Картотека ТРИЗ – игр по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста




Ознакомление с окружающим миром + РР

№ п/п Ознакомление с природой
Живая и не живая природа
Название игры Цель Игровое действие
  «Живое – и неживое» Упражнять в умении классифицировать объекты окружающего мира, закреплять знание потребностей объектов живой природы: питание, влага, воздух, свет Найти друзей Дуба и камня Лежача
  «Что лишнее?» Упражнять в умении классифицировать объекты природы, учить находить лишний объект из группы Найти лишний объект, назвать его, объяснить, свой выбор, закрыть подходящей картинкой  
  «Живая природа» Формировать представления детей об объектах живой природы, упражнять в различении и называние конкретных видов растений и разных групп животных Заполнить как можно быстрее игровое поле своей карточки
  «Мир вокруг нас» Упражнять в различении и называние объектов живой природы, развивать зрительное восприятие, внимание Найти к теневой карте аналогичную цветную
  «Маленькие человечки» Учить различать твёрдые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов В верхнем секторе природной среды «поселить» всё, что несёт в себе человечков газа, в центре – жидкого тела, внизу – твёрдого тела  
  «Природный мир бывает разный» Учить различать предметы живой и неживой природы Сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов
  «Хорошо – плохо» Учить называть объект, определять его положительные и отрицательные свойства Назвать по словесному указанию и направлению рук педагога положительные или отрицательные свойства объекта или явления
  «Аукцион» Учить выделять дополнительные ресурсы предмета Назвать последним в очереди все ресурсы выставленного на аукцион предмета  
  «Да – Нет-ка» Учить классифицировать объекты, находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки Задавать вопросы по определённой схеме на загаданный педагогом предмет (схема в мозгу ребёнка): объект живой, неживой, природный, рукотворный  
  «Что лишнее?» Упражнять в умении классифицировать объекты природы, учить находить лишний объект из группы Найти лишний объект, назвать его, объяснить, свой выбор, закрыть подходящей картинкой  

 

 

Ознакомление с окружающим миром + РР

№ п/п Ознакомление с природой
Мир животных
Название игры Цель Игровое действие
  «Помоги найти маму» Упражнять в умении по картинке находить маму детеныша, закреплять названия животных и их детенышей (проблемная ситуация): детеныши потеряли своих мам, помоги им их найти
  «Что есть у животных» Закреплять знание характерных видовых признаков животных: особенности строения, части тела, назначение жизненно важных органов Найти и назвать, чей это хвост (уши т.п.), рассказать, зачем эта часть тела нужна животному
  «Угадай по описанию» Упражнять в умении узнавать животное по характерным признакам, развивать слуховое внимание Воспитатель выставляет перед детьми 4-6 игрушек-животных, загадывает описательную загадку. Дети выбирают, кого из представленных животных загадал воспитатель
  «Угадай кто лишний» Упражнять в умении классифицировать животных: звери, птицы, рыбы; учить находить лишний объект из группы Найти лишнее животное, вместо него подобрать маленькую картинку, в соответствии с группой изображенных животных, например: воробей, синица, ворона, слон - закрыть карточку «слон» картинкой птицы
  «Кто что ест» Уточнить знания детей о названиях животных, их потребности в питании. Совместить на кругах картинку животного с соответствующей для него картинкой пищи
  «Кто как передвигается» Уточнить знания детей о животных, способах их передвижения, ввести в активный словарь слова, обозначающие действия Педагог задает вопросы, например: у кого животное, ползущее по земле? – ребенок поднимает картинку или наоборот: педагог показывает картинку, спрашивает, что это за животное и как передвигается  
  «Чей домик» Закреплять знания детьми названий животных, их места обитания, жилищах Совместить на кругах картинку животного с соответствующим жилищем  
  «Отгадай кто это» Уточнить и систематизировать знания детей о животных, учить рассказывать о животном по именам признакам, ввести в активный словарь слова, обозначающие качество и свойства Ребенку предлагается загадать загадку о животном, описывая его по модели с небольшой помощью взрослого, другие дети отгадывают
  «Животные, растения, птицы» Развивать внимание Педагог произносит слова, дети должны хлопнуть в ладоши всякий раз, когда среди слов встречаются названия животных; встать, если назовёт растение; топнуть, если назовёт птицу  
  «Волшебный светофор» На объединение надсистемы и подсистемы объекта Педагог показывает картинку с изображением животного. При поднятии кружка красного цвета дети должны назвать части животного, зелёного – частью чего является животное, жёлтого – для чего оно или какую пользу приносит  

 

Ознакомление с окружающим миром + РР

№ п/п Ознакомление с природой
Мир растений
Название игры Цель Игровое действие
  «Угадай, что где растет» Совершенствовать знания детей о месте произрастания растений, активизировать словарь Дети стоят в кругу. Воспитатель кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растут растения, например: сад, огород, поле, лес. Ребенок, кидая мяч взрослому, называет растение: сад – яблоко, огород – капуста и т.д.
  «Угадай по описанию» Упражнять в умении узнавать и называть растение по характерным признакам Воспитатель выставляет перед детьми 4-6 карточек с изображением растений, загадывает описательную загадку. Дети выбирают, что из представленных растений загадал воспитатель  
  «С какой ветки детки» Развивать умение детей узнавать и называть деревья по характерным признакам: листьям, плодам. Вводить в активный словарь детей слова, обозначающие названия деревьев, их плоды и семена (проблемная ситуация): упали листья (плоды, семена), помогите им найти каждому свое дерево
  «Найди, чего не хватает» Упражнять в умении классифицировать растения: деревья, цветы, кусты; 2 вариант: по месту произрастания: растут в земле, на земле, на дереве, на кустах, в воде На пустую часть карточки подобрать маленькую картинку, в соответствии с группой изображенных растений, например: береза, дуб, рябина …. ель; или: морковь, редиска, картофель … лук
  «Раз, два, три, к… беги» Закреплять умение узнавать, находить и называть растения ближайшего окружения На слова воспитателя дети должны быстро найди названное растение, и подбежать к нему. Выигравшим считается тот, кто оказался у растения первым  
  «Угадай, кто лишний» Упражнять в умении классифицировать растения: деревья, цветы, кусты; 2 вариант: по месту произрастания: растут в земле, на земле, на дереве, на кустах, в воде Найти лишнее растение, вместо него подобрать маленькую картинку, в соответствии с группой изображенных растений, например: «Ромашка, василек, роза, береза, - картинку «береза» закрыть изображением цветка  
  «Теремок» Тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путём сравнения Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него  
  «Волшебный светофор» На объединение надсистемы и подсистемы объекта Педагог показывает картинку с изображением растения. При поднятии кружка красного цвета дети должны назвать части растений, зелёного – частью чего является растение, жёлтого – для чего оно или какую пользу приносит  
  «Животные, растения, птицы» Развивать внимание Педагог произносит слова, дети должны хлопнуть в ладоши всякий раз, когда среди слов встречаются названия животных; встать, если назовёт растение; топнуть, если назовёт птицу  
  «Мои друзья» Учить детей находить общие свойства, функции с объектом, развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь Дети берут роль объекта материального мира. Педагог выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему
         

 

Ознакомление с окружающим миром + РР

№ п/п Предметный мир
Название игры Цель Игровое действие
  «Узнай меня» Учить описывать предмет, не называя его Описывать свойства предмета, не произнося его названия
  «Поезд» Развивать логическое мышление, учить устанавливать взаимосвязи между предметами Дети скрепляют картинки-вагончики поезда друг с другом, устанавливая между ними взаимосвязи
  «Как это раньше делалось?» Учить определять временную зависимость объекта и его функции Дети называют современный объект, изготовленный человеком и определяют зачем он придуман и как раньше данная функция выполнялась
  «Мир вокруг нас» Учить классифицировать все объекты материального мира на природные и рукотворные На «модели мира» распределить на две части объекты природного и рукотворного мира
  «Где живёт» На выявление над-системных связей, развивать речь, мышление Дети называют среду обитания предмета рукотворного мира
  «Что в чём» Учить по определению подсистемы выстраивать систему Дети должны назвать не менее 5 систем частью чего является предмет
  «Кто (что) это такое может быть?» Учить называть и обосновывать два противоположных значения предмета Назвать предметы и обосновать их два противоположных значения
  «Найди друзей» Учить выделять функцию объекта, определять, кто или что выполняет эту же функцию Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту функцию
  «Что было бы, если убрать часть?» Учить «разбирать» любой объект на составляющие части Назвать составляющие части объекта, что будет с объектом, если убрать какую-либо его часть
  «Как много всего сделал человек» Учить классифицировать предметы рукотворные по функции Назвать для чего сделан каждый предмет и в какой сектор входит

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: