Серия «Занимательное Сказковедение»
Сказки о животных – это сказки, которые ребенок слышит одними из первых. Почему? Конечно, они значительно короче волшебных сказок. К тому же, психологи говорят, что маленькому ребенку (до 5 лет) легче идентифицировать себя с животным и перенести в свою копилку опыта то, что переживают герои-животные. Все так и есть. Но не только…
Дело в том, что у сказок, в которых главными героями являются животные, есть особая, сакральная миссия. Они хранят и передают нам КОД ВЫЖИВАНИЯ в социальном мире, в мире людей. Они в зашифрованном виде несут знания, необходимые для достижения социальной грамотности.
В чем заключается социальная грамотность? В том, чтобы точно и достойно строить отношения в мире людей. В том, чтобы избегать расставленных хищниками ловушек. В том, чтобы побеждать или выходить с минимальными потерями из труднейших провокаций.
Действительно, если присмотреться, в мире людей действуют хищники и доноры, на которых идет охота. Иногда хищник сам становится добычей. Или хищники борются между собой. Не стоит идеализировать то, что нужно точно опознавать. Кстати, об этом нам уже есть предупреждение в сказке «Колобок». Не пой одну и ту же песенку разным персонажам. Смотри, кто перед тобой. Слушай, что он говорит, и постигай ЗАЧЕМ он это говорит или предлагает. Это основы социальной грамотности.
Итак, друзья, за животными, на самом деле, скрываются люди. Носители определенного вида социальной силы. Сказки о животных не идеализируют мир людей. И никого не осуждают. Они просто раскрывают перед нами ПРИРОДУ каждого персонажа. Каждый таков, каков он есть. Он не изменится. Его нужно научиться распознавать за человеческим покровом, постигать его мотивацию и соотносить со своими интересами.
|
Как часто, не распознав социальную сущность другого человека, мы вступаем с ним в продолжительные отношения. Верим человеку, как самим себе. Думаем, что он такой же, как и мы. Как говорится, «меряем по себе». И что же? Призрак Колобка ничему нас не учит? Приходит день, когда человек «открывает свое истинное лицо» - и мы в шоке. Мы не ожидали от человека такого решения, поведения, выбора. «Как он мог?!», – кричим мы в гневе, в отчаяньи, в обиде. А ведь, на самом деле, все было просто. Человек изначально не скрывал свою социальную сущность, свою подлинную мотивацию. Просто мы не распознали, какой персонаж представляет его социальную силу, мотивацию, тип поведения. Это и есть пример социальной безграмотности. Но не повод для осуждения ближнего, как носителя определенной социальной силы.
Как говорит Волк из русской народной сказки «Кочет и курица»: «Я есть хотел, мне Бог велел». То есть я такой, какой я есть. Таким меня создал Бог. Может вам это и не нравится, но тут уж ничего не поделаешь. Я буду жить так, как требует моя природа. А вам уж самим решать, каким образом строить со мной отношения.
Получается, что социальная грамотность, способность точно распознавать природу социальной силы разных людей, точное выстраивание дистанции, - всё это инструменты, защищающие нас от осуждения ближнего.
Ребенок, слушая сказки о животных, впитывает информацию о социальных типах. Но если мы не будем с ним об этом беседовать, эта бесценная информация так и останется в пассиве. С другой стороны, чтобы грамотно беседовать с ребенком о жизни и особенностях людей, нам нужно самим быть подготовленными.
|
Собственно, ради этого и задуман данный цикл мини-лекций. Я хочу передать взрослым основные «настройки» на постижение сказок о животных. Затем, чтобы каждый смог интегрировать собственный опыт социальной жизни, общения с людьми. Принять людей такими, какие они есть, и защитить себя от осуждения.
Есть еще один важный момент, связанный с нашим саморазвитием, эволюцией. Если животное может только следовать собственной инстинктивной природе, будучи не в силах ее изменить, улучшить, то человек, познающий свое «животное естество» в силах контролировать и улучшать его. Конечно, об улучшении собственной природы рассказывают уже другие сказки – волшебные, в которых действуют уже герои-люди. Но возможности постижения своей «животной природы» дают нам именно сказки о животных.
Итак, в чем же заключается «код выживания», на котором основана социальная грамотность и полноценная самореализация в мире людей? Вот основные его шифры.
1. В мире людей уживаются, конфликтуют, охотятся друг на друга, дерутся за добычу, взаимовлияют, учатся жить вместе очень РАЗНЫЕ существа, носители разных форм сознания, мотивации, поведения. Поэтому никогда не меряй другого «по себе».
2. Важно точно диагностировать к какому типу социальной силы принадлежит встреченный тобою на пути персонаж и грамотно выстроить с ним линию поведения. Но для этого нужно знать – кто ты есть сам. Кто ты? Как соотносятся внутри тебя основные типы социальной силы? И какой тип доминирует внутри твоей социальной сущности (в данный период времени)?
|
3. Помни заветы Колобка: он был со всеми одинаковым, и его съели. Почему он был одинаковым? Просто потому, что еще не успел узнать, кто он есть.
4. Поэтому хочешь выжить и самореализоваться в мире людей, узнай кто ты есть и научись «вычислять» тех, с кем сводит тебя судьба.
5. Проявляй осторожность и осмотрительность. Вовремя определи не заболел ли ты легковерностью и наивностью, социальной глухотой и слепотой?
6. Никого не осуждай: ни хищников, ни доноров, на которых хищники охотятся. Они такие, какие они есть. Просто старайся вести себя с ними грамотно.
7. Когда встречаешь нового персонажа на своем жизненном пути, всегда ищи ответ на вопрос: кто он? Не раскрывай свои тайны первому встречному, пока не распознал его сущность.
Таковы основные сакрально-социальные шифры сказок о животных. Теперь, зная об этом, сможем ли мы пренебречь этим видом сказок?!
Сказки о животных, хоть и рассказываются ребенку в юном возрасте, по-настоящему необходимыми становятся, когда он начинает взрослеть. Особенно в «точках инициаций»: 9 лет, 14 лет, 16 лет, 18 лет, 21 год, а также во всех «кризисных точках» жизненного пути человека.
Смотри, с кем ты дружишь, с кем работаешь, кому доверяешь. Эти вопросы не должны привести к подозрительности и избыточной недоверчивости. Это другая крайность, в которую впадают легковерные и социально малограмотные люди после «первого шока от людей». Подозрительность, недоверчивость, склонность к осуждению, мнительность, - всё это симптомы социальной неграмотности. Потому то так важны сказки о животных, рассказанные ВО ВРЕМЯ: до 5 лет и в период взросления. Рассказанные не просто для развлечения, а со смыслом. Ведь сказка – это приглашение к разговору о жизни. А сказка о животных – это приглашение к разговору о том, какими могут быть люди. Разговору, свободному от осуждения, наполненному жизненной мудростью и здравомыслием.
Мы с вами рассмотрим 7 основных персонажей – носителей социальной силы. Условно их можно разделить на две большие группы: хищники (Медведь, Волк, Лиса) и доноры (Петух, Заяц, Коза). И между ними есть связующий персонаж: «великий комбинатор» - Кот.
Медведь несет код физической мощи, мощи социального ресурса, и раскрывает ее силу и уязвимость. «Сила есть, ума не надо», - в такой незатейливой формуле можно выразить основной шифр «принципа Медведя». Медведь представляет силу грубую, но не злую. Хотя Медведь может угрожать съесть, но делает он это не по злобе или корысти, а по своей природе. Медведя можно перехитрить, накормить, привлечь на свою сторону, даже подружиться, но с большой осторожностью.
Что делать, если жизнь свела тебя с Медведем?
1. Не поддавайся страху.
2. Не спорь с ним.
3. Но и не соглашайся безоговорочно на все его предложения, проси о справедливости.
4. Постарайся обосновать Медведю его выгоду в полезном для тебя развитии дела.
5. Помни: Медведь беспомощен против ума и изобретательности.
А если ты сам Медведь – откажись от принципа «сила есть – ума не надо». Развивай свой интеллект и здравомыслие, иначе тебя будут использовать другие.
Образ Медведя в народных сказках дает надежду тем, кто по природе своей не наделен физической силой – в глубине них должен быть спрятан талант изобретательности и находчивости, который побеждает физическую и социальную мощь другого.
Волк также является носителем силы довольно грубой и агрессивной. Более жестокой и опасной, чем у Медведя. Можно было бы назвать Волка «опасным простаком». Хотя в русских народных сказках он чаще всего представляет «дурнем».
Волк символизирует агрессивную силу, больную корыстью и дуростью. Он часто оказывается обманутым Лисой. Кстати, Лиса и Волк считаются кумовьями, то есть близкими по своей природе существами. Только Волк - дурень, а Лиса – плутовка.
Объявление Волка дурнем также даёт надежду нашему сознанию и подсознанию: на всякую агрессивную силу найдется управа. Однако надо понимать, что если ты столкнулся с Волком, скорее всего, от него придется чем-то откупаться. Он найдет возможность забрать у тебя нечто ценное. Но никак нельзя отдавать ему всё, что имеешь. Волку нельзя потакать. От Волка необходимо откупиться, но также необходимо его перехитрить.
Волчья сила бывает бита хитростью.
Лиса – носительница силы провокатора, плута, манипулятора. В ее природе «морочить голову», блефовать, обманывать, тонко чувствовать слабости другого, изобретать каверзы. Ей нравиться поживиться за чужой счет, или просто посмеяться над кем-то (чаще всего над Волком).
Но не стоит думать, что Лиса постоянно остаётся безнаказанной. Не стоит волноваться о том, что Лиса учит ребенка безнаказанности плутовства. Сказок, в которых Лиса получает заслуженное (и даже незаслуженное) возмездие больше, чем сказок, в которых Лиса выходит «сухой из воды»).
В этих сказках Лиса оказывается проученной: «Лиса-исповедница», «Мужик, медведь и лиса», «Старая хлеб-соль забывается», «Звери в яме», «Лиса и Журавль», «Снегурушка и Лиса», «Лиса и Рак», «Кот, Петух и Лиса», «Зимовье зверей», «Собака и дятел» и другие.
То есть возмездие манипулятору и плуту жизнью предусмотрено.
Кот – носитель силы «великого комбинатора». Вот, кто даст фору самой лисе по части изобретательности. Однако хитроумие Кота не своекорыстно, как у Лисы. Кот может быть добрым другом, хозяином, защитником, хотя и плутом.
Поэтому Кот связывает хищников и доноров. Он тоже хищник, пусть и мелкий. Но его сила хитроумия уже окрашена донорством.
Петух – несет два принципа: «быть жертвой» и «прогонитель зла». Если Петух не открывает свою силу прогонителя зла – быть ему жертвой, объектом охоты. Но если он открывает эту силу – он становится сильнее и медведя, и быка. Поэтому для носителей силы Петуха так важно открыть ту великую силу, что дремлет в них, вспомнить о том, что они – вестники Нового Дня, вестники Перемен.
Заяц – несет «код достатка и покровительства». Напрасно некоторые люди считают зайца символом трусости. Это не так. Заяц – обладатель благ. Тот, у которого многое есть. Поэтому на него охотятся, поэтому от него отнимают. Он умеет жить в мире с разными существами. А если на него нападают, он ищет покровительства, и находит его.
Сказки о зайцах говорят: если ты Заяц, не ссорься ни с кем, старайся жить со всеми в мире, ищи покровительства и защиты у тех, кто способен справиться с хищниками. То есть не гордись своим имуществом, а с миром проси помощи и защиты.
Коза – носительница силы прагматизма и жизненной умелости. Она умеет находить себе кров. Она способна пережить потерю и стать инструментом возмездия. Конечно, она может воспользоваться моментом и взять себе чужое («Коза лупленная»), но быстро получает по заслугам. Коза, в отличие от Лисы, не действует из корысти, она просто пользуется удачным моментом (эта способность – один из аспектов жизненного прагматизма). «Используй то, что под рукою, и не ищи себе иное», - так можно было бы представить «принцип Козы». Коза крепко стоит на ногах и может за себя постоять. Она не боится потерь, не страшится начинать жизнь заново.
Итак, дорогие друзья, читая ребенку сказки о животных, мы помогаем сокровенной информации о социальных типах и закономерностях отношений влиться в жизненный опыт маленького человека. Но будет еще лучше, если мы станем обсуждать вопросы, связанные с «кодом выживания» с нашими детьми. Как можно это сделать?
Вот примерная логика беседы с ребенком.
«Солнышко, мы с тобой читали много сказок о животных. Что ты о них думаешь? Каким ты видишь Медведя, Волка, Лису, Кота, Петуха, Зайца, Козу и других персонажей? Да, у каждого из них свой характер, свои повадки, свои ценности. Как ты думаешь, что является самым важным для Медведя (Волка, Лисы, Кота, Петуха, Зайца, Козы и т.д.)?
Что ему хочется иметь? Что бы принесло ему радость, удовлетворение? Вот мы с тобой и открыли, что ЦЕННО для Медведя (и других персонажей). Видишь, у каждого существа есть что-то свое, ценное для него, есть повадки, которые не меняются. Просто их нужно знать и учитывать, когда с ним общаешься.
Знаешь, к чему я веду? Дело в том, что такие Медведь, Волки, Лисы, Коты, Петухи есть и среди людей. Как персонажи сказок строят отношения друг с другом, так и некоторые люди, большие и маленькие, строят друг с другом отношения. Главное, наблюдать за людьми и распознавать, сила какого героя скрывается внутри них.
Если ты наблюдаешь внимательно и понимаешь, что человек ведет себя как Лиса. Как ты будешь строить отношения с таким человеком? Станешь ли ему доверять, или будешь проявлять осторожность? Если ты видишь, что человек ведет себя как Волк. Как станешь вести себя с ним?.. (и далее про всех персонажей, причем, полезно поделиться собственным опытом построения отношений с Волком, Медведем, Лисой или Зайцем).
Старайся внимательно наблюдать за теми, кто тебя окружает. Не нужно никого осуждать. Ведь у каждого своя природа. Лиса не может вести себя как Волк или Заяц. А от Петуха не нужно требовать поведения Медведя или Кота.
Наблюдая за другими, не забывай о себе. Сила какого персонажа есть в тебе? А я наблюдаю как в тебе иногда просыпается… (кто? Каким образом? В каким ситуациях? Важно рассказать факты без осуждения).
Знаешь, а ведь сказки каждого персонажа предупреждают о важных вещах. Предупреждение – это совет о том, чего не стоит делать, и что делать необходимо. Какие предупреждения есть в сказках Медведю, какие – Волку, какие – Лисе (и так далее по всем персонажам).