ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
УЧЕБНАЯ
КОД Б.2.У.1
Направление подготовки: | 38.03.01 «Экономика» | |
Профиль подготовки: | Финансы и кредит | |
Форма обучения: | заочная | |
Квалификация | бакалавр | |
Год приема |
Пермь
Программа учебной практики по направлению подготовки 38.03.01 Экономика в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2015 г. № 1327 (профиль подготовки «Финансы и кредит») «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата)», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 г. № 1367 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. N 1383 «Об утверждении положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования».
Программа учебной практики рассмотрена на заседании кафедры экономики, финансов, учета и налогообложения (протокол от 18.04.2016, № 5).
Программа учебной практики принята на заседании Ученого совета НОУ ВПО «ЗУИЭП» (протокол от 19.04.2016, № 4).
Программа учебной практики утверждена ректором (приказ от 29.04.2016, № 61-ОД).
Программа учебной практики по направлению подготовки «Экономика» (профиль подготовки «Финансы и кредит»)
|
Составитель
к.э.н.,доцент Т. Т. Юнусова
Рецензент:
Начальник отдела методологии
департамент планирования и мониторинга
администрации города Перми О.Г. Лобанова
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи учебной практики в структуре образовательной программы.. 6
2. Место, тип и способ проведения практики в структуре ОПОП ВО.. 7
3. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 7
4. Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях (академических часах) 11
5. Структура и содержание учебной практики. 11
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике 14
7. Формы отчетности по практике и фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся. 15
8. Перечень учебной литературы и ресурсов сети "Интернет", необходимых для проведения практики. 18
9. Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем. 20
10. Описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики 21
11. Приложения. 22
Термины, определения, сокращения
Практика – вид (форма) учебной деятельности, направленной на формирование и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определённых видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью
|
Промежуточная (текущая) аттестация обучающихся – процедура оценки педагогическим работником качества освоения обучающимися отдельной части или всего объема одного учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)
Результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции
Учебный план – документ, определяющий перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, предусмотренных образовательной программой, временные затраты (трудоёмкость) на их освоение, а также виды учебной и самостоятельной деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
Федеральный государственный образовательный стандарт – технический нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определённого уровня
ВО – высшее образование
ОПОП ВО – основная профессиональная образовательная программа высшего образования или ПБ – программа бакалавриата
ФГОС ВО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования
НИРС – научно-исследовательская работа студентов
ФОС – фонд оценочных средств
ЧОУ ВО «ЗУИЭП» – Институт
1. Цели и задачи учебной практики в структуре образовательной программы
Настоящая Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2015 г. № 1327 (профиль подготовки «Налоги и налогообложение») «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата)», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. N 1383 «Об утверждении положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования», Положением о практике студентов Института.
|
Цельучебной практики:
- закрепление, расширение и углубление теоретических знаний, полученных в Институте;
- получение теоретических знаний по направлению подготовки на основе изучения опыта работы конкретной организации;
- формирование умений применять полученные практические навыки при решении конкретных экономических вопросов;
- а также практических навыков самостоятельной работы.
Учебная практика направлена на развитие профессиональной осведомленности как важнейшего условия успешного решения задач будущей профессиональной деятельности.
Достижение цели учебной практики предполагает решение студентом следующих задач:
- ознакомление с историей деятельности, видом собственности, организационно-правовой формой, системой управления и структурными подразделениями организации в которой бакалавр проходит учебную практику;
- приобретение умений и навыков на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения;
- изучение номенклатуры и ассортимента производимой продукции (видов выполняемых работ и оказываемых услуг), ее основных потребителей, положения на рынке и направлений развития организации;
- изучение системы управления в организации и др.
Прохождение практики представляет собой особый вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся и является обязательным разделом образовательной программы подготовки студентов в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки «Экономика».
2. Место, тип и способ проведения практики в структуре ОПОП ВО
Учебная практика является видом учебной работы бакалавра, входит в Блок 2 «Практики» (Б.2.У) (вариативная часть) учебного плана ОПОП ВО направления подготовки «Экономика». Это практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.
Тип учебной практики – практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.
Способ проведения учебной практики – стационарная.
3. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Учебная практика бакалавра в соответствии с ОПОП ВО базируется на основе полученных ранее знаний обучающихся по таким дисциплинам, как «Микроэкономика», «Экономика организации», «Информатика», «Менеджмент» и др.
Учебная практика закрепляет знания и умения, приобретаемые студентами в результате освоения теоретических курсов, вырабатывает практические навыки и способствует комплексному формированию следующих общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций (ПК) обучающихся:
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
- способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);
- способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК-3);
расчетно-экономическая деятельность:
- способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
аналитическая, научно-исследовательская деятельность:
- способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6);
- способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7);
- способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8).
Компетенции ОК-7, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8.
В результате прохождения учебной практики студент должен:
знать:
- основные нормативные правовые документы;
- закономерности функционирования современной экономики;
- основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;
- основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства;
уметь:
- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
- анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;
- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;
- организовать работу малого коллектива, рабочей группы.
владеть:
- методологией экономического исследования;
- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления;
- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;
Матрица компетенций представлена ниже.
Содержание компетенции | Знать | Уметь | Владеть |
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) | - основные нормативные правовые документы | - анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты; организовать работу малого коллектива, рабочей группы. | -навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений; |
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1) | - основные нормативные правовые документы; закономерности функционирования современной экономики | - использовать источники экономической, социальной, управленческой информации; - анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений; - организовать выполнение конкретного порученного этапа работы; | - современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных; навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений |
способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2) | - закономерности функционирования современной экономики; - основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин | - выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий; - осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач; | - самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений |
способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК-3) | - основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства | - представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи; | навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений |
способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1) | - основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин | - анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты; - анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений; | - современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных |
способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6) | - основные нормативные правовые документы; - закономерности функционирования современной экономики; | - использовать источники экономической, социальной, управленческой информации; - анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений; | - методологией экономического исследования; - современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных; - современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления; |
способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4) | - основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин; | - осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач; | - современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных; |
способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7) | - основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства | - анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей; - представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи; | - современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления; - навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений; |
способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8) | - закономерности функционирования современной экономики; | - выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий; - осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач; | - современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления; |
4. Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях (академических часах)
Общая трудоемкость учебной практики составляет три зачетных единицы, 108 часов.
Срок учебной практики – 2 (две) недели.
5. Структура и содержание учебной практики
Учебная практика для обучающихся на направлении подготовки «Экономика», профилю «Финансы и кредит» представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку студентов и получение навыков научно-исследовательской работы.
№№ пп | Разделы (этапы) практики | Количество дней | Виды учебной работы на практике включая самостоятельную работу | Формы текущего контроля | Компетенции |
Подготовительный этап, включающий организационное собрание и инструктаж. | Внимательное изучение Программы учебной практики. Вопросы на организационном собрании. | Опрос | ОК-7, ОПК-1 | ||
Прохождение практики в организации, сбор, обработка и анализ полученной информации. Знакомство с предприятием, ее организационной структурой, видами деятельности | Посещение экскурсии в организацию и в т.ч. ее планово-экономическую службу. | Консультации для студентов по учебной практике | ОК-7, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-1 | ||
Изучение вопросов, предусмотренных программой практики Подготовка отчета по практике. | Работа с учебно-методической литературой, периодическими изданиями, документами организации, интернет-ресурсами и др. | Консультации для студентов по оформлению итогов практики | ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | ||
Оформление и защита практики, у руководителя практикой от кафедры. | Индивидуальная защита итогов практики. Выступление на научно-практической конференции по направлению «Экономика». Участие в «Круглом столе» и др. | Зачет | ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 |
Практика (экскурсия) в организацию
1. В ходе экскурсии общее знакомство с организацией. Студент собирает данные для отчета. Это предполагает сбор и анализ информации о:
- организационно-правовой форме, времени, причинах и условиях создания организации;
- истории организации и содержанием работы ее планово-экономической службы.
- основных видах и масштабах деятельности;
- организационной структуре предприятия.
Рекомендуется использовать Устав организации, положения о подразделениях, должностные инструкции, отчеты. Материалы Интернет-сайта организации.
2. Описание социально-экономических условий и особенностей функционирования организации:
- изучение состояния факторов внешней и внутренней среды: основные потребители, поставщики, конкуренты, персонал.
Рекомендуется использовать данные СМИ, маркетинговых исследований, отделов и подразделений организации.
3. Ознакомиться с формами статистической, финансовой отчетности организации, которые составляются на предприятии.
4. Ознакомиться с ведением бухгалтерского учета на предприятии и составлением финансовой, бухгалтерской отчетности.
Очень важно использовать наглядный материал в отчете по практике.
В случае невозможности прохождения практики на предприятии (экскурсия), разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. Предоставляет возможность обучающимся:
- изучать специальную литературу и другую научную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки в области экономики;
- участвовать в проведении научных исследований;
- осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);
- составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
- выступить с докладом на конференциях различного уровня.
В процессе организации учебной практики руководителем от выпускающей кафедры должны применяться современные образовательные и научно-производственные технологии.
1. Мультимедийные технологии, для чего инструктаж студентов во время практики проводятся в помещениях, оборудованных экраном, видеопроектором, персональными компьютерами. Это позволяет руководителю экономить время, затрачиваемое на изложение необходимого материала, и увеличить его объем.
2. Дистанционная форма консультаций во время прохождения конкретных этапов учебной практики и подготовки отчета.
3. Компьютерные технологии и программные продукты, необходимые для сбора и систематизации экономической информации, разработки планов, проведения требуемых программой практики расчетов и т. д.
«Входные» знания, умения и готовности студента, необходимые для успешного прохождения учебной практики и приобретенные в результате освоения дисциплин предшествующих семестров, включают:
- комплексные знания принципов, закономерностей, механизмов организации и функционирования фирмы как хозяйственной системы в условиях рыночной экономики, ее располагаемых ресурсах; умение их использовать при характеристике организационно-правовой формы, производственной и управленческой структуры, основных условий обеспечения экономической устойчивости, отдельных составляющих и параметров деятельности конкретной организации;
- знание основ информатики, умение их применять;
- знание основ экономики, умение и готовность применять их при проведении учетных операций и анализа текущего состояния экономики организации;
- знание основ менеджмента, экономики организации, маркетинга и умение, готовность применять их при комплексном изучении рынка, ценообразовании, обосновании ассортиментной политики и т. д.
Знания, умения и практические навыки, полученные в ходе учебной практики, необходимы также для успешного освоения ряда дисциплин: «Деньги, кредит, банки», «Экономический анализ», «Налогообложение организаций» и др. Содержание этих дисциплин в значительной степени опирается на комплекс знаний, умений и практических навыков, полученных в результате учебной практики.
В процессе прохождения учебной практики бакалавр должен получить первичные навыки решения следующих профессиональных задач:
- подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
- подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов;
- проведение обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов;
- организация выполнения порученного этапа работы.
Учебная практика проводится в форме практических занятий в ходе экскурсии на предприятие (организацию) городапод руководством преподавателя, назначенного выпускающей кафедрой. Конкретное место прохождения учебнойпрактики определяется выпускающей кафедрой.
Декан факультета, ответственный за организацию практики:
- заключает договоры с организациями, учреждениями о прохождении студентами практики;
- проводит организационные собрания студентов-практикантов по разъяснению целей, содержания, порядка и контроля прохождения практики.
Кафедра, ответственная за проведение практики:
- согласует базы практики студента;
- осуществляет методическое обеспечение Программы практики;
- закрепляет руководителя практикой от кафедры.
Студент при прохождении практики имеет право на ознакомление с объектом исследования с позиции различных направлений деятельности.
Методист факультета, курирующий учебные группы, обеспечивает:
- организацию посещения студентами предприятия;
- проведение организационных собраний студентов перед практикой;
- сбор отчетов по практике.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике
Учебно-методическим обеспечением самостоятельной работы студентов на учебной практике являются:
1) учебная литература по освоенным ранее профильным дисциплинам (см. далее учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики);
2) нормативные документы, регламентирующие деятельность организации, на которой проходит учебную практику студент;
3) настоящая Программа практики (методические разработки для студентов, определяющие порядок прохождения и содержание учебной практики).
Учебная практика осуществляются на основе договоров между Институтом и соответствующими организациями, в которых оговаривают все вопросы, касающиеся проведения практик.
По договоренности с руководством организации, на которой проводится практика, к студентам на время практики прикрепляется сотрудник организации, который:
- оказывает помощь в оформлении допуска на практику;
- знакомит с историей, структурой организации, содержанием работы;
- консультирует по показателям, итогам и проблемам деятельности организации.
Предприятия, которые могут быть предоставлены Институту в качестве баз для прохождения практики: ОАО «Альфа-банк», ПАО «РОСБАНК» и др.
Студенты при прохождении практики обязаны участвовать в экскурсиях, предусмотренных программой практики; обеспечить сбор информации, необходимой для написания отчета о практике; оформить и сдать руководителю отчет о прохождении практики.
Наполняемость учебной группы для проведения экскурсии не более 15 человек.
Кафедра назначает преподавателя, ответственного за проведение учебной практики, который осуществляет:
- консультации для студентов по оформлению итогов практики;
- контроль прохождения практики студентами;
- проверку отчетов по практике;
- прием защиты обучающегося отчета о прохождении практики.
В случае невозможности участвовать в экскурсии в установленные сроки, учебная практика проводится в структурных подразделениях Института в форме научно-исследовательской работы обучающегося по дисциплине «Менеджмент».
Если учебная практика является продолжением (частью) изучения дисциплин, она проводится преподавателями соответствующих кафедр.
7. Формы отчетности по практике и фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся
Аттестация по итогам учебной практики предусматривает письменный отчет студента.