Образовательное направление.




Шатова Елена Александровна учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 54,

Якимова Татьяна Анатольевна учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 54

«Моя семья – Мой город» (проект).

Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

В. А. Сухомлинский

Духовное образование является одним из ключевых компонентов в воспитании человека и формировании у него навыков социального поведения. На сегодняшний день в стране, где произошло разрушение многих морально-нравственных ценностей и традиций, идет процесс осмысления содеянного и поиска вариантов сохранения тех ценностей, которые остались, а также возвращения утраченного. В этом процессе система образования становится значимым участником, но для того, чтобы деятельность образовательных учреждений была результативной и эффективной, необходимо не только возрождать наиболее успешные методики и формы воспитания, но и искать новые, современные подходы, мотивирующие воспитуемых к более полному усвоению знаний, умений и навыков, необходимых для духовного развития человека.

Введение в рамках образовательной программы курса, направленного на изучение религий и религиозных учений позволяет школе организовать системное образование и воспитание подростков. Но временная ограниченность курса в рамках образовательной программы сильно сужает возможность глубокого изучения и формирования мотивирующих факторов в процессе реализации программы. В этой связи особую роль начинает играть внеурочная работа с детьми в рамках развития знаний по данному курсу и с ориентацией на развитие умений и навыков воспитанности.

Проект «Моя семья - мой город» ориентирован на развитие учебного курса «ОРКСЭ» в плоскость системной воспитательной работы учебного заведения с учащимися по формированию духовно-нравственных ориентиров и положительных идеалов. Основными мероприятиями проекта являются мероприятия, направленные на семейное участие, а также на знакомство детей младшего школьного возраста с духовной культурой и историей родного города.

Разработанный нами проект, активно применяется на практике учителями нашей школы на протяжении нескольких лет. Успешность проекта подтверждена положительными результатами.

Результатом проекта является формирование целостной системы знаний, умений и навыков детей в сфере морали и нравственности, а также воспитание в детях на уровне навыков поведения определенных ценностных ориентиров (уважение к семье, родителям, уважение к близким людям, к одноклассникам, этикет, нравственность поступков и т.д.). Дополнительные результаты проекта:

· разработка модели учебно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста по духовно-нравственному направлению;

· формирование коммуникационной площадки на базе школы для решения вопросов воспитания и образования;

· новые формы внеучебной (внеклассной) работы с данной возрастной категорией учащихся.

Реализация данного проекта предполагает формирование сообщества партнеров.

Как и все проекты данный проект имеет свою цель - духовно-нравственное образование и воспитание школьников младшего звена и их родителей; и свои задачи:

- познакомить школьников и их родителей с основами православной культуры на примере религиозно-культурных традиций родного края;

- развить представление о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- сформировать базовые ценности у детей и их родителей через совместную деятельность и мероприятия.

Для достижения планируемых результатов деятельность по проекту осуществляется в три этапа:

1. Подготовительный этап – проведение организационных встреч, родительских собраний, заключение договора с партнерами, утверждение календарного графика реализации проекта.

2. Основной этап – проведение мероприятий образовательной, развивающей и формирующей направленности, согласно заключенным договорам и утвержденному календарному графику реализации проекта.

3. Оценочный этап – подведение итогов реализации образовательно-развивающих программ, оценка уровня информированности учащихся, анализ изменений в семьях участников проекта.

Мероприятия проекта реализовываются в трех направлениях:

Образовательное направление.

Учителя нашей школы проводят серии учебных и практических занятий, в том числе экскурсии и посещения, посвященные православной истории родного города – это экскурсия для детей «Вятка – православный город»; семейный поход на место первого упоминания города (с.Никульчино); семейный выезд в Великорецкий монастырь (с.Великорецкое). для получения наибольшего эффекта знакомство с историей и посещение с.Никульчино и с.Великорецкое осуществляется посредствам похода выходного дня, в рамках которого организованы как посещение храма, так и досуговые мероприятия для детей и родителей. Мероприятия проводятся в течение всего периода проекта.

2. Развивающее направление.

Педагоги организуют проведение мастер-классов, творческих занятий, направленных на развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся. Это мастер-классы с привлечением специалистов по оформлению русской матрешки; по лепке и росписи дымковской игрушки.

Обмениваясь опытом разрабатываем и проводим занятия по составление букетов с использованием веточек вербы; роспись пасхальных яиц и их оформление, а затем выставку детских изделий в предверии праздников Вербного воскресенья и Пасхи; творческие конкурсы для детей, посвященные православным и народным праздникам (Вербное воскресенье, Пасха, Масленица и т.д.)

Все творческие мероприятия тесно связаны с православными праздникам и культурными традициями родного города. К мероприятиям привлечены не только дети, но и их родители.

3. Формирующее направление. Совместно с родителями, педагог планирует и реализует мероприятия, направленные на развитие семейных традиций и воспитания у детей и родителей семейных ценностей. Например: издание детской газеты для мам; конкурс детских презентаций «Традиции в моей семьи»; детский поэтический конкурс «... о стране Вятской»;семейный праздник «Наши дети». Подготовка к данным мероприятиям и конкурсам позволяет укреплять отношения между родителями и детьми и, кроме этого, дает возможность познакомить детей и взрослых с вятскими поэтами.

Как пример: семейная театрализованная постановка «Этот День Победы…» – это мероприятие, направленное на знакомство детей с историей своей страны и формирование ценностных ориентиров (патриотизм).

Для организации "обратной связи" в рамках реализации проекта мы проводим, творческие конкурсы и мероприятия, позволяющие оценивать уровень знаний, умений и навыков; интервьюирование родителей по вопросам изменений в поведении детей; учет активности участия детей и родителей в проводимых мероприятиях; итоговое анкетирование детей и родителей.

Оптимальный вариант для достижения максимальных результатов, когда в проекте охвачено не более 60 человек, учащиеся 2-4х классов и проводится не менее 20 мероприятий.

В результате реализации проекта у участников формируются целостные знания по вопросам духовной культуры и православной истории родного города, края и страны; совместные мероприятия позволяют сформировать набор семейных традиций; дети получают возможность личностного и творческого развития.

Необходимость и актуальность данного проекта мы в полной мере осознали, получив ожидаемые результаты в повышении нравственно-этического уровня развития детей, а главное, их духовности. В процессе мероприятий дети научились сопереживать, сочувствовать, помогать и выручать друг друга, быть доброжелательными. Как естественный результат – и сплочённость детского коллектива, и высокая оценка наших трудов, и благодарность со стороны родителей учеников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: