Тема 6
Важнейшими преимуществами рынка являются:
· функционирование рынка как саморегулирующегося механизма, который через цены создает ориентиры для капиталовложений в производство;
· эффективное распределение ресурсов — рынок направляет ресурсы на производство товаров, пользующихся спросом;
· высокая степень адаптивности к изменяющимся условиям. Так, повышение цен на энергоносители в 1970-е годы на Западе вызвало внедрение ресурсосберегающих технологий, поиск альтернативных источников энергии;
· возможность успешного функционирования в условиях ограниченной информации (достаточно иметь информацию о ценах на товары и услуги, о стоимости экономических ресурсов для нормального хозяйствования);
· рыночная экономика — бездефицитная экономика. В любых ситуациях рыночный механизм обеспечит равновесие спроса и предложения;
· создание рынком мощной системы стимулов;
· широкое использование достижений НТП. В погоне за прибылью товаропроизводители внедряют в производство новейшие достижения науки и техники, а конкуренция делает этот процесс непрерывным;
· обеспечение свободы и независимости как покупателей, так и продавцов, которые самостоятельно принимают решения о заключении сделок, найме рабочей силы и т.д.;
· способность быстро и эффективно удовлетворять разнообразные потребности людей.
К недостаткам рынка относятся:
· автоматизм рыночного механизма достигается не сам по себе, а методом проб и ошибок, в результате чего общество может нести существенные потери;
· рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (здравоохранение, культура, спорт, общественный транспорт и др.);
|
· неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов, принадлежащих всему человечеству, и защиты окружающей среды;
· игнорирование рынком возможных негативных для общества последствий принимаемых решений;
· рынок не имеет системы социальной защиты. Доходы в рыночной экономике получают только владельцы экономических ресурсов. Инвалиды, дети, пенсионеры могут не иметь средств к существованию, поэтому государство должно решать социальные проблемы;
· отсутствие действенных мотиваций для фундаментальных исследований в науке. Рынок реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средства для теоретических исследований;
· нестабильное развитие, при котором взлеты рыночной конъюнктуры чередуются с ее падением.
Экстерналии
Внешние эффекты (экстерналии) — ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц.
Отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии) - это негативное воздействие участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это стоимость использования ресурса, не отраженная в цене продукта.
Отрицательные внешние эффекты могут быть результатом и производства, и потребления товаров, обмениваемых на рынке. Примером отрицательного внешнего эффекта может быть сброс отходов производства в реку, используемую для водозабора и/или для рыбной ловли и купания. Чем больше объем сброса отходов в реку, тем больше вред, наносимый полезности, связанной с использованием реки.
|
Выделяют следующие виды отрицательных внешних издержек.
Совокупные внешние издержки (ТЕС) - это совокупный ущерб, наносимый третьим лицам. Они изменяются в зависимости от объема выпуска в отрасли. С увеличением производства совокупные внешние издержки увеличиваются.
Предельные внешние издержки (МЕС) - это дополнительные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц.
Предельные индивидуальные издержки (МРС) - это стоимость услуг тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют. Предельные индивидуальные издержки производства не включают в себя предельные внешние издержки, если существуют отрицательные внешние эффекты.
При отрицательном внешнем эффекте предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных.
Предельные общественные издержки (MSC) - это сумма предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек.
На рис. 50.1 иллюстрируется отрицательный внешний эффект; видно что эффективные объем выпуска и цена достигаются в точке, в которой предельные общественные издержки равны предельной общественной полезности.
Предельная общественная полезность (MSB) - дополнительная полезность, извлекаемая при производстве еще одной единицы продукции.
При существовании отрицательного внешнего эффекта общее условие достижения эффективности может быть выражено следующим образом:
МРС + МЕС = MSC = MSB.
|
При суммировании предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек последние поднимаются до уровня предельных общественных издержек. В условиях свободной конкуренции и при наличии отрицательного внешнего эффекта происходит занижение цены в сравнении с эффективной и завышение объема производства в сравнении с эффективным:
QP>OS;PP<ps.< p=""></ps.<>
Рис. 50.1
Положительные внешние эффекты - это благоприятные воздействия участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это полезность, не отраженная в ценах.
При положительном внешнем эффекте предельная общественная полезность превышает предельную индивидуальную полезность.
В связи с тем, что извлекающие внешние выгоды третьи лица не принимают участия в заключении и совершении сделок с данным товаром, их выгоды не берутся во внимание при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цены и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при подобном учете. Отсюда результатом положительных внешних эффектов является недостаточный выпуск и занижение цены данного продукта, что приводит к снижению эффективности экономики. Поэтому, чтобы обеспечить эффективный объем выпуска, необходим такой механизм, благодаря которому третьи лица, использующие внешний эффект, вносили бы свой вклад в его получение и потребление. При этом одна часть вклада третьих лиц направлялась бы на снижение цены, уплачиваемой потребителями, с тем чтобы стимулировать рост их потребления, а другая часть использовалась бы для компенсации любого увеличения предельных издержек, с тем чтобы поощрять производителей увеличить выпуск продукции.
Выделяют следующие виды положительных внешних эффектов.
Предельная индивидуальная полезность (МРВ) товара - предельная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу товара. Чтобы извлечь связанную с данным объемом товара предельную общественную полезность, необходимо к предельной индивидуальной полезности прибавить предельную полезность, извлекаемую третьими лицами.
Предельная внешняя полезность (МЕВ) товара - это предельный выигрыш, извлекаемый третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями данного товара.
Совокупная внешняя полезность (ТЕВ) равна произведению полезности единицы товара на количество потребленных единиц.
Рис. 50.2
Положительный внешний эффект изображен на рис. 50.2.
На рис. 50.1 и 50.2 потери обозначены заштрихованными площадями (DWL), что свидетельствует об отрицательном влиянии на экономику как положительных, так и отрицательных внешних эффектов.
Суть проблемы внешних эффектов состоит в неэффективности размещения и использования ресурсов и продуктов в экономике в результате несовпадения индивидуальных и общественных издержек или индивидуальной и общественной полезности. Решение проблемы внешних эффектов состоит в достижении равенства предельных общественных издержек и предельной общественной полезности:
MSC = MSB.
Эффективность
Экономическая эффективность - это получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов. Для этого нужно вести себя рационально, т.е. не только постоянно соотносить выгоды (блага) и затраты, но и максимизировать выгоды и минимизировать затраты.
Критерий Парето Исследуя условия максимального экономического благосостояния общества при ограниченности ресурсов, Парето пришел к выводу, что общественное благосостояние максимально при таком состоянии экономики, когда никто не может улучшить свое положение, не ухудшая положение другого.
Cуществуют три необходимых условия достижения Парето-оптимального состояния:
1. требуется такое распределение благ между потребителями, при котором каждый максимально удовлетворяет свои потребительские потребности (естественно, в границах своей платежеспособности);
2. во- вторых, необходимо такое размещение ресурсов между производством различных благ, при котором достигается наиболее оптимальное использование этих ресурсов (например, если эффективность их использования в авиастроении выше, чем в автомобилестроении, то в производстве самолетов должно быть размешено больше ресурсов, чем в производстве автомобилей);
3. в-третьих, необходим такой выпуск продукции, при котором все производственные ресурсы используются наиболее полно (по границе производственных возможностей).
Недостатки критерия Парето: 1) «состояние общества может быть оптимальным по Паре- то, но при этом одни могут находиться в крайней нищете, а другие купаться в роскоши, поскольку нищета одних не может быть смягчена без снижения уровня роскоши богатых» 2) оптимум Парето полагает, что эффективность достигается стихийно, без вмешательства государства, что не всегда соответствует практике
Эффективность потребления. Из теории потребительского поведения известно, что рациональный потребитель распределяет свой денежный доход таким образом, чтобы последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида блага, приносила бы одинаковую предельную полезность. Математически это выглядит следующим образом:
Эффективность в производстве - состояние экономики, при котором невозможно увеличить производство одного товара, не сокращая при этом производства другого.
Эффективность в распределении. Состояние экономики называют эффективным в обмене, если невозможно перераспределить блага таким образом, чтобы благосостояние хотя бы одного из потребителей увеличилось без уменьшения благосостояния других.
Условие эффективности в обмене:
Теория блягосостояния
Если допустить, что общественное благосостояние зависит от благосостояния (полезности) отдельных членов общества, то функция общественного благосостояния (общественной полезности) выглядит следующим образом (мы продолжаем использовать наш условный пример, в соответствии с которым общество состоит из двух членов: Адама и Евы):
W = f(UA,UE), (6.11)
где w – общественное благосостояние (Welfare)•, UA, UE – полезность Адама и Евы соответственно.
Графически функция общественного благосостояния выглядит как карта безразличия, наложенная на кривую полезностей Адама и Евы.
Каждая кривая безразличия (U1, U2, U3) обозначает равный уровень благосостояния для общества, обеспеченный набором благ Х и Y (в нашем примере яблок и бананов).
Парето-эффективное распределение ресурсов, совпадающее с максимальным общественным благосостоянием, достигается в точке β (точке касания кривой полезностей Адама и Евы с наиболее высокой кривой безразличия U2).
Вместе с тем общество, руководствуясь определенными критериями справедливости, может предпочесть либо положение в точке а (когда Адам получает больше полезности, чем в точке β), либо в точке γ (когда Ева получает больше полезности, чем в точке β). На эффективность распределения ресурсов эти предпочтения не повлияют, однако максимизации благосостояния общества достичь уже не удастся; однако не будем забывать, что точки а и γ могут в большей степени соответствовать разделяемой обществом системе ценностей, нежели точка β.
Справедливость
Казалось бы, что для разрешения конфликта между справедливостью и эффективностью можно было бы выбрать из всех вариантов, отвечающих условиям эффективности по Парето, тот, который представляется наиболее справедливым, и посредством политических решений реализовать этот вариант. Но такой путь был бы возможен, если бы удалось измерять полезность, получаемую членами общества, в абсолютных единицах. К сожалению, люди способны делать лишь сравнительные оценки полезностей.
С другой стороны, по мнению экономистов, люди способны давать денежные оценки выигрышей и проигрышей, которые они будут иметь в случае тех или иных изменений. На этом основании многие экономисты предлагают проводить предварительное тестирование предполагаемых решений.
Они считают целесообразным публиковать проекты решений и просить жителей дать свои денежные оценки выигрышам и проигрышам, которые они будут иметь в случае реализации проектов. Принимать решения экономисты предлагают на основе анализа ответов. Рассмотрим несколько вариантов тестов, предложенных экономистами.
Кривая Лоренца
Кривая Лоренца (lorenz curve) — график, демонстрирующий степень неравенства в распределении дохода в обществе, отрасли, а также степени неравенства в распределении богатства. Если обратиться к кривой Лоренца показывающей степень неравенства в распределении дохода в обществе, то график или кривая Лоренца будет отражать долю дохода, приходящуюся на различные группы населения сформированные на основании размера дохода, который они получают.
Коэффициент Джинни
статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку
Общественные и частные блага
Частные блага - это блага, каждая единица которых может быть продана по рыночной цене и, будучи потребленными одним лицом, они не могут быть одновременно потреблены другими лицами. Они приносят выгоду (полезность) только тому экономическому субъекту, который его купил для потребления. Другие субъекты не могут одновременно получать полезность (выгоду) от потребления этого блага. Например, никто другой не получает пользу, когда человек ест купленное им яблоко.
Тот, кто не может или не хочет покупать то или иное благо, исключается из числа получателей выгод, приносимых потреблением блага. Потребители конкурируют за приобретение определенного количества таких благ.
Блага, являющиеся исключаемыми благами и объектами соперничества в потреблении, называются чистыми частными благами. Покупка чистых частных благ не вызывает внешних эффектов для третьих лиц.
Общественные блага - это блага, предоставление которых отдельному лицу невозможно без предоставления их другим лицам, причем без дополнительных затрат. Общественные блага подразделяют на чистые, неисключаемые, исключаемые, перегружаемые и ограниченные блага.
Чистые общественные блага - это блага, потребляемые людьми коллективно, независимо от того, платят они за него или нет. Характерной особенностью таких благ является неконкурентность в потреблении. Использование блага одним человеком не уменьшает возможности потребления его другими индивидами.
Неисключаемость из потребления - ситуация, когда никому нельзя запретить пользоваться благом, даже тем лицам, которые не могут за него заплатить. Так, все граждане страны пользуются такими благами, как национальная оборона, уличное освещение. Исключить их из сферы потребления указанных благ невозможно.
Производство частного блага выгоднее для рыночной экономики
Конкуренция
Конкуренция (от лат. Concurrere - сталкиваться) - борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
Методы конкуренции:
· Ценовая
· Неценовая