Заказ, хранение, учет, передача и списание изданий судовой коллекции карт и книг.




ТЕМА №1.

СУДОВАЯ КОЛЛЕКЦИИ НАВИГАЦИОННЫХ КАРТ И КНИГ.

ПОДДЕРЖАНИЕ СУДОВОЙ КОЛЛЕКЦИИ НАВИГАЦИОННЫХ ИЗДАНИЙ НА УРОВНЕ СОВРЕМЕННОСТИ.

 

 

Содержание лекции: 1. Комплектование судовой коллекции карт и книг.

Заказ, хранение, учет, передача и списание изданий судовой

коллекции карт и книг.

Необходимость корректуры судовой коллекции карт и книг и

Виды корректуры.

Поддержание на уровне современности навигационных

Пособий и руководств для плавания издания Британского

Адмиралтейства.

Источники корректурной информации.

Содержание и критерии отбора корректурной информации.

1. Комплектование судовой коллекции карт и книг.

Каждое морское судно, выполняя коммерческую работу в определенном районе Мирового океана, или выполняя трамповые рейсы по всему Мировому океану, должно иметь на своем борту соответствующий набор (коллекцию) навигационных карт, руководств и пособий для плавания, необходимых для выполнения рейсов. Такой объем карт и книг, называемых судовой коллекцией карт и книг, устанавливает судовладелец для каждого судна, с учетом его типа и условий коммерческой эксплуатации, на основании требований SOLAS (ч. 1, гл. 5, пра­вило 20): "все суда должны иметь на борту приведенные на уровень современности карты, лоции, перечни огней и знаков, Извещения Мореплавателям, таблицы приливов и любые другие навигационные публикации, необходимые для планируемого плавания".

Капитан имеет право дополнять карты и книги к судовой коллекции на конкретный рейс с учетом особенностей выполняемого рейса. Кроме того, в водах некоторых стран, например, США, Аргентина, Бразилия и др., плавание судна может осуществляться только с использованием карт национального издания. Поэтому, перечень таких карт и книг может дополнять судовую коллекцию.

Установленный судовладельцем объем судовой коллекции карт и книг должен быть постоянно на судне в обновленном (откорректированном) виде (up-to-date condition) в соответствии с официально объявленными новыми изданиями конкретных карт и книг, или с последними изменениями в их содержании.

 

В судовую коллекцию карт и книг должны входить:

Карты:

  1. морские навигационные карты в соответствии с районом плавания судна (генеральные, путевые и частные карты и планы);
  2. морские навигационные карты масштаба 1: 2 000 000 на весь Мировой океан;
  3. специальные морские навигационные карты с сеткой изолиний тех РНС, приемоиндикаторы которых установлены на судне;
  4. карты РНС, содержащие сведения о расположении и зонах действия РНС и точности определения места судна при их использовании;
  5. карты внутренних водных путей масштаба 1:5 000 ÷ 1:100 000 для района плавания судна;
  6. карты-сетки масштаба 1:200 000 ÷ 1:1 000 000 для обеспечения плавания судна в открытых морях и океанах;
  7. специальные гидрометеорологические карты для получения информации о ветрах, течениях, волнениях, приливах, льдах, туманах, опасных гидрометеорологических явлениях и т.п.;
  8. шлюпочные карты для снабжения судовых спасательных шлюпок;
  9. карты для прокладки маршрутов по дуге большого круга в гномонической проекции на весь Мировой океан (комплект);

 

Руководства и пособия для плавания:

1. лоции по району плавания;

2. книги «Огни и знаки» по району плавания;

3. радиотехнические средства навигационного оборудования (РТСНО) по району плавания;

4. расписания радиопередач навигационных и гидрометеорологических сообщений для мореплавателей по Мировому океану;

5. расписания факсимильных передач гидрометеорологических сведений (для судов, на которых установлена бортовая факсимильная аппаратура);

6. правила плавания в особых районах по Мировому океану;

7. гидрометеорологические атласы и таблицы;

 

Справочные издания:

  1. океанские пути Мира;
  2. МППСС-72;
  3. международный свод сигналов (МСС-65);
  4. обязательные постановления по морским портам;
  5. сборник Международных соглашений и законодательных актов по вопросам мореплавания;
  6. таблицы ширины территориальных вод и специальных зон зарубежных государств;
  7. условные знаки для морских карт и карт внутренних водных путей;
  8. рекомендации для плавания в районах регулирования движения судов;
  9. таблицы морских расстояний;
  10. каталоги карт и книг;
  11. астрономические таблицы и пособия (МАЕ, МТ-75 или МТ-2000, ВАС-58 ТВА-57, и др.);
  12. корректурные документы.

 

Для облегчения работы с судовой коллекцией карт и книг, распределения работы по корректуре ее изданий, избежания ошибок и пропусков в корректурной работе с коллекцией карт и книг, все издания судовой коллекции карт и книг условно делится на три группы:

I группа - включает комплекты карт, руководств и пособий для плавания, предназначенные для обеспечения плавания по судоходной линии, на которой закреплено судно, между определенными портами, а для нелинейных судов – в соответствии с очередным рейсовым заданием.

К этой группе относятся также «Каталоги карт и книг» и «Сводные описания режима плавания на морях».

II группа - включает карты, руководства и пособия для плавания, которые могут быть использованы в предстоящем плавании в случае отклонения судна от намеченного пути, непредвиденного захода в порт-убежище и т.п.

III группа - включает все остальные карты, руководства и пособия для плавания, входящие в судовую коллекцию, но не вошедшие в первые две группы.

Поскольку каждое издание из перечня судовой коллекции карт и книг представляет собой достаточно не малую ценность, то общая стоимость всей коллекции карт и книг составляет весьма внушительную цифру. В связи с этим каждый судовладелец разрабатывает свою схему учета, хранения и передачи судовой коллекции карт и книг вновьназначенным членам экипажа, ответственным за навигационные издания. Хотя схемы учета, хранения и передачи судовой коллекции карт и книг разных судовладельцев мало отличаются друг от друга, все они направлены на то, чтобы на судне всегда был утвержденный судовладельцем пригодный для использования комплект карт и книг для обеспечения рейсов, чтобы к ним было бережное отношение, как к необходимому атрибуту мореплавания, и не было немотивированного их списания.

 

заказ, хранение, учет, передача и списание изданий судовой коллекции карт и книг.

На каждом судне любого судовладельца в папке файлов “SMS” (Ship Management System) имеется файл проформы учета коллекции карт и книг и требования судовладельца по их заказу, учету, хранению, передаче и списанию. Навигационный офицер, или другой член экипажа, назначенный капитаном для выполнения функций навигационного офицера, должен неукоснительно следовать требованиям по выполнению всех операций с судовой коллекцией карт и книг.

Заказ на навигационные издания делается судном в случаях, когда на предстоящий рейс на судне недостает каких-либо карт и книг в своей коллекции, или в соответствии с официально объявленными в Извещениях мореплавателям (“Notices to Mariners”) новыми изданиями навигационной продукции, необходимо заменить старые и уже недействительные издания на новые, или в случае физического износа каких-либо карт. Карты, которые заменены на их новые издания, для навигационных целей больше не пригодны, и могут быть использованы как учебные.

Заказ на навигационные издания высылается соответствующему агенту по реализации навигационной продукции, с которым судовладелец заключил договор, или непосредственно издательской компании. В настоящее время, заказ с перечнем навигационных изданий, в котором отмечается официальное название издания, его официальный номер по каталогу карт и книг, который объявлен агентом, количество необходимых экземпляров, порт, в который должны быть доставлены навигационные издания, и предполагаемую дату прибытия судна в указанный порт посылаются капитаном судна агенту с использованием электронных коммуникационных средств (зачастую по электронной почте). Заказ высылается заблаговременно с тем, чтобы у агента было достаточно времени для формирования заказа до прихода судна в порт доставки навигационной продукции. Поскольку заказ судна на навигационные издания является приоритетным в его доставке, то агент, в большинстве случаев, использует курьерскую авиационную доставку заказа на судно (“Courier Mail”, “DHL Mail”), или, если заказ сделан издательской компании, то компания осуществляет доставку навигационного заказа на судно через широко разветвленную по всему миру сеть своих агентов и субагентов. Например, навигационные издания английского Адмиралтейства, перечень которых содержится в Каталоге карт и книг (“Catalogue of Admiralty Charts and Publications”), распространяются сетью агентских фирм, перечень которых содержится в Части 7 Каталога “Index of Advertisers by Country” (Список по странам организаций и агентств, дающих объявления по распространению навигационной информации и продукции).

По прибытии судна в порт, в который заявлена доставка навигационных изданий, судовой агент, обслуживающий судно в этом порту, организует доставку заказа непосредственно на судно. Заказанные судном, навигационные издания доставляются на судно совместно с несколькими листами, содержащими перечень изданий, которые доставлены на судно (“ Delivery Notice”). Проверив соответствие полученных на судно навигационных изданий, заявленному заказу и поименованному перечню в “ Delivery Notice”, капитан подписывает их, и выдает один экземпляр судовому агенту для подтверждения доставки им продукции на судно, один экземпляр остается на судне для учета полученных изданий в Учетном журнале навигационным офицером, и один экземпляр отправляет судовладельцу для подтверждения оплаты стоимости полученных навигационных изданий.

Доставляемые на судно карты и книги, должны быть откорректированы по последнему Извещению мореплавателям (“Notices to Mariners”), которое действовало на дату формирования заказа для судна, что должно быть проверено навигационным офицером перед подписанием капитаном “ Delivery Notice”.

Учет карт судовой коллекции ведется в Каталоге карт и книг в разделе “Section III – Numerical List of Charts ” (Номерной указатель карт), где в последовательном номерном перечне карт, напротив карты, имеющейся в судовой коллекции, ставится отметка. Рядом, напротив номера карты, стоит номер страницы Каталога, на которой дано подробное описание этой карты.

Соответственно, книги и навигационные пособия также учитываются в своих разделах Каталога:

· Section XXX – Sailing Directions;

· Section XXXI – Admiralty List of Lights and Fog Signals;

· Section XXXII – Nautical Almanacs;

· Section XXXIX – Radio Publications;

· Section XLI – Tidal Publications.

Для облегчения работы навигационного офицера с судовой коллекцией карт и книг, улучшения их учета, и избежания пропусков при корректуре, судовладельцем или судовой администрацией могут разрабатываться разные проформы учета наличия, передачи, списания карт и книг. Все формы учета карт и книг судовой коллекции преследуют цель получения в любой момент информации о наличии требующихся навигационных изданий на судне, учете их как судовых материальных ценностей, и поддержания всей коллекции на уровне современности.

Хранение на судне коллекции карт и книг должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями судовладельца, изложенными в “SMS”. Для хранения судовой коллекции карт и книг, в основном, используется помещение штурманской рубки, где карты хранятся в ящиках штурманского стола или на специальных стеллажах, а книги – на отведенных для них полках или в шкафах. Во всех случаях, при хранении бумажных карт следует обращать внимание на поддержании в помещении стабильности нормальной влажности воздуха и температуры, т.к. при резкой смене этих параметров воздуха в картохранилище может произойти большая деформация листа карты, что вызовет неточность в прокладке на ней навигационных параметров ориентиров, и, соответственно, ошибки в определении места судна.

Карты могут храниться как в развернутом состоянии, так и в сложенном пополам виде, если площадь какого-то листа карты будет нестандартной. Во всех случаях хранения карт, они должны лежать лицевой частью вниз во избежание потери качества изображений на карте под воздействием света солнечных лучей или загрязнения. Номер карты должен быть на виду, легко доступен для прочтения и использования требуемой карты.

Передача каких-либо экземпляров навигационных изданий на другое судно может осуществляться по разрешению капитана с учетом всех требований по передаче материальных ценностей и немедленном восполнении судовой коллекции. В случае какого-либо инцидента, передача навигационных изданий по требованию властей порта захода также может осуществляться только по разрешению капитана.

При смене навигационного офицера в составе экипажа судна, все карты и книга судовой коллекции, также как и навигационные приборы и оборудование, передаются принимающему обязанности навигационному офицеру с указанием полного перечня передаваемых навигационных изданий и состояния их корректуры по официальному акту (Statement), который предоставляется капитану судна на утверждение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: