Глава I ХАРАКТЕРИСТИКА, ЗНАЧЕНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ, ПРИПИСЫВАЕМЫЕ ГЛАЗАМ И ВЗГЛЯДУ В ИНДИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИЯХ. 8 глава




С другой стороны полагалось, что собака с четырьмя глазами символизирует (олицетворяет) «l’ennemi, le mal qui des quatre[320] points de I’horizon[321] menace le sacrifiant, et qu’il faut chaser, tuer»[322]. Можно сказать, что враг человека, который хочет получить влияние над ним будет слаб, если принести в жертву коня. Приносящий жертву, чтобы остаться невредимым, должен убить эту собаку[323], параллельно произнося слова: «Прочь[324] человек! Прочь собака» (VS. 22,5), бросить ее под ноги лошади (олицетворяющую молнию): таким образом, как пала собака, так и враг не сможет оказать влияние на приносящего жертву (ŚB. 13,1,2,9; KŚS. 20,1,38 ff.). Убийство собаки вне сомнений носит «символический характер» «чтобы обыграть наказание «грешника»»[325]. Ту же формулировку нахожу в TB. 3,8,4,1 в немного отличающемся описании той же ритуальной практики: ««Перед ним, желающим убить рысака, Варуна появляется в ярости», этими словами он подзывает собаку с четырьмя глазами. С «Прочь человек! Прочь собака» он ищет протекции четырехглазой собаки. Зло воистину воплощено в сопернике так называемой собаки. Таким образом, он уничтожает зло, воплощенное в своем сопернике…»[326]. Другое неблагоприятное мнение о четырехглазой собаке выражено в KB. 3,5: Эти предложения не выбираются для жертвоприношений животных или сомы потому, что через подношения животного сома переходит во владение глаз; приносящий жертву не должен совершать приношение четырехглазым и вызывающим отвращение. Параграф, имеющий отношение к двум порциям масла, называется глазом.

Аномальное, опасное и страшное[327] - обладание четырьмя глазами и, следовательно, экстраординарно острым зрением, так же приписывается демонам и другим злым существам. Таким образом, AV. 8,6,22 говорит о «демоне с двумя ртами, четырьмя глазами и пятью ступнями и без пальцев», который «наползает на» свою жертву. AV. 2,32 использующийся в церемонии излечения от глистов у скота, говорит о «черве всех форм, четырехглазом, пестром и белесом», который должен быть раздавлен и уничтожен. Корова брахмана может превращаться в ужасное животное, становясь девятиногой и четырехглазой, и может разрушить царство «злого брахмана» (AV. 5,19,7).

Как хорошо известно, бог Брахма часто представлялся с четырьмя головами и четырьмя лицами (caturmukha-), который через традиции ассоциируется с четырьмя Ведами, произошедшими от него, и так же наводит на связь с его экстраординарной визуальной возможностью (способностью). Янусоподобное крестообразное положение его четырех голов позволяет Брахме смотреть в четырех направлениях так, что, в сущности, он, литературно выражаясь, всевидящий[328].

Стоит сказать несколько слов в отношении эпитета sahasrākşa- «тысячеглазый»[329]. Число «тысяча» не только выражает идею чего-то великого (огромного) и многочисленного, но так же является характеристикой божественной и небесной силы[330]. Поэтому обладание тысячью глаз состоит в гармонии с представлениями о боге огня (который так же и солнце) как о разрушителе зла: RV. 1,79,12 sahasrākşo… agni rákşāmsi sedhati «с помощью этих тысячи глаз Агни нейтрализует демонические силы». Сравнить TS. 5,4,7,2. Бхава и Шарва, вызванные во время церемонии излечения, в AV. 4,28,3 называются двумя тысячеглазыми Убийцами Vŗtra, оба эпитета относятся к Индре[331]; комментарий по праву добавляет: «свободным (беспрепятственным) взглядом, видящим, как вблизи, так и далеко». В связи с Рудой (который, будучи таким, распространяет страх: ŚB. 9,1,1,6): AV. 11,2,3; 7; 17; VS. 16,29; TS. 4,5,1,4; с Индрой и Vāyu: RV. 1,23,3 в связи с их силой зрения (их называют dhiyas pati) говорят, что они имеют тысячу (умственных) видений[332]; с Агни VS. 13,47; 17,71 (ŚB. 7,5,2,32; 9,2,3,32); TS. 4,6,5,2; с Aryaman умоляемым о богатстве TS. 2,3,14,4. Шпионам (помощникам) короля Варуны, оглядывающим землю, посвящен тот же эпитет (AV. 4,16,4); никому еще не удавалось избежать их наблюдения[333].

В AV. 6,26,3 которая используется для (Kauś. 30,17) в ритуале излечения от всех заболеваний, зло, не желающее оставить свою жертву, называется «тысячеглазый бессмертный»; это означает, как говорит комментарий, «зло природы бессмертных существ, которые, как и Индра действуют с особой жестокостью». Можно даже предположить, что злая сила по праву является характеристикой тысячи глаз потому, что они обладают превосходящей (выдающейся) возможностью искать и находить свои жертвы. Сравнить AV. 6,37,1 (направленный на нейтрализацию «волшебства» оппонента: Kauś. 48,23): «сюда пришел тысячеглазый бич, ищущий моего проклинателя». Сравнить так же VS. 13,47 (в связи с Агни). – AV. 3,11,3 (RV. 10,161,3) больной в церемонии оздоровления (Kauś. 27,32 f.) «отброшен (от смерти) с помощью жертвоприношения тысячеглазому»; несмотря на то, что жертвоприношение так же характеризует сто лет жизни, которые, без сомнений, даются больному, может возникнуть сомнение в интерпретации sahasrākşa- комментируя ее в подобном ключе, тем более, что «все излечивающий» амулет, который ограничивает процветание (Kauś. 19,22), так же считается обладателем стольки же глаз (AV. 10,3,3).

В тексте, намеревающимся открыть, с помощью амулета, «волшебников» и в котором человек, чьи интересы представляют и на которого надет амулет, называется смотрящим во всех направлениях и молящимся, чтобы обнаружить все существа, говорится, что тысячеглазому богу (согласно комментарию Индры) так же дан «тысячеглазый амулет» с помощью которого говорящий человек «видит каждого (всех)» (AV. 4,20,4 f.)[334]. Помощь тысячеглазого амулета в AV. 19,35,3 призывается против врага - ghoracakşus [335].

Можно сделать небольшую ссылку на параграф Авесты Yt. 10,82 «(Митра) которому Ахура Мазда даровал тысячу восприятий (органов чувств) и десять тысяч глаз, чтобы видеть все вокруг; благодаря этим глазам и чувствам он обнаруживает нарушителя контракта и человека, обманувшего контракт…»[336].

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: