На официальном сайте «Административно-управленческий портал» описаны основные понятие, функции и принципы социальной защиты населения.




ВВЕДЕНИЕ

 

Социальная защита – это комплекс целенаправленных мероприятий правового, организационного и экономического характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения. Объектом социальной защиты являются люди, которые нуждаются в посторонней помощи: пенсионеры, старики, тяжелобольные, дети, инвалиды; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию, ветераны военной службы и труда.

В последнее время государство осуществляет различные мероприятия для обеспечения социальной защиты участников войн и приравненных к ним лиц, совершенствуя и осуществляя законодательство, которое регулирует вопросы, связанные с социальной защитой участников войн.

В настоящее время на обеспечение гарантий и прав участников войн выделяются средства из федерального, регионального, муниципального бюджетов, расширяется круг льгот и получаемых пособий. Но, тем не менее, анализ текущей ситуации позволяет говорить о том, что государственные органы не в полной мере используют свои возможности и полномочия для решения проблем ветеранов. К сожалению, на сегодняшний момент участники войн и приравненные к ним люди не получили достойных условий ни в социальном, ни в материальном, ни в правовом отношении. Исходя из актуальности темы работы, необходимо рассмотреть проблему ветеранов с точки зрения состояния социальной защиты.

Объект ВКР государственное регулирование социальной защиты населения.

Предмет ВКР - деятельность государства по социальной защите участников войн.

Целью выпускной квалификационной работы является анализ работы государственных органов по социальному обеспечению участников войн, выявление проблем социальной защиты ветеранов, предложение мероприятий по их решению.

Проблема, рассматриваемая в работе, может быть сформулирована как несоответствие реального состояния социальной защиты ветеранов с необходимым уровнем этой защиты.

Степень разработанности проблемы несовершенства социальной защиты ветеранов можно оценивать как высокую в плане наличия различного рода публикаций и осознания существования самой проблемы, чего нельзя сказать о ее решении.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить сущность социальной защиты;

- рассмотреть структуру социальной защиты населения в Российской Федерации;

- провести анализ социальной защиты участников войн;

- выявить основные проблемы обеспечения социальной защиты участников войн;

- предложить мероприятия по решению выявленных проблем.

В работе использованы научные методы:

- исторический, с помощью которого раскрыто появление и становление понятия ветерана;

- анализ, с помощью которого выделены наиболее важные признаки ветеранов, раскрыты особенности правового статуса отдельных категорий ветеранов;

- сравнение, которое позволяет выделить общее и различное в статусе различных категорий ветеранов.

Информационная база исследования. Информационными источниками послужили учебная литература, учебно-методические пособия, сайты Интернета, справочно-правовые системы «Гарант», «Консультант плюс», отчётность за три года и т.п.


1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫСОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫГРАЖДАН

 

1.1 Основные положения, виды и принципы социальной защиты граждан как элемента социальной политики

 

На официальном сайте «Административно-управленческий портал» описаны основные понятие, функции и принципы социальной защиты населения.

«Социальная защита населения – необходимый элемент функционирования любого достаточно развитого государства. Концепция социальной защиты возникла в конце XIX – начале XX в., а соответствующий термин впервые появился в США в 30-х гг. и постепенно распространился в западной социологии, обозначая систему мер, защищающих любого жителя страны от экономической и социальной ущемленности вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода.

В XX в., когда традиционное капиталистическое общество фактически трансформировалось в новую социально-экономическую систему – социально ориентированное рыночное хозяйство, в рамках этой трансформации сложились мощные системы социальной защиты населения, охватывающие как общество в целом, так и предприятия, фирмы, акционерные общества, кооперативы, трудовые организации и т.д. Можно сказать, что на Западе к настоящему времени сложилось несколько моделей систем социальной защиты граждан. Выделяются американская, европейская, японская модели, в рамках которых имеются свои разновидности.

Термин «социальная защита населения» в России появился в общественно-политической практике относительно недавно. В 1991 г. Министерство социального обеспечения было реорганизовано в Министерство социальной защиты населения, были расширены его функции и полномочия, изменилась структура и т.д. Однако на деле новое министерство осуществляло преимущественно функцию социального обеспечения – назначение пенсий и пособий.[9]

Изменение специфики социально-экономических отношений в стране обусловило необходимость формирования системы социальной защиты населения на новых принципах, способной решать сложные задачи, в рамках новой государственной социальной политики. Рассматривая социальную политику как целенаправленное воздействие государства, общественных организаций и предприятий на существующую систему общественных отношений, целью которого является улучшение условий жизни широких слоев населения, следует отметить, что социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики, механизмом разрешения социальных проблем.

Существуют различные определения понятия «социальная защита». Так, Международное бюро труда определяет социальную защиту как социальное обеспечение в широком смысле слова. В некоторых определениях социальная защита рассматривается через понятие «уровень жизни»: социальная защита – это система мер, направленных на обеспечение достойного уровня и качества жизни.

Более широкое определение в следующей трактовке термина – это система общественных отношений по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения. Выше обозначенные подходы не бесспорны. В частности, понятие «социальное обеспечение» является более узким по сравнению с понятием «социальная защита», так как социальная защита предполагает предоставление социальной помощи, поддержки, социальное страхование, социальное обслуживание и др. Зачастую происходит просто отождествление этих понятий. Основное предназначение социальной защиты – защита населения от социально-рисковых ситуаций (болезнь, безработица, потеря способности к самообслуживанию, самообеспечению и т.п.), следовательно, социальная защита населения может быть определена как система мер, направленных на предотвращение, смягчение и ликвидацию последствий социально-рисковых ситуаций посредством обеспечения достойного уровня и качества жизни.

Социальная защита может осуществляться в виде социального обеспечения и минимальных социальных гарантий рисунок 1.

Система социальной защиты
Социальное обеспечение
Социальные гарантии
Минимум базовых социальных услуг
Социальное страхование
Социальная помощь
Льготы. Выплаты
Пенсии. Пособия

 

 


Рисунок 1. Система социальной защиты

Система социальной защиты населения может быть рассмотрена в нескольких аспектах:

- как совокупность социальных гарантий и мер по их реализации, направленных на обеспечение достойного уровня и качества жизни;

- как совокупность взаимоотношений между субъектом и объектом социальной защиты по поводу предотвращения и ликвидации последствий социально-рисковых ситуаций посредством обеспечения достойного уровня и качества жизни;

- как совокупность органов, учреждений и организаций, осуществляющих организацию и предоставление социальных услуг населению в сфере социальной защиты.[16]

Основные формы социальной поддержки отдельных групп населения показаны на рисунке 2.

 

Формы социальной поддержки
Денежные пособия
Помощь в натуральной форме (продукты, одежда)
Льготы (скидки) при оплате ряда услуг
Субсидии(целевые средства для оплаты услуг)
Компенсации (возмещение некоторых расходов)

 


Рисунок 2. Формы социальной поддержки

 

Формы социальной защиты населения могут быть классифицированы по различным основаниям:

- в зависимости от субъекта-адресата социальной защиты – общие (направлены на все население), специальные или категориальные (направлены на отдельные категории граждан) и исключительные (предоставляются в особых случаях, на основании специальных нормативных актов (поддержка лиц, пострадавших от стихийных бедствий, катастроф природного и техногенного характера и т.д.);

- в зависимости от наличия промежуточного звена в системе предоставления помощи или обеспечения – прямая (непосредственно предоставляется гражданам в виде выплаты пенсий, пособий, социального обслуживания и т.д.) и опосредованная (например, предоставление льгот) социальная защита.

- в зависимости от степени участия гражданина в деятельности по повышению своего жизненного уровня социальная защита может быть активной (трудоустройство при посредничестве службы занятости, участие в общественных работах, формирование накопительной части пенсии, дополнительные формы страхования и др.) или пассивной (получение пенсий, пособий, социальное обслуживание и т.д.);

- в зависимости от особенностей получателя социальная защита может быть индивидуальной (когда меры направлены на поддержку конкретного человека) и коллективной (адресатом является коллектив или группа граждан);

- в зависимости от оснований предоставления различают договорные (предоставляются по договору) и внедоговорные (предоставляются в силу закона) формы.

Функции системы социальной защиты
компенсационная
превентивная
обеспечительная

 

 


Рисунок 3. Функции системы социальной защиты

 

Система социальной защиты выполняет несколько важнейших функций рисунок 3:

– превентивную (предупреждение социально-рисковых ситуаций). Примерами реализации этой функции являются меры по обеспечению занятости, защите сбережений граждан, предотвращению чрезвычайных ситуаций разного рода и т. д.;

– обеспечительную, в случае если не удалось предотвратить наступление неблагоприятных социально-экономических последствий, государство принимает на себя обязательства по материальной поддержке граждан: выплачивает пенсии, пособия, предоставляет различные виды социальных услуг. Реализация этой функции осуществляется методами системы социального обеспечения;

– компенсационную, в тех случаях, когда гражданину был причинен материальный или моральный вред в связи с незаконными действиями государственных органов, возникает необходимость его возмещения (например, компенсации ликвидаторам и пострадавшим от воздействия радиации в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции)

Социальная защита строится по принципам рисунок 4.

субсидиарности
солидарности
Принципы социальной защиты

эффективности
адекватности
непрерывности

 

Рисунок 4. Принципы социальной защиты

 

Системообразующим базисным принципом социальной защиты в рыночной экономике является принцип субсидиарности (дополнительности). Он состоит в том, что в силу некоторых обстоятельств в рыночной экономике индивид может нуждаться в помощи государства. Эта помощь должна предоставляться в объеме стартового минимума, который усилит его индивидуальные устремления и готовность к успешной деятельности, но при этом не ограничивает ответственность индивида за свое положение и экономическую инициативу».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: