На официальном сайте «Студенческая библиотека онлайн» описана социальная защита как элемент социальной политики государства.




«Наиболее полно принцип субсидиарности воплощается в системе государственных гарантий. В некоторых странах это могут быть гарантии минимальных фиксированных доходов (минимальная заработная плата и минимальная пенсия) а также гарантии нормального жизнеобеспечения в форме права на труд и на отдых, права на образование и медицинское обслуживание, на охрану труда и семьи. Данные гарантии, представляющие собой правовой и материальный «каркас» для нормальной жизнедеятельности общества, призваны обеспечить минимальные жизненные стандарты и одинаковые стандартные условия всем без исключения членам общества, а не только тем, кто попал в группу социального риска.

Неуплата работодателем взносов на социальное страхование не лишает его работников права на получение пенсий и пособий и, в этом случае проявляется принцип солидарности социальной защиты, который свидетельствует о степени готовности общества оказывать социальную помощь определенным категориям нуждающихся безотносительно к их участию или неучастию в общественном производстве, без учета уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов.

Принцип эффективности означает, что чистые социальные выгоды о действия любой социальной программы должны превышать социальные издержки. При этом издержки представляют собой вложения государственных органов в какую-либо социальную программу или проект, а выгода - конечный результат данной программы в вид е роста благосостояния.

С принципом эффективности социальной защиты тесно связан принцип адекватности. Он означает соответствие масштабов и форм социальной защиты уровню развития экономики и объему созданного в обществе ВВП, являющегося источником осуществления защитной функции государства.

Принцип непрерывности социальной защиты показывает, что вне зависимости от финансового положения государства, системы ценностей и взглядов, сложившихся в обществе, данный процесс не может быть остановлен, а должен воспроизводиться во времени и пространстве. Для более наглядного восприятия социальной защиты в рыночной экономике рассмотрим схему в приложении А.

Как видно из схемы, система социальной защиты состоит из нескольких уровней: Государственная защита, личная самозащита и коллективная самозащита.

В свою очередь государственная социальная защита представляет собой иерархическую пирамиду, также состоящую из нескольких уровней защиты. Сужение ее кверху означает сокращение численности людей, подпадающих под тот или иной уровень социальной защиты. Базисом данной системы, как было отмечено выше, являются государственные социальные гарантии осуществления права на труд, образование, медицинское обслуживание, в равной мере распространяющиеся на всех граждан. Источниками финансирования государственных программ социальных гарантий выступают преимущественно государственный бюджет и бюджеты местных органов власти.

Следующим элементом системы государственной социальной защиты выступает государственное социальное обеспечение. В отличие от социальных гарантий оно представляет собой реакцию на социальные риски (травмы, болезни, старость, инвалидность, рождение больных детей, многодетность и т.д.), поэтому предоставляется не всем, а только тем, кто подпадает под определенные социальные риски. В свою очередь, социальное обеспечение выступает в двух организационно-правовых формах: государственное (обязательное) социальное страхование и государственная помощь. Эти формы отличаются по кругу обеспечиваемых, источникам финансирования, институтам.

Механизм государственного социального страхования основывается, с одной стороны, на аккумуляции обязательных страховых отчислений работодателей и работников в бюджет, а, с другой - на выплатах социальных трансфертов из бюджета и социальных фондов.

Осуществляемый в настоящее время переход на накопительный принцип финансирования страховых пенсий по старости означает, что государство перекладывает часть ответственности за такой социальный риск, как наступление старости, на работников. Однако основой накопительного капитала во всем мире является высокий уровень самообеспеченности, который еще не создан в настоящих условиях экономики. Поэтому согласно пенсионной реформе пенсия любого российского гражданина будет состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая часть гарантирована всем гражданам, имеющим трудовой стаж свыше пяти лет, страховая часть напоминает ныне действующую систему, а накопительная будет складываться из средств, накапливающихся на индивидуальном счете каждого работника.

Социальная помощь (поддержка) является дополняющей государственное социальное страхование формой социального обеспечения. Источником ее финансирования являются налоговые поступления в бюджеты разных уровней. Помощь предоставляется малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам, имеющим доходы ниже прожиточного минимума, без проверки данных о страховых взносах, только на основе оценки их личных доходов.

На верхнем уровне пирамиды государственной социальной защиты (Приложение А) находится группа адаптированных к условиям рыночной экономики индивидов. Эта группа включает предпринимателей, высокооплачиваемых наемных работников, которые вопреки общераспространенной точке зрения также нуждаются в социальной защите государства, но иного рода, чем уязвимые и не приспособленные граждане. Система социальной защиты для адаптированных групп состоит из двух частей: защиты государством норм гражданского и хозяйственного права и системы мер по поддержанию конкурентной среды.

Очевидно, что система государственной социальной защиты будет устойчивой и эффективной, если сокращение степени патернализма (сокращение социальных гарантий, маркетизация услуг социальной сферы, переход к адресной системе социальной помощи, свертывание льгот и компенсаций) будет происходить одновременно с расширением меры ее индивидуализации, сопровождающейся созданием государством благоприятных условий для самообеспечения, самозанятости, самозащиты.

На данном рисунке это отражено в виде блока экономических отношений личной самозащиты (включающих отношения между государством и индивидом по поводу личного добровольного страхования, формирование личных сбережений и самозанятости), сопряженных с системой государственной защиты и поддерживающих ее. В то же время государству необходимо сохранить и развить унаследованную от социализма систему коллективной защиты, что соответствует социокультурным корням российского общества (на рисунке этот блок коллективной самозащиты располагается справа от пирамиды государственной защиты). В противном случае все меры, направленные на большую либерализацию системы социальной защиты, без создания соответствующих компенсационных механизмов самообеспечения и коллективной защиты экономически активного населения будут сопровождаться падением уровня жизни населения и ростом бедности.

Для того чтобы государство из активного экономического и регулирующего субъекта не превратилось в пассивное средство скорой социальной помощи для всевозрастающего числа социальных иждивенцев, очевидно, что оно должно изначально не допускать чрезмерного неравенства в доходах, участвуя наряду с рынком в процессе их формирования».[9]

Преобладающая точка зрения в последнее время состоит в том, что система социальной помощи в России малоэффективна из-за большого количества льгот, пособий и компенсаций, которые не всегда получают те, кто в них нуждается. Поэтому необходим переход к адресной и самоадресной системе социальной помощи. Адресность — это направленность социальной защиты на конкретную группу (или группы) населения. Самоадресность — направленность пособий по заявительному принципу.

Адресность и самоадресность позволяют государству в условиях кризисной экономики сэкономить значительную часть средств, распыляемую на многочисленные льготы, и передать ресурсы наиболее нуждающимся категориям граждан. Такое сдерживание расходов государства за счет недопущения излишнего распыления пособий среди обеспеченных граждан называется вертикальной справедливостью социальной защиты. Условием достижения адресности является предоставление пособий на основе оценки доходов и показателей бедности (безработица, плохое состояние здоровья, старость, наличие детей) только тем, кто находится за чертой бедности.

На верхнем уровне пирамиды государственной социальной защиты находится группа адаптированных к условиям рыночной экономики индивидов. Эта группа включает предпринимателей, высокооплачиваемых наемных работников, которые вопреки общераспространенной точке зрения также нуждаются в социальной защите государства, но иного рода, чем уязвимые и не приспособленные граждане. Система социальной защиты для адаптированных групп состоит из двух частей: защиты государством норм гражданского и хозяйственного права и системы мер по поддержанию конкурентной среды. Кроме того, оставаясь «за завесой неведения» относительно будущего, эти группы населения также должны быть уверены во всеобщности и доступности гарантий, лежащих в основе всей пирамиды социальной защиты.

Очевидно, что система государственной социальной защиты будет устойчивой и эффективной, если сокращение степени патернализма (сокращение социальных гарантий, маркетизация услуг социальной сферы, переход к адресной системе социальной помощи, свертывание льгот и компенсаций) будет происходить одновременно с расширением меры ее индивидуализации, сопровождающейся созданием государством благоприятных условий для самообеспечения, самозанятости, самозащиты.

Государству необходимо сохранить и развить унаследованную от социализма систему коллективной защиты, что соответствует социокультурным корням российского общества. В противном случае все меры, направленные на большую либерализацию системы социальной защиты, без создания соответствующих компенсационных механизмов самообеспечения и коллективной защиты экономически активного населения будут сопровождаться падением уровня жизни населения и ростом бедности.

Для того чтобы государство из активного экономического и регулирующего субъекта не превратилось в пассивное средство скорой социальной помощи для всевозрастающего числа социальных иждивенцев, оно должно изначально не допускать чрезмерного неравенства в доходах, участвуя наряду с рынком в процессе их формирования.

Следует отметить необходимость социальной политики в современной рыночной экономике. При этом направления социальной политики должны определяться исходя из реально сложившихся в обществе проблем. Так в современном обществе основной элементом социальной политики является социальная защита населения. Она позволяет, через проведения ряда мероприятий оказать помощь нуждающимся слоям населения, и сгладить объективно существующую в обществе социальную несправедливость.[20]

 

1.2. Понятия и основные положения социальной работы по социальной защите участников войн

Система социальной защиты - это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также учреждений, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения. По мнению ряда авторов, структура системы социальной защиты обширна и включает компоненты рисунок 5.

 

Система социальной защиты  
социальная поддержку
реабилитация и адаптация
социальные гарантии и льготы
социальная помощь
Социальная работа
систему социального контроля
социальное страхование
социальное обеспечение
самозащита и самопомощь

 

Рисунок 5. Система социальной защиты

 

Особенностью структуры социальной защиты является то, что её элементы одновременно являются социальными институтами и основными функциями данной системы. Центральный элемент и функция системы социальной защиты – социальное обеспечение как система, созданная и регламентируемая государством и несущая на себе основную нагрузку по социальной защите.

Социальное обеспечение представляет собой исторически сложившийся в обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение жизненных потребностей людей, нуждающихся в поддержке со стороны социума. По мнению Л.П.Храпылиной, система видов социального обеспечения - это система денежных выплат, натуральной помощи и услуг, предоставляемых гражданам из специальных фондов.

В нее включаются блоки, которые могут рассматриваться как относительно самостоятельные системы:

- пенсионная;

- денежных пособий;

- медицинского обслуживания;

- содержания и воспитания детей в детских, дошкольных и оздоровительных учреждениях;

- социального обслуживания и социальной помощи.

Каждая из них тоже состоит из компонентов (пенсий разных видов, пособий, натуральных выдач, услуг).

Меры социальной защиты реализуются в рамках государственной социальной политики. Государственная политика в отношении ветеранов ВОВ предусматривает:

- создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти;

- реализацию мер социальной поддержки для ветеранов и членов их семей;

- выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в Федеральном законе от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах»;[3]

- пропаганду с использованием средств массовой информации важности добросовестной военной службы и трудовой деятельности, значения государственных наград за ратные и трудовые подвиги.

В своей книге Шерифов А. М. рассказывает о системе социальной защиты участников боевых действий.

«Особое место в системе государственной политики РФ занимают меры социальной поддержки военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и спецслужб, привлекаемых к военной защите государственных интересов, борьбе с терроризмом, обеспечивающих суверенитет Российской Федерации, в том числе в форме участия в боевых действиях, в связи с тем, что они подвергают повышенной опасности свою жизнь и здоровье. Это, в свою очередь, ведет к риску их гибели, причинения вреда здоровью и инвалидизации.

Государство является главным субъектом социальной защиты, выражающим интересы военнослужащих. Это - его неотъемлемая функция. Однако, как показывает мировая практика, в конституции права граждан порой только сформулированы. Их реализация - проблема, которая должна еще решаться.

На сегодняшний день в сфере социальной политики РФ проводимой в отношении участников боевых действий на за последние два десятилетия, накопилось много проблем. Отсутствие единого государственного органа по делам и проблемам ветеранов усугубляет положение. Средства, направляемые государством на поддержку ветеранов, распыляются по разным учреждениям и организациям. Общественных ветеранских организаций в России зарегистрировано несколько десятков тысяч, но они работают нескоординировано.

Невнимание чиновников к этой группе людей, как на региональном, так и на федеральном уровне, зачастую, делает их положение унизительным, что приводит к эмоциональному дискомфорту и постоянной тревоге.

Современная политика социальной защиты участников боевых действий представляет собой проблемное поле, требующее комплексного изучения. Рассмотрим схему, представленную в Приложении Б. [26]

Основным профилирующим министерством является Министерство обороны РФ. Имея в своей структуре департамент социальных гарантий МО РФ, составной частью которого является управление социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, данная организация должна была бы решать проблемы своих подопечных. Но на практике достучаться до верхушки Минобороны практически невозможно. А само по себе социальное обеспечение участников боевых действий не является проблемой, первостепенной важности для Минобороны, так как на первом месте - выработка и проведение государственной политики в области обороны.

Минобороны России осуществляет свою деятельность как непосредственно через органы управления военных округов и военные комиссариаты, так и во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями

Другое федеральное министерство – Минздравсоцразвития в большей степени имеет отношение к решению проблем участников боевых действий. Здесь разрабатываются программы оптимизирующие процесс социального обеспечения инвалидов. Для этого существует Департамент по делам инвалидов и Департамент организации медицинской помощи и развития здравоохранения. Которые утверждают порядок предоставления набора социальных услуг участникам боевых действий – обеспечение необходимыми лекарственными средствами, санаторно-курортным лечением, получением ежемесячных выплат и многое другое. [29]

Общественные организации военной направленности, как правило, в большинстве своем имеют серьезную историю, и ограниченные ресурсы, черпающие себя из пожертвований, благотворительных акций. Большого веса подобные организации не имеют, но являются серьезным подспорьем в процессе достижения мелких целей.

Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане (ОООИВА) представляет интересы свыше 43 тысяч инвалидов боевых действий в Афганистане, Чеченской Республике, участников боевых действий и контртеррористических операций.

Главное предназначение вместе с Российским Союзом ветеранов Афганистана и другими ветеранскими организациями ОООИВА - обеспечение комплексной реабилитации инвалидов и лиц, пострадавших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Деятельность Уполномоченного по правам человека относительно данной группы граждан направлена на привлечение постоянного внимания органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, судебных и правоохранительных органов, всех должностных лиц, а также широкой общественности к проблемам соблюдения конституционных прав участников боевых действий для принятия необходимых мер. Для решения этой задачи Уполномоченный строит свою деятельность на основе взаимодействия и сотрудничества с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными организациями, СМИ.

На региональном уровне усилятся роль Министерства социального развития и Министерства здравоохранения, так как именно они выделяют средства для выплаты пособий, льгот, дотаций. Однако за конкретной помощью сюда не обратишься, остается только надеяться только на общественные организации. На данном уровне их положение более уязвимые, ввиду недостатка средств и условного ограничения в действиях.

Министерство здравоохранения Орловской области осуществляет оказание специализированной медицинской помощи, определяет сроки и последовательность действий. Взаимодействует с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, федеральными государственными учреждениями, с медицинскими учреждениями, подведомственными Министерству и медицинскими учреждениями, находящимися в ведении муниципальных образований Орловской области.

Дополнительную поддержку по предоставлению социальных гарантий оказывает городской комитет по труду и соцразвитию. Сюда входят оплата 50% стоимости лекарств по рецептам врачей, снижение на 50% платы за жилое помещение и коммунальные услуги, возмещение расходов на абонентскую плату за телефон и радио. Жителям города этой категории денежные выплаты назначаются районными УСПиЗН по месту жительства и зачисляются на расчетный счет в банке, указанный гражданином в заявлении-обязательстве.

Общественные организации на региональном уровне утверждают, пропагандируют и осуществляют свои социальные и благотворительные программы; оказывает социальную правовую и реабилитационную помощь инвалидам ветеранам и семьям погибших в вооруженных конфликтах, привлекает на добровольных началах граждан к активной благотворительной деятельности. За счет своих средств и добровольного участия населения оказывают всяческую поддержку инвалидам и ветеранам Афганской и Чеченской войн, других локальных конфликтов, а также семьям погибших.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «О ветеранах», социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льготы, в частности, по медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения. [3]

На муниципальном уровне конкретной организацией куда чаще всего обращаются инвалиды войн является военкомат. Здесь можно добиться путевок, компенсаций, льгот и минимальных денежных выплат.

УСЗН осуществляет выдачу пособий по инвалидности. В ЦСОН инвалид имеет право получать социальное обслуживание. За последние годы количество инвалидов нуждающихся в помощи возросло. Растет как качество оказываемых услуг, так и количество. Поэтому социальные работники ЦСОН не всегда успевают справляться со своими обязанностями.

Общественные организации на данном уроне плохо развиты, имеют маленькую структуру и минимум средств. Их цель больше морально-волевая поддержка товарищей по войне и несчастью.

Министерства по делам ветеранов есть в 50 странах мира. В России тоже необходимо создать министерство или единый государственный орган по делам ветеранов, которые защищали и отстаивали бы права участников боевых действий. Армия в России призывная, и человеческая жизнь практически ничего не стоит. При таком положении дел гораздо легче посылать людей на войну и не нести никакой ответственности – ни перед теми, кто воюет, ни перед родственниками – в случае гибели или увечья военнослужащего. Люди, занимающиеся сегодня социальной защитой, должны иметь в виду, что участники боевых действий это люди со своеобразным жизненным опытом. Эта категория нуждается в особом подходе. [13]

Необходимо отметить, что участниками войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.»

Согласно Федеральному закону «О ветеранах» от 12.01.1995 к участникам войны относятся:

1. «Военнослужащие, проходившие военную службу в период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших на временно оккупированных территориях СССР;

2. Лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.

3. Лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

4. Лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

5. Военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;

3. Военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;

6. Люди (включая членов экипажей самолетов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных сил СССР и Вооруженных сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий и получившие там ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации. Например, медицинские и торговые работники;

7. Люди, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

8. Военнослужащие, участвовавшие в вооруженном конфликте в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях России с декабря 1994 года по декабрь 1996 года;

7. Военнослужащие, участвовавшие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года и по сегодняшнее время;

9. Военнослужащие, обеспечивавшие безопасность на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с 8 по 22 августа 2008 года.

10. Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации" ФЗ "О ветеранах".Военнослужащие РФ командированные на Донбасс все это время являются активными участниками боевых действий».

По данным Министерства социального развития и здравоохранения РФ на 5 мая 2014 года статусом участника войны обладали 1 290 629 человек, в 2015 г - 1 296 235 человек, а в 2016 уже 1 312 071 человек. Динамика участников боевых действий в России рисунок 6.

Рисунок 6. Динамик участников боевых действий в России

Газета «Труд» от 7 мая 2016 года приводит следующие данные по числу ветеранов боевых действий. Динамика ветеранов боевых действий по округам за 2016 г рисунок 7.[32]

Рисунок 7. Динамика ветеранов боевых действий

 

- в Центральном федеральном округе – 494 827человек;

- в Приволжском – 219 230;

- в Северо-Западном – 189 264;

- в Южном – 175 860;

- в Сибирском – 109 782;

- в Уральском – 73 983;

- в Дальневосточном – 48 825;

всего – 1 312 071 человек

Приверженец критического подхода Герберт Маркузе утверждал, что терпимость или толерантность является одной из основ здорового общества, также он считал, что толерантность могут проявлять добродетельные и сильные люди. То есть, чтобы современное общество было полноценным, следует толерантно относиться к участникам боевых действий, которым нужна социальная защита и помощь. Нужно помочь военнослужащим адаптироваться в гражданской жизни. Для решения данной проблемы нужно задействовать все силы, как на региональном, так и на федеральном уровне, привлечь коммерческие, различные общественные организации.

Таким образом, основным содержанием социальной защиты участникам войны является предоставление социальных выплат, льгот и материальной поддержки в другой форме (обеспечение жильем, транспортом отдельных категорий ветеранов).[14]

 

1.3. Зарубежный опыт реализации социальной защиты участников войн.

Вопросы защиты интересов ветеранов войн интересует руководства регионов и страны в целом, общественных и научных деятелей, членов общественных организаций и организаторов, а так же общественно-политических партий.

Глубокое исследование форм и способов защиты интересов ветеранов войн немыслимо без анализа не только отечественного, но и зарубежного опыта.

Ветеранская политика в странах-победительницах: Великобритании, США и Франции.

В Великобритании раньше других государств Европы стала складываться государственная система ветеранской политики. Начало этому было положено Елизаветой I - королевой Англии. Уже в XVI веке начали появляться первые указы, которые касались решения социальных проблем отставных инвалидов воены, именно для них была разработана система адаптации к мирной жизни.

Образованное после Второй мировой войны Управление по делам ветеранов, как государственный представитель, в целом несет ответственность за начисление и оценку компенсаций, обслуживание и уплату всех видов пенсий участникам боевых действий. Это государственное учреждение проявляет многостороннюю помощь и дает консультации отставным военным и членов их семей о положенных им пенсионных начислениях. С 2005 года в Великобритании стала действовать новая схема начислений компенсаций и пенсий взамен системы от 1975 года. Современное обеспечение ветеранов Великобритании представлено на рисунке 8.

Льготы для ветеранов в Великобритании
Пенсионное обеспечение
Безвозмездные ссуды
Приобретение одежды
Приобретение жилья
Медицинское обслуживание
Материальная помощь

 


Рисунок 8. Льготы для ветеранов в Великобритании

 

Помимо базовой пенсии участники войны могут рассчитывать на: материальную помощь, медицинское обслуживание, покупка жилья, одежды, предоставление безвозмездной ссуды тем кто желает открыть свое собственное дело и т. д. [15]

Во Франции политика государства в отношении участников войн, получила развитие в середине XVII века в связи с огосударствления армии, но важный переворот в обеспечении ветеранов начался лишь в XVIII-XIX вв. В связи с популярными идеями государства всеобщего благосостояния социального государства, которые и дали начало созданию системы социальной защиты как системы социальных, экономических и законодательных гарантий для всех групп населения. Каждый военный, оставивший службу после законнова срока (всегда весьма долгого) и ставший по физическим причинам непригодным к продолжению дальнейшей службы, должен был иметь право на то, чтобы общество обеспечивало его материальные потребности. В 1670 году Людовиком XIV - королем Франции, впервые в Европе был создан государственный Дом инвалидов, как дом призрения заслуженных армейских ветеранов. Сейчас в нем находится государственный госпиталь для военных и дом престарелых.

В 1916 году было создано Национальное отделение ветеранов, функции которого с 1920 года стало осуществлять Министерство по делам ветеранов войны, позднее переименованное в Министерство по делам бывших военнослужащих и жертв войны.

Современное обеспечение ветеранов Франции представлено на рисунке 9

Льготы для ветеранов во Франции
Трудоустройство
Гарантия приобретение жилья и автомобилей
Различные денежные пособия
Пенсионное обеспечение
Стационарное лечение
Психологическая реабилитация
Медицинская помощь
Получение образования

 

 


Рисунок 9. Льготы для ветеранов во Франции

 

Для ветеранов боевых действий создан широкий спектр гарантий, включающий пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, стационарное лечение, различные пособия, психологическую реабилитацию. Кроме того, им предусматривается помощь в получении образования и трудоустройстве, предоставлении гарантии на приобретение жилья и автомобилей, денежные пособия безработным ветеранам, вспомогательные устройства для облегчения своей жизнедеятельности и т. п. При этом размер пенсии бывшим военнослужащим настолько высок, что, достигнув пенсионного возраста, ветераны могут себе позволить путешествовать.[17]

Проблемами социальной защищенности ветеранов боевых действий и их семей, помимо государственных органов, занимаются различные общественные объединения, ассоциации и фонды. Все они входят в Союз ассоциаций ветеранов Франции, защищающий при этом интересы не только ветеранов Второй мировой войны, но и тех, кто воевал во Вьетнаме, в Алжире и в других странах.

Примером заботы общества о национальных героях, отстоявших Отечество в самое трудное время, может служить система государственной поддержки ветеранов США, которая считается одной из самых совершенных и разветвленных систем во всем мире.

В настоящее время от исполнительной власти она представлена Министерством по делам ветеранов — одним из крупнейших по численности и бюджету ведомств США. В его компетенции сосредоточены все вопросы, касающиеся ветеранов, как категории граждан, требующей особого внимания и заботы со стороны государства. Кроме того, в составе министерства находится специальная структура «To research veteran», занимающаяся поиском ветеранов, чтобы обеспечить его полной информацией о своих правах, даже в случае переезда на другое место жительства.

Вопросы правовой защищенности ветеранов обеспечиваются комитетами, действующими в Сенате (по Вооруженным силам и по делам ветеранов) и Палате Представителей (Комитеты по национальной безопасности и по делам ветеранов).[35]

Систему социальной поддержки ветеранов боевых действий можно представить двумя блоками, объединяющими механизмы социального страхования и материальной поддержки (рисунок 10)

Пенсионные выплаты
Социальное страхование
Страхование жизни и здоровья

Предоставление ссуд
Различные денежные пособия

 

 

Медицинское обслуживание
Физическая и психотерапическая реабилитация
Помощь в трудоустройстве
Образовательная и профессиональная подготовка.

Материальная поддержка

 

 

Рисунок 10. Современное обеспечение ветеранов США

 

В блок социальное страхование входят различного рода денежные выплаты; пенсионное обеспечение, в том числе на случай потери кормильца или инвалидности; страхование жизни и здоровья ветеранов; предоставление ссуд на строительство жилья, использование ипотечного кредитования и пр.

Денежные льготы распространяются на самих ветеранов и их наследников. Помимо этого, Конгрессом выделяются дополнительные субсидии на страхование ветеранам, чьи физические и моральные страдания слишком велики, чтобы быть компенсированными частными страховщиками. Эти дополнительные субсидии могут превышать гарантированный прожиточный минимум, установленный для всех граждан (получающих пособия как по социальному обеспечению, так и по безработице). Все компенсации в обязательном порядке индексируются в соответствии с «поправкой на рост стоимости жизни», которая определяется законодательно на каждый финансовый год.

Второй блок включает меры немонетарной поддержки: медицинское обслуживание ветеранов, членов их семей, включая потерявших кормильца; физическая, психотерапевтическая реабилитация ветеранов; доступность образовательной и профессиональной подготовки, помощь в трудоустройстве в гражданском секторе при увольнении, получение образования и трудоустройство членов семей ветеранов-инвалидов.

Таким образом, государственная политика по обеспечению социально-экономических прав и гарантий ветеранов боевых действий в Великобри



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: