Реализация воспитательного потенциала на уроках информатики.




Ни для кого не секрет, что главной целью школьного образования является разностороннее развитие личности ребенка, таким образом перед современным учителем стоит задача не только передать учащимся знания, но и раскрыть способности каждого ученика, воспитать разносторонне развитую личность, принимающую духовно-нравственные, социальные, семейные и другие ценности.

При решении учебных задач вопросы воспитания должны проходить сквозной нитью через весь школьный курс и каждый преподаватель на своем уроке реализует воспитательные цели по-разному, используя для этого различные формы и методы.

Для уроков информатики – это формирование информационной культуры общения - это умение человека ориентироваться в мире информации, находить нужную информацию и творчески ее перерабатывать, используя средства вычислительной техники. В процесс обучения, в первую очередь, необходимо понимать, что важно для личности ребенка и создать все необходимые условия, обеспечивающие развитие у школьника универсальных учебных действий.

Остановлюсь подробнее на некоторых формах и методах реализации воспитательных целей, которые я использую на своих уроках.

1. Организация групповой деятельности. В процессе организации групповой деятельности ставлю перед учащимися такую общую цель, которая способна заинтересовать всех, а для достижения её каждый учащийся должен внести индивидуальный вклад. При делении учащихся на группы использую технологию ЛОО и распределяю учащихся на группы согласно психолого-педагогическому паспорту группы. В таких группах учащимся легче и комфортнее работать. Работа в группах воспитывает у учащихся дисциплину совместного труда, приучает их к рациональному планированию времени, приучает к распределению обязанностей и объединению усилий при выполнении общей для всей группы учебной работы, убеждает в эффективности коллективных действий, эта работа сплачивает их в достижении общей цели, создаётся благоприятный микроклимат, что дает возможность каждому ученику проявить свое «Я», активно вступить в деятельность и общение, а также воспринимать «Другого» и открывать «Другому» свой внутренний мир.

На уроках информатики групповую деятельность использую в основном на практических работах и творческих заданиях.

2. Использование метода «Наставничества». При выполнении практических работ за компьютером, я стараюсь сформировать пару таким образом, чтобы один из учащихся был «наставником» (более «сильный» по предмету). Такой метод помогает отстающему учащемуся с помощью «наставника» лучше усвоить материал, задать ему такие вопросы, которые постесняется спросить у преподавателя, повысить свою компьютерную грамотность. Перед наставником стоит задача, которую он должен выполнить, обдумав её заранее; наставник сам должен чего-нибудь достичь и сделать шаг дальше и заставить другого учащегося сделать этот шаг. У учащегося-наставника формируется чувство ответственности за передачу своих знаний и умений, самоконтроль, умение сотрудничать.

3. Использование метода проектов. Использование проектного метода помогает воспитать деятельную, энергичную, предприимчивую личность. С точки зрения воспитательного аспекта, учащимся метод проектов, главным образом, дает навыки анализа результатов своей деятельности и формирование адекватной самооценки. В условиях бурного развития техники, при защите проектов– это важный этап социализации учащихся. Кроме того, на данном этапе реализовывались такие воспитательные цели как развитие внимательности, организованности, самостоятельности, инициативности, самоконтроля.

4. Использование компьютерных тестов.

Преимущества тестового контроля: объективность оценки, достоверность информации, надежность, дифференцирующая способность, реализация индивидуального подхода в обучении. Использование компьютерного тестирования не только повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность учащихся, но и воспитывает у учащихся чувство ответственности за свой выбор, самостоятельности, стремления к достижению большего уровня своих возможностей.

И конечно же при любой форме организации урока, при использовании любых методов обучения, на каждом уроке необходимо создавать дружественную атмосферу. В условиях такой атмосферы учащиеся начинают понимать, что помощь может приходить к ним из разных источников, и, постепенно овладевая навыками общения со своими сверстниками и старшими, осознавать, что опыт и умения их товарищей и преподавателя нередко оказываются полезными и нужными всем.

Таким образом, можно утверждать, что реализация воспитательных целей на уроке способствует становлению личности ребенка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: