языке. В 1707 году театр закрыли, а театральное здание было велено разобрать.
Главная причина, по которой театр не имел успеха, помимо того, что зрители, не были подготовлены к восприятию театральных представлений, заключалась в репертуаре. Пьесы того времени были малопонятны русским исполнителям, а также не интересовали и русских зрителей.
Петр требовал, чтобы спектакли были злободневными, политически заостренными и прославляли победы, одерживаемые русскими войсками. Он предложил поставить пьесу на взятие города Орешка (Шлиссельбурга). Но подготовить спектакль иностранные артисты из-за недостаточного знания русского материала не сумели, и это вызвало недовольство царя.
После того как «комедийная хоромина» прекратила существование, спектакли, по преимуществу любительские, шли в разных местах.
Во второй четверти XVIII века в России гастролировали многие иностранные труппы. Русские зрители впервые познакомились с оперой, приехавшей из Италии. Ею руководил композитор и дирижер Ф. Арайя. Приглашались итальянские, немецкие и французские труппы, игравшие по преимуществу при дворе.
Придворному театру противостоял публичный любительский театр городских демократических кругов. Когда темнело, любители театрального искусства вывешивали в слуховое окно бумажный фонарь и трубили в охотничий рог, что означало, что в этом доме будут происходить игрища. Каждый зритель платил за вход от одной до четырех копеек. В демократическом театре почти не знали декораций, играли актеры динамично, весело. Пьесы часто не имели твердого текста, и актеры импровизировали. По преимуществу ставились инсценировки рыцарских романов, пользующихся большой популярностью. Наряду с пьесами героического характера ставились комедии, которые назывались «интерлюдиями», «интермедиями». Ведущая роль в них принадлежала гаеру (шуту) или арлекину. Несомненно, что интермедии находились под влиянием скоморошьего действа, в них смеялись над господами.