Ведение
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важным видом отношений с другими людьми. В общении обычно формируется более или менее устойчивая система целей.
Для делового человека чрезвычайно важно грамотно выражать свои мысли, уметь достигать взаимопонимания в решении многих задач в непосредственном взаимодействии людей в рамках различных событий и т. д.
Цель: Убедится в важности делового общение в повседневной жизни.
Задачи:
1. Понять сущность делового общения
2. Рассмотреть виды делового общения
3. Изучить структуру и функции делового общения
4. Ознакомиться с уровнями общения
Деловое общение приобретает первостепенное значение для людей, которые заняты в управлении. Как показывают исследования в области менеджмента, на коммуникацию и общение, по усреднённым данным, расходуется около 80-90% рабочего времени руководителей всех известных уровней.
Главной целью делового общения является организация плодотворного сотрудничества, а также создание оптимальных условий для успешного решения задач, стоящих перед организацией и её отдельными сотрудниками.
Другими словами, целью делового общения можно назвать организацию и оптимизацию определенного вида совместной деятельности.
Деловое общение
Выделяют игровое, учебное, досуговое, интимное, духовное общение, включая общение с самим собой. По-видимому, деловое общение еще одна его разновидность.
Как уже отмечалось, сутью делового общения является то, что оно имеет регламентированный (целевой) характер и ограничивается рамками определенной темы или круга вопросов. Оно осуществляется, как правило, в ходе делового взаимодействия, в официальной, рабочей обстановке как в форме непосредственного личного контакта, так и через технические средства.
|
Что же такое деловое общение?
Это процесс взаимосвязи или взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.
Можно назвать такие формы делового общения, как деловая беседа, совещание, заседание, собрание, переговоры, презентация, конференции и телеконференции, деловая переписка (теперь, все чаще — по электронной почте). Консультация эксперта (врача, юриста) по конкретному вопросу, консилиум, интервью журналисту, задания подчиненным, их отчеты перед руководством, выступление студента на семинаре, сдача экзамена, зачета, собеседование с преподавателем — все это примеры делового общения.
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
-Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку
-Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы
-Обсуждение интересующей проблемы
-Решение проблемы.
-Завершение контакта (выход из него).
Исследователями отмечаются некоторые современные тенденции в изменении роли, содержания и качества делового общения.
|
Во-первых, наблюдается значительное усиление в современной жизни как в нашей стране, так и за рубежом роли общения, причем как делового, так и межличностного. В настоящее время расширились контакты между людьми, особенно в сфере международных отношений. В России существенно усилилась роль общения в процессе создания и оказания различных услуг.
Во-вторых, происходит заметное ослабление роли непосредственного общения в связи с развитием электронных коммуникационных систем и виртуальной организации труда.
В-третьих, на характер общения оказывает существенное влияние социально-экономическое и политическое расслоение современного российского общества.
Виды делового общение
Придя в мир деловых людей и бизнеса, многие понимают, что тот стиль общения, которым они пользуются дома или с друзьями им не только не подходит, но и мешает. Именно тогда встаёт вопрос об обучении деловому общению, ведь, овладев такими навыками, можно в результате стать успешным.
Вместе со способностью человека каждый раз придумывать все новые «техногенные штучки», мы получаем ещё больше способов взаимодействия и коммуникации, поэтому виды делового общения становятся все более разнообразными.
Итак, по способу изложения информации деловое общение делится на два вида: письменное и устное.
Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.
Монологический. Подразумевает обращение одного человека к другим с целью подачи информации. Ярким примером такого общения являются лекции и доклады, приветственные, информационные, а также торговые речи.
|
К монологическим видам относятся:
-Приветственная речь;
-Торговая речь (реклама);
-Информационная речь;
-Доклад (на заседании, собрании).
Диалогический. В основе данного вида общения лежит устный контакт двух и более людей с целью достичь желаемого результата.
К диалогическим относятся:
-Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.
-Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.
-Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.
-Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.
-Дискуссия;
-Совещание (собрание);
-Пресс-конференция.
-Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.
-Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.
Письменные виды делового общения
Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.
По содержанию общение может быть разделено на:
-Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;
-Когнитивное - обмен знаниями;
-Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;
-Деятельноcтное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
Самым популярным из видов делового общения являются переговоры. Их преимущество состоит в возможности эффективной коммуникации участников сторон. Собеседники могут задавать вопросы и сразу получать ответы на них, обсуждать тему разговора и выслушивать мнение нескольких человек для получения обоюдовыгодного результата.
Также стоит отметить публичные выступления, доклады и пресс-конференции. Это одна из сложных форм делового общения. В данном случае ведущую роль имеет лишь один человек - выступающий, который должен хорошо владеть ораторским искусством, обладать умением подать себя на большую аудиторию. Манеры такого человека должны соответствовать аудитории, а речь быть чёткой и грамотной.
Основным, наиболее часто используемым видом делового общения является контактный деловой разговор, то есть диалог людей «вживую», будь то общение двух руководителей крупных предприятий или простых менеджеров. Ведь двое воспитанных и грамотных людей всегда смогут договориться.
По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:
-непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;
-опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;
-прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;
-косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
Структура и функции общения
Структура общения характеризуется путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
-Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
-Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
-Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Все эти функции делового общения настолько связаны между собой, что практически не встречаются по отдельности. Роль каждой функции зависит от целей, поставленных собеседниками перед началом любой деловой беседы.
Чтобы достичь больших успехов в деловом мире, нужно быть ориентированным во всех его направлениях и держать руку на пульсе. Для этого не помешает овладеть всеми видами общения в деловом мире, поставить перед собой чёткие цели и смело двигаться к их достижению.
Уровни общения
Общение играет немаловажную роль в нашей жизни. Общаясь, мы справляемся со скукой, одиночеством, монотонностью жизни, кто-то преследует определённые цели. Общение может принести как пользу, так и вред. Но мало кто знает, что существуют несколько различных уровней общения, на каждом из которых собеседник использует определённые психологические приёмы, фразы и слова, жесты. Именно о них мы и поговорим.
Общение может происходить на различных уровнях:
-Манипулятивный - уровень, заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.
-Примитивный - уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).
-Высший - это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.
Анализ структуры делового общения менеджера и его динамики позволяет выделить четыре основных этапа:
-Интеракция и воздействие менеджера в процессе профессионального общения на других лиц с целью решения профессиональных задач.
-Оценка результатов конкретного акта общения и планирование содержания и процесса дальнейших контактов с определенными лицами (руководителями, подчиненными, представителями других организаций, коллегами).
-Психологическое «чтение» особенностей поведения, внешнего облика, использование имеющейся психологической информации о конкретном работнике организации и составление первичного психологического портрета взаимодействующего лица.
-Поиск психологических предпосылок эффективности общения и создание благоприятных условий для межличностного контакта.
-Игровой уровень. Наверное, это самый распространённый уровень общения, который присутствует между друзьями и приятелями. Он предполагает некую неформальность и раскрепощённость. Собеседники могут шутить, говорить на несерьёзные темы, поддерживать друг друга, давать советы. Кстати, флирт между влюблённой парой также можно отнести к игровому уровню. Обычно от такого уровня общения остаются приятные чувства и эмоции.
В разных ситуациях и разных ролях в жизни мы используем практически все эти уровни общения. Главное, не увлекаться «масками» слишком сильно и всегда помнить себя настоящего. И помните, что в общении важно уметь не только говорить, но и слушать!
Заключение
Деловой человек - будь то предприниматель, менеджер или руководитель - должен обязательно уметь четко и ясно формулировать свою точку зрения, аргументировать свою позицию, анализировать высказывания партнера, критически оценивать соответствующие предложения. Необходимым условием этого является умение слушать, вести беседу, создать доброжелательную атмосферу, умение произвести положительное впечатление, а для этого необходима соответствующая предварительная подготовка.
этика делового общения - основывается на многих науках, в частности на психологии общения, этике, психологии управления, научной организации труда и т.п., ее изучение обусловлено потребностями сегодняшнего дня.
В процессе выполнения индивидуального проекта были рассмотрены такие понятия как: сущность делового общения, виды делового общения, структура и функции делового общения, уровни общения.
Используемые источники
Литература:
1. Д.А. Шевчук – Деловое общения;
2. Ф.А. Кузин – Культура делового общение.
Интернет –ресурсы:
1. https://www.grandars.ru
2. https://kak-bog.ru
3. https://sobinam.ru