Понятие стратегического менеджмента и стратегии




ТЕМА 9. Стратегический менеджмент

1. Понятие стратегического менеджмента и стратегии.

2. Виды стратегического менеджмента и их особенности.

3. Предмет, задачи, принципы и методы планирования.

4. Система планов на предприятии и их взаимосвязь.

5. Стратегический анализ внешней и внутренней среды фирмы.

 

Понятие стратегического менеджмента и стратегии

Стратегическое управление как особая функция и феномен человеческого интеллекта возникло на заре развития человеческого общества и было неразрывно связано с историческими этапами его развития.

Способность предусматривать и оценивать будущие события, строить стратегии поведения стала решающим фактором выживания и развития человеческого общества. Разработка стратегий и стратегических планов всегда сопутствовали развитию человеческого общества. Стратегическое управление странами, регионами, городами имеет глубокие исторические корни. Накопленный опыт в этих сферах управления во многом повлиял на развитие стратегического менеджмента фирм – важнейшей сферы современного управления.

Стратегический менеджмент (СМ) представляет собой научно-обоснованный синтез процессов стратегического анализа, прогнозирования, планирования и реализации стратегических целей м стратегических задач. Важнейшее назначение СМ обеспечить в долгосрочном периоде устойчивость развития и высокую конкурентоспособность сложных социально-экономических систем на основе мотивации персонала, инноваций, роста и эффективного использования экономического и человеческого потенциалов, противостояния внешним угрозам, достижения устойчивых конкурентных преимуществ.

СМ является основным средством, определения главных направлений, ключевых результатов, способов и достижения сложных социально-экономических систем различного уровня (фирмы, города, регионы, Г) в долгосрочном периоде развития (3,5, 10 и более лет).

В теории и практике управления понятия СМ, стратегического планирования и стратегического маркетинга нередко используют как взаимозаменяемые. Однако м/уэтими понятиями имеются существенные различия, которые проявляются в степени их обобщенности, соподчиненности, а также в объектах, на которые они направлены.

В стратегическом маркетинге используется ряд методов СМ, но сфера стратегического маркетинга гораздо уже. Он ориентирован на изучение перспективных рынков и клиентов, анализ конкурентов, анализ и прогноз разработки новых продуктов, освоение новых рынков, продвижение продуктов, продажи.

СМ, включая в себе стратегическое планирование и стратегический маркетинг как составные части, направлен на решение проблем, выходящих за рамки стратегического маркетинга. К их числу относятся, в частности, распределение ресурсов и стратегическое инвестирование, обеспечение синергии различных видов бизнеса и управленческой деятельности, развитие человеческого капитала и управление потенциалом организации, социальная ответственность бизнеса, подбор и расстановка менеджеров на ключевых должностях, разработка долгосрочного плана развития организации и ее подразделений. Обеспечение роста экономических показателей, финансовой стабильности и устойчивости.

Выделяют ряд подходов к определению сущности СМ. их можно сгруппировать по следующим направлениям:

1. СМ определяют с позиций процессного подхода и различных процессов.

А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд рассматривают СМ как процесс принятия пяти основных задач: «1. Формирование стратегического видения будущего компании. 2. Постановка целей. 3. Разработка стратегии. 4. Реализации стратегии. 5. Оценка результатов и корректировка стратегического видения, глобальных целей, стратегии и ее реализации с учетом приобретенного опыта, изменившихся условий, появления новых идей и возможностей».

2. СМ также определяют с позиций акцента на формулировку и реализацию стратегий.

И. Ансофф определил СМ следующим образом: «СМ состоит из: формулировки стратегий, развития деловых способностей компании, управления внедрением стратегий и развитием способностей».

3. СМ определяют на основе комплексного подхода, объединяющего различные аспекты управления развитием организации, включая формулировку стратегий, распределение ресурсов, др. процессы.

И. Ансофф указывает, что «наиболее комплексный подход к проблеме обеспечивает стратегическое управление, которое получает распространение в настоящее время. Оно включает две взаимодополняемые системы: анализ и выбор стратегических позиций и управление в реальном масштабе времени системы».

В целом в определениях сущности СМ подчеркивается необходимость разработки и реализации стратегий на основе постановки стратегических целей, решения ряда задач распределения ресурсов и достижения конкурентоспособности.

Одной из главных черт современного СМ является научное обоснование стратегий, применение современных научных средств для управления развитием организаций.

Современный СМ развивается в условиях глобализации МЭ, роста конкуренции, возникновения новых факторов в управлении стратегическим развитием.С учетом новых условий развития МЭ СМ характеризуют следующие черты:

- глобальность и системность влияния стратегий на объект управления как на систему;

- долгосрочность и перспективность. СМ нацелен на будущее, на периоды развития не менее 3 лет в неустойчивой среде. 5 лет и более в условиях относительно стабильной среды;

- критичность для жизнеспособности организации. Исправить стратегические ошибки очень трудно, часто невозможно, т.к. для этого требуются большие усилия, ресурсы, затраты времени;

- высший уровень приоритета среди всех др. видов управления фирмой. Изменения стратегических планов и стратегий должны сопровождаться изменениями всех планов нижних уровней. Если этого не происходит, то стратегия компании носит формальный характер и нежизнеспособна;

- рост сложности стратегического анализа, прогнозирования и многоальтернативность стратегического выбора. Многие ведущие компании вкладывают крупные средства в разработку собственных систем СМ и стремятся обеспечить лидерство, прежде всего, в этой сфере управления.

Ключевым элементом СМ фирмы является стратегия, которая определяет, как будут решаться главные проблемы развития фирмы.

Различные определения стратеги, расходясь в отдельных аспектах, сходятся в главном, представляя ее как выбор целей, видов и сфер деятельности, построения плана действий и решений по достижению поставленных стратегических целей.

М.Портер предложил определить стратегию на основе классического подхода: «Разработка конкурентной стратегии заключается, по существу, в отыскании четкой формулировки того, как предприятие будет вести конкуренцию, каким должны быть его цели и какие средства и действия понадобятся для достижения этих целей».

П. Дойль акцентировал в определении стратегии управление ресурсами организации: «Стратегия – это комплекс принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия и достижению долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках».

Стратегия устанавливает связи текущего состояния организации с е будущим состоянием, посредством целей, направлений деятельности стратегических изменений, планов, ресурсов.

Стратегия должна содержать ответы на вопросы:

- Какой фирма должна стать в долгосрочной перспективе? Что представляет собой модель будущего?

- В чем заключаются ключевые ценности и ключевая идеология фирмы?

- Какие виды деятельности, в каких объемах, для каких клиентов и на каких рынках фирма будет осуществлять?

- Что включают цели и критерии эффективности долгосрочного развития фирмы?

- каким образом фирма будет достигать поставленные стратегические цели?

- Какие стратегические возможности фирма может использовать, как она будет противостоять угрозам и вызовам?

- В чем конкурентные преимущества фирмы в настоящее время, какие преимущества она будет развивать в будущем?

- Является ли принятая стратегия лучшей из имеющихся альтернатив, какова ее эффективность?

- Что угрожает реализации стратегии?

- Какие ресурсы необходимы для реализации стратегии и доступны ли они фирме?

- Каким образом будет осуществляться и контролироваться внедрение стратегии?

Стратегия фирмы требует разработки концепции решения проблем развития фирмы, проектирования экономических, гибких и мобильных систем планирования, организации и контроля внедрения стратегии, выбора главных направлений стратегического инвестирования.

С учетом современных тенденций стратегию фирмы можно определить:

Стратегия фирмы представляет собой научно-обоснованный способ достижения и поддержания ею в долгосрочном периоде конкурентных преимуществ, высоких рыночных позиций, роста прибыли, эффективности и устойчивости развития на основе формирования и использования научно-технического потенциала, человеческого капитала и инвестиций.

Для построения стратегии необходимы:

- создание модели будущего фирмы, ее позиционирования на рынках о отношению к конкурентам, четкая формулировка комплекса стратегических целей;

- инновационные идеи, концепция и общая политика ее развития;

- разработка внутренних ценностей и ключевой идеологи фирмы;

- определение главных направлений е развития;

- выбор ключевых критериев оценки эффективности;

- определение видов и масштабов деятельности, продуктов и рынков сбыта;

- способы создания и поддержания устойчивых конкурентных преимуществ;

- точное определение вариантов потребностей в ресурсах и эффективности их использования, методы оптимизации распределения ресурсов и стратегических инвестиций;

- решение проблем мотивации персонала, развитие лидерства и умения работать в командах;

- разработка систем управления реализацией стратегии и стратегического контроля.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: