Темпы прироста (снижения) физического объема платных услуг населению




(в сопоставимых ценах, % к предыдущему году)

  20091) 20102) 20112)
Все оказанные платные услуги населению -2,5 1,5 2,9
Бытовые -3,2 0,7 0,2
транспортные -6,9 0,5 3,6
связи 4,9 4,5 9,1
жилищные 2,5 4,8 4,7
коммунальные -0,5 3,0 1,3
культуры -1,4 -4,7 -5,4
туристские -5,5 9,8 6,1
гостиниц и аналогичных средств размещения -12,6 2,7 0,9
физической культуры и спорта -6,4 0,4 2,6
медицинские -1,2 1,7 1,8
санаторно-оздоровительные -8,4 -3,3 -0,7
ветеринарные -3,5 -1,9 -1,8
системы образования -4,9 0,5 -1,9

1) данные годового отчета

2) данные текущей отчетности

 

Среди наблюдаемых видов услуг особое место на протяжении длительного времени занимает рынок услуг связи. В 2011 году ускорилась динамика этого рынка, объем услуг связи увеличился на 9,1%, что более чем в 2 раза превышает прирост за 2010 год (2010 год рост на 4,5 процента).

По данным Минкомсвязи России лидером по росту объемов услуг связи для населения на протяжении нескольких лет является подвижная электросвязь. Именно она определяет динамику услуг связи предоставленных населению. Так на 1 октября 2011 г. число абонентских устройств подвижной радиотелефонной (сотовой) связи составило 250 млн. и выросло по сравнению с 1 октября 2010 г. на 7,4 процента. Плотность сотовой связи на 100 человек населения составила 174,9 шт. (на 1 октября 2010 г. – 164,0 шт.). В общем объеме услуг связи для населения доля услуг сотовой связи, оказанных населению, в январе-октябре 2011 г. составляла 69,9 процента.

Россия опережает все развитые страны по количеству абонентов сотовой мобильной связи. Число абонентов сотовой мобильной связи на 100 человек населения в 2010 г. (последние данные Росстата) составило в России 166,3; в Германии - 127,0; Италии - 135,4; США – 89,9; Франции – 99,7; Японии – 95,4 абонента.

Вместе с тем, Россия пока отстает от развитых стран как по количеству пользователей сети Интернет, так и по удельному весу домашних хозяйств, имеющих доступ к сети. В 2010 году (последние данные Росстата) численность пользователей сети Интернет на 1000 человек в России составила 470, в Германии – 819, Дании – 887, Испании – 665, Великобритании – 850, Франции – 801, Японии – 800 пользователей. Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет, в общем их объеме, в 2010 году (последние данные Росстата) составила в России 42%, в Германии – 82%, Нидерланды – 90%, Великобритании – 80%, Франции – 74%, Испания – 59 процентов.

На фоне некоторого замедления роста реальных доходов населения в 2011 году, (их прирост составил всего 0,8%, по сравнению с 2010 годом- 5,1%) постепенно замедляется спрос населения на потребление отдельных видов бытовых услуг. За 2011 год объем их предоставления в целом увеличился всего на 0,2%, что в 3,5 раза ниже прироста за 2010 год (0,7%). Следствием этого является уменьшение доли этого вида услуг в структуре платных услуг населению с 9,7% в 2010 году до 9,4% в 2011 году.

Сохраняется положительная динамика объемов по услугам технического обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования, ремонту и строительству жилья и других построек, услуг бань и душевых.

Вместе с тем, в 2011 году сократились объёмы услуг по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий на 11,6 %, химической чистки и крашения на 10,4%, прачечным на 9,6%, ритуальным услугам на 5,8 процентов.

Указанная тенденция сложилась в условиях определённого насыщения в этих услугах высокодоходных группах населения, и невозможностью их потребления низкодоходными группами населения ввиду высокой их стоимости.

В области услуг социально-культурной сферы, таких как здравоохранение, образование, культура, физическая культура и спорт, из-за особой значимости для жизнедеятельности человека предоставляемых в этих отраслях услуг, действие рыночных механизмов частично ограничено. Под влиянием некоторого замедления в росте доходов населения и существенного финансирования указанных услуг из бюджетов всех уровней и их предоставления на бесплатной основе, объемы предоставления услуг социально-культурной сферы на платной основе, являющихся «эластичными» к доходам населения, начали снижаться.

Динамика объема предоставления платных медицинских услуг по итогам 2011 года практически осталась на уровне прошлого года. Медицинские организации оказывают гражданам платные медицинские услуги дополнительно к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи. В структуре оказанных населению платных медицинских услуг преобладает платная амбулаторно-поликлиническая помощь. Указанные услуги предлагаются населению как минимум по 34 основным медицинским специальностям. При этом наиболее широко представлены такие направления, как стоматология, хирургия (особенно пластическая), урология, гинекология, косметология, неврология и психотерапия. Сдерживающим фактором развития рынка платных медицинских услуг является достаточно высокий уровень цен на них.

В 2011 г. продолжилась тенденция объема предоставления санаторно-оздоровительных услуг. Их объем составил 99,3% к объему 2010 года.

Основное влияние на развитие данного рынка услуг оказывают состояние материально-технической базы и стоимость путевок. Последние годы шло сокращение санаторно-курортных организаций и соответственно численности размещенных лиц. В 2010 году (последние данные Росстата) число санаторно-курортных организаций сократилось по сравнению с 2009 годом на 52 единицы, а число в них на 5364. Средняя стоимость пребывания одного дня в санатории в 2011 году составила 1561,61 руб. и выросла по сравнению с 2010 года на 4,8%, в домах отдыха и пансионатах соответственно – 1168,45 руб. и 1,6 процента.

Рынок платных услуг физической культуры и спорта включает в себя как спортивно-оздоровительные, физкультурно-оздоровительные, так и спортивно-зрелищные мероприятия. Численность людей, занимающихся физической культурой и спортом, в настоящее время составляет около 17,5% от численности населения страны, из общего числа занимающихся около 11% посещают занятия на платной основе.

В последние годы наблюдалось позитивное развитие указанного рынка платных услуг. Наращиванию объемов предоставления данного вида услуг способствует строительство новых спортивных сооружений. Только в 2010 году (последние данные Росстата) число спортивных залов выросло по сравнению с 2009 годом на 2,4 тыс. ед., плавательных бассейнов – на 247 ед., плоскостных спортивных сооружений (площадки и поля) – на 3,2 тыс. единиц. В результате в 2011 году объем услуг физической культуры и спорта увеличился по сравнению с 2010 года на 2,6 процента.

Рынок услуг учреждений культуры в последние годы сокращается. На сдерживание развития рынка услуг культуры оказывает влияние как недостаток денежных средств у населения, так и катастрофический разрыв между возможностями доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам в крупных культурных центрах и провинции. В 2011 году продолжилась тенденция замедления динамики объема услуг учреждений культуры. Их объем сократился на 5,4 процента. Россия отстает от развитых стран по числу посещений на одного жителя учреждений культуры. Так в России число посещений на одного жителя музеев составляет 0,6; в Австрии – 1,7; Германии – 1,2; Финляндии – 0,9; Японии – 1,0 посещений, кинотеатров – в России 0,4; Австрии – 1,8; Германии – 1,7; Испании - 2,3; США – 4,6; Японии – 1,3 посещений.

Если несколько лет назад изменение объема услуг системы образования было тесно увязано с уровнем благосостояния, то в настоящее время платные услуги высшего образования постепенно перестают быть альтернативой бесплатным и развитие платности этих услуг воспринимается как неизбежность.

Численность студентов уже второй год подряд сокращается. Если на начало учебного года 2008/2009 года количество студентов составляло 6,2 млн. человек, то на начало года 2010/2011 их число составило 5,8 млн. человек. При общем сокращение численности, удельный вес студентов с полным возмещением стоимости обучения увеличивается с 54 % до 55,2 процента.

Особенно возрос спрос на предоставление платных услуг в области профессионального и дополнительного образования. Последние годы в России развивается дистанционное обучение. Этому способствует в первую очередь понимание его экономической выгодности по сравнению с традиционной формой обучения. Вместе с тем процесс внедрения дистанционных технологий в образовательную практику протекает гораздо медленнее, чем можно было бы ожидать. Увеличение бюджетного финансирования и совершенствование нормативного правового регулирования, а также довольно высокие темпы развития рынка платных услуг образования в предыдущие годы привели к определенному насыщению этого рынка платными услугами. Подтверждение этому является снижение доли платных услуг образования в структуре ВВП (в 2009 году 0,8%, в 2010 году – 0,7%, оценка 2011 года – 0,6 процента).

Как результат рынок услуг системы образования по итогам 2011 года сократился на 1,9 %. (в 2010 году наблюдался рост на 0,5%), их доля в общем объеме платных услуг населению – на 0,4 процента.

С начала 2011 года рынок туристских услуг развивается динамично. Если в 2010 году число поездок российских граждан за рубеж с целью туризма увеличилось на 32,1%, а число поездок иностранных граждан в Россию на 1,6%, то в январе-сентябре 2011 года число поездок российских граждан за рубеж выросло по сравнению с аналогичным периодом 2010 года соответственно на 16,1%, а число поездок иностранных граждан в Россию с целью туризма на 9,3 процента. Данные тенденции оказали положительное влияние на развитие рынка платных туристских услуг. Как результат по итогам 2011 года прирост объемов предоставления туристских услуг составил 6,1 процента.

Что касается направлений выездного туризма, то, в абсолютных цифрах, в январе-сентябре 2011 года лидером была Турция, которая, прежде всего, за счёт недорогих туров смогла завоевать среди россиян значительную часть рынка. За указанный период в Турцию было совершено 2471,0 тыс. поездок. Вторым по популярности направлений зарубежного туризма является Китай (в январе-сентябре было совершено 1098,9 тыс. поездок). Египет из-за нестабильной ситуации в первом квартале 2011года сдвигается на третье место с 905,6 тыс. поездок.

По числу поездок иностранных граждан в Россию с целью туризма в январе-сентябре 2011 года лидирует Германия, из которой в России приехало 307 тысяч туристов.

Коллективные средства размещения - гостиницы и аналогичные средства размещения (мотели, пансионаты, общежития для приезжих и др.) и специализированные средства размещения (санаторно-курортные организации, организации отдыха, турбазы и др.) - занимают основное место в туристской инфраструктуре. В себестоимости турпродукта, измеряемой затратами турфирм при организации турпоездок, доля затрат по приобретению услуг сторонних организаций по размещению и проживанию составляет более 50 процентов.

В настоящее время на российском рынке туристских и гостиничных услуг наблюдается тенденция к росту внутреннего туризма. Российские внутренние туристы предпочитают недорогие и качественные гостиничные номера – небольшие гостиницы со средней стоимостью номера 60 - 90 долл. в сутки, включая завтрак. Повышается спрос на отели категории 3 - 4 звезды. По итогам 2011 года объем предоставления услуг гостиниц и аналогичных средств размещения увеличился по сравнению с 2010 годом на 0,9 процента.

Особое место в структуре платных услуг населению занимают платные услуги «обязательного» характера, к которым относятся транспортные и жилищно-коммунальные услуги. Доля этих услуг по итогам 2011 года соответственно составила 20,4% и 27,3% от общего объема платных услуг, оказанных населению.

В течение 2011 года наблюдалось наращивание объема транспортных услуг по сравнению с показателями 2010 года, и их объем увеличился на 3,6%, что более чем в 7 раз превышает темпы прироста в 2010 году (0,5 процента). Пассажирооборот транспорта общего пользования увеличился за 2011 год на 4,2 процента.

Сдерживающее влияние на динамику платных транспортных услуг оказывает высокий удельный вес количества пассажиров, имеющих право льготного и бесплатного проезда, в общем количестве перевезенных пассажиров.

Удельный вес числа пассажиров, имеющих право льготного и бесплатного проезда, в общем числе перевезенных пассажиров составил в январе-сентябре 2011 году: на автобусном транспорте – 24,4%, трамвайном – 21,2%, троллейбусном – 31,7%, метрополитене – 22,4%, морском – 19,5%, внутреннем водном - 16% и воздушном – 15,3% (на железнодорожном за 2010 год – 33,7 процента).

Рынок жилищно-коммунальных услуг с начала 2011 года демонстрировал тенденцию к замедлению темпов по сравнению с показателями 2010 года. Объем жилищных услуг увеличился по сравнению 2010 годом на 4,7%, что на 0,1 процентный пункт ниже прироста за 2010 год, прирост коммунальных услуг составил 1,3%, что в 2,3 раза ниже прироста 2010 года.

Различные тенденции развития отдельных видов платных услуг населению повлияли на существенные сдвиги, произошедшие в их структуре, произошедшие в 2011 году. По сравнению с 2010 годом (в фактических ценах) увеличилась доля жилищно-коммунальных услуг, что в первую очередь обусловлено значительным повышением тарифов на предоставление данного вида услуг.

Ситуация на рынке жилищно-коммунальных услуг определялась под влиянием нескольких факторов:

- сохранение значительного количества семей, получающих субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, которое составляет 3,6 млн. семей на 30 июня 2011 года и суммы начисленных субсидий – 30,5 млрд. рублей, что оказывает существенное влияние на снижение объема платных услуг населению;

- сохраняется значительное число граждан, пользующихся льготами на оплату жилищно-коммунальных услуг - 37,5 млн. человек (по последним данным за 2010 год), что выше аналогичного периода 2009 года, суммы затрат по реализации предоставления льгот гражданам также возросли со 176,5 млрд. рублей в 2009 году до 214,5 млрд. рублей в 2010 году.

- сохранение устойчивого опережения роста цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги по сравнению с другими видами услуг. ИПЦ в 2011 году на жилищно-коммунальные услуги увеличился на 11,7 % по сравнению с 2010 годом, что на 1,3 % ниже прироста за 2010 год.

- стабильное повышение фактического уровня возмещения населением затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг с 82,3 % в 2009 году возросло в среднем по Российской Федерации до 83,9 % за 2010 год; с 74,0 % в I квартале 2011 года до 84,5 % за 9 месяцев 2011 года.

Структура платных услуг населению в большинстве видов услуг достаточно стабильна. Однако различные тенденции развития отдельных видов платных услуг населению повлияли на изменения в их структуре, произошедшие в 2011 году. По сравнению с 2010 годом существенно увеличилась доля жилищно-коммунальных услуг и транспортных услуг, что в первую очередь обусловлено значительным ростом тарифов на предоставление данного вида услуг и сократилась доля бытовых услуг, услуг культуры и образования.

Доля расходов на оплату услуг в структуре потребительских расходов домашних хозяйств стабильно растет. Если в 2007 году она составляла 25,4%, то в 2010 году – 26,7%, во II квартале 2011 года – 26,5%. Рост расходов на оплату услуг связан в первую очередь с ростом расходов на жилищно-коммунальные услуги, которые занимают наибольший вес в структуре. Их доля увеличилась с 8,2% в 2007 году до 9,4% во II квартале 2011 года. Доля расходов на остальные виды услуг в структуре потребительских расходов остается стабильной.

 

Отрасли социальной сферы

 

В сфере образования в 2011 году продолжена реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» (далее – ПНПО) и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р в целях реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» утвержден План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы. Во исполнение указанного распоряжения Правительства Российской Федерации были реализованы следующие мероприятия по основным приоритетным направлениям.

Организована работа по поэтапному введению федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС). С 1 сентября 2011 г. все первоклассники общеобразовательных учреждений начали обучение по ФГОС начального общего образования. Дорабатывается проект ФГОС среднего (полного) общего образования.

Дорабатывался проект ФГОС среднего (полного) общего образования, в процессе доработки которого был задействован широкий круг профессионального педагогического сообщества и общественности. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № Пр-2505 утверждение ФГОС среднего (полного) общего образования предусмотрено до 10 февраля 2012 года.

В целях обеспечения готовности работников образования к введению ФГОС организована работа по повышению квалификации по проблемам введения ФГОС.

В рамках направления «Развитие системы поддержки талантливых детей» обеспечено участие сборных команд школьников в международных олимпиадах по следующим образовательным предметам: география, биология, информатика, математика, физика, химия. На интеллектуальных состязаниях международного формата российские школьники завоевали 11 золотых, 12 серебряных и 3 бронзовых медалей.

Запущены пилотные проекты по созданию центров поддержки одаренных детей и дистанционных школ в следующих крупных университетах, в том числе национальных исследовательских и федеральных университетах во всех федеральных округах: Пермский национальный исследовательский политехнический университет; Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Южный федеральный университет; Российский государственный профессионально-педагогический университет; Национальный исследовательский Томский государственный университет, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Амосова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Казанский национальный исследовательский технологический университет.

По направлению «Совершенствование учительского корпуса» в 2011 году разработаны требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников образования. Разработан проект плана действий по модернизации педагогического образования.

В рамках ПНПО в субъектах Российской Федерации проведён конкурсный отбор учителей на получение денежного поощрения лучшим учителям. На поддержку одной тысячи наиболее выдающихся учителей России выделено средств федерального бюджета в объёме 0,2 млрд. рублей.

Были проведены мероприятия, по выплате вознаграждения за классное руководство в общеобразовательных учреждениях. Объем финансирования из федерального бюджета в 2011 году составляет 11,45 млрд. рублей. В соответствии с условиями заключенных соглашений о предоставлении субсидий, в субъекты Российской Федерации денежные средства перечислены в полном объеме.

В целях сохранения и укрепления здоровья школьников в рамках ПНПО, начиная с 2008 года, реализуется экспериментальный проект по реорганизации системы школьного питания на основе современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов.

В 2011 году из федерального бюджета на закупку современного технологического оборудования выделено 0,3 млрд. рублей. Указанные средства в соответствии с условиями заключенных соглашений о предоставлении субсидий перечислены бюджетам субъектов Российской Федерации в полном объеме.

В 2011 году реализация проекта завершена. В нем приняли участие 44 субъекта Российской Федерации из всех федеральных округов, 1 858 школ, более 1 млн. обучающихся (в том числе в 2011 году – 28 регионов, 432 школы, 218 тыс. обучающихся). В субъектах Российской Федерации – участниках проекта горячим питанием охвачено от 80 до 100% школьников.

За четыре года на реализацию проекта из федерального бюджета выделено 2,1 млрд. рублей (в 2011 году – 300 млн. рублей), которые были использованы на закупку нового современного технологического оборудования для школьных столовых. Кроме того, на реализацию проекта из средств регионального и местного бюджетов за четыре года было выделено около 2,5 млрд. рублей (в 2011 году – около 500 млн. рублей), что свидетельствует о заинтересованности субъектов в решении проблем школьного питания.

В рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в целях модернизации региональных систем общего образования постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 436 «О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования» утверждены Правила предоставления в 2011-2013 годах указанных субсидий и методика их распределения.

Объем финансирования на модернизацию региональных систем общего образования из федерального бюджета в 2011 году составил 20,0 млрд. рублей. Указанные средства в соответствии с условиями заключенных соглашений о предоставлении субсидий перечислены бюджетам субъектов Российской Федерации в полном объеме в III квартале 2011 года. В IV квартале 2011 г. осуществлялся мониторинг реализации комплексов мер по модернизации систем общего образования в субъектах Российской Федерации, проводились соответствующие совещания.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 622 от 30 июля 2009 г. «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных образовательных учреждений» было заключено 64 соглашения с органами высшей исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми перечислены бюджетные ассигнования в объеме 999,2 млн. рублей из федерального бюджета в бюджеты субъектов для проведения противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.

Реализовывались мероприятия по направлению «Поддержка программ развития ведущих российских университетов». Финансирование федеральных университетов осуществляется на основании одобренных Правительством Российской Федерации программ развития в объеме 1 млрд. рублей каждому университету ежегодно в течение 5 лет, начиная с 2010 года. В 2011 году выделено 6 млрд. рублей (Сибирский и Южный федеральные университеты реализуют свои программы развития без привлечения бюджетных ассигнований).

В рамках направления «Развитие инновационного характера профессионального образования как основы становления экономики знаний» по мероприятию «Развитие региональных систем профессионального образования, укрепление базовых учреждений начального и среднего профессионального образования», в августе 2011 года состоялся конкурсный отбор региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку реализации мероприятий федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по направлению «разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации».

Всего на основной и дополнительный конкурсы поступило 69 заявок от субъектов Российской Федерации, которые в разрезе федеральных округов распределились следующим образом: Центральный федеральный округ (далее – ЦФО) – 18 заявок, Южный федеральный округ (далее – ЮФО) – 2 заявки, Дальневосточный федеральный округ (далее – ДВФО) – 6 заявок, Приволжский федеральный округ (далее – ПФО) – 14 заявок, Северо-Западный федеральный округ (далее – СЗФО) – 8 заявок, Сибирский федеральный округ (далее – СФО) – 14 заявок, Уральский федеральный округ (далее – УФО) – 7 заявок.

Обязательства по реализации мероприятий в области модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации взяли на себя такие крупные представители реального сектора экономики, как ОАО «Компания «Сухой», ОАО «Северсталь», ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «Газпром», ОАО «РАО Энергетические системы Востока», ОАО «НМЛК», ОАО «Металлоинвест».

Общий объем средств, привлекаемых субъектами Российской Федерации со стороны работодателей, в 2011-2013 годах составит более 1,5 млрд. рублей.

Заключены соглашения с 30 субъектами Российской Федерации – победителями конкурсного отбора.

Объем субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации – победителям основного конкурсного отбора составил 713,772 млн. рублей, победителям дополнительного конкурсного отбора – 82,648 млн. рублей.

Для дальнейшей оптимизации сети учреждений высшего профессионального образования 1 ноября 2011 г. был проведен конкурс поддержки программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в целях повышения эффективности управления вузами и дальнейшего развития конкурентной среды в системе высшей школы. В конкурсе приняли участие программы стратегического развития 248 вузов, подведомственных Минобрнауки России. По итогам конкурсного отбора программы стратегического развития 55 вузов получат государственную поддержку в объеме до 100 млн. рублей в год каждому вузу.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 1189-р утверждено распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации на 2011 год». На реализацию указанного постановления в 2011 году предусматриваются средства федерального бюджета в объеме 1,0 млрд. рублей.

Продолжалась реализация мероприятия по развитию образования детей-инвалидов. Было принято постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2011 г. № 755 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов». На реализацию данного мероприятия было предусмотрено 2 500 млн. рублей, которые были использованы в полном объеме.

Субсидии были направлены на создание рабочих мест более чем для 8000 детей-инвалидов и 8000 рабочих мест для педагогических работников, а также обучение более 8 000 педагогов и родителей детей-инвалидов.

В 2011 году продолжилась работа по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере культуры.

В указанном периоде осуществлялась государственная поддержка учреждений культуры и искусства, и в первую очередь особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В 2011 году принято решение о включении в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации федеральных государственных учреждений культуры «Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле» (Тульская область) и «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» (г. Волгоград).

Осуществлялись работы II очереди реконструкции, реставрации и технического оснащения комплекса зданий Государственного академического Большого театра России. В 2011 году указанные работы были завершены и в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 29 октября 2010 г. № 716-рп «О торжественном открытии основного здания Государственного академического Большого театра России» проведено торжественное мероприятие, которое состоялось 28 октября 2011 года.

Также осуществлялись работы по строительству второй сцены (нового здания) Государственного академического Мариинского театра (г. Санкт-Петербург) и других особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В 2011 году организована работа по выполнению 382 мероприятий, связанных с производством проектных и ремонтно-реставрационные работ на объектах культурного наследия в рамках ФЦП «Культура России (2006-2011 гг.)», в том числе особо значимых: «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея», г. Москва; «Государственный Эрмитаж», г. Санкт-Петербург, «Государственный музей-заповедник «Петергоф», г. Санкт-Петербург.

Обеспечивалась сохранность музейных, библиотечных и архивных фондов. Продолжено пополнение государственной части Музейного фонда.

Осуществлялась модернизация в библиотеках России, включая программы сохранения фондов российских библиотек в электронных форматах. Продолжалась работа по созданию национальной электронной библиотеки, а также формированию Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации, генерального электронного каталога Российской национальной библиотеки.

Основным направлением деятельности архивных учреждений являлось обеспечение качественного пополнения Архивного фонда Российской Федерации, а также эффективное использование содержащихся в нем информационных ресурсов в интересах граждан, общества и государства, продолжилось укрепление материально-технической базы федеральных архивов.

Осуществлена интеграция электронных каталогов и баз данных РГИА в единый электронный ресурс, консолидированный с информационной системой Президентской библиотеки, и его размещение в открытом доступе в сети Интернет.

В 2011 году проведена модернизация общеотраслевых программных комплексов «Архивный фонд» (4 версия) – «Фондовый каталог» - «Центральный фондовый каталог», позволяющий с 1 января 2012 г. разместить на портале «Архивы России» в сети Интернет сведения обо всех фондах федеральных архивов, что обеспечит значительное повышение оперативности и результативности поиска гражданами и организациями информации о местах хранения архивных документов, находящихся в федеральной собственности.

В области театрального искусства проводились мероприятия по поддержке театров малых городов России, разрабатывался комплекс мер по развитию гастрольной деятельности театров, проводились мероприятия по активизации межрегионального обмена драматических театров.

В указанном периоде осуществлялась государственная поддержка театральных фестивалей, которые стали основой для реализации комплексных проектов, связанных с демонстрацией лучших достижений отечественного театра в различных регионах России; фестивалей в сфере музыкального искусства, которые стали одной из основных форм творческих обменов, популяризации лучших достижений в области музыкального искусства России; гастрольных поездок театральных и музыкальных коллективов по городам России.

Необходимым условием сохранения отечественной культуры является совершенствование механизмов поддержки творческих инициатив, в том числе посредством присуждения премий Правительства Российской Федерации и грантов Президента Российской Федерации.

Продолжалась работа по обеспечению устойчивого развития производства российских фильмов.

Итоговые показатели выпуска киновидеофильмов (640) практически не изменились в сравнении с 2010 годом, когда было выпущено 633 киновидеофильма, из них 55 игровых, 442 неигровых, 136 анимационных.

Государственная финансовая поддержка в кинопроизводстве была направлена на дальнейшее увеличение числа фильмов, создаваемых на российских киностудиях, на расширение и обогащение содержательных программ нашего кино, на создание кинокартин, востребованных массовой зрительской аудиторией.

В области поддержки кинематографии в 2011 году проведены 8 киномероприятий и 24 кинофестиваля.

В 2011 году издательствами ведения Роспечати и ОАО отраслевой принадлежности со 100% участием государства выпущено 74,5 млн. экз. книг (в условном 10-листном исчислении), что составляет 117,8% и 107,7% к 2010 году.

Анализ выпуска книжной продукции по видам литературы показывает, что в 2011 году выпуск учебной литературы составил 71,8 млн. экз., или 119,0% к 2010 году, детской – 1,0 млн. экз., или 125,4%, научной и художественной литературы – 0,2 млн. экз., или 100%, производственной литературы – 1,3 млн. экз., или 76,8% к 2010 году.

В 2011 году на выпуск и рассылку изданий для инвалидов по зрению было направлено 87,8 млн. рублей бюджетных средств.

В 2011 году средства федерального бюджета в сумме 165,6 млн. рублей направлены 358 организациям на поддержку социально значимых проектов в сфере периодической печати.

В сфере здравоохранения в рамках реализации обеспечения доступности социальных услуг и качественной медицинской помощи в 2011 году осуществлялась работа по обеспечению государственных гарантий бесплатной медицинской помощи гражданам за счет расширения их прав, модернизации системы здравоохранения и привлечения дополнительных финансовых средств и более эффективного их использования.

В рамках модернизации отрасли осуществлялась реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации (далее – Программы модернизации), которые включают в себя три основных направления:

- укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов, текущий и капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования;

- внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;

- внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами- специалистами.

На реализацию Программ модернизации в 2011 году направлено 190,4 млрд. рублей.

В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» проводилась работа по повышению эффективности функционирования системы здравоохранения, приближению квалифицированной медицинской помощи к населению, обеспечению ее доступности и качества путем укрепления первичного звена здравоохранения, повышения доступности высокотехнологичной медицинской помощи, совершенствования профилактического направления.

На реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» выделены ассигнования федерального бюджета в размере 153,12 млрд. рублей, средств обязательного медицинского страхования – 4,05 млрд. рублей.

Развитие приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2011 году осуществляется по следующим направлениям:

- формирование здорового образа жизни;

- развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний;

- повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи;

- совершенствование медицинской помощи матерям и детям.

В 2011 году осуществлялась реализация новых мероприятий национального проекта «Здоровье»:

- организация деятельности учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь наркологическим больным;

- орга<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: