Факторы, влияющие на запоминание.




Психология

Билет. Закономерности запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения.

Память – это сквозной психический процесс. Сквозной означает то, что он присутствует на всех уровнях психического отражения и без памяти невозможно существование другого процесса. Определение памяти дается через процессы памяти.

Память – это интегральная следовая форма психического отражения, заключающаяся запоминание, сохранение и последующим воспроизведение человеком своего опыта. В этом определении представлены все процессы памяти, но пропущено забывание.

1.Запоминание – это процесс ввода информации в память. Обычно оно присутствует в трех формах. Первое – это запечатление, которое представляет собой быстрое, прочное введение информации. Запечатление происходит в результате однократного предъявления. Обычно запечатлевается эмоционально значимая информация, окрашенная яркими переживаниями, нужная человеку для построения его жизни.

Непроизвольное запоминание – как вторая форма запоминания происходит автоматически и человеку не надо для этого прилагать никаких усилий. Экспериментально было установлено, что если человек занимается какой-либо деятельностью, то он автоматически фиксирует в памяти именно тот материал, который нужен для выполнения этой деятельности.

Третья форма – произвольное запоминание, которое часто заменяют термином мнемическая деятельность. Именно произвольное запоминание является высшей формой памяти. Для произвольного запоминания человек может использовать следующие приемы: Группировка, которая используется в связи с разделением запоминаемого материала на группы. Выделение опорных пунктов в запоминаемом тексте, которое чем-то напоминает маркировку содержания абзацев. Структурирование, которое помогает расположить части изучаемого материала в определенной последовательности. Мнемотехнические приемы. Например, метод мест. Перекодирование как прием непроизвольного запоминания заключается в представлении информации в образной форме. Достраивание позволяет связать фрагменты текста или информации со своим непосредственным опытом, и в этой связи прочнее его запомнить. Ассоциирование применяется для запоминания лиц и людей.

 

Произвольное запоминание наиболее продуктивно, так как это деятельность, преследующая определенную цель. Студенческая сессия – это марафон на произвольное запоминание.

Факторы, влияющие на запоминание.

1. Установка. Существуют разные варианты установок: запомнить надолго, запомнить до экзамена, запомнить в основном, запомнить буквально, запомнить основные мысли и так далее. Основная особенность установки – она должна быть четкой, позитивной, бодрящей. Вроде бы мелочь, но экспериментально установлено, что наличие установки очень облегчает процесс запоминания.

2. Объем материала. Как ни странно, но лучше запоминать материал большими объемами. Объемный материал запоминать трудно, но вспоминается больше. Учить нужно не абзацами, а параграфами. При воспроизведении выстраивать логически и прослеживать связующие формы.

3. Осмысленность запоминаемого материала. Для взрослого человека приоритетна логика и мышление, поэтому запоминается только осмысленный, понятый материал. Механическое запоминание совершенно не осмысленное и не характерно для взрослого человека.

4. Эффект «края», или «краевой эффект памяти. Суть в том, что начало и конец любого материала запоминается лучше. Часто этот эффект используют при написании учебников. В этом варианте информация будет повторена трижды. Это не для того, чтобы студент понял, а для того, чтобы запомнил.

«Краевой эффект» памяти состоит еще в том, что информация о незнакомом человеке лучше. О знакомом человеке мы лучше запоминаем последнюю информацию.

5. Распределение во времени. Суть в том, что материал лучше запоминается не концентрированно, а распределено. Сначала делаем первый подход к материалу информации, потом второй, а потом третий. Все подходы через промежуток в 24 часа.

6. Окружающая обстановка и местоположение. Человек устроен таким образом, что в какой ситуации он воспринимает информации, в той ему лучше и воспроизводить. Например. Если студент готовиться к экзамену лежа, то и сдавать ему лучше в такой же позиции.

7. Фактор повторения. Во время повторения важно оторваться от текста и не подглядывать. Иначе при воспроизведении материала будет требоваться «опора для глаз». Воспроизведение должно быть свободным. Прочитал, выделил опорные пункты и рассказал. Важно, чтобы глаза не искали текст, не упирались в него. Хорошо писать шпаргалки. Это дает возможность в маленьком ресурсе излагать большой объем информации.

8. Концентрация внимания. Когда мы вводим информацию – часто бываем, рассеяны, нам трудно сосредоточиться и удержать внимание на выбранной теме. Только при полной концентрации внимания можно получить при запоминании положительный результат. Для усиления концентрации также используются различные приемы.

2.Сохранение - как второй процесс памяти. Это процесс динамический, если информация введена в память, это не означает, что она там просто лежит мертвым грузом. С поступившей информацией всегда происходят преобразования. Именно процесс сохранения информации предполагает самостоятельную жизнь материала, введенного в память. Выделяют способы организации введенной информации.

Другой способ – это ассоциативная организация материала. Ассоциация означает связь, соединение. Она предполагает группировку. У нас бывают ассоциации по пространственной смежности. Или ассоциации по временной смежности. А так же по схожести признаков, причинно-следственные, по контрасту и так далее.

3.Забывание – как процесс памяти. Это очень необходимый процесс для работы памяти. Это процесс исключения информации. Человек в этом процессе начинает обобщать и уходить от мелких, незначительных деталей. Также забывание необходимо для того, чтобы справиться с травматическими ситуациями в своей жизни.

 

Итак, забывание необходимый процесс и на него так же влияют некоторые факторы. Первое – возраст. С возрастом человек прекращает впускать информацию, потому что голова уже достаточно перегружена. Человек как бы отграничивается от стимулов внешней среды. Есть исследования, которые доказывают, что когда человек перестает воспринимать информацию из внешнего мира и концентрируется на своем внутреннем мире, он начинает вырастать в мудрости. Внутри уже все есть для этого, надо только в это поверить.

Второе – характер информации. Человек забывает ту информацию, которая не используется. Очень сильно влияет на забывание характер предшествующих и последующих событий. Например. Если вас выбили из колеи, а вы пришли что-то учить, то это не получится. Или, если вы что-то выучили, но произошло какое-то экстремальное событие, то эта информация тоже может стереться.

Существует такая форма забывания – как активное забывание. Это явление исследует психоанализ, называя его вытеснением. Здесь речь идет о том, что забывание бывает мотивировано. В тех случаях, когда человек не может справиться с какой-то травматической ситуацией, психика убирает эту информацию из поля сознания, вытесняет.

4.Воспроизведение – последний процесс памяти, который предусматривает воссоздание сохраненного в памяти материала. Выделяют разные формы. Узнавание – это актуализация материала с опорой на предмет. ТО есть в поле зрения появляется какой-то предмет и человек начинает присматриваться к нему, пытаясь узнать. В узнавании обязательно присутствует объект.

Собственно воспроизведение – это тогда, когда от нас требуется дать ответ на основе собственной памяти.

5.Припоминание. В случае припоминания у человека есть уверенность, что он знает, но никак не может припомнить и воспользоваться этой информацией. Припоминание может быть мучительным и болезненным процессом, потому что есть информация, есть в ней потребность, но нет доступа к этой информации. Чтобы актуализировать припоминание, используют два приема. Во-первых, делается попытка выстроить ассоциативные связи и по ним осуществить припоминание. Во-вторых, можно просто прекратить процесс припоминания, и необходимая информация сама всплывет в памяти.

Подготовка на экзамене. После того, как вытащен билет, рекомендуется писать все, что приходит в голову по ассоциациям. Делаются наброски, а потом материал логически упорядочивается. Далее необходимо слушать то, что отвечают другие и вписывать это в свой ответ, взяв то, что необходимо. Именно то, что отвечают другие студенты, может стать опорой для припоминания, это освежает собственную память.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: