ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИИ И ИКТ В КИТАЕ.




Приоритетные направления

Социальное устройство государства, общественные и судебные услуги, медицинское обслуживание и общественная безопасность, военное дело.

Преимущества страны

  1. За последние несколько лет Китай совершил рывок в развитии технологий ИИ и стал второй страной в этой области.
  2. В июле 2017 Госсоветом Китая принят «План развития ИИ нового поколения», который синхронизирует усилия национальных и местных органов власти, частных компаний и академических кругов в занятии лидирующей позиции в области ИИ при их высокой заинтересованности.
  3. План взаимоувязан с главными стратегическими документами Китая и дополняет их. Развитие ИИ и других сквозных технологий идёт параллельно.
  1. Для плана развития ИИ установлен приоритет шестой приоритет среди 69 основных задач центрального правительства Китая.
  2. Китай знает свои сильные и слабые стороны и учитывает их в плане. Высшие китайские руководители и эксперты хорошо осведомлены о стратегиях и возможностях США, ЕС, Японии и Великобритании. В гонке ИИ Китай ориентируется на лидера – США.
  3. Всеобъемлющий государственный контроль данных граждан своей страны и использование их для развития собственных компаний-лидеров.
  4. Китайский подход к защите данных предполагает политику обеспечения контроля китайских компаний над ценными данными (вероятно, и данными пользователей из других стран тоже), в том числе за счёт хранения данных о китайских пользователях на территории страны, обязательного использования национальных стандартов Китая в областях, связанных с ИИ, включая облачные вычисления, промышленное программное обеспечение и большие данные.
  5. Экономическая выгода является основной движущей силой развития ИИ в Китае.
  6. Развитие ИИ во всех направлениях одновременно всеми доступными способами, даже если способ достижения цели не определён.

Слабые стороны

Китай отстает от США по трём направлениям ИИ (аппаратное обеспечение для машинного обучения и выполнения алгоритмов ИИ, исследование и разработка алгоритмов ИИ, создание коммерческой экосистемы ИИ), но выигрывает в доступе к данным.

Проблема

Низкая осведомленность общества о проблемах безопасности ИИ.

Текущие достижения

  1. Развитие ИИ в Китае оценивается в 17% от общего уровня развития ИИ в мире (100%). По данному показателю Китай уступает только США.
  2. В развитие ИИ инвестированы средства государственного масштаба.
  3. Китай прилагает максимум усилий по достижению целей и уже добился ряда знаковых побед, говорящих о правильности выбранного подхода.
  4. В крупнейших IT-компаниях государством созданы «партийные комитеты» и покупаются «управляющие пакеты» акций для усиления контроля за исполнением государственных задач бизнесом и научным сообществом.
  5. Центральное правительство Китая отбирает наиболее эффективные компании и помогает им в развитии национальных инновационных платформ ИИ.
  6. На государственном уровне определены приоритеты развития ИИ.
  7. Высокая эффективность программы привлечения специалистов в области ИИ из-за рубежа и возвращения соотечественников на Родину после обучения в ведущих университетах и работы в компаниях – лидерах в области ИИ.

Первоочередные шаги

  1. Повысить эффективность программ по привлечению из-за рубежа и обучению в стране талантливых исследователей, разрабатывающих алгоритмы ИИ.
  2. Повысить доступность больших данных как важнейшей составляющей развития ИИ для национальных компаний и усложнить возможность конкуренции со стороны иностранных компаний.

Стратегические усилия

  1. Обеспечение высокой степени государственной поддержки и участия в получении технологий и талантов, а также поддержки компаний – «национальных чемпионов».
  2. Повышение роли государства в финансировании проектов ИИ и создании коммерческой экосистемы ИИ.

РОССИЯ. Россию, к сожалению, пока никак нельзя причислить к серьезным игрокам на поле ИИ. Формально, подписанный в октябре 2019 года президентом страны Владимиром Путиным указ «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», утвердивший «Национальную стратегию развития искусственного интеллекта до 2030 года», должен стимулировать работы в области ИИ. Однако, если внимательно прочитать текст этого документа, то легко заметить, что он написан в лучших бюрократических традициях прошлого и не нацелен на достижение прорывных решений в области ИИ. Кроме того, в отличие от китайской доктрины он не ставит целью достичь мирового лидерства, нет никакой интеграции с задачами национальной обороны, есть странности в постановке таких задач, как участие в создании открытых библиотек софта по ИИ и др. Вдобавок, эта, и без того припозднившаяся года на три концепция, должна еще обрасти множеством нормативных документов, чтобы начать действовать…

Коммерческий сектор, впрочем, не стал дожидаться руководящих документов. По данным редакции альманаха «Искусственный интеллект», более пятисот российских компаний уже в той или иной мере занимаются разработками в различных областях ИИ — распознаванием изображений и речи, созданием систем навигации автономных мобильных транспортных систем, глубинным обучением нейросетей для различных задач, лингвистическими системами для речевых помощников и т.д.

Успехи есть, но без внятной (и своевременной) государственной политики в этой области Россия вряд ли войдет в число лидеров в сфере искусственного интеллекта. Скорее всего, наша доля в этом сегменте будет соответствовать доле российского ИТ-рынка в целом, которая составляет 1-2%.

ПРИ ЭТОМ в Госдуму в феврале 2020 г. был внесен законопроект, согласно которому в Москве с 1 июля 2020 года сроком на 5 лет предлагается ввести специальный правовой режим для развития искусственного интеллекта (ИИ).

Законопроект (896438-7) предлагает с 1 июля ввести в столице экспериментальный правовой режим, чтобы создать условия для разработки и внедрения технологий ИИ, а также последующего использования результатов этого эксперимента. Срок проведения эксперимента составит 5 лет, говорится в пояснительной записке.

Законопроектом предлагается наделить мэрию Москвы полномочиями по определению на территории столицы условий, требований и порядка разработки создания, внедрения и реализации отдельных технологий ИИ. Также московское правительство получит полномочия определять случаи и порядок использования результатов применения ИИ, порядок и условия обработки участниками экспериментального режима обезличенных персональных данных.

Кроме того, предлагаемые меры позволят установить, какие общие правовые нормы должны быть скорректированы, а какие введены впервые, а также какие именно изменения правового режима позволят наиболее полно реализовать поставленные президентом РФ Владимиром Путиным задачи по обеспечению технологического суверенитета в сфере ИИ.

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ЕСЛИ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫПО РАЗВИТИЮ ИИ на сегодняшний день среди всех мировых держав, то можно отметить, что сейчас правительственные службы разных стран больше говорят о необходимости разработки каких-то законов, нежели реально регулируют ИИ на законодательном уровне.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: