Глава I. Масонство как идеологическая система




Содержание

 

Введение

Глава I. Масонство как идеологическая система

Глава II. Н.И. Новиков в домасонский период

Глава III. Новиков и русское масонство

Заключение

Список использованных источников и литературы

 


Введение

 

Сегодня в популярной литературе и СМИ появилось много информации на тему тайных обществ и теорий международных заговоров. Эти теории указывают на то, что крупные исторические события управлялись заговорщиками, которые манипулировали ходом событий, влияли на властные структуры государства, оставаясь при этом «за кулисами». Целью тайных организаций является достижение политической и экономической власти. Наиболее известной для широкой аудитории является масонская теория заговора. Утверждается, что все или почти все правители в мире так или иначе подчиняются этой элитной части общества. Однако, ореол таинственности и могущества, созданный вокруг данной организации, не имеет ничего общего с исторической действительностью.

История развития масонского движения на Западе и в России достаточно хорошо изучена. Существует большое количество источников и исследований на эту тему, которые в отличие от публицистических эссе, питаемых мифологическими представлениями, позволяют нам взглянуть на эту проблему с научной точки зрения. Среди материалов по рассматриваемой теме большое значение имеет дело Н.И.Новикова 1792 года - официальная переписка, показания, роспись конфискованных книг, прошения и прочие материалы, связанные с его арестом и заключением, - непосредственно собственные сочинения писателя[1].

Важным материалом для исследования является опубликованная в 1915 году Я.Л. Барсковым "Переписка московских масонов XVIII века"[2]. Большой интерес для историка представляют масонские сочинения (речи, лекции, брошюры).

Основы, определяющие лицо современной историографии масонства в России, были заложены в 1860-е гг., известные как «эпоха великих реформ». Наиболее крупный вклад в ее становление внесли, однако, не историки, а ученые-литературоведы той поры, в особенности академик А.Н. Пыпин[3]. Только он сумел выйти за узкие пределы 80-х - начала 90-х годов XVIII века. Ему же принадлежит и наибольший вклад среди дореволюционных исследователей масонства в разработку проблемы и обстоятельно составленный на основе архивных данных список масонских лож XVIII - первой четверти XIX веков.

А. Семека в своем исследовании «Русские розенкрейцеры и сочинения императрицы Екатерины II против масонства»[4] проследил изменения во взглядах Екатерины II на русское масонство.

Разбирался в данной проблеме также Л.А. Дербов в работе «Общественно-политические и исторические взгляды Н.И. Новикова»[5].

Г.П. Макогоненко в монографии «Н.И. Новиков и русское просвещение XVIII века» рассматривает особенности Просвещения в России, выявляет причины внутренних различий между западноевропейским и русским масонством[6].

Данная работа ставит своей целью выявить мотивы вступления Н.И. Новикова в масонскую организацию, рассмотреть связь между его масонской и издательской деятельностью, понять причины мировоззренческой противоречивости общественного деятеля.

 


Глава I. Масонство как идеологическая система

Масонство было пришлым для России явлением. Масонство (в переводе с английского «вольный каменщик») – религиозно-этическое движение, возникшее в начале XVIII века – века крушения феодальных устоев - в Англии (точнее в Шотландии), распространилось в различных странах, в том числе и в России. Заявляя о том, что Бог является «Великим архитектором Вселенной», масоны объявляют себя «каменщиками», возводящими здание во славу Бога (начало масонства связывается с людьми, возводившими пирамиды). Отождествляя себя со средневековыми каменщиками, они так же трудятся над обработкой "дикого камня", стараясь придать ему правильные, совершенные формы. Только камень этот у них символический - душа человека со всеми присущими ей страстями. Так, совместными усилиями "братьев" всех стран по предначертанию Великого архитектора Вселенной работают масоны над сооружением своего символического Храма - Храма Духа, Храма Человечности. Символика масонов отражает эти строительные начала: циркуль, фартук, молоток и т.д.

Впоследствии масонство активно стало распространяться по Европе. Первая ложа в Париже была образована в 1732 году и сразу же была признана англичанами. Несколько раньше, в 1728 году ложи английского образца появились в Мадриде, в 1733 году - в Германии (Гамбург). В 1738 году масонство обосновалось в Пруссии. «За каких-нибудь два десятка лет масонство охватило Европу, как пламя сухой стог сена. На масонском съезде в Вильгельмсбаде в 1782 году вся Европа была разделена на масонские державы или провинции»[7].

«Масонство представляло собой весьма широкое и неоднородное по своему составу и характеру нравственно-религиозное течение, включавшее в себя различные «системы», разновидности и оттенки и пережившее длительную эволюцию от мирной, либеральной оппозиционности существующим порядкам, проповеди гуманности, равенства и взаимной помощи, с выраженными элементами рационализма и деизма до откровенно мистических и воинствующих реакционных направлений – розенкрейцерство, мартинизм и другие»[8].

Масонство создало своеобразные формы объединения людей - специальные организации, именовавшиеся ложами и орденами. Вступление в ложу облекалось в строгие и тайные церемонии, заимствованные из арсенала средневековых объединений ремесленных цехов. Тайные ложи масонов явились первыми организациями, объединявшими единомыслящих людей на началах признания идейной программы и строгого устава. Это обстоятельство объясняет причину особого интереса к масонству многих крупных культурных деятелей эпохи. Такие ордена и ложи подсказывали форму политических объединений.

В своем развитии масонство претерпело множество изменений и «к началу 70-х годов XVIII века разветвилось на множество систем. Это английская, шведско-берлинская, шведская, французская системы и розенкрейцерство»[9]. Организационная структура ордена определилась к середине XVIII века и предполагала постепенное восхождение братьев к вершинам масонской иерархии по лестнице степеней, в ходе которого они знакомятся с символикой и обрядностью ордена. Едва ли случайно, что масоны всегда берегли ее за тремя замками и за тремя ключами. В сущности говоря, символика и обрядность - это своего рода некий мировой язык масонов, понятный только им самим. Внутренняя природа этого явления была настолько сложна, что «разобраться в противоречиях масонства было трудно даже посвященному в тайны ордена»[10].

Несмотря на внешнюю близость некоторых масонских установок к прогрессивным гуманистическим идеалам века, в целом масонство было консервативным и объективно реакционным течением, противостоявшим передовым идеям века Просвещения и препятствовавшим их развитию и внедрению в общественное сознание. «Хотя в масонстве были различные направления, реакционно-мистические тенденции решительно преобладали в нем над либерально-гуманистическими. Масонство являлось одной из разновидностей феодальной идеологии, приспособленной к новым условиям и приобретшей новые черты в обстановке крайнего обострения социальных противоречий»[11]. Так как в нем сильно сказывались мистические и оккультные черты, то оно выступало прежде всего как реакция против самого передового мировоззрения XVIII столетия – французской материалистической философии, учения энциклопедистов и просветительства вообще, что по сути дела, означало поход против науки, передовых научных теорий, научного знания, рационалистического мышления, с целью подчинить разум вере и заменить науку религиозной мистикой. В основании масонства лежала широкая идеологическая программа, развивавшая христианское учение о всеобщем братстве людей, идеи гуманности и любви к людям, правила нравственного самоусовершенствования и морального перевоспитания испорченного социальными пороками человека. Путь к этому, как пишет А. Семека, масоны видели в «самостоятельном изучении природы и дав в руководители этому изучение Священного Писания. Глубокий самостоятельный анализ и искренняя вера противополагаются здесь скептицизму энциклопедистов»[12]. Просвещение же рассматривало человека как вместилище и источник разума, утверждало достоинство и величие человека.

В Россию масонское движение проникло, по всей видимости, гораздо ранее восшествия на престол Екатерины II, потому что как указывает А. Семека, «есть указание на существование его в России уже в первой половине прошлого столетия. Вполне достоверная история масонства в России начинается с царствования Елизаветы Петровны. Именно в начале ее царствования майор Алсуфев доносил ей о кружке масонов»[13]. Широкое распространение масонства в России – одно из следствий наступившей после разгрома пугачевского восстания реакции. В России оно стало бурно развиваться прежде всего в Петербурге и Москве именно в 70-е годы XVIII века. В этих двух городах были созданы десятки тайных лож и орденов различных масонских систем, которые были в ходу в Западной Европе.. В одних «братья-масоны» «упражнялись» в нравственном самоусовершенствовании, в других увлекались мистицизмом, предаваясь алхимическим опытам или с целью выведения «гомункулюса» - искусственного человека, или с целью открытия панацеи – «всеобщего врачества» - лекарства от всех физических и социальных болезней, или, наконец, деланием золота и разысканием философского камня.

В России с масонством были связаны Новиков, Кречетов, Дмитревский, Баженов, Грибоедов, Чаадаев, участники ранних декабристских организаций – П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С.П. Трубецкой, С.Г. Волконский, Н.И. Тургенев и др.

Характерно, что научный интерес исследователей XIX века сосредотачивался почти исключительно на масонстве второй половины XVIII века. Дело в том, что просветительская и филантропическая деятельность московских мартинистов XVIII века, преследование, арест и заключение в крепость Н.И. Новикова - это наиболее яркая страница в истории русского масонства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: