Два мира — физический и духовный
М ир был бы весьма беден содержанием, если бы в нем существовало только то, что человек постигает одними своими внешними чувствами. Само существование в таком мире, без прошлого и без будущего, где смерть бесцеремонно обрывает всякое творческое начинание, всякое живое стремление к добру и счастью, было бы трагическим противоречием.
Н о человек способен своим разумом и духовными чувствами значительно расширить свое понятие о мире и увидеть, что, кроме физического, есть великий духовный мир. Материализм конца прошлого и начала нашего столетия высмеивал саму возможность иных форм жизни, кроме тех, которые существуют на земле. Однако, благодаря быстрому прогрессу науки за последние пятьдесят лет, кругозор современного человека значительно расширился. Теперь известно, что вселенная, в которой мы обитаем, хотя и велика, но не бесконечна. Само представление о мире значительно одухотворилось. Ученые поняли, что материя не представляет собой твердую, неизменную и вечную сущность, но является одним из проявлений энергии. Энергия же может принимать и другие формы, совершенно непохожие на знакомые нам атомы и молекулы. Поэтому за пределами видимого мира могут существовать другие миры, совершенно отличные от нашего. Эти открытия науки, а также межпланетные полеты, породили целое движение в современной литературе и киноиндустрии, в котором затрагивается тема встреч людей с существами из других галактик и миров. Это увлечение потусторонним и необычным, к сожалению, часто переплетается с нездоровой фантазией и носит полудемонический характер. Тем не менее, тяготение к расширению рамок земного существования в современном человеке — очевидно.
|
В замен этой фантастики, а также бредней теософов и спиритистов, христианская религия дает современному человеку четкое и здравое учение о духовном мире. Христианская вера учит, что, кроме нашего физического, есть великий ангельский мир. Ангелы, подобно людям, обладают разумом, свободной волей и чувствами, но они — бестелесные духи. Фактически, человеческий мир есть только капля в море разумного бытия.
Природа ангелов, их иерархия и служение
С огласно св. писанию, ангелы, как и люди и все существующее, сотворены Богом. В словах: “Вначале сотворил Бог НЕБО и землю” (Быт. 1:1) можно видеть первое указание на сотворение Богом ангельского мира, который здесь, в противоположность “земле,” т.е. вещественному миру, называется “небом.” Ангелы уже существовали при создании звездного неба, что видно из слова Господа Бога, Который говорит праведному Иову: “Когда были созданы звезды, воспели Меня громко все ангелы Мои” ( Иов 38:7, по Септуагинте).
О сотворении ангелов Св. Григорий Богослов высказывает такие мысли:
“Так как для благости Божией не довольно было заниматься только созерцанием себя самой, а надлежало, чтобы благо разливалось все далее и далее, так, чтобы число облагодетельствованных было, как можно больше (потому что это свойственно высочайшей благости), — то Бог измышляет прежде всего ангельские небесные силы: и мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Духом… И так как первые твари были угодны Ему, то измышляет другой мир, вещественный и видимый.”
|
А нгел значит “вестник.” Этим словом определяется, главным образом, их отношение к людям. Они, как наши старшие братья, возвещают нам волю Божию и помогают нам в деле спасения. Человечество со времени своего райского состояния знало о существовании ангелов. Этот факт нашел свое отражение во многих древних религиях.
Людям трудно постичь жизнь ангелов и мир, в котором они живут, потому, что он совершенно отличен от нашего. Известно, что ангелы служат Богу, исполняют Его промыслительную волю и прославляют Его. Принадлежа к духовному миру, они обычно невидимы нам. “Когда ангелы по воле Божией являются достойным людям, то являются не такими, каковы сами в себе, а в таком преображенном виде, в каком люди могут видеть их,” — объясняет преп. Иоанн Дамаскин. В известной книге Товита ангел, сопровождавший Товита и его сына, говорит о себе: “Все дни я был видим вами, но я не ел и не пил, а только взорам вашим представлялось это” (Товит. 12:19). “ Впрочем — высказывает мысль Иоанн Дамаскин, — ангелы называются бестелесными и невещественными только по сравнению с нами. Ибо в сравнении с Богом все оказывается грубым и вещественным. Одно Божество всецело невещественно и бестелесно.”
Ангелы превосходят человека духовными силами. Однако, и они ограничены в своей силе и знании. Только Бог всемогущ и всеведущ. Будучи без плоти, Ангелы меньше, чем люди, зависимы от пространства и места и мгновенно появляются там, где им нужно действовать. Однако, нельзя сказать, чтобы они существовали независимо от пространства и места. Св. Писание изображает ангелов то сходящими с неба на землю, то восходящими с земли на небо. Ангелы созданы бессмертными, как об этом свидетельствует Писание, они умереть не могут (Лук. 20:36). Однако, их бессмертие не есть бессмертие самобытное и безусловное, а зависит оно, как и бессмертие человеческих душ, всецело от воли и милости Божией.
|
Ангелы, как духи без плоти, в высшей степени способны к внутреннему развитию, и их ум возвышеннее человеческого ума. Могуществом и силою, по изъяснению ап. Петра, они превосходят все земные начальства и власти (2 Петр. 2:11). Однако, и их высокие духовные качества имеют свои границы. Писание указывает, что они не знают глубины существа Божия, ведомой одному Духу Божию (1 Кор. 2:11); не знают будущего, ведомого тоже одному Богу (Марк. 13:32); а также не постигают вполне тайны искупления, в которую желают проникнуть (1 Петр. 1:12); и даже не знают всех помышлений человеческих (3 Цар. 8:39). Наконец, они не могут сами по себе, без воли Божией, творить чудеса.
Мир ангельский представляется в Священном Писании необычайно великим. Когда прор. Даниил видел Ветхого Днями (Бога Отца), его взору открылось, что “тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним” (Дан. 7:10). “Множество воинов небесных” восхвалили пришествие на землю Сына Божия (Лук. 2:13).
“Представь, — говорит св. Кирилл Иерусалимский, — как многочислен народ римский; представь, как многочисленны другие народы грубые, ныне существующие, и сколько их умерло за сто лет; представь, сколько погребено за тысячу лет; представь людей, начиная от Адама до настоящего дня: велико множество их. Но оно еще мало в сравнении с ангелами, которых более! Их — девяносто девять овец, а род человеческий есть одна только овца. По обширности места должно судить и о многочисленности обитателей. Населяемая нами земля есть как бы некоторая точка, находящаяся в средоточии неба, поэтому окружающее ее небо столь же большее имеет число обитателей, сколько больше пространство; небеса небес содержат их необъятное число. Если написано, что “тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним,” то это только потому, что большего числа пророк выразить не мог.”
При такой многочисленности ангелов естественно предполагать, что в мире ангелов, как и в мире вещественном, есть разные степени совершенств, а потому и разные ступени, или иерархические степени небесных сил. Так, слово Божие называет одних “ангелами” и других “архангелами” (1 Сол. 4:16; Иуды ст. 9).
Православная Церковь, руководствуясь взглядами древних церковных писателей и Отцов Церкви, разделяет мир ангельский на девять ликов или чинов, а эти девять — на три иерархии, по три чина в каждой иерархии. В первой иерархии состоят бесплотные духи, находящиеся ближе к Богу, именно: престолы, херувимы и серафимы. Во второй, средней иерархии — власти, господства и силы. В третьей, более близкой к нам — ангелы, архангелы и начала. Так, о бытии ангелов и архангелов свидетельствуют почти все страницы Священного Писания. О херувимах и серафимах упоминают пророческие книги. “Херувим” значит “разумение” или “ведение”; “серафим” значит “пламенный,” “огненный.” Имена других ангельских чинов упоминает св. апостол Павел в послании к Ефесянам, говоря, что Христос находится на небе “превыше всякого начальства и власти, и силы, и господства” (Еф. 1:21). Кроме этих ангельских чинов, ап. Павел в послании к Колоссянам учит, что Сыном Божиим сотворено все видимое и невидимое, “ престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли” (Кол. 1:16 ). Итак, когда к тем четырем, о которых апостол говорит Ефесянам, т.е., к началам, властям, силам и господствам, присоединим престолы, получится пять чинов; а когда к ним присовокупить ангелов, архангелов, херувимов и серафимов, то получится девять ангельских чинов.
Впрочем, некоторые Отцы Церкви высказывают мнения, что разделение ангелов на девять ликов охватывает только те имена, которые открыты в слове Божием, но не объемлет других имен и ликов ангельских, которые нам еще не открыты. Так, например, ап. Иоанн Богослов в книге Откровения упоминает о таинственных “животных” и о семи “духах” у престола Божия: “Благодать вам и мир от Того, Который есть и был, и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его” (Апок. 1:4). Перечисляя ангелов, ап. Павел пишет, что Христос пребывает на небе “превыше всякого начальства… и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,” давая этим понять, что есть ангельские степени, название которых неизвестны людям (Еф. 1:21).
В священном Писании, некоторые ангелы называются по собственному имени. Об архангеле Михаиле упоминается у пророка Даниила, у апостола Иуды и в Апокалипсисе (Нав. 5:13-15; Дан. 10:13, 12:1; Иуды 9; Апок. 12:7-8). Имя “ Михаил ” на еврейском значит “Кто, как Бог?” В Писании он именуется “вождем воинства Господня” и изображается, как главный борец против дьявола и его слуг. Обычно его рисуют с огненным мечем в руке. Имя “ Гавриил ” значит “Сильный Божий.” О Гаврииле упоминают пророк Даниил и евангелист Лука (Дан. 8:16, 9:21 и Лук. 1:19, 26). В Писании он изображается, как вестник тайн Божиих. Его рисуют с райской ветвью в руке. В Писании упоминаются по имени еще трое ангелов: “Рафаил” — “Помощь Божия” (Тов. 3:16; 12:12-15), “Уриил” — “Огонь Божий” (3 Ездр. 4:1; 5:20), “Селафиил” — “Молитвенник Божий” (3 Ездр. 5:16).
Каково же назначение существ духовного мира? Очевидно, они предназначены Богом к тому, чтобы быть совершенными отображениями Его величия и славы, с нераздельным участием в Его блаженстве. Если о видимых небесах сказано: “небеса поведают славу Божию,” то тем более такова цель духовных небес. Пророк Исаия удостоился увидеть “Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали друг к другу и говорили: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!” (Ис. 6:1-4, Иез. 10 гл.).
Падшие ангелы
В се ангелы были сотворены Богом добрыми. Однако, они, как и люди, наделены были свободной волей и могли выбирать между послушанием и противлением Богу, между добром и злом. Злоупотребив своей свободой, часть ангелов во главе с Люцифером (Денницей) отпала от Бога и образовала свое царство — ад. Слова Спасителя: “Я видел сатану, спавшего с неба, как молния” можно отнести к тому далекому, доисторическому прошлому, когда в ангельском мире произошловосстание против Бога. Это событие описано в Апокалипсисе с такими подробностями: “и произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось им места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною,… и ангелы его низвержены с ним” (”дракон” — это Денница, Ап. 12:7-9). На основании начальных слов этого видения, где говорится, что дракон своим хвостом “увлек с неба третью часть звезд” (Апок. 12:4), некоторые высказывают мнение, что тогда Люцифер совратил третью часть ангельского мира. После отпадения от Бога, Люцифера стали именовать “сатаною” (что значит “противник”) и “дьяволом” (что значит “клеветник”), а его ангелов — бесами или демонами.
Став злыми, падшие ангелы стараются увлечь людей на путь греха и этим их погубить. Небезынтересно обратить внимание на тот факт, что сами падшие ангелы страшатся своего темного царства, именуемого адом или бездною, потому что они умоляли Спасителя не посылать их туда (Лк. 8:31). Спаситель называет дьявола “человекоубийцей от начала,” имея ввиду тот момент, когда он, приняв вид змия, обольстил наших прародителей Адама и Еву, нарушивших заповедь Божию, и этим лишил их бессмертия (Быт. 3:1-6). С тех пор, получив возможность влиять на мысли, чувства и поступки людей, дьявол и его бесы стремятся ввергнуть людей все глубже и глубже в рутину греха, в которой сами погрязли: “Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил,” “всякий, делающий грех, есть раб греха” (1 Иоанн 3:8, Иоан. 8:34). Присутствие злых духов среди людей представляет собой для нас постоянную опасность. Поэтому ап. Петр призывает нас: “трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ” (1 Пет. 5:8). Подобное предостережение высказывает и ап. Павел, говоря: “облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных” (Еф. 6:11-12). Из этих слов св. Писания мы видим, что человеческая жизнь представляет собой постоянную напряженную войну за его душу. Хочет того человек или не хочет, но он с момента своего рождения вовлечен в войну между добром и злом, между Богом и демонами. Война эта началась еще до сотворения мира и будет продолжаться до дня “Страшного суда.” Фактически, на небе война кончена полным поражением зла. Но поле битвы перенеслось с неба в наш дольний мир и в сердце человека. В этой битве со злом нам, как увидим, деятельно помогают добрые ангелы.